ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ»




ЗАНЯТИЕ № 15

ТЕМА: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ»

1. Понятие, типы и особенности социализации:

Животные генетически запрограммированы природой, все их поведение обусловлено инстинктами. Человек не запрограммирован природой, формы поведения передаются через культуру, а механизмом наследования является социализация.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Социализация имеет свои формы, факторы, этапы, разновидности, сложный механизм своего проявления. Поэтому необходимо подробно разобрать различные аспекты социализации.

ФОРМЫСОЦИАЛИЗАЦИИ:

НАПРАВЛЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – представляет собой социально спланированную и организованную форму социализации. К ней относится вся система дошкольного, школьного и специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий, деятельность различных групп и социальных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на своих членов.

НЕНАПРАВЛЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую место в семье, в кругу друзей, сверстников, среди коллег и т.д., т.е. везде, где есть формальные и неформальные отношения в рамках непосредственного контакта между людьми. Неформальные отношения часто развиваются в противовес формальным, выступают их антиподом и снижают официальную социализацию. Так появляются новаторские течения в искусстве, так появляется и противозаконная деятельность, следом- различные преступные группировки, диссидентство в политике, ересь в религии. В детском коллективе это проявление непослушания в школе, выход из подчинения родителям –т.е. девиация.

Выделяют два основных типа социализации:

1. Первичную или начальную (раннюю)

2. Вторичную или продолжительную

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это процесс социализации, наиболее активно происходящий в первой половине жизни, при непосредственных контактах в малых группах, через агентов первичной социализации.

В период этого типа социализации личность получает прирождённые и приписываемые статусы.

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это сфера вторичных формальных отношений, осуществляемых посредством социальных институтов во второй половине жизни.

В период вторичной социализации личность приобретает достигаемые статусы.

 

До 15 лет у человека нет своего социального места. До 15 лет формируется индивид, т.е. ребёнок определяет через свои поступки границы дозволенного. Приобретение самостоятельности – это переход к продолжительной социализации, в это время формируется личность. Самостоятельность приходит поэтапно. Самостоятельность – это социальная зрелость, т.е. способность отвечать за свои поступки, соответственно возрасту.

ЭТАПЫЗРЕЛОСТИ:

1) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ связана с приобретением гражданских прав и обязанностей, символом является получение паспорта и права голосовать;

2) ЭКОНОМИЧЕНСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ связана с получением профессии, которая может прокормить, символом является регулярная зарплата;

3) СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ связана с созданием семьи иполучением статуса родителей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ длится всю жизнь, т.к. на протяжении жизни возникает необходимость осваивать какие-либо роли. Ускорить социализацию нельзя, как нельзя выполнять роль дедушки в 12 лет.

 

2. Этапы социализации:

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ включает 2 ЭТАПА:

· РАННЯЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, которая длится от рождения до 12 лет;

· СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЮНОШЕСТВА, которая начинается в 12-13 лет и продолжается до 18-19 лет.

ПЕРВЫЙ ЭТАП характеризуется становлением человека в социальном плане. В это время преподаются нормы, которые становятся частью духовного мира, т.е. на данном этапе адаптации (требования и приспособление к этим требованиям) и интериоризация (перевод норм во внутренний мир)

РАННЯЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, в свою очередь проходит 2 этапа:

· Имитация – этап, который начинается с рождения и длится до 3 лет;

· Идентификация – процесс, в ходе которого человек усваивает определённые образцы поведения путём отождествления своего поведения с поведением взрослых.

Поэтому важно, чтобы ребёнок видел все роли, а это бывает сложно осуществить в неполных семьях. С 6-7 лет человек начинает понимать, что от него ожидает группа, благодаря играм со сверстниками. Именно с этого возраста начинается процесс социальной идентификации.

Посредством имитации и идентификации человек начинает понимать свои социальные роли. Одновременно формируются механизмы, призванные пресекать негативные явления, т.е. механизм вины и стыда. Механизм вины создаётся с помощью страха. Это чувство не формирует понимание плохого или хорошего. Ребёнок делает что-то, чтобы или получить поощрение, или избежать наказания. Чувство стыда формирует умение отличать плохое от хорошего, становится понятен смысл нравственных запретов, но человек продолжает вести себя в соответствии с поощрением или наказанием. Стыд возникает тогда, когда поступок становится известен окружающим. Совесть основана на механизме внутреннего регулирования поведения, поэтому возникает у зрелых людей. Неудачная начальная социализация называется ДЕПРИВАЦИЕЙ – это результат отсутствия родительской любви (немотивированно жестокие люди) или ГОСПИТАЛИЗМОМ – это результат воспитания в казённых заведениях.

В период ЮНОШЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ происходят психофизические изменения в организме человека. Появляется агрессивность, склонность к необдуманному риску. Происходит переход от послушания к скрытому неповиновению, формируется параллельная система ценностей. Это связано с проблемой ролевого бесправия подростков, которая возникает на основании следующих противоречий:

*противоречия между новыми психофизиологическими возможностями и притязаниями подростков и низким социальным статусом;

*несоответствие между способностями подростков принимать решения и нести за них ответственность и стилем воспитания родителей (отношение к подростку как к ребёнку);

* несоответствие между возрастающей жаждой независимости и всё большей зависимостью от сверстников, так как нормы, принятые в молодёжной группе, оказываются важнее, принятых в семье. Родители очень часто смотрят на ровесников своих детей как на конкурентов в процессе социализации.

 

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ проходит в 2 этапа:

1) социализация зрелого возраста, которая длится с 19 до 60 лет;

2) социализация пожилых людей, продолжающаяся от 60 лет до конца жизни.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА характеризуется появлением большого количества новых ролей, т.к. это период достигаемых статусов.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. После 60 лет человек начинает утрачивать многие статусы, а значит исчезает большинство ролей.

важно становится научить стариков жить, а не доживать. Пока предлагается идеология здорового образа жизни как попытка отодвинуть старость, но это не решает проблему старости.

 

3. Агенты и институты социализации:

АГЕНТЫСОЦИАЛИЗАЦИИ – это конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

ИНСТИТУТЫСОЦИАЛИЗАЦИИ – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

· семья,

· система образованият(от дошкольной до послевузовской),

· институты трудовой деятельности (производство, обслуживание, управление, силовые структуры…)

· институты духовной сферы (наука, религия, искусство, СМИ, массовая культура)

Агенты первичной социализации – это ближайшие к человеку и наиболее важные для него люди, например, родители, брат, бабушка, тренер, сверстники.

Агенты вторичной социализации – это официальные лица, представители администрации, армии, государства, печати и т.д.

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это сфера межличностных отношений.

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это сфера социальных отношений, поэтому в сознательном возрасте для нас эти институты важнее.

Одно и то же лицо может быть агентом вторичной и первичной социализации. У взрослых ребёнок учится, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребёнком. Разница между агентами в том, что агенты второй социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной – нет.

 

4. Ресоциализация, десоциализация:

Переходя от одной стадии социализации к другой, приходится многому учиться заново.

Отлучение от старых ценностей называется ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ.

А последующее обучение новым правилам и ценностям – РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Это две стороны одного процесса. Если человек попадает в экстремальные условия, например в тюрьму, психбольницу, армию, ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ может быть такой глубокой, что может разрушить основы личности, а ресоциализация поверхностной, т.е. не способной восстановить всё богатство утраченных ценностей. Человек дезориентируется и нравственно деградирует, так как воспитание, полученное в детстве, не подготовило его к выживанию. Но ресоциализация тоже может быть глубокой, например, эмигрант попал в более образованный и воспитанный слой, чем тот, в котором он был. Он внешне усваивает более цивилизованные правила поведения.

Наше общество находится в процессе ресоциализации. Идёт слом ценностей. У нас большое количество людей, которые не способны воспринять нужные ценности, такие, как личная инициатива, личная ответственность. Идёт процесс формирования новых ценностей: умение самостоятельно зарабатывать деньги, возможность самостоятельно распоряжаться доходами и выбирать образ жизни, возможность иметь собственное жильё.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: