ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 23 «ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ»




ЗАНЯТИЕ № 23

ТЕМА: ГРАНИЦЫПОЛИТИКИ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 23 «ГРАНИЦЫПОЛИТИКИ»

1. Что такое политика: разнообразие определений, история возникновения:

Что такое политика? Ответить на этот вопрос и просто и сложно. Действительно, мы употребляем это слово столь часто, что уже не вникаем в его истинное содержание. Древнегреческий политический деятель Перикл (500-429 гг. до н.э.) утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

Политика – одно из самых сложных общественных явлений. Человек есть существо политическое, считал Аристотель, а государство, по его мнению, основывается на природном влечении людей к общежитию. С этим можно, конечно, и не согласиться, но как бы там ни было, многие из нас, особенно в последние годы, больны политикой.

Увлечение ею – результат не только происходящих в обществе перемен, но и сложившегося расхожего убеждения, что квалифицированное осмысление политического бытия, непосредственное занятие политикой под силу каждому. Если иметь ввиду возможность нашего участия в разного рода собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, всё вроде бы так… Но когда речь идёт об активной политической деятельности либо о качествах профессионального политика, то, вероятно, здесь нужны особые свойства личности и глубокое знание предмета. И вряд ли мы осознаём - что такое политика?

Само слово «политика» (от греч. polis – город, государство) получило широкое распространение после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) о политике, искусстве правления, который так и назывался – «Политика».

Существует множество определений политики.

ПОЛИТИКА – это царское искусство управлять людьми (Платон)

- выражение разума (Гегель),

- цепь компромиссов (А.А.Богданов),

- наука государственного управления (В.Даль),

- устройство государственной власти, концентрированное выражение экономики (Ленин),

В современном обществе человек по-разному ощущает на себе влияние политики: через СМИ, через сокращение или повышение социальных выплати льгот, через выборы в органы гос. власти… Но политика существовала не всегда. На ранних стадиях человеческого общества, когда люди были объединены кровнородственными связями, необходимости в политике не было. Это значит, что внутри родов и племён не существовало властных отношений, что не было управления. ВЛАСТЬ – это отношения руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни. В то время выбирались старейшины родов и племён, имелись советы старейшин, но их деятельность нельзя назвать политикой.

Политика появляется тогда, когда племена объединялись в более крупные общности – народности, внутри последних выделяются группы людей по имущественному признаку, и возникает необходимость улаживать конфликты из-за материальных ресурсов. Разрешать конфликты (старейшины, совет старейшин) становится всё сложнее, т.к. они возникают между большими группами людей, распространяются на значительную территорию, касаются распределения прибавочного продукта, который появляется в результате повышения производительности труда на основе кооперации и специализации деятельности. Требуется иная организация общества, иные органы управления.

Повышается уровень сложности взаимоотношений людей в обществе, общие дела приобретают большое разнообразие и значимость. Народность заселяет определённую территорию, целостность которой необходимо охранять как от внешних врагов, так и от внутренних раздоров. Следовательно, с одной стороны, поляризация общества, с другой – уровень сложности и значимости общих дел приводит к дальнейшему разделению труда, появлению особой группы людей, осуществляющих функцию власти и управления, формирование особых органов власти.

Возникает ГОСУДАРСТВО. Вначале политические функции объединяются с военными функциями, т.е. люди, занятые сугубо военными делами, осуществляют и власть в обществе. Впоследствии происходит отделение политической деятельности от военной.

Формируется особый СЛОЙ ЛЮДЕЙ, осуществляющих ВЛАСТЬ, выделяются ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУГИ – ЧИНОВНИЧЕСТВО, БЮРОКРАТИЯ. В целом право на осуществления власти посредством государства приобретают те группы людей, которые имеют материальные средства для содержания войска, чиновничества.

Между людьми возникают отношения ГОСПОДСТВА и ПОДЧИНЕНИЯ. Эти отношения получают закрепление в праве определённых групп использовать насилие по отношению к другим группам.

Государство выступает орудием реализации права. Это право базируется на отношениях экономического неравенства. Но общество в целом для сохранения своей организации вынуждено использовать государство в целях подчинения отдельных своих членов, нарушающих общественный порядок. В политике происходит сочетание интересов экономически господствующих групп с общими интересами населения. Вся последующая история общества свидетельствует о противоречивом характере этого сочетания, о частом нарушении общего интереса в угоду частному.

Таким образом, политика возникает тогда, когда появляется особый вид власти, основанный на праве применять насилие одной группы людей по отношению к другой группе посредством государства. Такая власть получила название - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ давала определенные преимущества тем, кто ею обладал. Люди стали бороться за неё. Возникла система политических отношений, политики. Итак,

ПОЛИТИКАэто борьба за власть, обладание властью, использование власти и удержание власти.

Политика по своей сущности является концентрированным выражением прежде всего интересов господствующих социальных групп и слоёв к государству.

Следовательно

ПОЛИТИКАэто деятельность, направленная на согласование интересов и управление общественными делами.

Но политика не исчерпывается взаимодействием тех, кто находится у власти, и тех, кто им подчиняется. ПОЛИТИКА есть сфера общения людей между собой. Не случайно древнегреческий философ Аристотель видел в общении людей глубокую причину возникновения государства и считал, что «государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Вслед за Аристотелем можно определить ПОЛИТИКУ как сферу общения, взаимодействия социальных групп и отдельных людей.

ПОЛИТИКУ можно рассматривать также и как особую профессию, специфический вид деятельности. Английский публицист Сирил Паркинсон пишет об этом так: «Задача политика и чиновника сложна. Эти деятели должны направлять человеческую энергию и финансовые средства на достижение самых разных целей: на обеспечение безопасности, законности, на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, научные исследования, охрану природы… Когда международный консорциум захочет просверлить в национальном парке нефтяную скважину, когда отходы с фабрик загрязняют реку, именно на долю политиков выпадет сказать «нет»…»

Таким образом, можно утверждать, что ПОЛИТИКАэто деятельность по принятию общественно значимых решений с учётом разницы интересов..

 

Итак, ПОЛИТИКАмногообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.

Основными факторами политики выступают социальные группы, выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

При анализе политики как общественного явления выделяют три основных подхода:

· ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это политика, проводимая в том или ином направлении (в области социального обеспечения, в международных отношениях).

· ПОЛИТИКА КАК НАУКА – включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические доктрины, методологические основы политики. Главная задача политики как науки – прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач государственной политики.

· ПОЛИТИКА КАК ИСКУССТВО – сводится к искусству управления, искусству осуществления власти, её завоевания и её удержания, выбору средств и методов достижения цели с наименьшими затратами. Политику необходимы интуиция, фантазия. догадка, актёрское мастерство.

 

В середине 19 века сформировалась наука ПОЛИТОЛОГИЯ – это наука о политике, это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. Принятие политических решений – процесс сложный, многоплановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности. То, что ныне называют политикой, как область практической деятельности на самом деле является результатом аналитических усилий разветвленной сети исследовательских институтов. кафедр… По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук.

Суммируем определения политики:

1. ПОЛИТИКА – это управление делами государства, определение форм и задач его деятельности; это наука и искусство.

2. ПОЛИТИКА – это регулирование отношений между различными социальными группами; это наук и искусство.

 

2.ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА:

Давая всестороннюю характеристику политике, следует учитывать, что политические процессы и отношения подчиняются определённым объективным закономерностям. Центральное место занимает главная закономерность – взаимодействие политики и экономики. Изучение истории убеждает нас в том, что политика во многом обусловлена материально-производственной, экономической основой общества. Вспомним, что в древности государства возникали не только с целью защиты жизни людей, но и с целью защиты богатства, собственности. В современности обществе еще более очевидна связь экономики и политики. Так, экономический кризис, безработица отражаются в политике. Именно от политиков люди ждут решительных т разумных действий по преодолению этих явлений. Или взять. к примеру, людей, оказавшихся по разным причинам за чертой бедности. Их экономическое положение заставляет выходить на митинги, участвовать в демонстрациях, т.е. совершать политические действия. Наконец, ни один политик не способен сделать более того, что позволяет ему имеющиеся экономические условия.

Особенно ярко зависимость политики и экономики проявляется на переломных этапах развития общества.

Широта и глубина политических преобразований должна основываться на определённом уровне экономических преобразований. Без изменения формы собственности или способа производства нельзя говорить об изменении сущности политики, политической власти.

Нет ничего удивительного в том, что современные политические реформы не приводят к желаемому результату. без преобразований в области экономики, без создания нового экономического базиса невозможно построить новый тип политической системы общества. Однако следует помнить, взаимосвязь экономики и политики имеет сложный характер. Политика как и любое надстроечное явление, обладая относительной самостоятельностью, может активно влиять на экономику, что проявляется следующим образом. ПОЛИТИКА в определённой степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем (через директивы и решения различных полит. органов), - это так называемая экономическая политика государства, которая в данном случае будет способствовать социальному прогрессу. Продуманные действия, выверенные программы способны творить в экономике чудеса. Не случайно послевоенное развитие Японии принято называть «экономическим чудом», в осуществлении которого немалая роль принадлежит политикам. Поддержка предпринимательства, установление эффективной налоговой системы, привлечение капиталов в страну сделали возможным столь бурный рост экономики.

В то же время политика может в определённых направлениях ставить и преграды экономическому развитию.

Недостаточное познание экономических законов или сознательный отказ от их учёта в разработке политического курса приводит к серьёзным политическим просчётам. Так, например, многие политические решения по вопросам развития экономики социализма имели далеко идущие негативные последствия (ускоренная коллективизация в СССР, «культурная революция» в Китае).

Как видим, отношения политики и экономики складываются непросто. Не существует единой «магической формулы», с помощью которой можно было бы раз и навсегда найти пределы их взаимного вмешательства. В каждом обществе эта задача решается по-своему. Но существовать друг без друга политика и экономика не могут.

При анализе самых различных социальных явлений мы должны находить в них как экономические, так и политические компоненты. Например, очереди в магазинах. Что это - экономическая или политическая проблема? С одной стороны – это свидетельство падения производства, нехватки товаров или плохой организации торговли Но почему не хватает товаров? Причина может заключаться в том, что руководство страны не реформирует отжившую, неэффективную систему хозяйствования, искусственно поддерживая её в прежнем состоянии. К тому же сама очередь может легко превратиться в политический митинг, где обсуждаются такие темы, как недееспособность правительства, козни мафии…

 

3.ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА:

Не менее тесно переплетены политические и культурные процессы в жизни общества. Культура общества во многом определяет её политический облик. Посредством культуры из поколения в поколение передаются социальный опыт людей, традиции, ценности, идеалы, без которых невозможно само существование политики. Культура также формирует духовный облик гражданина, а значит, определяет его политическое поведение. Культурный, в широком смысле, человек будет вести себя в политике разумно, взвешено, самостоятельно. Он может осмыслить политические цели общества, сформировать свою политическую позицию. «Когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к пистолету », - говорит Й.Геббельс, министр информации и пропаганды в гитлеровской Германии. За словами последовали дела: жгли книги И.Гёте, Г.Гейна, Ф.Шиллера, который писал: «Человек никогда не решит своих политических проблем иначе, чем через проблему эстетического, ибо лишь через красоту лежит путь человека к свободе».

Со своей стороны, политика также влияет на развитие культуры. Причём это влияние может быть разным. Известны случаи, когда политика стремилась подчинить себе культуру, поставить её себе на службу, требуя от неё оправдания любых политических решений. Это и понятно: проникновение в общество тех или иных идеалов, осуществляется гораздо эффективнее в художественной, образной форме. В этом смысле одно страстное стихотворение может быть действеннее многочасовой идейно-политической воспитательной работы. Подобная заинтересованность со стороны политики может привести к установлению строгого контроля над культурой. Её начинают делить на «угодную» и «неугодную», «нужную» и «ненужную». Подобное вмешательство политики в культуру приводит к духовному кризису общества, преодолеть который порой бывает значительно труднее, чем, к примеру, кризис экономический.

И всё же было бы ошибкой считать любое воздействие политики на культуры нежелательным. Существуют политические решения и деяния, способствующие развитию культуры, - это и финансирование образования, искусства, науки, и создание благоприятных материальных условий для творчества, расширения доступа у к духовным ценностям.

Содержание и направленность культурной политики говорят о степени развития страны, её удельном весе и авторитете в международном сообществе. Культурный потенциал страны напрямую связывается с темпами и способами решения тех или иных возникающих проблем.

4.ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ:

В тесной зависимости находится между собой политика и мораль. Мораль как форма общественного сознания выступает регулятором поведения людей во всех сферах жизни. Нормы морали опираются в первую очередь на собственное мнение, они не имеют законодательного оформления. Но любая мораль – это прежде всего сложившиеся, устоявшиеся в данном обществе нормы поведения. Предписания политики и морали хоть и по-разному, но влияют на поведение каждого человека, контролируют его, заставляют действовать «как надо», а не как хочется. Политика, конечно, лишена возможности прямо и непосредственно влиять на мораль. Даже в эпохи самых жестоких правителей указом отменить одну моральную норму и ввести другую было невозможно. Но политика может создать атмосферу, при которой моральные нормы постепенно видоизменяются, и люди, сами того не замечая, начинают считать моральным то, что ещё недавно таким не считалось. Например, отречение детей от репрессированных отцов в 1930-е гг. в СССР.

А существует ли обратное влияние морали на политику?

Так Н.М. Карамзин(1766-1826г)в своём труде «История государства Российского» писал: «Правила нравственности и добродетели святее всех и служат основанием истинной политике». Другие, напротив, разделяют политику и мораль, полагая, что совместить их нельзя. Как писал итальянский мыслитель Н. Макиавелли «Для достижения благой политической цели пригодны любые даже аморальные средства». Он советовал властителю быть вероломным, если того требуют обстоятельства и благо государства.

Обладая сегодня богатейшим историческим опытом, мы могли бы возразить ученому, что аморальные средства, рано или поздно, начинают влиять и на саму цель и также делать её безнравственной.

Почему политику всё же так часто именуют «грязным делом»? В сфере политики есть нечто особенное, определяющее её непростые отношения с моралью.

Особенность же политики заключается в том, что с её помощью осуществляется власть, которая связана с распределением богатств, с защитой интересов одних групп и ущемление других. Она даёт властвующему ощущение силы, всемогущества. Известный английский историк лорд Д. Актон произнёс фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Всякая власть развращает, а абсолютна власть развращает абсолютно».

Но это не означает, что политика обречена быть безнравственной. За долгие годы своего существования человечество выработало множество способов и приёмов сдерживания власти. Простые граждане, обладая

необходимыми знаниями и навыками, могут влиять на нравственность проводимой политики.

В последние десятилетия в качестве общепринятого критерия для определения моральности политики выступает соблюдение прав человека. Именно права человека образуют ту невидимую границу, которая отделяет моральную политику от аморальной.

5.ГРАНИЦЫПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕ:

Политика взаимосвязана не только с экономикой, культурой, моралью, но и со многими другими явлениями нашей жизни.

Нет в обществе сферы, которая бы была абсолютно свободна от политики. Одним из главных свойств политики можно считать её всеобъемлющий характер.

Она способна воздействовать даже на природу. Ведь решения о массированном вторжении человека в окружающую среду, создание искусственных морей, освоение целинных земель принимаются политиками и в политических целях.

Политика сочетается с самыми различными сторонами общественной жизни не только воздействуя на них, но и испытывая вместе с тем их влияние. Следует помнить и о том, что решения политиков касаются практически всех сторон жизни общества: от реставрации памятников культуры до разработки экономических программ.

Однако чрезмерное, ничем не сдерживаемое вмешательство политики в жизнь общества приводит к нежелательным, а нередко и губительным последствиям.

Её бесцеремонное вмешательство в экономику или культуру может обернуться глубоким кризисом для всего общества. Если же политика учитывает естественные тенденции их развития при принятии стратегических решений, общество может развиваться гармонично.

 

6.СУБЪЕКТЫПОЛИТИКИ:

СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ - это социальный субъект, который способен относительно самостоятельно участвовать в политике, оказывать влияние на положение других и вызывать существенные изменения в политических отношениях в соответствии со своими интересами.

Политика, подобно театру, имеет своих персонажей. Политика не может быть безличной. Её всегда кто-то делает, творит. Персонажами политического театра являются отдельные личности, социальные общности (от социальных групп до этносов и народов) и политические институты. Каждый из этих персонажей политически важен и необходим. Без их участия политика не сможет развиваться нормально и мирно.

 

ЛИЧНОСТЬ.

Главным персонажем политики всегда был и остаётся человек. Даже тогда, когда в политике действуют большие группы и целые народы, первичны здесь все же личности. Всякий миллион складывается из единиц. Однако для того, чтобы быть персонажем политики, человеку недостаточно просто существовать. Эту роль нельзя получить от рождения, её можно приобрести.

Чтобы стать персонажем политики, человеку нужно осознать своё место в обществе, понять, в чём состоят его личные интересы, осмыслить мотивы своего поведения. Кроме того, он должен постичь те правила игры, которые действуют в политической жизни общества. Лишь тогда он найдёт своё место в ней. Следовательно, человеку необходимо получить хотя бы минимальные знания о политике.

Может ли человек влиять на политику? Действительно, в политике задействованы большие массы людей, и отдельный человек рискует в ней затеряться. Часто ощущение собственного бессилия посещает человека. «Что я могу сделать один? От меня ничего не зависит».

И всё же отдельный человек в политике – значимая фигура. Каждый из нас, принимая решения о том, как ему вести себя в политике, так или иначе участвует в её создании. Даже отказ от совершения тех или иных действий (от участия в выборах) в конечном счёте влияет на всю политическую ситуацию.

Но даже включившись в политику, люди будут участвовать в ней по-разному. Как отметил немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), се индивидуальные участники политики делятся на 3 группы:

· 1-ая: «ПОЛИТИКИ ПО СЛУЧАЮ» - люди, которые участвуют в политике время от времени и не увлекаются её серьёзно. Нетрудно заметить, что у большинства людей участие в политике этим и ограничивается (участие в выборах…)

· 2-ая: «ПОЛИТИКИ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ» - те, кто более или менее активен в политической жизни. Такие люди стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в группы поддержки тех или иных лидеров и т.д. Политика для них не является главным делом, но занимает в ней заметное место.

· 3-я: «ПОЛИТИКИ ПО ПРОФЕССИИ» - политика является их основным занятием, жизненным выбором, ремеслом и источником доходов. Речь идет о профессиях без которых невозможно существование самой политики.

Для осуществления нормальной политики в ней должны быть представлены все 3 категории. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что стало бы с обществом, если бы все без исключения занимались политикой. И наоборот.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

В любом обществе великое множество социальных групп. Общество делиться:

· на мужчин и женщин,

· молодёжь, людей старшего возраста и пожилого возраста,

· людей разных профессий,

· православных, мусульман, католиков, …

и т.д.

Каждая группа может стать персонажем политики. Но на политическую арену могут выйти и ВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬЫЕ ГРУППЫ(беженцы, иммигранты, ветераны). Их влияние на политическую жизнь бывает кратковременным, но достаточно сильным. Такой особой соц. группой в РБ являются лица, пострадавшие от аварии на ЧАЭС.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ.

ПОЛИТИЧЕСКИМИ ИНСТИТУТАМИ называют устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей.

Политический институт - это своего рода учреждение, которое имеет организационную структуру и централизованное управление. К числу политических институтов относятся:

· ГОСУДАРСТВО,

· ПАРТИИ,

· ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ и т.д.

На первый взгляд может показаться, что институты играют первые роли в политике. Их участие более заметно, чем участие социальных общностей. Создаётся впечатление, что политику делают политические институты, а социальные общности составляют только фон их деятельности. Но такой вывод был бы слишком поверхностным. Ведь обе категории персонажей политики объединяют одних и тех же людей.

Предпосылки для возникновения политических институтов создаются социальными общностями. Осознав своё особое место в социуме, социальные общности нуждаются в организации, которая бы могла в чёткой и концентрированной форме выразить её позицию, рассказать о ней другим и защитить.

С другой стороны, именно с помощью политических институтов люди быстрее осознают, что они - не просто разрозненные единицы, но ещё и народ, класс, нация, группа.

 

Взаимодействие персонажей политики не всегда бывает мирным. Разница интересов часто приводит к политическим конфликтам.

КОНФЛИКТ – это открытое столкновение противоположных сил, их интересов, мнений, чреватое серьёзными осложнениями во взаимоотношениях.

Политический конфликт нуждается в урегулировании, поскольку в противном случае он может перерасти в противостояние с применением насилия. Существуют определённые этапы урегулирования конфликта:

· признание конфликта,

· постановка диагноза,

· поиск посредника,

· переговоры,

· выработка системы контроля за принятыми решениями.

Несмотря на разницу интересов политических субъектов, возможно и достижение согласия между ними. Это происходит, когда политические персонажи имеют сходные политические ориентации и достигают на этой основе договоренности по некоторым вопросам – консенсус. КОНСЕНСУС – взаимное признание интересов друг друга, отказ от силы или угрозы силой.

Конфликт и консенсус являются непременными атрибутами всякой политической жизни. Разжигание конфликтов столь же опасно, как и замалчивание, а достижение консенсуса возможно лишь там, где стороны не бояться обнародовать расхождение в своих позициях.

Вот почему всем персонажем политики необходимо овладеть навыками выхода из конфликта, правилами достижения консенсуса, искусством ведения переговоров.

 

Задания для контроля за результатами обучения (репродуктивный уровень) по теме «ГРАНИЦЫПОЛИТИКИ»:

1. Вспомните основные определения политики. Для этого вам надо закончить предложение:
Политика – это …

а) сфера деятельности…;

б) борьба за …;

в) деятельность, направленная на …;

г) деятельность по ….

2. Какова взаимосвязь политики и экономики? Найдите правильные варианты ответов:

а) они не имеют ничего общего между собой;

б) политика определяет, как развиваться экономике;

в) политика – только слепок с экономического строя;

г) политика и экономика переплетены и взаимно влияют друг на друга;

д) политика и экономика – это одно и то же.

3. В чём должно проявляться воздействие политики на культуру? Найдите правильные варианты ответов:

а) в составлении творческих планов деятелей культуры;

б) в приоритетном финансировании развития культуры;

в) в определении тематики и стиля произведений литературы и искусства;

г) в разработке стратегии развития образования;

д) в обеспечении доступа к духовным ценностям всем желающим;

е) в контроле за СМИ;

ж) в разработке программ сохранения национального культурного наследия;

з) в отборе произведений литературы и искусства для массового читателя и зрителя;

и) в определении наиболее талантливых художников, писателей, певцов и т.д.

4. Согласны ли вы с данными утверждениями («да» или «нет»):

а) Главным персонажем политики является личность.

б) Статус политика – может быть как приписываемым, так и достигаемым.

в) К числу политических институтов относятся: государство, политические партии, общественные объединения.

г) Консенсус - это открытое столкновение противоположных сил, их интересов, мнений, чреватое серьёзными осложнениями во взаимоотношениях.

д) Предпосылки для возникновения политических институтов создаются социальными общностями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: