Этап | Время | Изобретения | Достоинства | Материальные носители информации |
2-3 млн. лет назад* | Речь | Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта | Мозг человека | |
Первая информационная революция | 30 тыс. лет назад | Письменность | Возможность накопления и распространения знаний, для передачи будущим поколениям | Камень, кость, дерево, глина, папирус, шёлк, бумага; первые рукописные книги 1300 г. до н.э. в Китае |
Вторая информационная революция | середина XVI века | Книгопечатание | Возможность сохранять информацию и сделать её массово доступной; привело к росту науки и техники – к промышленной революции | Книга |
Третья информационная революция | конец XIX века | Изобретение средств связи | Возможность оперативно передавать информацию на любые расстояния (бурное развитие естествознания) | Электромагнитные волны |
Четвёртая информационная революция | 70-е годы XX в. | Появление микропроцессорной техники, ЭВМ, персональных компьютеров, сети Интернет | Процесс поиска, хранения, обработки и распространения информации изменился в принципе с появлением ЭВМ | Перфоленты, перфокарты, магнитные карты и ленты, диски (гибкие, жёсткие, оптические и т.п.), flash-накопители и т.д. |
Начало пятой информационной революции | 1990-е годы и в настоящее время | Распространение сети Интернет, мобильной связи | Развитие сетевых телекоммуникаций породило множество новых видов информационно деятельности людей | ? |
Ускорение накопления общего объёма знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объём всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, а к концу XX века – уже каждые 5 лет, и это не предел. Таким образом, ещё с начала XX века стало заметным проявление явления, которое можно назвать информационным кризисом. Он проявляется в следующем:
Ø информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;
Ø возникает большое количество избыточной информации («информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
Ø укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Проблема решения выхода из информационного кризиса комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и появление новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) изменили социально-экономический характер современного общества. Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастёт значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.
Признаки информационного общества:
Ø решена проблема информационного кризиса, т.е. противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
Ø обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
Ø информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
Ø формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
Ø с помощью средств информатизации реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией, так называемую, информационную культуру.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры, которую нужно формировать с детства.
Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенствованию принципов их работы и элементной базы, то есть составляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров: