ЗАНЯТИЕ №17
ТЕМА: ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 17 «ОБЩЕСТВО КАК СТРУКТУРА»
Основные подсистемы общества: экономика, политика, культура.
В процессе деятельности люди устанавливают друг с другом различные отношения. Иначе и быть не может, ведь только общество в целом обладает свойством самодостаточности.
«Каждый индивид своими силами может удовлетворить только часть потребностей. Для удовлетворения остальных он вынужден обращаться к другим индивидам и вступать с ними во взаимодействие». Множество связей и отношений в реальной жизни переплетены. Для необходимого теоретического анализа они разделены на группы:экономика, политика и культура.
А) ЭКОНОМИКА:
Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг.
В процессе материального производства между людьми устанавливаются производственные отношения:
-отношения собственности,
-распределения,
-обмена.
Они определяют возможности людей и социальных групп в получении своей доли товаров и услуг (например, квалифицированный рабочий получает за свой труд больше, чем неквалифицированный ит.д.).
Экономические отношения тесно связаны с экономическими интересами. Каждый желает дороже продать свои ресурсы и дешевле купить все необходимое для удовлетворения собственных потребностей. Скажем, работник хочет наняться к тому хозяину, у которого выше зарплата, но, придя а рынок, он будет выбирать товар подешевле.
Экономические интересы тесно связаны и потребностями людей. Последние включают в себя то, что человеку необходимо для жизни (пища, одежда, общение, развлечения…).
В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей. Например, заработать деньги можно устроившись на вторую работу или занявшись бизнесом. Каждый стремиться найти оптимальный для себя способ деятельности.
Экономические отношения - это взаимодействие людей с целью реализации их интересов.
Они составляют основное содержание экономической жизни общества, где действуют как объективные так и субъективные факторы.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ: средства производства, экономические отношения, экономические законы, которые существуют и действуют независимо от сознания людей.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ: цели и ценности, идеи и психология субъектов экономической деятельности.
Осознание объективных тенденций и рациональное воздействие на экономическую систему может способствовать развитию общества в целом.
Анализ материально-производственной сферы в философии в основном основывается на учении К.Маркса. Он считал, что экономические отношения являются главными и определяют все остальные типы отношений. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс вообще.
Критике подвергается положение об определяющем воздействии экономики на духовную сферу жизни общества.
Конечно, общественное сознание оказывает значительное влияние на производственную деятельность людей. Почему одна экономическая модель в разных странах даёт различный эффект? Перенесённые на новую почву принципы экономической деятельности не вызывают ожидаемых результатов. И дело не в уровне развития производственных сил, а в особенностях национального характера, религии, стереотипов мышления.
Необходимо отметить радикально изменившийся характер трудовой деятельности людей. Знания превращаются в основной фактор производства, растёт значение творческих способностей работника, встаёт необходимость непрерывного образования и повышения культурного уровня личности. Иным содержанием наполняются отношения собственности. В рыночные структуры оказываются втянутыми не только материальные средства, но и продукты духовной деятельности. Достойный уровень жизни обеспечивается не только собственникам средств производства, но и обладателям интеллектуальных ресурсов. Всё это свидетельствует о не меньшем значении сознания и культуры для развития экономики. Поэтому, какой тип общественных отношений является базисным, не имеет однозначного ответа.
Б) ПОЛИТИКА:
Политика пронизывает все сферы общественной жизни. Французский писатель Ш.Монталамбер сказал: «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами». Без неё не может существовать ни одна социальная система. Где есть люди с их разнообразными потребностями и интересами, там возникает необходимость поиска общего согласия, там возникает ПОЛИТИКА.
В основе политической деятельности человека лежат его интересы, прежде всего социально-экономические. У различных групп общества есть общие интересы. Например, для учителей – низкая зарплат, для молодёжи – проблема трудоустройства. Как исправить положение? Необходимо принятие законов, которые подняли бы уровень жизни одних и других. А для этого надо заняться политикой, поскольку законы принимает государство. Осознание общих потребностей и объединение усилий для их удовлетворения ведёт к возникновению политических интересов и политической деятельности.
Отношения, связанные с осуществлением общих интересов, складываются вокруг ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Именно она одним позволяет господствовать, а других вынуждает подчиняться. Соответственно и возможности реализации интересов различные. На почве этой разницы возникают СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ– любые виды борьбы между индивидами, цель которых-достижение(либо сохранение)средств производства, экономической позиции, власти либо других ценностей, пользующихся общественным признанием; а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного или мнимого противника.
Бесконфликтного общества не существует. Политика как раз и призвана согласовывать интересы отдельных людей и социальных групп, разрешать конфликты между людьми и направлять их деятельность к какой-то коллективной цели.
В центре политической жизни всегда стоит проблема ВЛАСТИ. ВЛАСТЬ – это способность человека или группы утверждать собственную волю с помощью авторитета, права, насилия. ВЫСШЕЙ ФОРМОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ является власть государственная. Однако любая власть сильна только в том случае, если её законность признаёт большинство общества. Всем должно быть очевидно, что решения принимают те, кто имеет на это право. В политике всегда существует опасность превышения власти. история 20 века знает множество подобных примеров. Поэтому деятельность любой политической системы должна основываться на ЗАКОНАХ, а приоритетным принципом следует признавать обеспечение прав человека. Однако каждый должен осознавать границы своей свободы и признавать такие же права у других людей.
Политическая деятельность людей проходит в рамках различных политических институтов, отношений и норм, основываясь на определённых политических установках и духовных ценностях культуры. Все вместе они представляют ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВА.Она взаимодействует с другими подсистемами, интегрируя их в единое целое. литическая система не должна подавлять другие социальные сферы. Её задача состоит в обеспечении стабильности и развития общества.
В) КУЛЬТУРА:
Культура составляет основу ДУХОВНОЙ ПОДСИСТЕМЫ. Под духовной жизнью понимается область бытия, которая формируется человеческим сознанием: представления, переживания, идеи, ценности составляют её содержание.
Эта сфера жизни общества включает:
А) духовное производство,
Б) духовное общение,
В) общественное сознание.
ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО рассматривается по аналогии с материальным, как тип деятельности людей по удовлетворению духовных потребностей и реализации духовных интересов. Оно порождает свои общественные отношения – эстетические, религиозные, нравственные и т.д. Различия между этими типами деятельности всё же существуют: потребности в освоении культуры не даны человеку от рождения, они появляются в процессе социализации.
ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ- это деятельность по обмену, распространению знаний (образование), идеалов (воспитание), информации, по приобщению у к духовным ценностям. Средствами духовного общения выступают речь, мимика, межличностные переживания чувств, письменность, СМИ.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – это зафиксированные в различных духовных формах, исторически сохраняемые и накапливаемые в массовом сознании и психологии людей знания, оценки, формы и способы освоения и постижения мира, опыт понимания самих себя, принципы отношений в обществе. Проблема общественного сознания традиционно вызывет полемику в философии. Приверженцы Маркса утверждают, сто общественное сознание – это отражение общественного бытия. Образы, идеи, знания обладают значительной самостоятельностью, однако «автономия духовной деятельности людей не означает её полного суверенитета».
Другая точка зрения обосновывает определяющую роль сознания в жизни общества. так, Сорокин считал: «Человеческое общество, вся культура и вся цивилизация в конечном счёте есть не что иное, как мир понятий, застывший в определённых формах». В основе человеческой деятельности лежат и объективные и идеальные цели. Люди не могут существовать, если не будут удовлетворять свои насущные потребности. Но они перерастают быть людьми, когда прекращается работа мысли.
В структкре общественного сознания рассматриваются две пары уровней:
· ОБЫДЕННЫЙ и ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ,
· ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ и ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ОБЫДЕННОЕ – это повседневное, «житейское» сознание, не стремящееся дойти до сути вещей. В нём преобладает эмоциональная сторона, называемая общественной психологией. Это чувства, настроения, эмоции, иллюзии …
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – выступает в обобщенном, систематизированном виде как специально разработанная теория. Оно отражает наиболее существенные стороны бытия и является результатом деятельности специалистов. Его основу составляет наука и идеология.
ИДЕОЛОГИЯ – система идей, взглядов, ценностей, выражающая интересы определённой социальной общности. Задавая цели и ценностные ориентиры, идеология обосновывает правильность того или иного курса страны. Однако опасна ситуация, когда подавляются все формы инакомыслия.
В зависимости от видов духовной деятельности выделяют следующие ФОРМЫОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ:
· экономическое,
· политическое,
· правовое,
· моральное,
· научное,
· философское,
· художественное,
· религиозное.
В повседневной жизни чёткого разделения не существует, обыденное сознание отражает события целостно, одновременно с нескольких точек зрения.
Духовная деятельность является стержнем культуры.
КУЛЬТУРА – специфический способ человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношении людей к природе и между собой.
2. Типология общества (Использовать сравнительную таблицу характеристик различных типво общества).
Всё многообразие обществ социологи разделили на определённые типы.
Несколько типов общества, объединённых сходными признаками или критериями, составляют ТИПОЛОГИЮ.
В социологии принято выделять несколько типологий
Если в качестве главного признака выбирать ПИСЬМЕННОСТЬ, то все общества делятся на:
· ДОПИСЬМЕННЫЕ, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать;
· ПИСЬМЕННЫЕ, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.
Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена не знакомы с ней.
Не знающие письменность народы называются ДОЦИВИЛИЗОВАННЫМИ.
Согласно второй типологии, где основным критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения, общества делятся на 2 класса:
· ПРОСТЫЕ: в них нет руководителей и подчинённых, богатых и бедных (первобытные племена). Они появились 40 тыс. лет назад, это государственные образования.
· СЛОЖНЫЕ: имеется несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Здесь не просто появляются руководители и подчинённые, они составляют противоположные страты – господствующую и зависимую. Возникшее неравенство закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчком к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института – государства. Произошлоэто примерно 6 тыс. лет назад.
ВЫВОД: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными
В основании третьей типологии лежат способ добывания средств существования:
· ПРОТООБЩЕСТВО: самый древний способ добывания средств существования – охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп. По времени оно самое продолжительное – сотни тысяч лет.
· ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ или АГРАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: появилось скотоводство и огородничество, затем – земледелие; приручение диких животных пришло на смену охоте. Скотоводы вели кочевой образ жизни, земледельцы – оседлый.
С земледелием также связано зарождение государства, городов, классов, письменности – необходимых признаков ЦИВИЛИЗАЦИИ.
· ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (МИШИННАЯ ИНДУСТРИЯ): возникла 200 лет назад.
· ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: по мнению многих учёных возникло в 70-е гг. 20 века, но не везде, а лишь в самых развитых странах в США и ЯПОНИИ. В таком обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания: роботизированные производства, гигантские супермаркеты.
В середине 19 векаК.Маркс предложил свою типологию обществ.
Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединённые двумя ведущими признаками – способом производства и формой собственности, составляют одну ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ФОРМАЦИЮ. Человечество прошло 4 формации:
· первобытную,
· рабовладельческую,
· феодальную,
· капиталистическую
· пятой объявлена – коммунистическая, которая должна была возникнуть в будущем.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Её автором считают американского социолога Д.БЕЛЛА.
Он подразделил всемирную историю на 3 стадии:
· ДОИНДУСТРИАЛЬНУЮ,
· ИНДУСТРИАЛЬНУЮ,
· ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ.
Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальные институты,политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура.
В ДОИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ, которое ещё называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью, армией как главными институтами.
В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.
Переход от индустриального к постиндустриальному сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства.
Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному делению. Собственность как критерий социального неравенства, теряеь своё значение, решающим становится уровень образования и знания.
ВОПРОСЫДЛЯ САМРСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО ТЕМЕ 17
«ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА»:
* Перечислите основные подсистемы общества? (экономика, политика, культура)
* Что представляет собой экономическая жизнь общества? (производство, распределение, обмен и потреблением предметов и услуг)
* От чего зависят экономические отношения? (от экономических интересов)
* Чем определяются экономические интересы? (потребностями людей)
* Перечислите объективные факторы, которые влияют на экономическую жизнь общества? (средства про-ва, экономические отношения, экономические законы,)
* Кто является автором учения, об экономических отношениях, как главных и определяющих все остальные типы отношений? (К.Маркс)
* Какие изменения в характере трудовой деятельности произошли на современном этапе? (Знания превращаются в основной фактор производства, растёт значение творческих способностей работника, встаёт необходимость непрерывного образования и повышения культурного уровня личности).
* Что лежит в основе политической деятельности? (социально-экономические интересы человека и общества)
*Основная цель политики? (Политика как раз и призвана согласовывать интересы отдельных людей и социальных групп, разрешать конфликты между людьми и направлять их деятельность к какой-то коллективной цели.)
* Какая проблема стоит в центре политической жизни? (проблема власти)
* Что такое власть? (это способность человека или группы утверждать собственную волю с помощью авторитета, права, насилия)
* Назовите высшую форму политической власти? (государственная)
* Перечислите элементы духовной сферы жизни общества? (духовное про-во, духовное общение, общественное сознание)
* Что такое духовное про-во? (тип деятельности людей по удовлетворению духовных потребностей и реализации духовных интересов).
* Что такое духовное общение? (это деятельность по обмену, распространению знаний (образование), идеалов (воспитание), информации, по приобщению у к духовным ценностям)
* Что такое общественное сознание? (это зафиксированные в различных духовных формах, исторически сохраняемые и накапливаемые в массовом сознании и психологии людей знания, оценки, формы и способы освоения и постижения мира, опыт понимания самих себя, принципы отношений в обществе).
* Какие типы общества вы знаете? (дописьменные и письменные; простые и сложные; протообщества; аграрная цивилизация; индустриальное общество; постиндустриальное общество)
* Что лежит в основе деления общества на общественно-экономические формации? (способ производства и форма собственности)
* Охарактеризуйте синтетическую модель Д.Белла? (В ДОИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ, которое ещё называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью, армией как главными институтами.
В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.
Переход от индустриального к постиндустриальному сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства.
Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному делению. Собственность как критерий социального неравенства, теряеь своё значение, решающим становится уровень образования и знания).