Комплексный контроль в системе физического образования и спортивной подготовке.




В спортивной подготовке под контролем понимают систему мероприятий, направленных на проверку эффективности пед.процесса в формировании личности, направленном использовании ценностей ФК

Цель контроля - обеспечить внешкольную и внутреннюю связь субъект - объекта контроля.

Внешняя связь «учитель - ученик».

Внутренняя связь - самоконтроль учителя и ученика.

Функции контроля. - выявления степени воздействия средств ФК на человека и реакций человека на эти воздействия. В настоящее время в системе ФО, система комплексного контроля разворачивается в 2-х основныхнаправлениях.

1- контроль и оценка пед. воздействии. (учитель, тренер).

2- контроль и оценка ФО (ученика).

Методическую основу контроля составляет тестирование. Требование: 1- правильный выбор тестов: их соответствие критериям надежности, объективности, информативности.

2- оптимальное количество тестов.

3- обеспечение стандартных условий при тестировании.

Тест - двиг. или интеллектуал. задание, либо измерение, отражающее свойства объекта контроля.

Тестирование- спец. организованный процесс, направленный на получение достоверных качественно-количественных данных об объекте.

Вся совокупность показателей комплексного контроля в отношении личности делится на 2 гр: 1- пед.; 2- медико-биологич.

Пед. контроль является основным в школе и служит для выявления и оценки: основных параметров деятельности (поведение, сознательность); состояние уч-ся (теоритич., двиг., псих, подготовленности)

Основные методы пед кон троля: 1- пед наблюдение 2- анкетирование 3- опрос 4-тестирование.

Медико-биологический контроль направлен на выявление, здоровья, фич. развитие, биолог. возраста, функциональной подготовленности.

Методы _ МБ контроля: - углубленный (до параметров тела); - тестирование физ работоспособности.

49. Психология спортивного соревнования.

Соревнование – атрибут спорта, как особой разновидности деятельности, детерминированной условиями материальной жизни общества на различных этапах его исторического развития.

Основная особенность – непосредственное или опосредованное взаимодействие или взаимовлияние соревнующихся противников, при котором каждый стремится к одной и той же цели – достигнуть превосходства над соперниками и в тоже время противодействовать в этом им. Такое взаимодействие требует проявления в борьбе всех физических духовных сил человека в их единстве. Существенной особенностью спортивного соревнования является также высокая общественная и личностная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы, и ее исхода, т.е. достигнутого результата. Осознавание значимости выступления в соревновании, как правило, становится мощным фактором, способствующим достижению соревновательной цели. Выделяя общие психологические особенности спортивных соревнований необходимо иметь в виду, что на спортсменов влияет большое число разнообразных факторов – состав и поведение зрителей, действие судей, взаимодействия с тренерами, метеорологические условия, возникающие почти в каждом соревновании неожиданные ситуации. Эти факторы оказывают хотя и ситуативное, однако могут оказывать положительное и отрицательное психологическое влияние на соперников. Все это, вместе взятое характеризует спортивное соревнование как деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Чтобы такая деятельность была высокопродуктивной, каждый спортсмен и каждая команда должны быть подготовлены к ней во всех отношениях, особенно психологически.

Спортивное соревнование – важнейшая и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значение сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно – воспитательной работы.

Существует значительное разнообразие видов спортивной деятельности: поединок, групповая борьба и т.д.; однако их объединяет психические особенности:

1) Спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием.

2) Целью выступления в соревнованиях является достижение победы или лучшего результата. Эта основная причина экстремальности условий этой деятельности.

3) Соревнования всегда социально значимы: их результаты, как правило получают широкую общественную известность и оценку.

4) Результаты выступления в соревнованиях всегда лично – значимы для спортсмена.

5) Соревнования являются специфическим фактором, создающий экстраординарные эмоционально – волевые состояния.

27.2. Психология спортивного соревнования.

Психологические особенности спортивного соревнования,

Спортивные соревнования - важнейшая и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Обучение и тренировка не имеют значений сами по себе, они являются лишь подготовительной работой, в которой обеспечить успешный исход спортивного соревнования, Однако было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как своеобразные экзамены. Они сами по себе являются важнейшим видом учебно-воспитательной работы, оказывая огромное влияние на развитие характера спортсмена.

При всем многообразии условий спортивной борьбы соревнования имеют ряд общих психологических особенностей. Основные из них следующие:

1. Спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием.

2. Целью выступления в соревновании является достижение победы либо лучшего результата. Это создает экстремальную ситуацию, в которой спортсмен должен проявить максимум своих возможностей, часто в сложных условиях и при дефиците времени.

3. Спортивные соревнования всегда социально значимы, так как их результаты получат широкую общественную известность, и оценку, влияют на статус спортсмена в обществе, приносит ему спортивную славу, включаются в оценку жизненных достижений.

4. Результаты выступления в соревнованиях всегда лично значимы для спортсмена. Они подводят итоги определенному периоду тренировки, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути, целесообразности или нецелесообразности затраченного времени и усилий.

5. Спортивные соревнования являются специфичным фактором, создающим экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые могут оказывать как положительное, так и отрицатель влияние на процесс и результат деятельности спортсмена.

Предсоревновательные психические состояния спортсмена.

Центральное место в психологии спортивного соревнования занимают исследования предсоревновательных психических состояний - психического напряжения, эмоциональные возбуждения, стресса, предстартового волнения и т.д. Эти состояния являются частным определением предрабочих состояний в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.

Как известно, деятельность определяется сложным взаимодействием двух видов психического напряжения: эмоционального, автоматического, часто несознаваемого, и волевого, произвольно сознательного. Первой порождает переживание, второе - волевое усилие. Их сложное взаимодействие состоит в том, что каждое из них проявляется не только непосредственно в самой деятельности, но и друг в друге. Нередко возникающие перед соревнованиями переживания достаточно успешно стимулируют спортсмена, сводя к минимуму волевые усилия. В тоже время любое волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало. Предсоревновательные эмоциональное напряжение регулируется, оптимизируется целенаправленным волевым усилием тех случаях, когда оно возникает слишком рано или с силой, грозящей нарушением нервных психических механизмов регуляции. Эмоции вызывают энергетический выброс, а воля определенную экономичность использования этой энергии. Большинство рекордных достижений в спорте - результат эмоций, управляемых волей. Возникающие состояния боевого духа, воодушевление вдохновения способствуют раскрытию резервных возможностей организма и психики спортсмена, на что и ориентированы все приемы самоуправления в cпорте.

В обыденной жизни при отсутствии экстремальных ситуаций уровень психического напряжения колеблется в пределах нормы. Его колебания соответствуют состояниям от дремотных до активных рабочих. За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близким к норме. Если остается таким вплоть до старта, можно считать, что спортсмен находится в состоянии стартового безразличия. На соревнованиях он продемонстрирует достигнутый уровень подготовленности, но его резервные возможности не реализуются. Обычно с приближением времени старта уровень психического напряжения возрастает. Эмоционально неустойчивые спортсмены испытывают его неделю и более, эмоционально устойчивые - чаще всего только вдень старта. В наиболее благоприятных случаях оптимальный уровень эмоционально-волевого напряжения совпадает со временем старта. Возникающее состояние называется состоянием боевой готовности.

Оптимальный уровень психич. напряжения может не совпадать со временем старта. Спортсмен может оказаться в наиболее благоприятном состоянии за какое-то время до старта. Поскольку сохранять достаточно высокую готовность к деятельности, требующей максимальных проявлений, длительное время нельзя, психич. напряжение в этих случаях начинает усиливаться, переходя в психич. напряженность, и спортсмен оказывается в состоянии стартовой лихорадки. Пик стартовой лихорадки находится на границе возможностей нервной системы выдержать длительное концентрированное возбуждение.

Стартовая лихорадка - неблагоприятное психич. состояние. В большинстве случаев он мешает спортсмену максимально мобилизоваться, не позволяет реализовать все свои возможности в условиях соревнований. Кроме того, если стартовая лихорадка возникает не в день соревнований, раньше, успортсмена может нарушиться сон.

Наихудшее предстартовое состояние возникает тогда, когда уровень психич напряжения резко падает — состояние стартовой апатии. Переход от максимального психич. напряжения к апатии обычно кратковременен. Чаще всего стартовая апатия является следствием острого перенапряжения в предсоревновательной ситуации.

Причины, влияющие на динамику предсоревновательных психич. состояний:1.Значимость соревнований.2.Состав участников соревнований.3.Организация соревнований.4.Поведение окружающих спортсмена людей. 5.Индивидуально-психологические особенности спортсмена.6 Особенности вида спорта и соревновательного упражнения.7.Степень овладения способами саморегуляции.8.Психологический климат в коллективе.

 

50. Специфические принципы спортивной подготовки; методика их реализации.

Принципы направленности на максимальные достижения, углубление специализации и индивидуализации. Установка на высшее достижение предопределяет углубленную специализацию в одном из видов.

Спортивная специализация выбирается на основе индивидуальных способностях спортсмена и его интересах и тем самымотвечает необходимости индивидуализации подготовки спортсменов.

Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Сюда относят ОФП и СФП, единство духовного и физического равновесия спортсмена. Очень важная сторона этого принципа - это единство организма и взаимосвязь всех его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития.

Принцип непрерывности тренировочного процесса.

Характеризуется как многолетний и круглогодичный процесс, а так же использование коммуникативных (Объединенных) эффектов тренировки между определенными циклами подготовки. Обязательность регулярных тренировочных занятий.

Принцип постепенности увеличения нагрузки и применения максимальных нагрузок. Наряду с постепенным увеличением нагрузок этот принцип предопределяет применение максимальных нагрузок, чтобы вызвать глубокую адаптационную перестройку в организации. Конкретные параметры максимальных нагрузок зависят от уровня подготовленности, от этапа подготовки эти нагрузки должны быть адекватными, т.е. соответствующими, а не запредельными. Для этого необходимо пользоваться комплексным контролем уровня подготовленности через тесты контрольные упражнения.

Принцип волнообразности динамики нагрузок он обусловлен развитием процессов утомления и восстановления. Поэтому нагрузки в тренировочном процессе чередуются как большие, средние, малые. Они являются относительными по отношению к спортсменам разной подготовленности.

Принцип цикличности тренировочного процесса. Означает его развитие в рамках систематически повторяющихся отрезков времени. Выделяют следующие тренировочные циклы: макроцикл- годовой цикл; мезоцикл- период, этап; микроцикл- недельный цикл тренировки, обусловлен закономерностями развития спортивной формы: 1 Фаза становления 2 Фаза стабилизации 3 Фаза временного снижения работоспособности.

 

28(1) Пр. сознательности формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится максимальная цель - достижение высшего спортивного результата.

Пр. прогрессирования наращивание нагрузок до максимального предела. Т.к. происходит углубление специализации, то требуется особое внимание к соблюдению пр. и ндивидуализации - выбору вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировке, максимально отвечающего особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступления на соревновании. Пр. активности получает спортивные тренировки свое высшее выражение. Этоне просто активность, а творческая инициатива...

Непрерывность тренировочного процесса как отражение принципа систематичности. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, при котором стремятся достигнуть наибольшего кумулятивного эффекта спортивной специализации. В связи с этим интервалы отдыха между занятиями строятся по иному принципу, чем в процессе ФВ с общей и профессиональной направленностью. Стремление получить максимально спортивный результат приводит к резкому увеличению объема и интенсивности тренировочных нагрузок (в недельном цикле 10-12 и более). Естественно такая большая плотность занятий не может обеспечить после каждого из них не только сверхвосстановление, но и восстановление. Для хорошо подготовленных спортсменов при наличии строгого ВПК планируются фазы сверхвосстановления не после каждой тренировки, а только после серии тренировочных занятий.

Перенапряжение – это резкое снижение функционального состояния организма, вызванное нарушением процессов нервной и гуморальной регуляции различных функций, обменных процессов и гомеостаза. Оно вызывается несоответствием между потребностями организма в энергоресурсах при физической нагрузке и функциональными возможностями их удовлетворения. В развитии этого состояния велика роль гормональной недостаточности - вособенности истощение при работе резервов адренокортикотропного гормона гипофиза.

При развитии перенапряжения нарушается баланс ионов натрия и калия, что вызывает отклонения в нормальном течении процессов возбуждения в нервной и мышечной системах. Эти изменения приводят, в частности, к очаговым и диффузным поражениям сердечной мышцы. При изменении ее состояния возможны даже разрывы мышечных волокон миокарда непосредственно в процессе прохождения дистанции спортсменом. Главной причиной перенапряжения является чрезмерные и форсированные физические нагрузки. Выделяют острое и хроническое перенапряжение.

Острое перенапряжение сопровождается резкой слабостью, головокружением, тошнотой, одышкой, сердцебиениями, падением артериального давления. Оно может в наиболее тяжелых случаях вызывать (печеночные боли в правом подреберье, острую сердечную недостаточность, обморочное состояние, даже летальный исход).

Хроническое перенапряжение отмечается при многократных применениях тренировочных нагрузок несоответствующих функциональным возможностям организма спортсмена. Оно проявляется в повышенной усталости, нарушениях сна и аппетита, колющих болях вобласти сердца, стойких повышениях или понижениях артериального давления. Работоспособность спортсмена резко падает. Сокращение или полное прекращение физических нагрузок способствует восстановлению организма. Используют также лекарственные средства лечения сердечно-сосудистых расстройств. При этом необходимо уделять повышенное внимание сбалансированному питанию и дополнительному приему витаминов.

51. Определение состояния тренированности; физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения. Методы их предупреждения и ликвидации.

Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптированного спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуютповышение функциональных возможностей организма и 2) увеличение экономичности его работы.

Отклонение от рационального режима тренировочных занятий, несоблюдение величин нагрузок длительности отдыха ведут к развитию состояний перетренированности и перенапряжения.

Систематическое выполнение интенсивных нагрузок на фоне значительного недовосстановления организма приводит к развитию у спортсменов состояний перетренированности. Напряженная двигательная деятельность в этом случае превышает функциональные возможности организма.

Перетренированность — это патологическое состояние организма спортсмена, вызванного прогрессирующим развитием переутомления вследствие недостаточного отдыха между тренировочными нагрузками. Это состояние тождественно по генезу невротическим расстройствам, развивающимся в результате нарушений высшей нервной деятельности. Главная причина перетренированности — это недостаточный отдых между нагрузками.

Это состояние характеризуется стойкими нарушениями двигательных и вегетативных функций плохим самочувствием, падением работоспособности. Комплексные обследования спортсмена выявили преобладание тонуса симпатической нервной системы, неустойчивости психоэмоционального состояния, которое отражается в большой числе жалоб (до 80% случаев) повышенной мнительности, слезливости, симптомах раздражительной слабости, нарушений сердечно-сосудистой деятельности. У некоторых лиц возникают явления депрессии, вялости, отсутствие интереса к тренировкам, спортсмен «спит на дистанции».

По данным корректурного текста, отмечено снижение умственной работоспособности преобладает оценка низкая и ниже средней (60% случаев) и совершенно не наблюдается оценка высоких и выше средних.

В характере электрической активности мозга выявлено 2 типа изменений, соответственно клин' неврозов (типа неврастении или психастении): либо (в случае преобладания процессов возбуждения в коре больших полушарий и тонуса симпатической нервной системы) очень малая выраженность или полное отсутствие основного ритма покоя - альфа-ритма ЗЭГ и учащение фоновой активности до 17 Гц; либо (в случае депрессивного состояния) - низкая амплитуда ичастота альфа-ритма (8-9Гц;) Отмечены нарушения предрабочей настройки корковой активности у перетренированных спортсменов, свидетельствующие о поражении механизмов «опережающего отражение действительности», по П.К.Анохину, а также особая нерегулярность и нестабильность ЭЭГ время paботы, снижение в 2 paза выраженности рабочих ритмов мозга (медленных потенциалов в темпе движения), регулирующих темп циклических локомоций. Степень нарушения мозговых процессов соответствовала выраженности патологических симптомов и падению физической работоспособности спортсменов. В развитии перетренированности выделяют 3 стадии.

• Первая стадия характеризуется прекращением роста спортивных результатов или незначительным снижением, плохим самочувствием, снижением адаптивности реакции организма на нагрузку.

• Вторая стадия связана с прогрессирующим снижением спортивных результатов, затруднением процессов восстановления и дальнейшим ухудшением самочувствия.

• Третья стадия выявляется стойким нарушением функций сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем, резким снижением спортивной работоспособности, особенно выносливости, тяжелым самочувствием, постоянными нарушениями сна, отсутствие аппетита, потерей веса спортсмена.

Профилактика состояния перетренированности заключается в соблюдении режима тренировочного отдыха, адекватного функциональным возможностям организма спортсмена.

Восстановление нарушенной работоспособности требует (в зависимости от тяжести состояния перетренированности) либо снижения физических нагрузок, либо полного их прекращения. Спортсмену необходим активный отдых или полный на протяжении 1-2 недель или 1 месяца. Рекомендуется применение различных реабилитационных средств - витаминов, биологически активных веществ, массажа, физиотерапии и др.

52. Построение макроцикла спортивной подготовки (в соответствии с избранной специализацией).

Макроцикл относится к стадии реализации макс, возможностей. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта характеризуется неуклонным повышением объемов и интенсивности тренировочных нагрузок более специализированной работы над совершенствованием физ. качеств, спортивной тех. и тактики, участие во все возрастающих сорев.

- в основном совершается формирование всех функ. систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма и способность его противостоять неблагоприятным факторам.

Задачи: индивидуализация тренировочного процесса связанная с одаренностью спортсменов, упр. подбираются с учетом воспитания специфических качеств необходимых в избр. сп. специализации.

В большей степени включаются подводящие и модельные сор. которые позволяют контролировать и корректировать процесс тренировки на данном этапе подготовки. Задачи тренировки будут направлены и связаны с тем, попадает ли спортсмен в сферу большого спорта или нет.

Задачи ЭТапа углуб. спец-и: 1- совершенствование СП тех при различных внешних условиях; 2.отработка отдельных деталей техники связанных с индивидуальными различиями спортсмена; 3- закрепление и дальнейшее развитие техники проходит успешнее, чем оперативнее устраняются ошибки, допущенные юн. спортсменом.

Ошибки допускаемые спортсменом могут явл. результатом неправильных действий тренера: 1- недооценка значения подготовки юн. спортсмена к активному восприятию показа иобъяснения; 2- неточный показ; 3- затянутое объяснение; 4- отсутствие индивид, подхода.

Юн. спортсмен совершенствует свои тактические способности, овладевает способами и приемами ведения спортивной борьбы, совершенствует способность самостоятельно и оперативно решать двиг. задачи в возникающих ситуациях - это основа формирования тактического мышления спортсмена.

53.Особенности формирования физической культуры дошкольников.

Факторы ФО д/ш: 1-благоприятные, естественные, естественно-биологические предпосылки определяющие по: - готовности к воспитанию и привития ценности ФК и культуры; - преимущественно по двигательному образу жизни. 2-современная практика ж. д. детей заключается в негативных, социально-психических, экономических и экологических условиях. 3-неблагоприятные наследственные признаки, в существенной мере снижающие уровень индивидуального здоровья. 4-базисный характер двигательной деятельности в деле социализации человека. 5-возможность создания основ самосовершенствования для дальнейшей успешной ж.д.

Принципы: общесоциальные - всесторонности и оздоровительной направленности;

Общеметодические - активности и сознательности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности (чередование нагрузки и отдыха) строится на основе гуманизации и предусматривает удовлетворение детских потребностей винтересной для него деятельности.

Задачи: обучение (основные жизненно важные д.у.н.; теоретическая подготовка: знание основ, гигиены социума и личностно, первичных знаний в сфере ФК); основы социального поведения.

Воспитание (определенных физ. кач, нравственных, эстетических, трудовых, волевых, функциональных)

Развитие (физическое, закаливание, интеллектуальное).

Средства: 1- ф. упр общефизической направленности; 2- природные факторы, 3-психогигиенические факторы (режим дня, качественное питание, психологический климат), 4- теоретическая подготовка в вопросах личной гигиены, правила поведения в ФСД.

Методы: игровой - главное при этом образность и сюжетность, понятность для детей. Направленность на освоение жизненного опыта, обеспечение всесторонности воздействия (ОВР). Способ организации - фронтальный; управлять следует доброжелательными распоряжениями.

Формы организации: 1- урок; 2- утренняя гигиеническая гимнастика; 3- пешие прогулки с п/и; 4- ФМ и ФП; 5- массовые ФСпМ.

54. Психическая надежность и отбор в спорте.

Психическая надежность – это способность спортсмена к высокой, эффективной, спортивной деятельности в экстремальных условиях. Проблемы надежности возникли вместе с ростом спортивных результатов, повышением ответственности спортсмена и команд за результат выступления, особенно в большом спорте. Экстремальные условия – измененные непривычные условия жизни и деятельности человека, характеризующие дефицитом времени и необходимой информации, а так же риском высокой ответственности изоляции, необычностью ощущений и восприятия. Соревновательная деятельность сопряжена с множеством различных сбивающих факторов. В основе оценки надежности соревновательной деятельности лежит ее результативность. Факторы изучения надежности: медико-биологические, биомеханические, психологические, социально-педагогические.

Психическая надежность – свойство личности, позволяющее спортсмену стабильно и эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени. Зависит от уровня психологической подготовки спортсмена. Если спортсмен не в состоянии справиться с волнением, то в психологической надежности говорить не приходится.

Боевая готовность – наличие психологической надежности. Проблема надежности обусловлена феноменом роста спортивных результатов.

Необходимость отбора обусловлена тем, что: 1) период активной спортивной жизни человека невелик, в среднем 5-10 лет; 2) индивидуальные особенности техники (психологические функции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки.

Цель отбора – выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальном затрате времени.

Основные принципы психологического отбора в спорте:

1) Принцип систематичности. Он требует совместной разработки процедур отбора, изучение психологических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирование результатов тренировок и спортивных достижений.

2) Принцип научной обоснованности. Правила отбора сформированные для конкретного вида спорта или для определения соревновательных ситуаций, не могут быть использованы без специальной научной проверки и глубокой теоретической обоснованности.

3) Принцип комплексности. Отбор в спорте – проблема многоплановая: социальная, педагогическая, медицинская, экономическая, психологическая. Решение о судьбе спортсмена может быть вынесена только на основе всего комплекса информации.

4) Принцип пролонгилорованного динамического отбора. Отбор в спорте должен представлять собой непрерывный процесс изучения и диагностики, важных для спортсмена дел психологических свойств и качеств личности. Такое изучение проводятся регулярно на протяжении всей спортивной жизни на разных этапах спортивного совершенствования.

5) Принцип педагогической ценности. Результаты психодиагностики обследования спортсменов должны использоваться не только для отбора наиболее одаренных спортсменов, но и для того, чтобы управлять тренировочным процессом, улучшать условия для проведения соревнований, целенаправленное построение процессов воспитания и тренировки, рационализация программ подготовки, регламентация нагрузок.

6) Принцип адекватности критериев отбора. Критерии для принятия решения о пригодности спортсмена должны быть главными, меняющимися. Потребность повысить их или понизить, периодически возникает в связи с изменением требований к спортсменам из-за возрастания или снижения спортивной конкуренции в стране и на международной арене.

7) Принцип гуманизма. Отбор должен защищать спортсмена от непосильных для его психики нагрузок и разочарований, связан с неправильным выбором вида спорта и спортивной специализации.

8) Принцип актуальности. Разработка системы психологического отбора необходимо и целесообразно, потому что соревновательные достижения спортсменов существенно зависят не только от их способностей, но и от индивидуальных качеств психики.

9) Принцип практической полезности. Мероприятия по психологическому отбору должны быть рентабельными по материальным затратам на оборудование и подготовку кадров, обоснованные по частоте и продолжительности обследований и оперативными.

55. Предмет, задачи и методы спортивной психологии.

31(1)Предмет. П.С. исследует закономерности псих. деят. отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревн. Специфика спорт. деят. согласно психологич. науке заключ. в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физич. и психич. нагрузкам.

Задачи. 1. Изучение социально-психологич. условий спорт, деят. - национальные особенности и традиции, климат в коллективе, процессы лидерства и соперничества; 2. Изучение особенностей формирования и развития личности спортсмена, тренера и судьи - смысловая и мотивационная основа личности, развитие двигат. способностей темперамента и характера в спорте; 3. Изучение психологич. основ совершенствования двигат. качеств и навыков - изучение специализированных восприятий в спорте, проявление двигат. навыков и качеств в различных условиях, изуч. псих, специфики различных видов спорта; 4. Изучение факторов, обеспечивающих успешность соревноват. деят. - факторы психологич. устойчивости спортсмена, динамика психологич. процессов соревноват. деят., 5. Изучение основ психологич. обеспечения спортивной деят. - психологич. условия тренировочной деят., методы управления психич. состоянием соревноват. деят.; б. Изучение путей интеграции психологии спорта в системе наук - возрастные предпосылки для занятия спортом, компьютерные технологии для раннего прогноза спортивной деятельности.

Методы делятся на 2 большие группы: объективные (тесты, эксперименты -лабораторный, естественный) и субъективные (наблюдения, самонаблюдения, опрос, анкетирование, интервью).

56. Физиологическая характеристика работы максимальной и субмаксимальной мощности.

Работа максимальной мощности продолжается до 20-30 секунд (спринтерский бег 60, 100, 200м., плавание 25, 50м. и т. д.). Такая работа относится к анаэробным нагрузкам, т.е. выполняется на 90-95% за счет энергии. Единичные энерготраты предельные до 4 ккал; суммарные 80 ккал, ЧСС до 200 уд/мин., возрастает содержание глюкозы. Ведущая система организма – ЦНС и двигательный аппарат – хорошая подвижность нервных процессов, способность к быстрому расслаблению.

Работа субмаксимальной мощности – продолжается от 20-30сек. до 3-5 мин. (бег на средние дистанции 400, 800, 1000, 1500м; плавание 100, 200, 400м. и т.д.). Нагрузки анаэробно-аэробного характера. Энерготраты единичные снижаются, а суммарные повышаются до 450 ккал. Длительность работы достаточно для максимального усилия функции дыхания и кровообращения. (ЧСС 180 уд/мин, кислородный долг 50-80%). Ведущая физиологическая система – кровь, кровообращение, дыхание и ЦНС.

31(2)Относительная мощность делится на 4 зоны: 1).с предельной максимальной мощностью до 20 сек. 2).от 20сек-Змин субмаксимальная мощность. 3)- от 3-5мин до 30 40мин большая мощность.4)- более 40мин умеренная мощность.

1)-Характерна для небольшой группы циклических упр. (бег на 100-200м, 110с/б велогонки 200м) максимальная скорость за счет скорости передвижения. Максимальная работа хар-ся предельно высокой скоростью сокращения и расслабления отдельных мышечных групп.

ЧСС - до 170- 200 уд/мин. МПК(О2) 1,5-2дм3/мин. О2 долг до 35-40дм3/мин

Вся работа вып. в анаэробных условиях. Снижение мощности и скорости в зоне максимальной мощности наступает вследствие падения лабильности нервных центров регуляции движений. Роль вегетативных сдвигов в развитии утомления при работе максимальной мощности незначительная вследствии ее кратковременности.

2)-Снижение скорости бега с 9,13 до 7-8 м/с на 400 и 1500м.

выполнение циклических упр проходят с выносливостью, близкой к предельной Способность достигается в результате тренировки.

Потребление О2 увеличивается от 1/4 до 1/2. Работа выполняется в анаэробных условиях.

При беге на 400м О2 долг от 13,6 до 20,5 дм2. Количество лейкоцитов увеличивается (до 10-11 тыс.)

57. Физическое воспитание детей и подростков в учреждениях дополнительного образования.

1.В нынешних условиях формирующийся социально-экономической системы России возрастает роль внешкольных учреждений как центров дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения. Данный опыт имеет давнюю историю, накопленные традиции. В создании первых внешкольных учреждений приняли активное участие Крупская, Луначарский, Макаренко, Блонский и др.

2.Внешкольные учреждения постепенно превратились в комплексные воспитательные центры, ведущие все направления внешкольной воспитательной работы, В истории развития внешкольной воспитательной работы изначально присутствовала физическая культура и спорт как неотъемлемая часть общего воспитания подрастающего поколения. Широкое развитие получило многочисленная сеть специализированных внешкольных учреждений в виде детских спортивных школ различного типа: детско-юношеские спортивные школы общего типа (ДЮСШ), имеющие специализированные отделения, специализированные ДЮСШ олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

3.Магистральной линией, связывающей процессы воспитания в единое целое, для внешкольных учреждений стала идея комплексности, целостности. Так, физическое воспитание тесно связанно в едином целостном педагогическом процессе с умственным, эстетическим, трудовым, нравственным воспитанием. Как говорил Шацкий «Между основными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием, существуетопределенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и в конечном итоге, те или другие изменения в одном направлении вызывают соответственные изменения в другой области».

4.Существенно значимой для повышения роли внешкольных учреждений физическом воспитании подростков имеет проблема использования методов и средств воспитания юного спортсмена. В условиях внешкольного учреждения решающее значение для воспитания юных спортсменов играет авторитет педагога, конкретного тренера. Высокий авторитет педагога позволяет, успешно применять в воспитательной работе такой дейст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: