ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА:ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ




ЗАНЯТИЕ №7

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУК

ЗАПИШИТЕ ТЕРМИНЫК УКАЗАННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЯМ: (самостоятельная работа)

1) Учение о бытии как таковом и всеобщих принципах и законах его развития……….

2) Раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, его возможности, способы и пути………….

3) Свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными…………………

4) Явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность……………………………………

5) Многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания……………………

6) Первичная субстанция, своеобразный строительный материал, из которого возникают конкретные вещи…...

7) Превращение вещи, её изменение. ……………………………..

8) Свойство сущего обладать устойчивостью, определённостью.. ………………………

9) Концепция, которая отрицает познаваемость всего того, что не может быть представлено в непосредственном опыте человека ……..

10) Метод мышления, для которого характерно рассмотрение вещей и явлений как неизменные, статичные и независимые друг от друга……………………………………………

11) Особый вид изменения сущего, для которого характерны необратимые качественные изменения…………….

12) Концепция, сторонники которой сомневаются в возможности достоверного познания мира, в в силу его постоянной изменчивости. …….

12) Тот, кто познаёт вещи и явления ….

13) Знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним; это правильное отражение действительности……….

14) Вид познания, когда восприятие внешнего мира осуществляется с помощью чувств, данных человеку природой…….

15) Простейшая форма рационального познания, это мысль, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов, определённого класса………

16) Наиболее сложная форма рационального познания, устанавливающая связь между разными суждениями и делающая определённые выводы……

17) Процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов, закреплённых в языке (искусственном или естественном)……..

18) Уровень научного познания, при котором исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, которых выражаются внутренние отношения…………

 

 

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА:ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

Вопрос о сущности человека, смысле его жизни – одна из основных проблем философской мысли. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, её содержание, научные знания, сам человек.

Особенно остро философское осмысление проблемы человека встаёт в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своём основании решение проблемы человека.

Раздел философского знания, который изучает человека в различных его ипостасях – АНТРОПОЛОГИЯ.

1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КЛАССИЧЕСКОЙ И НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

В истории философской мысли складывались разные образы человека. (стр. 140)

У ДЕМОКРИТА – человек – часть космоса, единого порядка и строя природы, микрокосм, символ Вселенной.

У АРИСТОТЕЛЯ – человек – живое существо, наделённое духом, разумом и способностью к общественной жизни.

У ФРАНКЛИНА - человек – животное, производящее орудия.

В КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМ. ФИЛОСОФИИ – человек – субъект духовной деятельности, созидающий мир культуры, носитель общечеловеческого сознания, всеобщего начала – абсолютного духа и разума.

КАНТ – человек – существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе.

ФЕЙЕРБАХ - человек – венец природы, гармоничное единство «Я» и «ТЫ».

Ф.РАБЛЕ - человек – животное, которое смеётся.

ШОПЕНГАУЭР – человек – трагическое животное, наделённое разумным познанием и инстинктом, правда, недостаточным для уверенных и безошибочных действий.

У НИЦШЕ – главное в человеке – не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.

МАРКСИСТСКАЯ ТРАКТОВКА – человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Через приобщение к социальной наследственности, к культурным традициям, через механизм биологической наследственности происходит становление человека. Таким образом, ЧЕЛОВЕК - неповторимая индивидуальность и вместе с тем частица и носитель родовой общечеловеческой сущности, субъект исторического процесса.

 

В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ ЧЕЛОВЕКА одновременно рассматривали ка

· природное начало, включённое в многообразие естественных процессов на уровне тела;

· социальное начало, воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи и отношения;

· конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение.

 

Соответственно этим началам сформировались основные концепции понимания человека:

1. НАТУРАЛИЗАТОРСКАЯ: человек понимается как элемент природы, подобный животным, а значит, подчиняется одним и тем же законам функционирования.

2. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: особенности человека связывает с наличием у него разума, сознания, целеполагающей деятельности.

3. СОЦИОЛОГИЗАТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: рассматривает человека как продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человек обретает себя в обществе, где в процессе социализации реализуются генетически унаследование качества.

4. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПЕРСОНАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: человека рассматривает как особое начало в мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора, таких феноменов человеческого бытия как страдание, страх, одиночество…… Характерно для нетрадиционной философии.

 

Сильно отличаются друг от друга понимание человека в восточной и западной цивилизациях:

· Для человека ВОСТОЧНОЙ цивилизации характерна неразрывная связь с природой, нацеленность на гармоничное вживание в природу, а не стремление к детальному её изменению, как это свойственно для ЗАПАДНОЙ цивилизации. (принцип «у-вей» т. е. «не-деяния» в китайской культуре – следование естественному порядку мира)

· Вектор активности ВОСТОЧНОГО человека направлен на внутреннее самосовершенствование, самопознание (буддистская этика – глубокое сосредоточение, невозмутимое размышление, избавление от страданий в нирване), вектор же активности ЗАПАДНОГО человека направлен вне, на внешнее преобразование, подчинение себе природы, социальное преобразование.

· Если в ЗАПАДНОЙ цивилизации двигателем прогресса и активным сторонником нововведений был индивид, гражданин – собственник, то в ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ цивилизациях принимались лишь те новации, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства, что явилось основой отсутствия свободы выбора, равноправия и демократии.

· Определяющими моментами жизни человека в ВОСТОЧНЫХ цивилизациях были устойчивость, неподвижность, традиционность, определённые общественные установления, обычаи, обряды, бережное отношение к социальному и культурному наследию, канонизированному мышлению.

· Для человека ЗАПАДНОЙ цивилизации приоритетными ценностями являются активная суверенная личность, ценность инноваций и прогресса, индивидуальные свободы и права, чувства гражданина.

 

стр. 142 - 144 (исключить)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: