1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Учебный план специальности 080504 – «Государственное и муниципальное управление» предусматривает изучение в цикле общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины регионального (вузовского) компонента, учебной дисциплины «Введение в специальность». Дисциплина «Введение в специальность» призвана, как это следует из названия, осуществлять профессионально - ориентирующую, концептуально-программную функцию для субъектов учебной деятельности. Это позволяет студентам, находясь в исходной временной точке профессионально-образовательного процесса, заглянуть в будущее своего профессионального развития, получить представление о средствах и организационных основах учебного процесса, квалификационных требованиях к специалисту государственного и муниципального управления. Важно подчеркнуть, что речь идет не только о методах и содержании обучения, но и о характеристике избранной специальности. Благодаря этому создаются необходимые условия для формирования у студентов необходимых представлений о способах организации своей учебной деятельности и о возможностях самореализации в рамках избранной специальности, корректируется мотивация по профессиональному развитию. ^ Целью учебной дисциплины «Введение в специальность» является создание у студентов целостного представления об избранной специальности, об организационных и методических основах учебного процесса, структуре дидактических блоков и конечной цели своего обучения в Университете. ^ Задачи изучения дисциплины: - раскрыть сущность основных тенденций развития системы высшего и послевузовского профессионального образования в РФ и за рубежом; - ознакомиться с основными элементами организации учебного процесса в Университете, овладеть навыками работы с научной и учебной литературой, подходами к научным и прикладным исследованиям; - раскрыть специфику изучения дисциплин в Университете в соответствии с ГОС и учебным планом по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины «Введение в специальность» студент должен: - знать основы специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», основные понятия в области управления, профессиональные и личные качества менеджера, уровни образования в РФ; - уметь применять навыки учебной работы в ВУЗе, овладеть навыками работы с научной и учебной литературой, подходами к научным и прикладным исследованиям. ^ Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. В ходе преподавания учебной дисциплины «Введение в специальность» используются понятия, раскрывающие содержание специальности - «государственное и муниципальное управление», «местное самоуправление», «государственная служба», «муниципальная служба», «государственные и муниципальные служащие», «государственная должность», «личностные и профессиональные качества государственного служащего» и т.п. Поэтому данная учебная дисциплина, в принципе связанная со всеми учебными дисциплинами и видами работ учебного плана, в содержательном отношении наиболее близка к учебным дисциплинам: «Теория управления», «Управление персоналом», «Система государственного и муниципального управления», «Государственное регулирование экономики» и ряд других. ^ 2. Объем и содержание дисциплины. 2.1 Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля.
Виды занятий и контроля
| Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
| полная программа
| сокращенная программа
| полная программа
| сокращенная программа
| Лекции
| 17
| 17
| 4
| 4
| Практические занятия
| 17
| 17
| -
| -
| Всего аудиторных занятий
| 34
| 34
| 4
| 4
| Самостоятельная работа студентов:
| 56
| 56
| 86
| 86
| Консультации студентов
| +
| +
| +
| +
| Курсовая работа (семестр)
| -
| -
| -
| -
| Контрольная работа (семестр)
| -
| -
| 1
| 1
| Зачет (семестр)
| 1
| 1
| 1
| 1
| ^ 2.2 Наименование тем и объем в часах аудиторных занятий.
№ п/п
| Наименование тем
| Очная форма
| Заочная форма
| полная программа
| сокращенная программа
| полная программа
| сокращенная программа
| л
| п
| л
| п
| л
| п
| л
| п
| 1.
| Тема 1. Высшее и послевузовское профессиональное образование в Российской Федерации.
| 2
| -
| 2
| -
| 1
| -
| 1
| -
| 2.
| Тема 2.Основы специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».
| 2
| 2
| 2
| 2
| 1
| -
| 1
| -
| 3.
| Тема 3.Система подготовки государственных и муниципальных служащих в РФ.
| 1
| 1
| 2
| 4
| -
| -
| -
| -
| 4.
| Тема 4. Подготовка квалифицированных специалистов по государственному и муниципальному управлению за рубежом: эволюция, школы, структура.
| 1
| 2
| 2
| 4
| -
| -
| -
| -
| 5.
| Тема 5. Характеристика ФГОУВПО «РГУТиС», основные направления деятельности.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 1
| -
| -
| -
| 6.
| Тема 6.Структура учебного плана подготовки менеджеров по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». в РГУТи С.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 1
| -
| -
| -
| 7.
| Тема 7. Организация образовательного процесса в РГУТиСе и на факультете.
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| -
|
| -
| 8.
| Тема 8. Классификация основных форм учебной работы в ВУЗе. Виды аттестаций.
| 2
| 2
| 1
| 1
| -
| -
| -
| -
| 9.
| Тема 9. Основы библиотечного дела, организация информационного обслуживания и защита авторских прав.
| 1
| 2
| 1
| 1
| -
| -
| -
| -
| 10.
| Тема 10. Научно – исследовательская и воспитательная работа со студентами.
| 2
| 2
| 1
| 1
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
| 17
| 17
| 17
| 17
| 4
| -
| 4
| -
| ^ 2.3. Тематическое содержание дисциплины Тема 1. Высшее и послевузовское профессиональное образование в Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Понятие государственного образовательного стандарта (ГОС). Функции ГОС. Основные положения ГОС к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 080504 - «Государственное и муниципальное управление». Национально-региональная образовательная компонента при подготовке государственных и муниципальных служащих. ^ Тема 2. Основы специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» Предпосылки возникновения специальности «Государственное и муниципальное управление». Развитие специальности. Основные определения в области государственного и муниципальногоуправления. Общее понятие государственной службы, ее роль и место в общественной жизни. Структура и виды государственной службы. Муниципальная служба. Государственная должность в РФ. Типология государственных должностей. Квалификационные требования к государственным должностям. Квалификационные разряды, чины и звания, порядок их присвоения. Задачи и функции государственной и муниципальной служб в России. Понятие и значение принципов государственной службы. Система и виды принципов государственной и муниципальной службы. Понятие государственного служащего. Категории государственных служащих: основания и виды. Профессионально – квалификационная модель государственного - муниципального служащего. Требования к знаниям, умениям, навыкам государственных и муниципальных служащих. ^ Тема 3. Система подготовки государственных и муниципальных служащих в РФ. Системы подготовки государственных, партийных и хозяйственных руководителей в СССР. Государственная должность. Типология государственных должностей. Квалификационные разряды, чины и звания. Задачи и функции государственной службы в СССР. Понятие и значение принципов государственной службы. Система и виды принципов государственной и муниципальной службы. Категории государственных служащих: основания и виды. Понятие и сущность прохождения государственной службы. Формы прохождения государственной службы. Система подбора кадров и поступление на государственную службу. Потребности в подготовке менеджеров по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Проблемы и перспективы развития подготовки. Тема 4. Подготовка квалифицированных специалистов по государственному и муниципальному управлению за рубежом: эволюция, школы, структура. Подготовка квалифицированных специалистов по государственному и муниципальному управлению за рубежом: эволюция, школы, структура. Уровни (ступени), формы и содержание образования государственных и муниципальных служащих в Западной Европе и США. Истории успеха отечественных и зарубежных менеджеров. ^ Тема 5. Характеристика ФГОУВПО «РГУТиС», основные направления деятельности. РоссийскийГосударственный Университет Туризма и Сервиса – Учебное заведение нового типа, объединяющее учебные, научные и другие организации, занятые образованием, научно- исследовательской работой и высокотехнологичным производством в сфере сервиса. Этапы становления и развития РГУТиС. Структура и задачи университета. Структура управления университетом. Основные направления деятельности в области образования, науки, международных связей. Факультет, как структурное подразделение РГУТиСа. ^ Тема 6. Структура учебного плана подготовки менеджеров по специальности 080504 в РГУТиС. Структура учебного плана подготовки менеджеров в РГУТиС по циклам и содержанию: Цикл математических и естественнонаучных дисциплин, цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, цикл общих профессиональных дисциплин, цикл специальных дисциплин. Взрослый как субъект учебной деятельности. Виды послевузовского образования: повышение квалификации, переквалификация, получение высшего образования. Формы получения послевузовского образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат. Понятие дистанционного обучения. Мотивация поступления: профессиональное образование, служебная карьера, личностное развитие. ^ Тема 7. Организация образовательного процесса в РГУТиСе и на факультете. Образовательный процесс в ВУЗе. Организация обучения студентов на факультете. Функции и организационная структура факультета. Кафедры – центр обучения студентов. Права и обязанности студентов. Учебный распорядок, статус ^ Тема 8. Классификация основных форм учебной работы в ВУЗе. Виды аттестаций. Классификация основных форм учебного процесса: лекция, практическое занятие, семинар, консультация. Активные формы и методы обучения: деловая игра, творческое задание, анализ конкретных ситуаций, тренинг. Виды письменной самостоятельной учебной работы: контрольная работа, реферат, курсовая работа (проект), итоговая квалификационная работа (дипломный проект). Виды аттестации слушателей: зачет, экзамен, защита, государственная аттестация, тестовые средства контроля знаний. Характеристика основных видов практик по курсам и их особенности: учебная, организационно – экономическая, преддипломная. ^ Тема 9. Основы библиотечного дела, организация информационного обслуживания. Основы библиотечного дела. Организация библиотечного дела в России. Работа с каталогами библиотеки. Стандартизация библиографической и издательской деятельности в России и за рубежом. Пользование учебной литературой, подбор литературы по теме. ^ Тема 10. Научно – исследовательская и воспитательная работа со студентами. Основные направления НИР в ВУЗе. Вида и формы участия студентов в научно – исследовательской работе: участие студентов в кафедральных семинарах, в бюджетной тематике, в научных студенческих конференциях (факультетских, университетских, межвузовских). Требования к уровню и содержанию научно – исследовательских студенческих работ. Особенности подготовки докладов и публичных выступлений студентов на конференциях. Направления и особенности проведения исследовательской работы на современных предприятиях, государственных и муниципальных учреждениях и т.д. Участие в общественной жизни факультета.
^ 2.4. Формы контроля и активных методов обучения. Текущий контроль за знаниями студентов предусматривает выполнение контрольной работы (для студентов заочного отделения), тестовых заданий, выступлений на практических занятиях с реферативными докладами. Итоговый контроль включает сдачу зачета.
^ 2.4.1 Перечень тем практических занятий.
Виды учебной деятельности в ВУЗе. Технология карьеры. Система высшего образования за рубежом. Исторические корни образования в России. Система высшего образования советского периода: достоинства и недостатки. Основные требования к личным и профессиональным качествам менеджера (тестирование). Лидер и менеджер (психологическое тестирование). Государственная и муниципальная служба. Проблемы и перспективы развития подготовки специалистов «Государственного и муниципального управления». Основы библиотечного дела. ^ 2.4.2 Тематика контрольных работ.
Сущность и содержание государственного и муниципального управления. Требования к профессиональным и деловым качествам государственных и муниципальных служащих. Государственная и муниципальная служба. Аттестация государственных и муниципальных служащих. Развитие управленческих идей в России. Зарубежный опыт менеджмента. Менеджмент как вид деятельности и система управления. Менеджмент как наука и искусство организации людей. Функции менеджмента и их характеристика. Сущность персонального менеджмента. Социально-психологические аспекты менеджмента. Роль современного менеджмента и перспективы его развития. Система высшего образования в России и за рубежом. Организационно-правовые формы предприятий в условиях рыночной экономики. ^ 2.4.3 Перечень вопросов к зачету 1. Высшее и послевузовское образование: структура и гарантии. 2. Предпосылки возникновения специальности «Государственное и муниципальное управление». Развитие специальности. 3. Система образования за рубежом. 4. Квалификационная характеристика специалиста по государственному и муниципальному управлению. 5. Уровни (ступени) высшего профессионального образования. 6. Понятие, структура и виды государственной службы. Муниципальная служба. 7. Государственная должность в РФ. Типология государственных должностей. 8. Задачи и функции государственной и муниципальной служб в России. 9. Понятие государственного служащего. 10. Понятие муниципального служащего. 11. Требования к знаниям, умениям, навыкам государственных и муниципальных служащих. 12. Система подготовки государственных и муниципальных служащих в РФ. Проблемы и перспективы развития подготовки. 13. Содержание понятий: «семинар», «факультет», «ВУЗ», «специальность». 14. Характеристика ФГОУВПО «РГУТиС», основные направления деятельности. 15. Структура учебного плана подготовки менеджеров по специальности 080504 в РГУТиС. 16. Организация образовательного процесса в РГУТиСе и на факультете. 17. Классификация основных форм учебной работы в ВУЗе: лекции, практические занятия, семинар, консультации. 18. Виды письменной, самостоятельной учебной работы слушателей: реферат, курсовая работа (проект), итоговая квалификационная работа. 19. Виды аттестаций: зачет, экзамен, защита, государственная аттестация, тестовые средства контроля знаний. 20. Самостоятельная работа студентов: цели и содержание. 21.Характеристика основных видов практик по курсам и их особенности: учебно - ознакомительная, организационно – экономическая, преддипломная. 22. Содержание понятий: «университет», «семестр», «лекция», «реферат». 23. Вида и формы участия студентов в научно – исследовательской работе. 24. Мотивация студентов профессионального образования, карьера, личностное развитие. 25. Содержание понятий: «менеджмент», «менеджер», «образование», «специальность». ^ 2.4.4 Примерные тестовые задания. 1. Высшее образование в России можно получить в следующих образовательных учреждениях (укажите неверный ответ): а) институт; б) академия; в) университет; г) аспирантура. 2. К отечественному стандарту высшего профессионального образования с продолжительностью обучения 5-6 лет относится (укажите верный ответ): а) бакалавр; б) специалист; в) магистр. 3. Какие периоды составляют программу высшего образования: а) подготовительный; б) основной; в) заключительный; г) все ответы верны. 4. В ВУЗах России студенты обучаются по следующим формам: а) очная; б) заочная; в) вечерняя; г) все ответы верны. 5. В соответствии с рабочим учебным планом по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» Вы получит е квалификацию: а) экономист; б) инженер; в) менеджер; г) все ответы неверны. 6. В какой из стран для образования характерна академическая свобода: а) Германия; б) Китай; в) Франция; г) все ответы неверны. 7. Что означает «менеджмент» в переводе с английского языка (укажите верный ответ)? а) планирование; б) управление; в) регулирование. 8. Какая из перечисленных функций, не относится к функциям управления: а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; д) систематизирование. 9. Менеджер – это (укажите неверный ответ): а) человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результат; б) профессиональный руководитель; в) продавец компьютерной техники. 10. Лидер – это (укажите верный ответ): а) менеджер; б) человек, обладающий авторитетом у членов группы и влияющей на них; в) руководитель организации (тон – менеджер) либо структурных звеньев, организатор определенных видов работ (администратор), обладающий специальной подготовкой. 11. Какое качество противопоказано менеджеру: а) уверенность в себе; б) умение общаться с людьми; в) высокая неуравновешенность; г) оригинальность мышления. 12. Государственный служащий – это (укажите верный ответ): а) лицо, работающее в администрации района; б) гражданин, занимающий в установленном порядке государственную должность в органах государственной власти; в) лицо, нанятое на работу на постоянной основе государственными или местными органами власти. 13. Право поступления на государственную и муниципальную службу имеют граждане РФ не моложе: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 20 лет; г) все ответы неверны. 14. К категории «А» относятся служащие государственной должности: а) Президент РФ; б) Председатель Правительства РФ; в) Министр по чрезвычайным ситуациям; г) Все ответы верны. 15. Иерархическая лестница по классу государственных должностей государственных служащих категорий «Б» и «В» выглядит следующим образом: а) младшие, старшие, ведущие, главные, высшие; б) младшие, старшие, главные, ведущие, высшие; в) младшие, старшие, ведущие, высшие, главные; г) все ответы неверны. 16. Государственные служащие вправе заниматься и другой оплачиваемой деятельностью а) научной и педагогической; б) предпринимательской; в) производственной; г) все ответы верны. 17. Под муниципальной службой понимается: а) профессиональная деятельность на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся второй; б) профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; в) все ответы верны. 18. Муниципальный служащий – это: а) лицо, исполняющее обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления; б) гражданин РФ, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета; в) профессиональный работник органов государственной власти; г) все ответы верны. 19. Аттестация госслужащих и муниципальных служащих РФ проводится: а) не реже одного раза в 5 лет; б) не реже одного раза в 6 лет; в) не реже одного раза в 3 года; г) все ответы неверны. 20. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы: а) 50 лет; б) 60 лет; в) 70 лет; г) все ответы неверны. ^ 3. Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Введение в специальность». Первой и важнейшей особенностью дисциплины «Введение в специальность» является то, что она должна иметь практическую направленность. Это означает, что все изучаемое в рамках дисциплины студент должен уметь применять на практике. Знания, полученные по теме 1, помогут студентам разобраться в системе российского образования, в ее законодательной базе. На практических занятиях рекомендуется по этой теме подготовить студентам реферативные доклады. Изучение блока «Основы специальности» (тема 2- 4) должно помочь студенту быстрее ориентироваться в понимании специальности, в эволюции ее становления, в изучаемых предметах и подойти к их освоению более осознанно. Тема 5, 7 знакомит студентов с историей РГУТиСа, с основными направлениями деятельности. Знания, полученные по этим темам, помогут студентам быстрее адаптироваться к вузовской жизни. Тема 6 предполагает формирование у студентов комплексного представления о тех предметах и дисциплинах, которые должны быть ими освоены за время учебы в вузе. В результате изучения темы 8 студенты получают знания о том, как конспектировать лекции, готовиться к практическим занятиям. Чем отличаются между собой реферат, курсовая работа (проект) и т.д. Имеют представления о видах практики и ее содержании. Знания, полученные по темам 9, 10 помогут студентам работать с каталогами в библиотеке, подбирать литературу по темам. Тем самым, облегчив работу над рефератами, курсовыми работами (проектами), докладами для участия в научных студенческих конференциях. Все это должно помочь студентам с самого начала занять активную позицию по отношению к учебе, превратить процесс обучения из пассивного следования требованиям и указаниям преподавателей в осознанную самостоятельную деятельность по построению своей успешной учебы в вузе и будущей карьере. В соответствии с учебным планом специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» дисциплина «Введение в специальность» предполагает проведение лекций и практических занятий. При подготовке к лекциям преподавателю рекомендуется продумать план ее проведения, провести обзор литературы и периодической печати по данной тематике. Хронологическая карта проведения лекции: 1) вступление - 5 минут; 2) раскрытие содержания изучаемой темы - 1 час 15 минут; 3) заключение – 10 минут. Вступление. Преподаватель называет тему лекции, ее план. Рассказывает об основных требованиях к студентам, указывает необходимую литературу для подготовки к практическим занятиям. Раскрытие содержания изучаемой темы. На первой лекции преподаватель указывает на роль и место изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрывает ее практическое значение. На последующих лекциях необходимо указать ее связь с предыдущей темой. Так же необходимо осветить различные точки зрения и научные подходы к той или иной теме. Заключение. Преподаватель подводит итоги лекции, делает общие выводы по теме. Обращает внимание студентов на наиболее важные вопросы, требующие усиленной проработки и глубокого изучения. Объявляет тему практического занятия, дает перечень вопросов и тематику реферативных докладов. Так же преподаватель дает рекомендации по подготовке к практическому занятию. При подготовке к практическим занятиям преподавателю рекомендуется продумать план его проведения, сформулировать контрольные вопросы по данной тематике. Хронологическая карта проведения практического занятия: 1) вступление- 5 минут; 2) проведение опроса - 15 минут; 3) самостоятельная работа студентов -30 минут; 4) выступление с докладами - 30 минут; 5) заключение- 10 минут. Вступление. Контроль посещаемости студентов. Преподаватель называет тему практического занятия, его план. Проводит краткий обзор лекции. Проведение опроса. Устное обсуждение пройденного материала. Преподаватель задает студентам вопросы по пройденному материалу. Если у студентов есть вопросы, то преподаватель отвечает на них, аргументировано обосновывая собственную позицию. Самостоятельная работа студентов. В зависимости от той или иной темы студентам предлагается выполнять различные задания, конспектировать различные источники и др. Выступление докладами. Если у студентов подготовлены доклады, им дается время на выступление (не более 15 минут на каждый доклад). Так как студенты первого курса не имеют навыка выступления с докладами, преподавателю необходимо особенно уделить на это внимание. Рекомендуется провести тренинг по публичным выступлениям с использованием наглядных методов обучения (иллюстрации, видеофильм и др.). В этом вопросе так же важен опыт студентов старших курсов, их можно пригласить на занятия. Заключение. Преподаватель контролирует правильность и последовательность действий студентов, при необходимости исправляет допущенные ошибки, подводит итоги занятия с оценкой и дает задание на дом. ^ 4. Список литературы Основная: 1.Конституция РФ – М: 2003 – 32с. 2. Алексеевский В. С., Коротков Э. М. Введение в специальность «Менеджмент организации». Учеб. пособие для ВУЗов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 159 с. 3. Введение в специальность: Учеб пособие для ВУЗов / С. Д. Резник, И. А. Игошина, В. С. Резник – М.: Логос, 2004 – 320 с. Дополнительная: 1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник – АООТ – Ростов н/Д, Март 2007 – 448 с. 2. Рой О.М. Система государственного и муниципального упрвления. Изд. 2-е.- Спб.:Питер, 2005. 3. Журнал «Госслужба» 4. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» 5.Журнал «Открытое образование» 6. Журнал «Управа» 7. Журнал «Библиотека» 7. Журнал «Библиотека учебных заведений» 8. Журнал «Библиотековедение» Электронные издания:
Борисов В.Б. Учебно – методическое пособие по организации учебной практики (специальность 080504(061000) «Государственное и муниципальное управление», направление 080500(521500 «Менеджмент»). – Воронеж: Изд – во ВГУ, 2004. – 12с. (Акт УИОТ МГУС от 06.07.2007, № 2504;источник:https://window.edu.ru/window_catalog/files/r 27571/feb05081.pdf) 2. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. – М.: Московский общественный научный фонд, 1997. – 88с. (Акт УИОТ МГУС от 06.07.2007,№ 2505; источник: https://window.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_4.html) 3. Кирьянчук В.Е., Рисин И.Е., Россейкина Е.Л. Учебно – методическое пособие по организации преддипломной практики (специальность 080504 (061000) – «Государственное и муниципальное управление»). – Воронеж: Изд – во ВГУ, 2005. – 10с. (Акт УИОТ МГУС от 06.07.2007, № 2506; источник: https://window.edu.ru/window_catalog/files/r 27570/may05044.pdf) 4. Местные сообщества в местном самоуправлении. Учебное пособие для муниципальных управляющих. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. – 90 с. (Акт УИОТ МГУС от 06.07.2007, № 2507; источник:https://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_4.html) 5. Мишон Е.В., Рисин И.Е. Учебно – методическое пособие по подготовке выпускных квалификационных работ для бакалавров и специалистов, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент» специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». – Воронеж: Изд – во ВГУ, 2004. – 33 с. (Акт УИОТ МГУС от 06.07.2007, № 2508;источник: https://window.edu.ru/window_catalog/files/r 27567/jan05009.pdf) 6. Рисин И.Е., Кирьянчук В.Е., Россейкина Е.Л., Сотников С.М. Учебно – методическое пособие для подготовки к государственному экзамену по направлению 080500 «Менеджмент» специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».- Воронеж: Изд – во ВГУ, 2005. – 86 с. (Акт УИОТ МГУС от 06.07.2007, № 2509; источник: https://window.edu.ru/window_catalog/files/r 27568/mar05027.pdf) Интернет ресурс:
- Экономика, социология, менеджмент. Федеральный образовательный портал. (https://ecsocman.edu.ru)
- https://vasilievaa.narod.ru/index.htm - Сайт об управлении
|