ПРИЗНАКИ (АТРИБУТЫ) ГОСУДАРСТВА.




Ключевыми составляющими элементами или атрибутами любого государства являются: ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, АППАРАТ (система государственных институтов), НАЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, НАЛОГИ, СУВЕРЕНИТЕТ, МОНОПОЛИЯ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО (исключительное право государства издавать законы и др. нормативные акты, общеобязательные для всей страны).

ТЕРРИТОРИЯ – это пространственная основа государства.

Территориальные пределы данного государства могут меняться во времени в силу в силу приобретения или утраты тех или иных частей государства. Внешние границы устанавливаются, как правило, формально-договорной процедурой, предлагающей механизм демаркации (размежевания земель с указанием их принадлежности на географических картах и на самой местности). Стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является определяющим условием сохранения государства.

НАСЕЛЕНИЕ – это сообщество людей, проживающих на территории данного государства, которое отличает множество специфических национальных, социально-экономических и социокультурных характеристик. Они существенным образом влияют на внешний облик – формы и типы конкретной государственности. Существует проблема взаимоотношений между народом и властью. Народ, как родовое понятие, может быть определён как единственный и естественный источник государственности в данном обществе, члены которого обладают чувством принадлежности к особой человеческой общности, отличающейся от прочих. НАРОД – коллективный феномен, внутри которого имеются «подгруппы», неоднородные по своим социально-экономическим интересам.

АППАРАТ ГОСУДАРСТВА – система органов, воспроизводящих отношения власти и подчинения. Аппарат гос-ва функционирует путём прямого императивного воздействия на все внутренние субъекты, установленные в государстве и обществе на основе юридических норм, которые не бывают нейтральными к интересам различных групп (этносов, классов) данного общества. Государственный аппарат приводит в движение политическую программу стоящей у власти полит. элиты, используя средства прямого и косвенного убеждения и институализированное насилие (тюрьмы, суды, органы правопорядка). Институализированное насилие, как средство поддержания порядка на постоянной основе, является последним аргументом власти и свидетельствует о слабости власти или недостаточном идеологическом оправдании необходимости подчинения людей институтам государственного управления.

 

ЭЛЕМЕНТЫГОСУДАРСТВА

Представительные органы (парламент) Структура государства Исполнительно- Распорядительные органы: президент, премьер, правительство
Надзорно-контрольные органы Судебная система  
Органы охраны Общественного порядка Орган государственной безопасности

Вооружённые силы

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:

Сфера реализации государственных целей применительно ко всем типам современных государств обнаруживается при выполнении ими функций внутренних и внешних.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ выполняются в следующих сферах:

· экономической – государство выступает как организатор, координатор, центр планирования экономических процессов в стране;

· культурной – просвещение, воспитание и пропаганда духовных и морально-этических ценностей, организация науки и спорта;

· социальной – государство обеспечивает социальные гарантии через взаимное страхование, спец. программы помощи и содействия, организует систему социального обеспечения малоимущих, нетрудоспособных и пенсионеров, используя механизмы компенсации (стипендий и др. выплат). Социальная политика находится в центре внимания практически всех государств как средство регулирования и формирования «уровня богатства» посредством налоговой системы;

· обеспечение порядка – элементарное обеспечение правопорядка (преследование преступлений), карающая роль государства в обеспечении «размера» справедливости, охрана общественного строя от деструкций (саморазрушительных процессов внутри общества).

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ государства на международной арене также классифицируются исходя из главных целей его существования и интересов. Приоритетами внешнего характера являются действия, направленные на осуществление следующих функций:

· существования – сохранение целостности, безопасности государства;

· контактность – участи в сотрудничестве при соблюдении правил взаимополезности, автономии и суверенности участников.

 

Формы государства

Формы государства определяются тремя категориями:

- форма правления,

- государственное устройство – отношения между центральной властью и властью на местах,

- политический режим – совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

3.1. Формы правления:

По формам правления государства бывают МОНАРХИИ или РЕСПУБЛИКИ.

МОНАРХИЯ - форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица и передаётся по наследству. Как форма государственного правления предполагает:

· высшая власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица, являющегося главой государства обычно по праву наследования престола. (император, король, князь, герцог, магистр, фараон, султан. шейх, хан..)

· по объему властных полномочий монарха подразделяется на АБСОЛЮТНУЮ (неограниченную или самодержавную) и ОГРАНИЧЕННУЮ (конституционную и дуалистическую).

В АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ все политические решения в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности монарх принимает единолично. Другое дело, что он может советоваться и консультироваться с авторитетными для него людьми и даже на своё усмотрение может создавать те или иные совещательные органы (Государственный совет, Собрание старейшин, Верховный диван), назначать мигн7истров, судей, принимающих решения от его имени. Оман, Саудовская Аравия, Катар.

В КОНСТИТУЦИОННЫХ МОНАРХИЯХ сфера полномочий монарха ограничена выбранными представительным органом законодательной власти (парламент, дума, вече…) Правительство подотчётно не монарху, а парламенту и создаётся партией, полбедившей на выборах.– Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Япония

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ – государство, где монарх наделён преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной – Иордания, Кувейт, Марокко.

ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ МОНАРХИИ – Ватикан.

ВЫБОРНЫЕ МОНАРХИИ – Речь Посполитая в 16-18 вв., ОАЭ, Малайзия.

В настоящее время в большинстве конституционных монархий, особенно в европейских королевствах, реальный акцент в о властных полномочиях смещён в пользу выборных парламентов и правительств, а монархии выполняют в основном представительные функции.

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – форма правления, когда высшие органы власти формируются на выборной основе.

Цицерон: «Республика является делом народа».

При этом в каждом государстве, в силу установленной основным законом государства, республика приобретает свои черты.

По объему полномочий и компетенций ветвей власти различают следующие модели:

-президентская республика,

-парламентская республика,

- смешанная республика,

- республика советского типа.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. – США, Бразилия, Аргентина, Мексика.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ:

· президент – глава государства,

· и президент, и парламент избираются всенародно и независимо друг от друга,

· президент самостоятельно формирует правительство, руководит его деятельностью, ведет его заседания и при этом обладает решающим голосом;

· отдельные ветви власти – законодательная (парламент) и исполнительная (правительство) – обладают значительной самостоятельностью. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга.

Президентская форма правления имеет свои преимущества.

Во-первых, президент избирается всем народом и несёт персональную ответственность за всё, что происходит в стране.

Во-вторых, возрастает возможность быстрого и своевременного принятия решений.

В-третьих, в президентской республике более строгое разделение властей, т.е. гарантии против злоупотребления ею.

Основные недостатки:

· власть президента может обернуться единоличной диктатурой;

· увеличивается вероятность конфликтов между законодательной и исполнительной властями;

· данная форма правления зависит от интеллектуальных, нравственных, да и просто физических качеств одного человека.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту. – ФРГ, Италия, Австрия, Индия.

*большие полномочия сосредоточены в руках парламента.

* глава правительства в парламентской системе фактически является главой государства.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

Во-первых, основной объем власти сконцентрирован в руках одного органа власти. Для принятия решения в данном случае требуется большинство голосов в парламенте.

Во-вторых, в парламентской системе менее вероятны конфликты между ветвями власти.

В-третьих, парламент – коллегиальный (коллективный) орган управления, что защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫпарламентской системы:

· непрочность многопартийной коалиции;

· в этой системе парламент не сдерживается и не уравновешивается каким-либо другим органом власти.

 

Как видим, и парламентская, и президентская республики имеют свои неоспоримые достоинства и свои очевидные недостатки. Но в политической практике чаще всего встречаются СМЕШАННЫЕ РЕСПУБЛИКИ, где сочетаются черты президентской и парламентской республик. Правительство несёт двойную ответственность и перед парламентом, и перед президентом. У президента сильная власть. Президент глава государства и верховный главнокомандующий. Правительство формируется из представителей победивших партий, но президент назначает главу правительства и вместе с ним формирует правительство. Парламент может вынести правительству вотум недоверия, президент может распустить парламент и назначить досрочные выборы: Франция, Австрия, Ирландия, Польша, Финляндия, Португалия, РБ.

Каждое государство как бы «примеряет» на себя различные элементы той или иной формы правления и находит подходящее сочетание.

Существенным отличием РЕСПУБЛИКИ СОВЕТОВ как государственно формы правления при диктатуре пролетариата был обратный принцип разделения властей – принцип аккумуляции властных полномочий в одном органе власти – Советах, формировавшихся на основе классовой принадлежности (рабочими, крестьянами, солдатами). Органы советской власти в центре и на местах обладали обладали правом принять к своему рассмотрению любой вопрос и вынести по нему законотворческое решение, они формировали ответственные перед ними органы исполнительной власти (исполкомы, Советы народных комиссаров), которые были полностью подотчётны избравшему их Совету. В условиях однопартийной системы и безальтернативности выборов реальная власть в стране сосредоточена в руках партийного аппарата большевистской партии, которая манипулировала деятельностью и решениями органов советской власти.

 

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:

После обретения суверенитета в 1994г. в РБ был создан целый ряд новых органов власти, определены их взаимоотношения между собой. Некоторые перемены в форме правления произошли после принятия изменений и дополнений к Конституции РБ в 1996г. Президент РБ и нижняя палата парламента (Палата представителей) Национального собрания (парламента) избираются всенародным голосованием. Верхняя палата (Совет республики) - формируется местными органами власти и Президентом.

Президент РБ формирует Совет Министров (правительство). Он определяет структуру правительства, назначает премьер-министра (с согласия Палаты представителей), а также его заместителей, министров и других членов правительства. Кроме того, с согласия Совета Республики Президент назначает Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора и целый ряд других высших должностных лиц.

Парламент РБ даёт (или не дает) согласие президенту на назначение премьер-министра, заслушивает доклады премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет её. палата представителей может выразить вотум недоверия правительству.

В процессе принятия законов президент, Палата Представителей и Совет Республики общаются между собой. Для этого предусмотрен особый порядок.

Президент может распустить парламент в случаях, которые оговорены в Конституции. Со своей стороны, и парламент может досрочно освободить президента от должности (например, в случае государственной измены). Последовательность и сроки такой процедуры оговорены в Конституции.

Таким образом, мы видим, что форма правления в РБ ближе к модели президентской республики, хотя Президент и парламент связаны друг с другом некоторыми взаимными обязательствами.

Ж.Ж.Руссо: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

3.2. Формы государственного устройства (национально-территориальной организации):

Существуют следующие типы форм национально-территориальной организации государств:

· унитарное гос-во,

· федеративное гос-во,

· конфедеративное гос-во.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - единое централизованное государство, отдельные части которого не имеют статуса самостоятельных государств. Его отличает единая система высших государственных органов и правосудия, действующих на всей территории страны, единая Конституция и гражданство; унитарными могут быть как республики, так и монархии: Дания, Швеция, Польша, Франция, Япония, Великобритания, Португалия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: