Песня шамана при исцелении больного




Перевод С. Северцева

Было мне сказано, сказано было:

— Ты должен его от недуга избавить,

И пусть вам помогут черные духи!

Было мне сказано, сказано было:

— Шалаш ты должен целебный сделать,

И пусть вам помогут синие духи!

Было мне сказано, сказано было:

— Шалаш ты из веток еловых сделай,

И пусть вам помогут белые духи!

Было мне сказано, сказано было:

— В целебный шалаш положи страдальца,

И пусть вам помогут красные духи!..

(Обращаясь к больному.)

Лежи спокойно! Сейчас тебя исцелим!..

Голос мне слышится, слышится голос:

— Чтоб стали кости его прочнее,

Возьми в помощники черных духов!

Голос мне слышится, слышится голос:

— Чтоб стала кровь у него живее,

Возьми в помощники синих духов!

Голос мне слышится, слышится голос:

— Чтоб стало дыханье его сильнее,

Возьми в помощники белых духов!

Голос мне слышится, слышится голос.

— Чтоб стало сердце его горячее,

Возьми в помощники красных духов!..

(Обращаясь к больному.)

Теперь приготовься! Больно будет — терпи!..

Громко зову я, зову все громче:

— Эй, пробуждайтесь, черные духи,

Черные духи, в земле живущие!

Громко зову я, зову все громче:

— Эй, откликайтесь, синие духи,

Синие духи, в воде живущие!

Громко зову я, зову все громче:

— Эй, поднимайтесь, белые духи,

Белые духи, живущие в воздухе!

Громко зову я, зову все громче:

— Эй, собирайтесь, красные духи,

Красные духи, живущие в пламени!..

(Обращаясь к больному.)

Терпи, не кричи!.. Недолго уже терпеть!..

Слушайте, черные, вот вам работа:

— Да станут кости его прочней,

Эй, черные духи, упорные духи!

Слушайте, синие, вот вам работа:

— Да станет кровь у него живей,

Эй, синие духи, проворные духи!

Слушайте, белые, вот вам работа:

— Да станет дыханье его сильней,

Эй, белые духи, летучие духи!

Слушайте, красные, вот вам работа:

— Да станет сердце его горячей,

Эй, красные духи, жгучие духи!..

(Обращаясь к больному.)

Теперь ты здоров!.. Вставай!

 

7. В народной музыке Америки, также как и в музыке других стран, распространён был жанр колыбельной песни. Эти песни обладали мелодиями узкого диапазона, сравнительно простой ритмикой, и включали в себя излюбленные индейцами образы животных и птиц.

Колыбельная песня Хопи

Перевод С. Северцева

Эй, совы, совы, большие совы,

Что желтые ваши глаза не спят,

Глаза не спят?

Не прячьтесь, совы, я вижу, совы,

Как желтые ваши глаза блестят,

Глаза блестят!

А ну-ка, сыночек, довольно плакать,

Видишь, как совы сердито глядят,

Сердито глядят?

А ну-ка, сыночек, скорей успокойся,

Слышишь, как совы тебе говорят,

Тебе говорят:

— Ребенка, который не спит и плачет,

Желтые наши глаза съедят,

Глаза съедят!

— Ребенка, который не слушает маму,

Жадные наши глаза съедят,

Сразу съедят!

 

Инструменты.

Окружающий индейцев природный мир не только вдохновлял их на создание стихов и песен, но и давал богатые материалы для изготовления музыкальных инструментов.
Минералы служили исходным материалом для изготовления музыкальных инструментов на ранних стадиях развития чаще всего в краях более суровой природы. Так, в районах боливийского Альтиплано столь любимые местными племенами многоствольные флейты изготовлялись из камня. Значительно более, чем камень, распространенным неорганическим материалом для изготовления музыкальных инструментов являлась глина. Известно, что одним из древнейших музыкальных инструментов аборигенов Америки наряду с тростниковой флейтой была окарина. Самые ранние окарины были обнаружены археологами на территории Перу, находки эти датируются первой половиной 1-го тысячелетия до н.э.

Гораздо более распространенными материалами для изготовления музыкальных инструментов являлись органические материалы. Одними из древнейших инструментов ацтеков были раковины морских моллюсков, представляющие собой крупные экземпляры раковин с несколькими игровыми отверстиями.

В сознании древних обитателей Мексики процесс превращения дотоле молчащей раковины за счет дыхания музыкантов в источник звуков становилось символом преображения человека в божество. Раковины использовались в основном как культовые инструменты.

Инструментарий растительного происхождения, как показывают исследования, более многочислен. Одной из широчайших сфер применения растений в качестве основы для изготовления музыкальных инструментов стали духовые инструменты. "Поющий" тростник, звучащий бамбук, видимо привлекали особое внимание древнего жителя Америки. Свистульки, сделанные из орехового плода, с помощью которых индейцы имитировали пение колибри.

Широкое распространение материалы растительного происхождения получили и при изготовлении идиофонов. Высушенные тыквы, наполненные семечками (марака), стручки гигантских акаций (современный инструмент Центральной Америки малинче), тростниковая трубка с поперечными насечками (гуачаррака) и многие другие незаменимы и по сей день для создания богатого, насыщенного фона индейской музыки.

Арауканский инструмент трутрука изготавливается из разновидноcтей бамбука, произрастающего во внутренних областях юга Чили. Для его изготовления, прежде всего, выбирается бамбук длиной примерно десять футов и толщиной в два дюйма у широкого конца. При этом особенно важно, чтобы узлы бамбука находились на равном расстоянии друг от друга. Затем трость выставляется для просушки на солнце. Через некоторое время ее разрезают по длине на две половинки и удаляют сердцевину. Затем половинки соединяют и покрывают внешнюю поверхность свежей конской кишкой. На конце прикрепляют раструб, сделанный из коровьего рога. Роль мундштука выполняет косой срез, сделанный на узком конце инструмента. Непосредственно перед игрой в трутруку вливают несколько глотков воды, чтобы увлажнить внутреннюю поверхность.

Ближайшим родственником, а вероятнее всего, предком трутруки является лолкинь, чрезвычайно похожий на трутруку, но меньшего размера. Интересно, однако, что при всей схожести этих инструментов лолкинь имеет более сложную конструкцию мундштука - его роль выполняют три обрезка тростника разного диаметра, вставленные один в другой и укрепленные на узком конце инструмента. Изготовлялся лолкинь из высушенных побегов кустарника лолкинь, растущего на юге Чили.

 

Инструменты создавались не просто в чисто функциональных целях - они должны были радовать глаз. Украшенные драгоценными камнями, чеканкой по золоту и серебру, барабаны свидетельствуют о том внимании, которое древние мастера уделяли внешнему виду музыкальных инструментов. Но не только богатством драгоценностей, украшений удивляют инструменты - богатство фантазии, уровень подлинного мастерства демонстрируют эти экспонаты. Для украшения индейцы широко использовали природные красители, шкуры животных, ткачество, резьбу.

Наделить голосом" стебли и раковины, панцири и стволы, камни и растения - этот процесс для индейцев был не просто "производственным процессом", но частью их духовной жизни. Иллюстрацией тому может служить рассказ индейцев уитото, живущих в верховьях Амазонки, повествующих о процедуре изготовления барабана магуаре.

"...В день, когда будет изготовлен магуаре, люди танцуют до середины ночи. Потом несколько мужчин уходят, чтобы найти дерево для барабана. Найдя подходящий ствол, они валят его на землю. Женщины в это время поют одни и готовят пищу, чтобы встретить мужчин. Дерево очищают от ветвей, моют его огненной водой - какачуаной, чтобы оно лучше звучало. Потом один из мужчин делает насечки на стволе - одну вверху, другую внизу, а затем соединяет их узким и длинным отверстием. После этого ствол несут в деревню. Все в это время должны уйти в свои дома, и лишь один мужчина будет делать полость в магуаре. В этот день он не должен видеть женщину - только тогда барабан будет звучать хорошо".

 

Подобные ритуалы были характерны и для изготовления других музыкальных инструментов. Да и поныне, например, тростник для сампоньи (флейты Пана) индейцы данного племени считают необходимым срезать только в данном месте и в данное время суток (как правило, перед рассветом).

Ударные инструменты — погремушки и бубенчики из высушенных плодов, ракушек, глины, бронзы, серебра, золота. Полый ствол с отверстиями на нем разной величины позволяет извлекать при помощи палок звуки разной высоты, напоминающие звуки при игре на ксилофоне.

Особенно распространен тепонацтли — полый ствол с надрезом в виде буквы Н, позволяющий извлекать 2 звука разной высоты ударом по образовавшимся 2 язычкам.

Индейские барабаны. К примитивным барабанам, звуки из которых извлекаются путем удара по цельнодеревянному цилиндру специальной деревянной колотушкой с каучуковым наконечником, относятся, например, тундули индейцев хибаро, майоакан кубинских таино, магуаре колумбийских и бразильских уитото, трокано парагвайских гуарани.

Традиционно индейские барабаны большие, два - три фута в диаметре. Для меньших односторонних ручных барабанов используется более тонкая рамка, а сделанная из сыромятной кожи поверхность натянута только на одну сторону. Другой тип - ирокезский водный барабан - сделан из кожи, натянутой на глиняный горшок, наполовину заполненный водой.

 

Духовые инструменты.

Антара - это традиционный инструмент индейцев Южной Америки (Боливия, Перу), являющийся аналогом широкоизвестной флейты Пана. В отличие от сампони, имеет всего один ряд трубок, количество и размеры которых могут быть разными.

 

Целые антары чаще всего встречаются в погребениях, что, по всей видимости, связано с представлениями о странствии душ умерших. В большинстве же случаев они подвергались ритуальному повреждению. Так, например, за полевой сезон 1994–95 года в Кауачи было найдено в одном тайнике 27 антар со следами намеренного повреждения. Какое событие могло произойти в середине IV века, чтобы было сделано такое странное приношение богам? Да и сами антары не выглядели обычными. Их отличает особая тщательность изготовления и необычайно большие размеры.

 

Антары из Кауачи состояли из 10–15 трубок и достигали 90-сантиметровой длины. При этом выполнены они были из очень тонкого слоя глины, толщина которого составляла всего около 1 мм. Внутренняя поверхность трубок была абсолютно гладкой, что необходимо для хорошего звучания. Акустические исследования показали, что древние мастера умели предельно точно настраивать свои инструменты.

Сампоньо (сампонья, сампони) - многоствольная тростниковая флейта Пана. Распространена в Перу, Эквадоре, Боливии. Отличие индейской флейты пана в том, что сампони изготавливается не из дерева, а из тростника (похожего по структуре на бамбук), трубки распологаются не только в один ряд, а зачастую и в два ряда. Тембр у сампони более хриплый (особенно на низких нотах) и насыщенный обертонами.

Разновидностей сампоньо очень много. Условно их можно разделить по размерам на три категории (по длине наибольшей трубки):

1) малые - 8-18 см

2) средние - 20-50 см

3) большие - до 120 см

 

Кена - это продольная флейта без свисткового устройства, открытая с двух сторон и имеющая семь игровых отверстий, одно из которых расположено на противоположенной стороне. Наибольшее распространение Кена имеет в Перу, собственно там она и была изобретена.

Идеальным материалом для изготовления кены является тростник. Но также сейчас можно встретить кены, сделанные из тыквы, из кости ламы или пеликана, из металла, из дерева, из глины, из камня, из пластика и даже из человеческой большой берцовой кости (конечно, в настоящее время из человеческих костей кены не делают, но находят во время археологических раскопок).

У кены очень нежный, чуть хрипловатый тембр, напоминающий печальный человеческий голос. Не случайно кену называют "флейтой печали". При игре на кене важно закрывать ствол флейты со стороны пропила частью лица от губ до подбородка и слегка придерживать углы пропила между губ.

Обычно кена изготавливается в строе G.

Кеначо - это большая (басовая) кена. Для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин. Она имеет более низкий строй, типичный для кеначо строй D.

Пимак продольная флейта. Изготавливается она из двух половинок кедра, ели, которые после выдалбливания склеиваются. Реже имеет цельный корпус из тростника.

Эти флейты имеют необычное устройство свистка. Внутри флейты есть перегородка, образующая предварительную воздушную камеру, не позволяющую воздуху через вдувное отверстие сразу же попадать в секцию с игровыми отверстиями, что сглаживает неровности воздушного потока. Воздух, наткнувшись на перегородку, поднимается наверх и проходит через привязанную к верхней части флейты небольшую деревянную фигурку или деревянную пластину, которая и направляет воздушную струю на острый срез секции с игровыми отверстиями.

Это позволяет издавать вполне музыкальные звуки даже человеку, которые в первый раз взял в руки инструмент. Отверстия инструмента соответствуют нотам минорного пентатонического ряда. При определенном умении флейта позволяет воспроизвести почти всю хроматическую гамму в пределах более чем октавы.

Сейчас пимак широко используется при написании саундтреков к фильмам и играм (например, услышать его можно в фильме «Танцующий с волками»).

 

Тарка - уникальная флейта Анд, встречающаяся в Перу и Боливии, с прямоугольным сечением. Эта флейта сделана из местной древесины и имеет мундштук вистловского типа с маленьким воздушным отверстием. Флейта имеет мягкий звук с "хрипотцой", с "шипением" - эта особенность призвана передавать шум ветра высокогорных плато Анд.

 

Струнные инструменты.

Чаранго внешне похож на гитару. Дека чаранга сделана из дерева- сосны, ели или кедра. У ее широкой части располагается подставка, к которой крепятся струны. Чуть выше находится розетка часто с замысловатым декором. На грифе чаранги располагаются струны. Как правило, их десять и расположены они попарно. На грифе также находятся лады, с помощью которых звуки могут менять высоту и тон. Гриф заканчивается головкой, по бокам которой также крепятся струны.

Первоначально в качестве корпуса инструмента использовался панцирь броненосца, что и определило впоследствии его форму.

Чаранго – это преимущественно мужской инструмент. Мужчины берут в руки чаранго, чтобы его музыкой приворожить понравившуюся им девушку. Довольно часто можно услышать чаранго и во время праздничных танцев.

Тональный диапазон чаранга довольно большой – до двух октав. Это позволяет исполнять на нем обширный репертуар мелодий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: