Этапы развития человечества




Этап Время Изобретения Достоинства Материальные носители информации
  2-3 млн. лет назад* Речь Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта Мозг человека
Первая информационная революция 30 тыс. лет назад Письменность Возможность накопления и распространения знаний, для передачи будущим поколениям Камень, кость, дерево, глина, папирус, шёлк, бумага; первые рукописные книги 1300 г. до н.э. в Китае
Вторая информационная революция середина XVI века Книгопечатание Возможность сохранять информацию и сделать её массово доступной; привело к росту науки и техники – к промышленной революции Книга
Третья информационная революция конец XIX века Изобретение средств связи Возможность оперативно передавать информацию на любые расстояния (бурное развитие естествознания) Электромагнитные волны
Четвёртая информационная революция 70-е годы XX в. Появление микропроцессорной техники, ЭВМ, персональных компьютеров, сети Интернет Процесс поиска, хранения, обработки и распространения информации изменился в принципе с появлением ЭВМ Перфоленты, перфокарты, магнитные карты и ленты, диски (гибкие, жёсткие, оптические и т.п.), flash-накопители и т.д.
Начало пятой информационной революции 1990-е годы и в настоящее время Распространение сети Интернет, мобильной связи Развитие сетевых телекоммуникаций породило множество новых видов информационно деятельности людей ?
         

Ускорение накопления общего объёма знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объём всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, а к концу XX века – уже каждые 5 лет, и это не предел. Таким образом, ещё с начала XX века стало заметным проявление явления, которое можно назвать информационным кризисом. Он проявляется в следующем:

Ø информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;

Ø возникает большое количество избыточной информации («информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

Ø укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Проблема решения выхода из информационного кризиса комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и появление новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) изменили социально-экономический характер современного общества. Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастёт значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

Признаки информационного общества:

Ø решена проблема информационного кризиса, т.е. противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Ø обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Ø информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Ø формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

Ø с помощью средств информатизации реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией, так называемую, информационную культуру.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры, которую нужно формировать с детства.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычисли­тельных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенство­ванию принципов их работы и элементной базы, то есть состав­ляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в ре­зультате которых происходила смена поколений компьютеров:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: