Тема: Носовая полость, гортань, трахея, бронхи и их иннервация.




Новосибирская государственная медицинская академия

Кафедра анатомии человека

Методические рекомендации для студентов по теме:

Дыхательная система.

Составили: ст. преподаватель кафедры Слабожанина В.А.,

ст. преподаватель кафедры, к.м.н. Аристова Е.С.

____________________________________

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры

«_____» _________ 200 г., протокол N ____

 

 

Новосибирск, 2005

Занятие № 1.

Тема: Носовая полость, гортань, трахея, бронхи и их иннервация.

Актуальность темы. Использование знаний анатомии носовой полости, гортани, трахеи и бронхиального дерева в изучении клинических дисциплин.

Цель занятия. Познакомится со строением носовой полости, гортани, трахеи и бронхиального дерева.

Исходный уровень знаний и умений. Студенты должны знать названия органов, входящих в состав дыхательной системы организма, строение носовой полости, анатомию её стенок, сообщения. Студенты должны знать анатомию V и X пар черепномозговых нервов, анатомию симпатического ствола.

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии:

1- й уровень - ЗНАТЬ:

1. Деление дыхательных путей на верхние и нижние.

2. Строение и функцию наружного носа.

3. Строение и отделы носовой полости.

4. Анатомию стенок носовой полости, придаточных пазух (название, куда открываются).

5. Особенности строения слизистой оболочки носовой полости, её иннервацию.

6. Топографию гортани (голо -, син -, скелетотопия).

7. Строение хрящей гортани и их соединения.

8. Название и функцию мышц гортани, их иннервацию.

9. Строение и значение эластического конуса гортани.

10. Понятие: устанавливающий и напрягающий аппараты гортани.

11. Особенности строения слизистой оболочки гортани, её иннервацию.

12. Отделы полости гортани.

13. Строение и топографию трахеи и её бифуркации (голо -, син -, скелетотопию).

14. Строение и топографию главных бронхов, практическое значение различий в строении правого и левого главных бронхов.

15. Строение бронхиального дерева, различия в строении стенки бронхов разного калибра и их иннервацию.

16. Отличия в строении стенки бронха и бронхиолы.

17. Чем заканчивается бронхиальное дерево.

2 - ой уровень - ПОНИМАТЬ:

1. Назначение придаточных пазух носовой полости.

2. Назначение эластического конуса.

3. Работу устанавливающего и напрягающего аппаратов гортани.

 

3 - й уровень - УМЕТЬ:

1. Показать стенки носовой полости, носовые ходы и их сообщения (на черепе и сагиттальном препарате головы).

2. Показать хрящи, связки, суставы и мышци гортани (на муляже и влажных препаратах).

3. Показать скелетотопию гортани (на скелете).

4. Показать скелетотопию трахеи и её бифуркации.

5. Показать бронхиальное дерево.

Задания для самоподготовки:

Контрольные вопросы:

1. Деление дыхательных путей на верхние и нижние.

2. Носовая полость:

а) строение и назначение наружного носа.

б) стенки, сообщения полости носа, придаточные пазухи носовой полости.

в) функциональные области полости носа, особенности строения слизистой полости носа.

3. Топография гортани (голо-, син-, скелетотопия).

4. Строение гортани: хрящи, связки, суставы, мышцы.

5. Механизм голосообразования. Устанавливающий и напрягающий аппараты гортани.

6. Полость гортани. Особенности слизистой оболочки.

7. Трахея: Топография, строение, функция, бифуркация трахеи (скелетотопия).

8. Строение бронхиального дерева (деление, особенности строения стенки бронхов разных уровней).

9. Иннервация слизистой оболочки носовой полости.

10. Иннервация гортани (слизистая оболочка, мышцы).

11. Иннервация трахеи.

12. Иннервация бронхов.

Дополнения для педиатрического факультета:

13. Полость носа и носоглотка у новорожденных и детей.

14. Гортань и трахея у новорожденных и детей. Сроки окончатель­ного развития.

Препараты:

1. Скелет

2. Череп

3. Муляж гортани

4. Влажные препараты из набора по дыхательной системе:

а) сагиттальный распил головы

б) “мышцы гортани”

в) “эластический конус”

г) “вскрытая гортань”

д) “бронхиальное дерево”

5. Вскрытый торс

 

Практическая работа на занятии:

А. Изучить: строение и функцию носовой полости, гортани. Знать особенности строения их стенки. Механизм голосообразования, участия в нём устанавливающего и напрягающего аппарата гортани. Строения стенки трахеи. Деление бронхиального дерева. Особенности строения слоёв стенки бронхов (крупные, средние, мелкие). Чем заканчивается бронхиальное дерево? Особенности строения слоёв стенки конечной бронхиолы. Знать источники иннервации слизистой оболочки носовой полости (V, XIII пары черепномозговых нервов, tr. sympaticus), иннервацию гортани (X пара, черепномозговых нервов, tr. sympaticus), иннервацию трахеи и бронхов (X пара, черепномозговых нервов, tr. sympaticus).

Б. Самостоятельная работа: покзать на препаратах, уметь зарисовать:

1. Правильное анатомическое положение органа на пре­паратах. 2. Уметь продемонстрировать все анатомические обра­зования изучаемых органов.

3. Уметь нарисовать схему работы устанавливаюшего и напрягающего аппаратов гортани.

Рекомендуемая литература:

1. М.Г.Привес с соавт. Анатомия человека, Л., 1998, С. 300 - 309.

2. Анатомия человека под ред. М.Р. Сапина, “М.”, 1987, Т. 2, С. 67 - 82.

3. И.В. Гайворонский Нормальная анатомия человека. - С. - П., 2001, Т. 1, С. 396 - 416.

 

Занятие № 2

Тема: Легкие, плевра: париетальная и висцеральная плевра, плевральная полость, плевральные мешки. Средостение. Иннервация органов грудной полости.

Актуальность темы. Использование знаний анатомии лёгких, плевры, плевральных мешков и средостения в изучении клинических дисциплин.

Цель занятия. Познакомится со строением лёгких, плевры, плевральных мешков и средостения.

Исходный уровень знаний и умений. Студенты должны знать названия органов, входящих в состав дыхательной системы организма, строение грудной клетки в целом. Студенты должны знать анатомию X пары черепномозговых нервов, анатомию симпатического ствола.

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии:

1- й уровень - ЗНАТЬ:

1. Строение и топографию (голо -, син - и скелетотопию) лёгких.

2. Анатомические образования корня лёгкого.

3. Особенности строения корня лёгкого справа и слева.

4. Структурные отделы паренхимы лёгкого.

5. Определение: бронхо - лёглчный сегмент (количество в каждой доле), долька лёгкого.

6. Строение структурно - функциональной единицы лёгкого - ацинуса.

7. Особенности кровообращения в лёгком.

8. Анатомию листков плевры (висцеральной и париетальной).

9. Части париетальной плевры, их названия.

10. Анатомию плевральных мешков.

11. Синусы плевры, название, назначения, чем ограничены.

12. Строение средостения и его отделов.

2 - ой уровень - ПОНИМАТЬ:

1. Функциональные отделы лёгкого - структурные образрвания, проводящие воздух - бронхиальное дерево и морфологические образования, обеспечивающие газообмен - альвеолярное дерево, их принципиальные отличия в строении.

2. Как осуществляется переход париетальной плевры в висцеральную?

3. Разницу в понятиях “плевральная полость” и “синусы плевры”, уметь объяснить.

3 - й уровень - УМЕТЬ:

а) показать скелетотопию и синтопию лёгких (на скелете и торсе);

б) показать проекцию междолевых борозд (на скелете);

в) показать элементы корня лёгкого;

г) на таблице и муляже показать сегменты лёгкого;

д) показать листки плевры (на торсе), их части, место перехода париетальной плевры в висцеральную;

е) показать скелетотопию нижней границы плевры (на скелете);

ж) показать синусы плевры;

з) показать органы и сосудисто - нервные образования, входящие в состав средостения;

и) на таблице “строение ацинуса” показать его структурные образования.

Задания для самоподготовки:

Контрольные вопросы:

1. Топография легких (синтопия, скелетотопия, голотопия).

2. Внешняя анатомия легких: верхушка, основание, поверхности,

края, ворота. Элементы корня, их топография.

3. Доли легкого. Проекция междолевых борозд на грудную клетку.

4. Бронхо-легочные сегменты легкого (определение, количество в каждой доле легких, названия).

5. Строение и определение дольки легкого, Показать на препарате.

6. Структурно-функциональная единица легкого - ацинус - его стуктурные образования.

7. Особенности кровообращения в легком.

8. Рентгеноанатомия трахея, бронхов, легких.

9. Строение и функциональное назначение плевры как серозной оболочки. Листки плевры.

10. Части париетальной плевры, их названия.

11. Полость плевры - чем ограничена?

12. Плевральные синусы, чем ограничены, названия, практическое зачение.

13. Проекция границ легких и плевры на грудную клетку.

14. Средостение, его деление. Органы, образующие средостение.

Дополнения для педиатрического факультета:

15. Особенности строения и топографии легких и плевры у ново­ рожденного, их изменения после рождения.

Препараты:

1. Скелет

3. Муляж “сегменты лёгких”

4. Влажные препараты из набора по дыхательной системе:

а) комплекс “сердце - лёгкие”

б) “ворота легкого”

в) “бронхиальное дерево”

5. Вскрытый торс

Практическая работа на занятии:

А. Изучить:

1. Строение и функцию лёгких.

2. Строение плевры, средостения.

3. Понятия плевральная полость и синусы плевры.

4. Знать состав и деление средостения.

5. Знать источники иннервации лёгкого (X пара черепномозговых нервов, tr. sympaticus).

6. Иннервацию висцеральной и париетальной плевры (X пара черепномозговых нервов, tr. sympaticus, межрёберные нервы, диафрагмальный нерв).

Б. Самостоятельная работа: покзать на препаратах, уметь зарисовать:

1. Правильное анатомическое положение органа на пре­паратах. 2. Уметь продемонстрировать все анатомические обра­зования изучаемых органов.

3. Уметь нарисовать схему строения ацинуса.

Рекомендуемая литература:

1. М.Г.Привес с соавт. Анатомия человека, Л., 1998, С. 309 - 321, 381 - 402.

2. Анатомия человека под ред. М.Р. Сапина, “М.”, 1987, Т. 2, С. 82 - 94, 161 - 177.

3. И.В. Гайворонский Нормальная анатомия человека. - С. - П., 2001, Т. 1, С. 416 - 432, 433 - 451.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: