Особенности избирательного права в Республике Беларусь.




ЗАНЯТИЕ № 28

ТЕМА: СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ДЕМОКРАТИИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные: сформировать понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество», «избирательная система», «избирательное право», «избирательный процесс»; сформировать знания об основных признаках, функциях и формах государства; используя полученные знания, характеризовать государственное устройство, формы правления РБ, доказать наличие в Беларуси правового, социального, гражданского общества; показать особенности избирательной системы в РБ.

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, умение выстраивать логические умозаключения, оценивать результаты учебной деятельности, выделять главное и систематизировать материал при работе с научными текстами.

Воспитательные: создавать условия для формирования у уч-ся политической культуры, активной жизненной позиции, стремления к самопознанию, развитие коммуникативных навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема «Государство общество», схема «Структура государства», задания для самостоятельной работы (карточки 15 шт.)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: «Основы права»

ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала

ФОРМА (вид) ЗАНЯТИЯ: лекция

ЭПИГРАФ:

Достоинство государства в конечном счёте зависит

от достоинства образующих его личностей.

Дж. Милль

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

1. Приветствие

2. Проверка подготовленности к занятию.

II.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ. МОТИВАЦИЯ:

Необходимость демократизации общественной жизни, становление РБ как самостоятельного, суверенного государства, её национальное возрождение, усиление борьбы за власть новых политических элит диктует необходимость расширения и систематизации знаний о политике.

Особенно актуально политическое образование молодёжи, которая в скором времени будут сталкиваться с политикой не только в качестве граждан своей страны, но и в качестве специалистов в области экономики, коммерческого бизнеса, многим придётся принимать решения в сложных и динамично развивающихся политических ситуациях. Основные понятия по данной теме вы изучали ещё в базовой школе.

Поэтому задача на данном этапе – помочь соединить знания, полученные в базовой школе, с умением анализировать современные формы государства, гражданского общества, формы отношений между обществом и государством.

ГОРАЦИЙ: «Кто является добрым гражданином? – то, кто соблюдает решения отцов, права и Закон».

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:

План лекции:

Основные концепции происхождения государства.

Признаки и функции государства.

3. Формы государства:

Формы правления.

Формы национально-территориальной организации государств.

Формы государства по типам политических режимов.

Понятие гражданского общества и правового социального государства.

Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс: понятие, сущность, значение.

Особенности избирательного права в Республике Беларусь.

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:

Предварительный контроль знаний:

1. Что такое государство? (политико-территориальная организация (основной политический институт), возникающая на определённом этапе развития общества, обладающая верховной властью на территории страны, призванная обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной).

2. Кто автор и в чём сущность договорной концепции возникновения государства? (Т.Гоббсом, Дж.Локком, Ж-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др., государство возникает в результате своего рода соглашения, пакта, заключённого между сувереном (правителем) и его подчиненными для организации общественного порядка и нормального течения жизни).

3. Перечислите внеклассовые источники возникновения государства? (экологический, демографический, внешние, психологический)

4. Перечислите атрибуты государства. (ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, АППАРАТ (система государственных институтов), НАЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, НАЛОГИ, СУВЕРЕНИТЕТ, МОНОПОЛИЯ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО).

5. Назовите внутренние функции государства. (экономическая, культурная, социальная, обеспечения порядка)

6. Чем отличается монархия от республики?

7. Какие виды монархий вы знаете? (абсолютная, ограниченная, теократическая, выборная)

8. Чем отличается президентская республика от парламентской?

9. Какие существуют формы государственного национально-территориального устройства? (унитарное, федеративное, конфедеративное)

10. Чем отличается федерация от конфедерации?

11. Охарактеризуйте форму государства РБ? (унитарное, демократическое гос-во, смешанная республика)

12. О каком типе государства идёт речь: социальный организм, представляющий собой совокупность неполитических отношений, ограждённых законодательством от регламентации их функционирования со стороны государственной власти. (гражданское общество)

- государство, ограниченное в своих действия правом, защищающим свободу, безопасность, достоинство личности и подчиняющим власть воле народа. (правовое гос-во)

- государство, которое стремится к обеспечению достойных условий жизни своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, достижению социальной справедливости и защищённости. (социальное гос-во)

 

13. Перечислите признаки правового государства. (самоограничение, верховенство закона, принцип приоритета прав человека, характеризуется равенством всех перед законом, признаётся ценность и достоинство человека,на легитимном законе, взаимная ответственность государства и личности, характеризуется приоритетом дозволения над запретом, действует принцип разделения властей)

14. Что такое избирательная система? (это совокупность норм, правил и приёмов, определяющих порядок проведения выборов и избрания представительных органов власти, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты).

15. Назовите виды избирательных систем, дайте им характеристику. (мажоритарные, пропорциональные, смешанные и система представительного меньшинства)

16. Какая избирательная система установлена в РБ? (мажоритарная система абсолютного большинства)

17. Каковы условия реализации прав избирать и быть избранным в РБ? (гражданство РБ и возраст не менее 18 лет).

18. Какие категории граждан нашей страны лишены права участвовать в выборах? (недееспособные, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы)

19. Охарактеризуйте основные принципы избирательного права в РБ? (всеобщие, свободные, равные, прямые, тайные)

20. Перечислите стадии избирательного процесса?

21. Чем прямые выборы отличаются от косвенных? Проводятся ли косвенные выборы в нашей стране?

22. Что такое референдум? Какие виды референдумов существуют? Чем референдум отличается от выборов? (голосование по основным вопросам жизни гос-ва и общества; республиканские и местные)

23. Когда в РБ проводились референдумы? Какие вопросы на них обсуждались? (1995г., 1996г., 2004г.)

Вопросы для дискуссии:

1. Беларусь не имеет традиций правового государства. Возможно, опыт развития политических систем западноевропейский государств нам не подходит?

2. Имеются ли в белорусском обществе предпосылки для реализации известной формулы: «Частная собственность – независимый гражданин – гражданское общество – правовое государство»?

3. Какие социально-культурные особенности развития общества приводят к формированию традиции правового нигилизма?

4. Какими рамками должно быть ограничено естественное право человека?

5. Можно ли утверждать, что закон не всегда является правовым?

6. В чём, по-вашему, заключается функция закона: запрещать вредные для общества действия или разрешать определённые действия?

7. В работе «О духе законов» Ш.Монтескье писал: «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина».

Что именно, по мнению Монтескье, даёт эту свободу?

Работа в группах, решение ситуативных заданий: (раздаточный материал – 15 шт.)

V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ:

1. Анализ работы группы.

2. Выставление оценок и их комментирование.

3. Рефлексия:

Что нового я узнал на занятии? Что хотелось бы изучить подробнее? Что осталось не усвоенным? Что может быть использовано в будущей профессиональной деятель?
1)…. 2)…. 3)… 1)…. 2)…. 3)….. 1)…. 2).... 3)…. 1)….. 2)….. 3)…….

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Антанович Н.А. Политология: конспект лекций, Мн., 2008, стр. 43-49, 90-94 (избират. система); подготовить 10 вопросов по теме.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бабко Г.И. Основы социально-гуманитарных наук: УМК / Мн, 2005 стр. 462-501

2. Канашевич Н.М. Основы политологии / Могилёв, 1997

3. Мельник В.А. Политология/ Мн., 1996

4. Бугрова И.И. Правовое государство. Политическая система РБ/ Мн., 1997

5. Большаков В.И. Общество и политика: современные исследования СПб., 2000

6.Избирательный кодекс РБ. Ведомости Национального собрания РБ. 2000г., №6, ст. 47

7. Конституция РБ 1994г. с дополнениями 1996г.

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 28 «СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ДЕМОКРАТИИ»:

1. Основные концепции происхождения государства:

Термин «государство» имеет несколько возможных значений.

Во-первых, ГОСУДАРСТВО – это организация большой общественной группы. В этом случае понятие «гос-во» будет стоять в одном ряду с такими понятиями как «страна», «нация», «общество», «Родина».

Во-вторых, ГОСУДАРСТВО – это система связей и взаимоотношений внутри общества во всём многообразии форм и структур власти. Тогда понятие «гос-во» отождествляется с «системой учреждений», «правительством», «аппаратом власти».

В третьих, ГОСУДАРСТВО – это совокупность юридических норм, правил, регулируемых органами государственной власти.

Объединив эти характеристики, мы дадим обобщенной определение понятию «государство»

ГОСУДАРСТВОполитико-территориальная организация (основной политический институт), возникающая на определённом этапе развития общества, обладающая верховной властью на территории страны, призванная обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной.

Существуют различные концепции, объясняющие причины возникновения, значение роли государства в жизни общества.

Государство возникает в результате процессов, происходящих в структуре человеческого общества. Поэтому гос-во – явление историческое.

Представления о начале государственности весьма различны. На заре человеческой цивилизации господствующими были представления о том, что земные порядки, в том числе и государства, - установление Божие. В АнтичностиАристотель высказал мысли о естественном происхождении государства. В своём трактате «Политика» он выразил мнение, что вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общения. Цель создания государства – общение между семьями и родами ради благой жизни.

ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА абсолютизировала тезис о предопределённости возникновения гос-ва. Христианская традиция трактовала наличие государства как «промысел Божий», божественное установление, ниспосланное людям для их блага. В средневековье богослов Фома Аквинский сделал важное уточнение, что божественный генезис идеи государства не распространяется на конкретные акты государственных деятелей, которые не должны оправдывать решительно все свои деяния божественным предопределением.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОС-ВА предложена в 18 веке английским учёным Р.Фильмером. В его интерпретации государство появляется путём механического соединения различных рядов в отдельные племена, племён – в союзы, и так вплоть до появления большой целостной общности – государства.Основной связью между государством, обществом и человеком является принцип опекунства, отеческой заботы старших над младшими.

Примерно в то же время широкое распространение получила ДОГОВОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ, разработанная Т.Гоббсом, Дж.Локком, Ж-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др. Согласно теории «общественного договора», государство возникает в результате своего рода соглашения, пакта, заключённого между сувереном (правителем) и его подчиненными для организации общественного порядка и нормального течения жизни. Т.Гоббс считал, что естественное состояние человеческого общества издревле определялось формулой «война против всех», т.к. человек эгоистичен, жаден, честолюбив. Гоббс подсказывает людям выход: отказаться от части своих прав и передать их по договорённости определённому лицу или группе лиц. Последние представляют собой государство, которое способно положить конец «естественному состоянию» и является гарантом мира между людьми.

Ж.-Ж.Руссо приходит к выводу о том, что имеет право расторгнуть старый общественный договор и заключить новый – честный и справедливый. Убедительной иллюстрацией действия «общественного договора» служит политическая практика древнерусских городов – республик, заключивших договоры с князьями, которые на определённых условиях осуществляли регламентированные функции государственного управления.

В 19 веке нашла распространение ТЕОРИЯ ЗАХВАТА (Краковский и Гумплович), объяснявшая происхождение государства потребностью в подчинении более сильными и сплочёнными группами людей более слабых и разобщённых. Фактор борьбы и насилия выдвигался как основной движущийся механизм общественных изменений.

Государство, согласно этой схеме, должно поддерживать господство и управление сильных над слабыми. Появление этой теории обусловлено социальным дарвинизмом – течение, перенесшим борьбу и эволюцию видов в природе на социальную сферу жизни человеческого общества.

Следует особо выделить СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.

Первым философом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда был Платон. Совершенный вид эти идеи приобрели у К.Маркса, Ф .Энгельса, В.И. Ленина. На первый план они выдвигали процессы разделения труда в обществе, возникновения частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на классы. Ленин указывал, что государство – это продукт и проявление непримиримости противоречий.

Значительный вклад в изучение процессов возникновения и развития государства внесла современная школа политической антропологии. (Г.Кассен, М.Фрид, М.Саллинз). Они используют в своих работах обширный эмпирический материал, на основании которого делают выводы о феномене вождизма. Старейшины родов и племён, авторитетные воины, князьки, вожди образуют прослойку людей, основной функцией которых становится поддержание порядка и регулирование жизненных процессов и конфликтов общности. Помимо социальных и экономических факторов политическая антропология придаёт значение и ВНЕКЛАССОВЫМ ИСТОЧНИКАМ ГОСУДАРСТВА: экологический, демографический, психологический факторы и факторы внешней угрозы:

· ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ фактор – природно-климатическая зона обитания данной общности, которая стимулирует или препятствует появлению условий для социально-экономического неравенства. Это, в свою очередь, влияет на процессы и формы государственности.

· ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ фактор, фиксируя плотность и численность населения, миграционные процессы, обстоятельства и условия расселения людей в регионе, определяет количественный и качественный потенциал сообщества людей, глубину общественной коммуникации.

· ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ фактор представляется серьёзным слагаемым в изучении процессов возникновения государства у тех или иных сообществ людей. Чем, например, объяснить отсутствие самостоятельного государственного образования у цыган?

· Воздействие ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ на возникновение государства представляется очевидным и неоспоримым. Комплекс «врага» всегда выступал как фактор, стимулирующий развитие индустриальных структур в общественной жизни.

 

Подводя итог проблеме обнаружения истоков государства, необходимо заметить, что среди факторов, известных современной науке, вряд ли можно обозначить какой-либо один, который следует считать главенствующим.

 

2. Признаки и функции государства:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: