РАЗЛИЧНЫЕ ИПОСТАСИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ




Для описания различных ипостасей человека используются понятия ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ.

ИНДИВИД – единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

У человека в генах заложены предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств (строение руки предполагает возможность создания орудий труда, структура мозга - перспектива развития интеллекта, строение тела - возможность прямохождения…), что отличает его от животного (особи). В понятии «индивид» воплощается лишь родовая принадлежность человека.

Таким образом, когда мы говорим о конкретном человеке, что он индивид, мы утверждаем, что он потенциально является человеком, который появляется на свет как ИНДИВИД, но постепенно становится ЛИЧНОСТЬЮ, обретая свое особое качество.

С логической точки зрения, индивид является последним звеном в цепи: РОД – ВИД – ИНДИВИД, где РОД – человечество, ВИД – человек, а ИНДИВИД – самостоятельная конкретная сущность, обладающая особыми свойствами (лысый, курносый, …..)

 

Индивид уже с детства включается в систему социокультурных отношений, усваивает через воспитание и обучение программы деятельности, поведения,только благодаря этому становиться ЛИЧНОСТЬЮ т.е. человеком не похожим на других, по-особенному действующим, мыслящим, включённым в систему социальных отношений как субъект и соучастник исторического процесса. Следовательно, ЛИЧНОСТЬ – системно-социальное качество, которое индивид приобретает в предметно-практической и духовной деятельности и общении, показывая меру представленности общественных отношений в индивиде.

Индивид и личность едины и вместе с тем не тождественны друг другу, поскольку ЛИЧНОСТЬэто особое, социальное качество индивида, реализующееся благодаря его включению в социокультурное пространство и усвоению через воспитание и обучение наработанных человечеством знаний, норм и образцов поведения, общения, деятельности.

Существенными ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ являются:

--самостоятельность,

--одарённое разумом,

--обладающее достоинством.

Фома Аквинский провозгласил ЛИЧНОСТЬ наиболее совершенным во всей природе и считал существенным для неё БЫТЬ ГОСПОДИНОМ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ, ДЕЙСТВОВАТЬ САМОЙ, А НЕ ПРИВОДИТСЯ КЕМ-ТО В ДЕЙСТВИЕ.

В средневековой культуре – личность – человек. созданный по образу и подобию Божьему.

В эпоху Возрождения личность отождествлялась с яркой многосторонней реальностью, способной достичь всего, чего захочет.

В Новое время самым важным в личности считались сознание и самосознание человека, его разум, совесть.

Для Канта личность основана на идее морального закона, что даёт ей свободу по отношению к механизму природы, личность отличается от других вещей тем, что она есть не средство, а цель сама по себе, и требование относиться к человеку в соответствии с этим является высшим этическим принципом.

 

ЛИЧНОСТЬ конкретного человека обладает только ей присущими чертами и характеристиками, образующими её ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, составляющими своеобразие человека, его предназначение, судьбу, характер, отличие от других представителей человеческого рода.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – черты и характеристики личности, которые составляют её своеобразие, отличие от других представителей рода человеческого.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ проявляется:

· в специфических характерных для индивида признаках и чертах темперамента

· особенностях познавательного процесса (ощущении, воображении, мышлении, памяти),

· личностных интересах, привычках,

· в индивидуальном стиле общения, поведения, деятельности.

В своей индивидуальности личность абсолютно неповторима, уникальна. Вписываясь в систему межличностных отношений, специфические черты индивидуальности проявляются и реализуются в соответствующих видах деятельности (политической, духовной, профессиональной…) Поэтому важен индивидуальный подход к каждому человеку, чтобы выявить творческие способности человека.

Подлинным основанием и ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ становления ЛИЧНОСТИ выступает СОВМЕСТНАЯ с другими представителями человеческого рода ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и СОВМЕСТНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ.

Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность может быть выражено следующей формулой:

«Индивидом рождаются (поскольку он продукт антропогенеза). Личностью становятся (учитывая, что это индивид, усвоивший общественно-исторический опыт и активно представляющий себя в соответствующих видах деятельности). Индивидуальность отстаивают (ибо индивид преобразует мир и себя на основе только ему присущих качеств и индивидуального стиля жизни и деятельности).

Именно индивидуальность есть вечное в человеке, и только она может быть бессмертной. В тайне индивидуальности скрыта сущность и судьба человека.

 

3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Переход животного к человеку связан с изменением способа жизнедеятельности. Но переход этот осуществляется не тогда, когда начинается изготовление орудий труда и их использование, а тогда, когда производство орудий труда и производство средств удовлетворения потребностей превращается в особую потребность, социальную. Причём под влиянием нового способа деятельности происходит изменение жизненных потребностей.

На основе сказанного можно сделать вывод: сущность человека заключается в том, что его жизнедеятельность представляет собой непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляющих на основе материального производства, в котором производство орудий труда становится особой потребностью. Именно поэтому материальное производство становиться основой жизнедеятельности обществ а, которое предстает как сложный процесс не только удовлетворения материальных потребностей, но и воспроизводство всей системы общественных отношений.

 

В ходе ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ усложняется и система взаимосвязей между людьми, возникает потребность в общении не только в непосредственной жизнедеятельности, но и в осуществлении производства. Иными словами возникла необходимость ОБЩЕНИЯ. Им оказался ЯЗЫК, который стал средством не только обмена информацией, но и обобщения опыта человеческой деятельности, сохранения и передачи от поколения к поколению, а также средством активного воздействия людей друг на друга. Язык предстал в качестве не только материальной формы сознания, но и в качестве орудия активного воздействия человека на окружающий мир и друг на друга.

 

Итак, СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА заключается в том, что его жизнедеятельность представляет собой:

· процесс сознательной целесообразной деятельности, направленной на познание и преобразование мира в целях удовлетворения потребностей,

· процесс, в котором воспроизводство новых целей становиться особой социальной потребностью.

 

Реальный процесс жизни требует согласования деятельности человека как с его потребностями и интересами, так и с объективной логикой развития природы, общества, мышления.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, всесторонний процесс преобразования окружающей социальной и природной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами.

В деятельности человек порождает, воспроизводит внешний и внутренний мир своего бытия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: