КОНФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО принято считать более аморфным и неустойчивым, т.к. это политическое объединение государств для координации действий в той или иной сфере при полном сохранении их независимости. Обычно такие объединения возникают в кризисных, экстремальных ситуациях, когда государства видят в конфедерации средство для защиты от внешней опасности или выхода из кризиса. САШ в 1776-1787гг, Швейцария в 1291 – 1848гг.
3.3. Формы государства по типам политических режимов:
Режим означает совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Он образуется под влиянием целого ряда факторов:
- на него влияют цели и задачи политических партий и правящих классов;
-степень остроты классовых и межнациональных противоречий;
-уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.
Для определения режима необходимо сопоставить официальные, конституционные нормы с реальной политической жизнью, провозглашённых целей – с действительной политикой, проводимой в государстве.
Существуют различные классификации, или типологии, политических режимов. современные политические режимы можно подразделить на ТОТАЛИТАРНЫЕ, АВТОРИТАРНЫЕ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ. при этом следует подчеркнуть отсутствие жестких границ между ними и наличие переходных, смешанных форм.
Термин «ТОТАЛИТАРИЗМ» происходит от латинского – весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввёл Б.Муссолини в 1925г. Позже понятие прочно вошло в политологию и служит для обозначения режимов, стремящихся к полному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
В политической сфере для тоталитаризма характерны:
· культ власти,
· монополия одной партии на власть, неограниченная по существу никакими законами и даже уставом самой партии,
· срастание партийного и государственного аппарата,
· культ вождя,
· фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение прав и свобод,
· наличие системы террористической тайной полиции,
· превращение насилия в главное средство политической борьбы.
Основным лозунгом тоталитарного режима является лозунг «Запрещено всё, что не приказано».
В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом.
В духовной сфере особенностью тоталитаризма является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового политического и социального порядка, создание нового типа личности. Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной истины, и поэтому как единственно верное учение носит обязательный для всех характер.
Можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма:
*КОММУНИСТИЧЕСКИЙ,
* ФАШИЗМ,
* НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ.
Как показывает опыт, тоталитаризм не в состоянии длительное время обеспечивать эффективную жизнедеятельность.
АВТОРИТАРИЗМУ присущи следующие черты:
· носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчётны другим государственным органам,
· ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов. Фактически отказ от концепции распределения властей,
· опора на силу,
· ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции,
· отказ от тотального контроля над обществом.
Основным лозунгом режима является лозунг «Разрешено всё, кроме политики».
В экстремальных условиях авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, стабилизацию общества, осуществить быструю реорганизацию общественных структур вопреки сопротивлению консервативных сил, сконцентрировать усилия и ресурсы на решении определённых вопросов.
Понятие «ДЕМОКРАТИЯ » является в политологии одним из ключевых и наиболее распространённых. «Демократия» переводится с греческого как «власть народа». К основным ПРИЗНАКАМ ДЕНМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА относятся:
· проведение свободных выборов,
· признание народа источником верховной государственной власти,
· постоянное и реальное функционирование избранных народом органов власти,
· существование легальной оппозиции,
· наличие реально функционирующей многопартийной системы,
· соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти,
· гласность в работе властей всех уровней, право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина или общественного объединения,
· верховенство закона во всех сферах жизни общества, формирование правового государства,
· представление гражданам широкого круга политических и социально-экономических прав и свобод и юридических гарантий их осуществления.
Основным лозунгом данного политического режима является лозунг «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Трудности демократизации связаны с состоянием политической культуры общества, невозможностью быстро преодолевать старые традиции. Начавшаяся демократизация свидетельствует о том, что и у нашей республики появился реальный исторический шанс найти свой путь к демократии, который позволит ей занять достойное место в демократическом сообществе государств.
4. Понятие гражданского общества и правового социального государства:
Гражданское общество – социальный организм, представляющий собой совокупность неполитических отношений, ограждённых законодательством от регламентации их функционирования со стороны государственной власти.
- совокупность неполитических отношений свободных индивидов и их ассоциаций в различных сферах жизни (экологической, национальной, духовной, религиозной…), деятельность личности, как индивидуальная, так и коллективная, в названных областях жизни должна быть свободной от директивного регулирования со стороны государства.
Возможности и глубина функционирования этих процессов отражают степень демократичности общественно- политической системы. Задача социальной организации общества – создать условия для удовлетворения первостепенных потребностей человека (в одежде, пище, жилье), которое он может и хочет реализовать по своему усмотрению. Понятие «гражданское общество» применимо к сфере частных интересов и потребностей людей. Государство должно признавать право на существование сферы частных интересов: в экономике – рынок труда и капитала, свобода предпринимательства; в национально-духовной сфере – свобода культурной, национальной и религиозной жизни. Все эти проявления реальной жизни находят вне сферы политического контроля со стороны государства. Проблемой становится сочетание и учёт самых разнообразных интересов и потребностей различных социальных сил. Тоталитарные политические режимы абсолютизируют потенциал власти государства, пытаются проникнуть во все сферы общественной и личной жизни.
Гражданское общество - многослойная система с внутренними связями. Часто деятельность общественных объединений и организаций (особенно в сфере культуры, здравоохранения, просвещения, спорта) пересекаются с деятельностью органов гос. власти. Вот почему для определения качественного состояния и уровня развития конкретного общества необходимо выявлять характер и содержание его взаимодействия с государством.
В отличие от тоталитарно-террористических диктатур демократическое государство признаёт и пытается совместить интересы различных составных частей общества, не допустить развития конфликтов до точки кипения.
проблема гражданского общества во многом связана с таким понятием как общественное сознание. действенность гражданских институтов обществ напрямую связано зависит от того, насколько тверда уверенность людей в силе демократических принципов. Именно от потенциала гражданского общества зависят коренные характеристики экономической системы государства. Гражданское общество, в свою очередь, влияет на политическую систему. Чем глубже и разностороннее негосударственные общественные структуры и связи, тем меньше опасности установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.
Качественные характеристики гражданского общества тесно связаны с типом и формой государства, т.е. каково общество, таково и государство, которое оно имеет. Чем весомее удельный вес государственных институтов, тем очевиднее процесс поглощения государством гражданского общества. И наоборот, при расширении функций гражданского общества в сферу общественного регулирования переходят функции государственных структур, а распределительно-командная роль государства уменьшается.
СФЕРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: совокупность экономической, социальной, политической и духовной сферы, т.е. хозяйственные, экономические, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль, а также политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов.
СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:
· социальныен субъекты т.е. отдельные гражданеи их общности (политическтие партии, негосударственные объединения)
· деятельность, т.е. социальная активность граждан. Индивид, в целях удовлетворения своих потребностей, реализует свою деятельность через групповые формы жизнедеятельности людей.
· отношения, т.е. реальные формы взаимодействия людей как внутри общества, так и между обществом и государством. Это горизонтальные, невластные, добровольные связи,
· культура, т.е. образцы деятельности, нормы, традиции, которые регулируют взхаимоотношения индивидов в обществе.
ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:
1. Создаёт условия для удовлетворения базовых потребностей человека.
2. Реализует частные потребности и интересы как отдельных личностей, так и коллективов.
3. Выявляется разнообразие социальных интересов, формируются горизонтальные связи между людьми, устанавливаются их взаимозависимось друг от друга.
4. Через гражданские институты и ассоциации формируются отношения общества и государства и устанавливается механизм обратной связи.
ТИПЫВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА:
Гражданское общество и государство связаны между собой и взаимодополняют друг друга:
А) гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу;
Б) государство - выразитель воли всего народа, оно призвано примирить, совместить эти интересы и обеспечить согласие по важным вопросам общественно-политической жизни.
СХЕМА: ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
Гражданское общество: Гражданская культура, этнические нормы, горизонтальные кооперативно- партнёрские связи, Негосударственные объединения Основа –гражданские объединения и ассоциации | Государство: Политическая культура, конституция, Законы. вертикальные властные отношения, государственные объединения. Основа –политические институты и организации | |
Граждане. Общности граждан | ||
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, ограниченное в своих действия правом, защищающим свободу, безопасность, достоинство личности и подчиняющим власть воле народа.
- это тип государства, в котором функционирует *режим конституционного правления, *существует развитая и непротиворечивая правовая система и *эффективная судебная власть вместе с *реальным разделением властей, *с развитым социальным контролем политики и власти.
Для правового государства характерно:
· самоограничение. Правовое государство берёт на себя лишь жизненно необходимые функции. Среди них – охрана прав и свобод личности, поддержание общественного порядка, создание общих правил для хозяйственной и культурной деятельности. Оно не занимается мелочной опекой и контролем.
· верховенство закона,
· принцип приоритета прав человека, т.е. человек и его права не могут быть принесены в жертву какой-либо общей – государственно, религиозной, идеологической цели и задаче, сколь бы благородными они не казались.
· характеризуется равенством всех перед законом. Речь идёт о каждом гражданине, и о каждой организации.
· действует принцип разделения властей.
· на легитимном законе, т.е. на нормах, которые согласуются с традициями, ценностями и реалиями данного общества, не ущемляют прав одной части населения за счёт другой.
· взаимная ответственность государства и личности,
· характеризуется приоритетом дозволения над запретом, т.е. общество живёт по принципу: «Разрешено все то, что запрещено законом».
· признаётся ценность и достоинство человека.
Вот почему многие страны провозглашают свое стремление к правовому гос-ву. Такое стремление заявила и РБ.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, которое стремится к обеспечению достойных условий жизни своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, достижению социальной справедливости и защищённости.
5. Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс: понятие, сущность, значение. (стр.90-94)
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - это совокупность норм, правил и приёмов, определяющих порядок проведения выборов и избрания представительных органов власти, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Выделяют следующие ТИПЫИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ:
· МАЖОРИТАРНАЯ
· ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ
· СМЕШАННАЯ
· ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО МЕНЬШИНСТВА
При МАЖОРИТАРНОЙ СИСТЕМЕ выборы проходят по принципу большинства. Избранный депутат представляет население территориального округа. В зависимости от того, как понимается большинство, мажоритарные системы бывают 3-х разновидностей:
а) мажоритарная система относительного большинства: признаётся победившим тот кандидат, который собрал по данному избирательному округу самое большое количество голосов избирателей, хотя это может быть и меньше 50%.
Это выборы в один тур. (США, Англия)
б) При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, набравший на выборах более 50% голосов избирателей (например, 50% + 1 голос). Это выборы в два тура если в первом туре никто не набирает 50% + 1голос, то назначается второй тур. в котором принимает участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. В Беларуси существует мажоритарная система абсолютного большинства.
В Беларуси необходимая явка на первый тур парламентских выборов – 50%, на второй – 25% избирателей. На президентские выборы – явка на оба тура – 50% избирателей.
в) Мажоритарная система квалифицированного большинства означает требование набрать количество голосов значительно превышающее половину – например, 2/3 голосов от общего количества избирателей в соответствующем округе.
При ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за политическую партию. И депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом подданных за них голосов – пропорционально количеству голосов избирателей за ту или иную партию, полученных по стране в целом. Избранный депутат представляет не граждан какого-то округа, а всех граждан страны, которые поддержали партию, членом которой он является. Такая система применяется только в условиях многопартийности и имеет свои особенности в каждом государстве.
Пропорциональная система имеет несколько разновидностей:
а) закрытые (жёсткие списки) – избиратели голосуют за весь список кандидатов от партии (Испания, Греция, Португалия, Израиль);
б) открытые списки – в списке кандидатов от каждой партии избиратели могут определять место партийным руководителям (Бельгия, Италия);
в) полужёсткие списки – если партия получает места в парламенте, то первое место обязательно отдаётся кандидату под номером один в списке (Австрия, Нидерланды, Дания);
г) панаширование (смешивание) – избиратель может выбирать кандидатов от разных партий из разных списков (Швейцария, Люксембург).
СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - это когда часть депутатов избирается по мажоритарной, а часть – по пропорциональной системе (Германия, Россия, Украина…)
При СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО МЕНЬШИНСТВА за меньшинством (группа населения, проживающая в определённой местности или имеющая национальные, этнические, религиозные особенности) закрепляется фиксированное количество мест в парламенте.
На выборах различного уровня проявляется равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней - т.е. АБСЕНТЕИЗМ. Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование, Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, гос-ва Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. Голосование рассматривается как гражданский долг.
ВЫБОРЫ – способ формирования органов власти и управления. В процессе выборов граждане выражают свою волю и делегируют властные полномочия избранным представителям.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – механизм организации и проведения выборов на основе избирательного права.
Избирательное право имеет два значения: в объективном смысле – это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти и местного самоуправления; в субъективном смысле – это право граждан избирать своих кандидатов и выдвигать свою кандидатуру в представительные органы власти.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА избирательной системы в РБ – КОНСТИТУЦИЯ и ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС, т.е. законы, регулирующие выборы депутатов Парламента, Президента, депутатов местных представительных органов власти.
ФУНКЦИИ ВЫБОРОВ:
1. Обеспечить участие граждан в управлении страной, реализацию политических прав.
2. Являются механизмом формирования представительных органов власти.
3. Обеспечивают смену власти мирным путём.
4. Посредством выборов население контролирует власть.
В разделе 3 Конституции РБ закреплены основные принципы избирательного права:
1) Всеобщность выборов: участвуют все совершеннолетние граждане, достигшие 18 лет. Не участвуют
* граждане, признанные судом недееспособными,
* содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы,
* содержащиеся под стражей. Они ещё не признаны виновными, поэтому несмотря на то, что не могут участвовать в голосовании, могут быть выдвинутыми кандидатами в депутаты, т.е. они сохраняют право быть избранными в представительные органы власти.
АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – это право избирать. Оно может быть:
А) ПРЯМЫМ – это право граждан самим избирать своих кандидатов.
Б) КОСВЕННОЕ – граждане избирают своих представителей, которые принимают окончательное решение о выборах кандидатов в представительные органы власти.
ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО– право быть избранным. Кто имеет право быть избранным в нашей стране?
Конституция РБ устанавливает два УСЛОВИЯ НАЛИЧИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА:
· гражданство РБ,
· возраст – не менее 18 лет.
ГРАЖДАНСТВО РБ – это устойчивая правовая связь человека с РБ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей.
Право избирать в нашей стране не зависит от таких обстоятельств, как происхождение, социальное и имущественное положение, национальность, пол, образование, отношение к религии.
Граждане РБ имеют право избираться:
в депутаты местных Советов – с 18 лет;
в депутаты Палаты Представителей Национального собрания РБ – с 21 года – прямыми выборами;
В Совет Республики – с 30 лет, при условии проживания на территории своей области, г.Минска не менее 5 лет: косвенными выборами на заседаниях Советов депутатов базового уровня (областных и городских) – по 8 от каждой области + от г.Минска + 8 чел. назначаются Президентом;
Президентом может быть избран гражданин РБ по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ – это установленная законом норма, которая ограничивает участие в выборах тех или иных категорий граждан. Известны различные виды цензов:
- возрастной ценз – ограничение на участие лиц, не достигших определённого возраста;
- ценз дееспособности – ограничение права психических больных людей;
- ценз оседлости – предполагает, что избирательным право обладают граждане, проживающие в данной стране определённое время (Франция – 6 месяцев, США – 30 дней…)
- ценз гражданства – норма, которая разрешает участвовать ы выборах только гражданам данного гос-ва;
- служебный ценз – ограничение участие в выборах лиц определённых профессий и категорий (военных, органов охраны правопорядка, спецслужбы…)
В истории становления избирательных прав существовали и другие виды цензов: половой, религиозный, образовательный, имущественный, расовый, моральный.
2) Свободные выборы – избиратель сам решает за кого голосовать, принимать участие в выборах или нет. В ряде стран предусмотрен обязательным вотум, т.е. юридическая обязанность избирателей принимать участие в выборах.
3) Равные выборы – все участвуют в выборах на равных условиях, голоса избирателей равны.
4) Прямые выборы – депутаты избираются гражданами непосредственно: это выборы депутатов Палаты Представителей, Президента, депутатов местных Советов.
5) Тайное голосование – контроль за волеизъявлением запрещён.
ВЫБОРЫ:
Выдвижение кандидатов в депутаты осуществляется общественными объединениями, в том числе политическими партиями, трудовыми коллективами и гражданами.
Кандидаты в президенты РБ выдвигаются только гражданами РБ при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей. Голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей не позднее, чем за 10 дней до выборов.
Назначает выборы в Палату Представителей, Совет Республики, местные Советы – Президент РБ, а выборы Президента – Палата Представителей.
Организация работы выборов возложена на Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов.
Согласно ст. 70 Конституции РБ финансирование выборов осуществляется за счёт государства, а в случаях, предусмотренных законом – за счёт общественных объединений, организаций, предприятий.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ:
Избирательный процесс состоит из ряда последовательных стадий, которые детально регламентированы в Избирательном кодексе РБ.
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
1. Назначение даты выборов. Президент назначает выборы в Палату Представителей, Совет Республики, местные Советы. Палата Представителей назначает выборы Президента.
2. Составление списков избирателей.