Учебно-методическое обеспечение дисциплины




Специальностей: 050720.65 Физическая культура (033100)

специализации «Фитнес» (033114);

050711.65 Социальная педагогика (031300)

специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (031325);

050501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление) (030500.18)

специализаций «Предпринимательская деятельность» (030503.18),

«Хозяйственно-правовая деятельность» (030502.18);

(ГОС-2000)

080101.65 Экономическая теория (060100);

080503 Антикризисное управление (351000)

 

Екатеринбург 2009

Задания к контрольным работам по дисциплине «Конституционное право» и методические указания для их выполнения для студентов заочной формы обучения (ГОС-2005). Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. универ-т», 2009. 16 с.

 

 

Составители:

канд. ист. наук, доцент В.М. Костромин,

аспирант кафедры права К.А. Игишев.

 

 

Одобрены на заседании кафедры правового и документационного обеспечения управления. Протокол от «__»____________ 2009 г. № ____.

 

 

Заведующая кафедрой Н.Г. Суровцева

 

Рекомендованы к печати методической комиссией ИСП

Протокол №____от __________2009 г.

 

Председатель

Методической комиссии ИСП А.Г. Кислов

 

© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009  

 

 

Методические рекомендации

Для выполнения контрольных работ

 

Работа должна быть выполнена по конкретному заданию, определяемому начальной буквой Вашей фамилии. Контрольную работу представьте в машинописном виде (или компьютерном наборе) на стандартных листах размера А-4 через 1,5 интервал. Кегль – 14. Включенные в контрольную работу таблицы можно оформить от руки. На титульном листе укажите фамилию, имя, отчество, номер учебной группы и факультет, вариант контрольного задания и дисциплину.

Задания выполняйте последовательно, с указанием их порядкового номера, используйте только общепринятые сокращения. В ссылках на нормативные правовые акты укажите: полное название акта; кем принят; дату принятия; источник опубликования; статью (пункт, абзац, иной фрагмент акта). Титульный лист и последнюю страницу контрольной работы подпишите.

Контрольную работу выполняйте в межсессионный период и представьте ее в деканат в сроки, указанные в учебном графике (сдача работы позже установленного срока может повлечь недопущение к экзамену). Старайтесь сдать контрольную работу как можно раньше, с тем, чтобы в случае незачета у вас было время для ее повторного представления.

Каждый вариант контрольной работы состоит из трех заданий. Первое из них – теоретический вопрос. Отвечая на него, продемонстрируйте знание разных точек зрения по соответствующей проблеме, сформулируйте собственную позицию. Второе – задача. Прежде чем приступить к ее решению, изучите необходимые правовые акты. Точно и четко укажите нормативную основу ответа. Не забывайте в своих выводах соотносить нормативную модель решения с фактическими обстоятельствами разбираемого затруднения. Третье – практическая работа. Выполняя ее, проанализируйте в сравнительно-правовом ключе действующее законодательство.

Нормативные правовые акты и теоретические источники, необходимые для выполнения контрольной работы, указаны в соответствующих разделах настоящего учебного пособия.


Вариант 1 (А-В)

1. Конституция и конституционализм. Исходные начала конституционализма.

2. Ряд депутатов Государственной Думы после ратификации договора между Россией и Украиной направили в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии его Конституции РФ. Совет Федерации РФ, не дожидаясь решения Конституционного Суда РФ, ратифицировал договор.

Используя нормы Конституции РФ, нормы о Конституционном Суде РФ, регламентов палат парламента РФ, иных необходимых актов, оцените сложившуюся ситуацию. Законно ли в ней действовал Совет Федерации РФ?

3. Проанализируйте текст Конституции РФ 1993 г. и выявите законы (иные нормативные правовые акта), принятие которых прямо требует Конституция РФ и которые уже приняты. Составьте перечень этих актов в виде сравнительной таблицы. Какие из них еще не приняты?

 

Вариант 2 (Г-Е)

 

1. Человек и гражданин как субъекты конституционных прав, свобод и обязанностей. Понятие и структура правового статуса личности.

2. Козлов обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать губернатора и правительство Астраханской области принять меры по реализации ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и возместить причиненный ему моральный вред. Он ссылался на то, что этим законом ему как лицу, награжденному медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», предоставлена 50%-ная скидка со стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения. Однако реализовать льготу он не может, так как скидку ему не предоставляют.

Определением судьи Астраханского областного суда в принятии заявления было отказано. Судья мотивировал это тем, что в суд могут быть обжалованы акты губернатора и правительства Астраханской области, а не отсутствие таковых, поэтому и требование о возмещении морального вреда не подлежит рассмотрению в суде.

Обоснован ли этот отказ?

3. Проанализируйте вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» // Собрание Законодательства РФ. 1998. № 9. Ст. 1142; Вестник Конституционного Суда РФ.1998. № 3.

 

Вариант 3 (Ё-З)

1. В чем смысл разделения категорий беженцев и вынужденных переселенцев? Кто не может претендовать на статус беженца и вынужденного переселенца?

2. Гражданин Украины Дринько постоянно проживает в г. Первоуральск. В 2005 году при проведении одновременных выборов Законодательного Собрания Свердловской области и Думы г. Первоуральска Дринько обратился в участковую избирательную комиссию по месту жительства с просьбой включить его в списки избирателей, но получил отказ на том основании, что иностранцы в России избирательных прав не имеют.

Законен ли этот ответ?

3. Заполните следующую таблицу:

 

Признаки объединения Организации Движения Фонды Учреждения Органы самодеятель-ности
Характер членства          
Направление деятельности (вне, внутрь и др.)          
Предмет деятельности          
Кто формирует органы управления          
Порядок формирования органов управления          
Наличие вышестоящих органов управления          
Соотношение имущественных прав объединений - юридических лиц и других лиц          

 

Вариант 4 (И-К)

 

1. Государственное устройство: понятие и формы. Особенности России как федеративного государства.

2. Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области и Пермский край приняли решение об объединении в один субъект – Уральский край. В Челябинской и Курганской областях это решение было принято на заседаниях их законодательных органов, в Свердловской и Оренбургской – оформлено Указами губернаторов, а в Пермском крае – решением краевого референдума.

Предусмотрена ли Конституцией РФ возможность затеянного объединения? Если да, то, в каком порядке оно должно осуществляться? Составьте поэтапный план объединения, включающий решение всех необходимых конституционно-правовых вопросов.

3. Письменно проанализируйте видение Конституционным Судом РФ вопроса о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами в следующих решениях: 1. Постановление Конституционного Суда РФ от 04 марта1997 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 11. Ст. 1372; Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. № 1.1997; 2. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 3. Ст. 429; Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1998 г. № 2.

 

 

Вариант 5 (Л-Н)

1. Российское законодательство об органах государственной власти. Принципы организации государственной власти.

2. Часть 3 ст. 118 Конституции РФ вводит понятие судебной системы Российской Федерации. Каковы понятие, элементный состав судебной системы по действующему законодательству? Составьте перечень федеральных конституционных и федеральных законов о судебной системе. Каково их соотношение?

3. Соотнесите схематично между собой следующие понятия: государство, государственная власть, государственная служба, форма правления и государственный аппарат.

 

Вариант 6 (О-Р)

1. Система и структура государственных органов в Российской Федерации.

2. Группа депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ в количестве 20 человек решила обратиться в Конституционный Суд РФ с заявлением о неконституционности Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». По их мнению, закон, предусматривает вхождение в Совет Федерации (орган представительной власти) одновременно представителей законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, подрывает принцип разделения власти (ст. 10 Конституции РФ).

Оцените ситуацию.

3. Письменно сравните устройство и компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации и законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, к котором Вы официально зарегистрированы по месту проживания.

 

Вариант 7 (С-У)

1. Законодательный процесс: понятие и стадии. Понятие законодательной компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.

2. В Совет Федерации Российской Федерации 1 марта 2005 года поступил принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». До 15 марта 2005 года он готовил проект закона к пленарному рассмотрению. 25 марта, после неоднократных обсуждений проекта закона, было принято решение об отложении его на одну неделю для проведения согласительных консультаций по тексту с профильным комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 4 апреля 2005 года Совет Федерации Федерального Собрания РФ одобрил проект закона в целом, внеся в него редакционную поправку.

Оцените ситуацию.

3. Приведите способы толкования нормативных правовых актов с примерами по каждому из них. Результаты ответа оформите в виде сравнительной таблицы.

Вариант 8 (Ч-Щ)

1. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России. Полномочия Президента РФ.

2. В ходе проверки, проводимой Главным контрольным управлением Администрации Президента РФ в Пермском крае, было выявлено несвоевременное выполнение Председателем Правительства края поручения Президента РФ о поддержке педагогических работников. Президент РФ на основании представления начальника Главного контрольного управления своим распоряжением объявил Председателю Правительства края выговор. Тот обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать распоряжение Президента РФ незаконным. Верховный Суд РФ жалобу удовлетворил.

Оцените ситуацию.

3. Заполните карту сравнительного анализа и приведите в конце карты нормативные правовые акты, использованные для ее заполнения.

 

Признаки Советник Президента РФ Помощник Президента РФ Референт Президента РФ
Функции      
Права и обязанности      
Подчиненность      
Нормативный акт      

 

 

Вариант 9 (Э-Я)

1. Понятие выборов и референдума, избирательной системы и избирательного права.

2. Решением Избирательной комиссии Свердловской области 16 августа 2004 года Назарову было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы Свердловской области в связи с обнаружением в подписных листах 8,3 % недостоверных подписей. В его поддержку было собрано 9470 подписей избирателей, из них 599 являются недостоверными. Назаров обратился в суд с жалобой на данное решение, считая выводы Избиркома ошибочными, нарушающими его право на участие в работе комиссии при подсчете голосов. Он указал на необоснованность исключения из подсчетов подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, на которые отсутствует дата заверения их сборщиком или подпись сборщика поставлена ранее подписей избирателей.

Какие подписи считаются недостоверными? Какое количество подписей должен поставить гражданин для его регистрации в качестве кандидата на различные выборные должности в органы государственной власти? Какое решение должен принять суд?

3. В одном из запросов, поступивших в Конституционный Суд РФ, подвергается сомнению конституционность положения о допустимости проведения повторного референдума по одной и той же проблеме лишь по прошествии двух лет. Согласно мнению обратившихся в суд лиц соответствующий закон не может устанавливать подобного временного ограничения.

Подготовьте примерный вариант решения Конституционного Суда РФ. При решении поставленного вопроса необходимо использовать положения Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. 2009. 21 января.

Федеральный конституционный закон от 21.06.1994 № l-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 9 июня.

Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 4 марта.

Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Собрание законодательства РФ.2002. №24. Ст. 2253; 2003. 52 (часть 1).Ст.5038.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2003. № 46 (часть 2). Ст.4447.

Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Федеральный закон от 4.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Российская газета. 2000.16 августа.

Указ Президента РФ «О Государственном совете Российской Федерации» от 01.09.2000 № 1602 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 36. Ст. 3633.

Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.

Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 49. Ст. 4826.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: