Центра качества образования О.А.Комарова




Методические рекомендации

Об особенностях реализации адаптированных общеобразовательных программ учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В общеобразовательных организациях Республики Крым

В 2017/2018 учебном году

Нормативно-правовой и методологической основой разработки адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) являются:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 (далее – ФГОС ОВЗ).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 (далее – ФГОС ОУО).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

 

Статьей 79 Закона установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяется адаптированной образовательной программой.

Согласно статье 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе разработке и утверждении образовательных программ.

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Определение варианта образовательной программы, форм и методов

психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Важнейшим принципом разработки АООП является принцип дифференцированного подхода, в согласовании с которым выделяются варианты АООП, определяющие содержание и организацию образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических и собственных особенностей, особых образовательных потребностей. Для различных категорий детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ОВЗ, может быть рекомендовано: от 2-х вариантов АООП (к примеру, дети с тяжёлыми нарушениями речи) до 4-х вариантов (например, слепые, глухие обучающиеся).

1-й вариант АООП, в согласовании с ФГОС ОВЗ, направлен на категорию детей, близких по личному развитию к возрастной норме. Ребенок получает необходимое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обязательным условием освоения эталона является постоянная особая психолого-педагогическая помощь — создание адекватных критерий для реализации особенных образовательных потребностей, включая содействие в формировании полноценного жизненного опыта ребенка. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к принятию в него ребенка с ОВЗ, способного освоить специальный стандарт. Неспособность ребенка с ОВЗ полноценно овладеть отдельный предмет школьной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения главного варианта эталона.

2-й вариант АООП предназначен для детей, которые к моменту поступления в школу не добились уровня развития, сопоставимого с возрастной нормой. Ребенок получает совершенное образование, похожее по уровню его академического компонента с образованием здоровых ровесников, при этом присутствуя в среде сверстников со сходными проблемами развития и в наиболее пролонгированные календарные сроки. Условием освоения другого варианта стандарта является организация особого обучения и воспитания для воплощения как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого обострением интереса к формированию полноценной и настоящей жизненной компетенции, использованию приобретенных познаний в настоящих условиях жизни. В связи с упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основной целью такой работы является поэтапное и планомерное продолжение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

3-й вариант АООП нацелен на детей с лёгкой умственной отсталостью. Этот вариант не предусматривает изучение цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограничениями возможностей здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития каждого ребенка. Неотъемлемой частью является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, содержание основной программы обучения при необходимости индивидуализируется. В связи с принужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в наиболее трудную среду. Целью данной работы является продолжение жизненного эксперимента и социальных отношений ребенка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации постоянных контактов таких детей с их развивающимися сверстниками.

4-й вариант АООП рассчитан на детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. Ребенок приобретает образование, степень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной возможной является специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Ребенок присутствует в среде сверстников с разными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для осуществления его основных образовательных потребностей в условиях школы и дома. Необходима особая работа по внедрению ребенка в более трудную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально приобретенное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации постоянных контактов таких детей с их развивающимися ровесниками. Этот вариант стандарта, как и прошедший, предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное формирование.

Обращаем внимание на то, что в рамках реализации ФГОС ОВЗ, при обучении детей с ОВЗ по вариантам 1 и 2 АООП, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребёнка с ОВЗ должен соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не должно быть академических задолженностей по предметам. А при обучении детей с ОВЗ по вариантам 3 и 4 АООП этого же стандарта, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения могут не соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.к. эти варианты реализуются для обучающихся с различными степенями умственной отсталости. Это, при обучении детей в инклюзивных классах, позволяет переводить их в следующий класс, т.к. для этой категории детей образование является безуровневым.

Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ в образовательной организации

Этап Шаги проектирования АОП Содержание деятельности
Предварительный Предварительная оценка особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и запроса родителей Администрация ОО (при наличии заключения ПМПК и/или рекомендаций ИПРА): - определяет междисциплинарную команду специалистов психолого-педагогического сопровождения; - при отсутствии в ОО необходимых специалистов администрация рассмат­ривает варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, муниципальной службой психолого-педагогического сопровождения, при­влечение волонтеров и т.д.); - заключает договор с родителями. - проводит анализ информации о ребенке и его семье (см. ниже)
Оценка требований ФГОС общего образо­вания по уровню и ФГОС НОО ОВЗ, примерных основных образова­тельных программ, в том числе адаптированных - изучение документации: нормативно-правовой, учебно-методической; - разработка локальных регламентирующих актов: приказа о деятельности ПМПк, службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.
Диагностический Проведение комплексного обследования ребёнка педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогами - организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия; - подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д. Основная задача – описание зон ближайшего и актуального развития, определение особых образовательных потребностей учащегося, уровня обученности. Определение направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов.
Описание необходимых ребенку с ОВЗ спе­циальных образовательных условий с уче­том возможностей и дефицитов развития - организация деятельности ППк: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки АОП; - определение конкретных условий
Разработка Проектирование АОП Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках создания АОП. Организация обсуждения АОП. При необходимости - привлечение специалистов ППМС-центра в рамках сетевого взаимодействия. Согласование с родителями.
Определение временных границ реализации АОП
Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!)
Определение круга задач в рамках реализации АОП
Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты)
Планирование форм реализации разделов АОП
Определение форм и критериев мониторин­га учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося
Определение форм и критериев мониторин­га эффективности учебной и коррекцион­ной работы
Реализация Практическое применение АОП - организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом; - организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; - организация мониторинга эффективности коррекционной работы
Анализ и коррек­ция Определение сроков и способов анализа и коррекции АОП Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; - внесение корректив в АОП

 

Представленная последовательность действий специалистов ОО соблюдается, если у ребенка есть заключение ПМПК с указанием обучения по определенному варианту АООП, в том числе ребёнка с инвалидностью или обучащегося, имеющего рекомендации врачебной комиссии (медицинской организации) по обучению на дому.

Обращаем ваше внимание на то, что требования ФГОС по объемам учебной нагрузки для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены полностью. Не допускается отсутствие в индивидуальном учебном плане ребёнка, обучающегося на дому, контактных часов работы с учителем по отдельным предметам.

При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определённого уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым шагом администрации и специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью

Группа Функционал
Администрация Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ: - финансовое обеспечение реализации АОП; - внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.); - кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование); - обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды); - поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.); - организация мониторинга эффективности деятельности специалистов
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) - члены психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) - разработка и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана; - отслеживание динамики развития обучающегося; - оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых корректив; - помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения; - проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; - консультирование родителей
Учитель Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка: - участие в разработке адаптированных образовательных программ; - разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся; - организация развивающей среды в классе; - формирование у детей отношений сотрудничества, принятия; - формирование у всех обучающихся учебной мотивации; - выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося; - применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ; - адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.); - выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ
Воспитатели группы продленного дня. Педагоги дополнительного образования - участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ; - помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с ОВЗ; - применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе детей с ОВЗ

 

На основе ФГОС ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью разработаны и включены в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерные адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В программах прописан примерный учебный план, на основе которого

образовательная организация разрабатывает свой учебный план.

Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

В ФГОС для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и «Коррекционно-развивающей области», являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками, коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15 (далее – СанПиН ОВЗ), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.

Для обучения лиц с ОВЗ, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использовать примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, размещенные на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.

Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:

2016-2017 уч.г. – 1 классы

2017-2018 уч.г. – 1 и 2 классы

2018-2019 уч.г. – 1,2 и 3 классы

2019-2020 уч.г. – 1,2,3 и 4 классы

 

В зависимости от года обучения учащихся с ОВЗ, включая учащихся с умственной отсталостью, в рамках инклюзивного образования в общеобразовательных организациях должны быть разработаны следующие АООП:

Образовательная программа Нормы законодательства об образовании Руководствуясь нормами законодательства об образовании при разработке АООП для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации необходимо учитывать:
1-2 классы 2016-2017 уч.г. 2017-2018 уч.г. 1.ФГОС НОО ОВЗ или ФГОС ОУО с учетом особенностей психофизического развития и личных способностей обучающихся с ОВЗ. 2. Соответствующие примерные основные образовательные программы (при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОУО).
3-4 классы 1.Приказ Министерства образования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, учеников с отклонениями в развитии». 2. ФГОС НОО. 3. Соответствующие примерные основные образовательные программы (при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС НОО).
5, 6 классы 1.Приказ Министерства образования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, учеников с отклонениями в развитии». 2. ФГОС ООО. 3. Соответствующие примерные основные образовательные программы (при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО).
7,8,9 классы 1.Приказ Министерства образования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
10,11 классы 1.Приказ Министерства образования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, учеников с отклонениями в развитии». 2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

 

 

Адаптированная программа, которую разрабатывают специалисты совместно с учителями, является документом, на основании которого ребенок с ОВЗ получает образование. Если ребенок с 01.09.2016 обучается по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, то в заключении ПМПК должен быть определен вариант программы с 1 по 4 (1 и 2 варианты соответствуют цензовому образованию, 3 и 4 - не соответствуют цензовому образованию). Если ребенок не может освоить рекомендованный вариант программы, то ПМПК может пересмотреть свои рекомендации и по результатам обучения изменить вариант программы.

Текущие проблемы с освоением или не освоением ребенком программы решает психолого-педагогический консилиум школы, куда рекомендуется пригласить родителей и обсудить совместно сложившуюся ситуацию. Возможно, необходимо получить консультацию у внешних специалистов, например, дефектолога, который подскажет, какими конкретно методиками можно помочь этому ребенку в овладении программой.

 

 

Методист

Центра качества образования О.А.Комарова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: