Приложение 8 к Инструкции 3.4.11-17-13-2003




Методические рекомендации к практическому занятию №13

По теме: «Семейство кишечных бактерий (шигеллы, холерные вибрионы)».

План занятия

1.Закрепить знания по изучению морфологии, биологии и резистентности шигелл, холерных вибрионов, методов лабораторной диагностики и профилактики заболеваний, вызываемых ими.

2. Изучить правила взятия, направления, регистрации и доставки материала в бактериологическую лабораторию при кишечных инфекциях.

3. Овладеть методикой и техникой проведения первого этапа микробиологического исследования испражнений с целью выделения холерных вибрионов.

4. Изучить средства специфической профилактики и терапии заболеваний, вызванных шигеллами, холерными вибрионами.

Самостоятельная работа

Задание 1

Изучите морфологические и тинкториальные свойства шигелл, холерных вибрионов путем микроскопии готовых препаратов и по таблице, зарисуйте, подпишите.

       
   

 


1. 2.

1.

2.

Задание 2

Изучите правила забора испражнений (кала) и направления его на бактериологическое исследование (работают в перчатках).

Показания:

o острые кишечные инфекции (или подозрение);

o у детей до 2-х лет при поступлении в стационар;

o у контактных с больными кишечными инфекциями;

o бактерионосительство.

Методика:

· стеклографом на пробирке поставить номер, соответствующий номеру в направлении;

· извлекают из пробирки стерильный тампон, смачивают тампон (30% глицерина + 70% ИХН) избыток его отмачивают о стенку пробирку.

· вращательными движениями вводят в прямую кишку тампон обследуемому, который лежит на левом боку с приведенными к животу ногами на кушетке;

· извлекают тампон, помещают в сухую стерильную пробирку, не касаясь ее краев;

· до отправления ее в лабораторию пробирки помещают на два часа в холодильник.

Кроме того испражнения собирают сразу после дефекации из судна, горшка, специального лотка или с помощью стеклянной палочки, проволочной петли, деревянного шпателя. При наличии в испражнениях патологических примесей (слизь, кровь, гной) их следует включить в отбираемую пробу. Испражнения, не помещенные в консервант, суспензируют в стерильном ИХН в соотношении 1:5 или 1:10 и засевают не позднее 2-х часов после взятия. Материал помещают в консервант сохраняют до начала исследования при температуре 4-60С в холодильнике.

Задание 3

Проведите первый этап бактериологического исследования нативного материала (испражнений) с целью выделения шигелл.

Методика:

· каплю посевного материала с помощью бактериологической петли (стеклянной палочки, трубочки, пипетки) наносят на поверхность одной из пластинчатых сред в чашке Петри, отступая 1,5- 2 см от края чашки;

· Посев производят шпателем, втирая материал по всей поверхности питательной среды по общепринятой методике;

· Внимание! При исследовании испражнений материал от одного обследуемого засевают на чашки Петри со следующими средами.

С целью выделения эшерихий (370С, 18-20 часов).

- Эндо;

- Левина.

С целью выделения шигелл (370С, 18-20 часов).

- Плоскирева с антибиотиками;

- Плоскирева без антибиотиков.

С целью выделения сальмонелл (370С, 18-20 часов).

- ВСА.

С целью выделения иерсиний (370С, 18-20 часов).

- СПА.

· Одну петлю исследуемого материала засевают в пробирку с селенитовым бульоном (среда накопления для шигелл и сальмонелл 370С, не более 18часов.

Задание 4

1. Изучите правила взятия и доставки материала при кишечных инфекциях (см. Приложение №1).

2. Изучите правила направления, приема и регистрации материала, поступающего для исследования в бак. лабораторию (см. Приложение №2).

Задание 5

1. Изучите инструкцию правила забора материала для лабораторного исследования от больного (трупа) при подозрении на заболевание холерой (см. Приложение №1)к инструкции3.4.11-17-13-2003

2. Изучите инструкцию укладки для забора нативного материала от больного с подозрением на холеру (для больничных учреждений не инфекционного профиля, станций скорой и неотложной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинических учреждений) (см. Приложение 2)к инструкции3.4.11-17-13-2003

Задание 6

Проведите 1 этап бактериологического исследования нативного материала (испражнение) с целью выделения холерных вибрионов.

Методика:

1 этап.

Испражнения в объеме 0,5-1,0 мл засевают пипеткой в 50-100 мл накопительной среды (1% ПВ), петлей – на щелочной агар (ЩА) и одну из элективных сред – элективно-дифференциальная сухая (СЭДХ) или сухую среду для диагностики холеры (TCBS).

В случае поступления материала от больных с подозрением больных на холеру, применяют ускоренные методы исследования: иммунолюминесцентный, иммунобилизацию и полимеразную цепную реакцию (ПЦР) со специфическими праймерами.

Материал от вибрионосителей засевают в 50 мл объединяя в один флакон по 0,5 мл пробы не более чем от 5 человек (при массовых обследованиях вибрионосительствах).

Материал доставленной в 5 мл в 1% ПВ (не позже 2 часов от момента забора) помешают в термостат на 6 часов для накопления возбудителя. При доставке материала в более поздние сроки 5 мл его засевают в 50 мл ПВ. У лиц принимавших антибиотики материал засевают в 200-300 мл 1% ПВ и на 2 чашки ЩА, так чтобы получить рост в виде изолированных колоний. Посевы инкубируют при 370С 24 часа, производя последовательные высевы через 8-10 часов инкубация с поверхностного слоя среды на пластинчатый ЩА.

Задание 7

Изучите и запишите средства специфической профилактики и терапии дизентерии, холеры.

Заполните таблицу, указав средства специфической профилактики и терапии шигеллезов, холеры.

 

Заболевания Средства специфической профилактики Средства специфической терапии
Шигеллезы    
Холера    

 

Приложение 1

Приложение 8 к Инструкции 3.4.11-17-13-2003



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: