Организация игры на занятии «Культура и религия»




Мищенко Н.М.

Для урока «Религия и культура» с целью закрепления главной идеи об огромном влиянии религии на все стороны нашей жизни проводится игра «Лото» или «Лотерея». Её можно осуществить в начале урока в качестве мотивации и вве­дения в тему, а можно предложить как домашнее задание на следующий урок. Если выбранные вопросы и ответы займут много времени, игру можно провести на классном часе или на внеклассном занятии. Вопросы данной игры требуют предварительной поисковой работы (т.е. даются на дом).

Суть игры. Печатаются два вида карточек. Одной группе учащихся даются во­просы, второй – ответы. Это карточки, которые яв­ляются аргументами, доказатель­ствами тезиса о взаимовлиянии культуры и рели­гии. Первые карточки с вопросами - для детей, которые любят отвечать на вопросы, заниматься творческой работой, увлечены православной культурой. Вторые карточки с ответами – для детей более пассивных, которым необходимо развитие речи, умение слу­шать и учиться дополнять, т.е. вычленять из общего частное, давать оценку выступлению товарищей.

Ученики, имеющие карточки с вопросами, самостоятельно ищут ответы и отвечают на них на уроке устно. Последовательность выступлений обозначена нумерацией вопросов.

Вторая группа учеников заранее знакомится с содержанием ответов и готовит пересказ данных текстов (ответов). Это делается для страховки (если ученики первой группы не смогли ответить на вопрос) и для дополнения существенных сведений, которые могут пропустить первые.

Ученики второй группы внимательно следят за ответом товарища и, в случае неполного ответа, дополняют, а также дают оценку ответу ученика из первой группы.

Это первая часть – викторина.

Вторая часть – непосредственно игра, она связана с формулировкой темы урока, которую мы должны сложить из букв в результате работы над вопросами и ответами. Это интрига, которая способствует развитию интереса к изучаемому материалу, особенно когда тема звучит сухо и неинтересно.

Полные ответы (вторая группа) на отдельных карточках имеют на об­ратной стороне буквы, из которых складывается тема. Это и определяет последовательность выступлений детей (по нумерации вопросов).

Если вопросы и ответы воспроизвести в указанной по­следовательности и листки с буквами по мере ответов прикреплять на доску, то из этих букв сложится тема урока.

Если работу проводим в начале урока, то из букв скла­дывается тема текущего урока КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ – ОСНОВА ЖИЗНИ.

Если это задание будем давать как домашнее, то из букв сложится тема следующего урока СВЯ­ЩЕННОЕ ПИСАНИЕ – СЛОВО БОЖИЕ.

На наш взгляд более эффективен первый вари­ант: от частных случаев – реалий нашей культуры мы приближаемся к пониманию глав­ной идеи урока – о тесной неразрывной связи культуры и религии.

Буквы можно изготовить и на от­дельных карточках: на одной стороне - буквы, а на другой - нумерация - последо­вательность вы­ступления.

Второй вариант с буквами надёжнее – это своеобразная страховка от того, что дети могут забыть свой лист дома, и идея коллективного озвучивания темы урока рухнет.

К  
Карточка будет выглядеть примерно так: половина листа формата А-4 в длину. Буква пропечатывается почти во всю длину, номер с обратной стороны – любым шриф­том, даже карандашом, если учитель по аналогии с этой игрой будет разрабатывать свою, буквы могут стать многоразового использования. Второй вариант работы с буквами удобен, когда детей в классе мало.

u eG1sTI9BT4NAEIXvJv6HzZh4swuCWJGlIRpjoibGthdvUxiByM4SdtvSf+940uPL+/Lmm2I120Ed aPK9YwPxIgJFXLum59bAdvN0tQTlA3KDg2MycCIPq/L8rMC8cUf+oMM6tEpG2OdooAthzLX2dUcW /cKNxNJ9uclikDi1upnwKON20NdRlGmLPcuFDkd66Kj+Xu+tgZf0Ex+T8EqnwPN7VT0vx9S/GXN5 MVf3oALN4Q+GX31Rh1Kcdm7PjVeDgSSOU0EN3GSgpE9vM8k7Ae+SGHRZ6P8flD8AAAD//wMAUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVz XS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMv LnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAvFH/HZsCAAC6BQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uy b0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAcXwXv94AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAD1BAAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAAAGAAAAAA== " strokecolor="white" strokeweight=".5pt">

1сторона
№1
2 сторона  


На доске в результате ответов на вопросы должна появиться из карточек с буквами следующая картина:

 

К У Л Ь Т У Р А   И   Р Е Л И Г И Я   -
 
  О С Н О В А   Ж И З Н И .  

 

Ответы школьников сопровождаются видео рядом, который имеется в презентации. Это делается с целью не давать возможности отвлекаться на механическое действие, немного сохраняет интригу темы, так как мы переключаем внимание на зрительные образы, но не даём возможности отвлекаться от материала темы урока.

Кто из ребят оформляет букву на своё место на доске, они решают сами. Условием является наиболее полный и правильный ответ, желание их уступить друг другу в знак благодарности, например, за оценку ответа.

Например, ребята второй группы имеют право прикрепить букву в тему урока в том случае, если ответ товарища был неполным или неправильным. Если ответ был полным, то карточка передаётся отвечающему, и к доске с соответствующей буквой идёт ученик из первой группы. Но ученик первой группы может уступить это право, пожалев товарища, который готовился выступать, но ему не пришлось, или за хорошую оценку ответа, за добрые слова в свой адрес.

В любом случае, необходимо избегать конфликтных ситуаций: у нас всегда есть вариант предложить школьникам выполнить эту часть задания вместе.

Карточки второй группы могут быть выданы накануне или перед уроком, чтобы сохранилась тайна, за­гадка, и если учитель уверен, что ребята второй группы смогут сориентироваться в тексте ответа.

Учащиеся этой группы должны внимательно прочитать ответ, потом про­слушать товарища и, если его сообщение будет неполным, дополнить его на основе прочитанного. Как уже говорили, в данную работу включаем школьников, которым необходимо научиться ориентироваться в тексте, сравнивать выделять, давать оценку выступ­ления то­варища.

Речевые оценочные формулы имеются на доске. Учащимся рекомендуем их повто­рять или ссылаться на порядковый номер оценки.

 

1. Ответ … (кого? - имя) был полным, исчерпывающим. Я дополнить ничего не могу. 2. Я рад за … (имя своего товарища), что он так хорошо подготовился. 3. Ответ … был интересным, неожиданным, но он … (имя) не коснулся некоторых деталей. 4. Ответ … мне понравился, но она… (имя) упустила одну важную мысль. Об этом и хотелось бы сказать несколько слов. 5. Ответ удивил своей неожиданностью и оригинальностью. 6. В своем выступлении … (имя) был близок к правильному ответу, но он совершил ошибку в… 7. Благодарю за выступление, но этот ответ требуется дополнить 8. К сожалению, на этот вопрос мы не получили правильного ответа. 9. Я склоняюсь к оценке под номером …, потому что …

 

В игре участвует весь класс, вопросов и ответов должно быть по количеству детей. Если карточек не хватает, то можно сделать пробелы между словами в теме, точку в конце и какие-то символы, иллюстрации. Если вопросов больше, чем уча­щихся, то кому-то из них будет два вопроса. К поиску ответов школьникам первой группы рекомен­дуем привлечь родителей.

В случае экономии времени, количество рассматриваемых вопросов необходимо сократить (например, оставить только первую часть в формулировке темы). Тогда в игре участвуют несколько желающих, остальные – зрители. В этом случае учителю необходимо продумать средства активизации зрителей. Здесь судьбу карточки с буквой решает не тот, который дополняет, а независимые эксперты из числа «зри­телей».

Таким образом, первая часть игры остаётся неизменной во всех трёх вариантах, изме­няемая - вторая часть игры: определение тех, кто формирует тему урока (или тему на следующий урок).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: