Глава I. Происхождение и назначение нэцкэ.




Введение

Актуальность темы: нэцкэ — небольшие резные фигурки из кости или дерева работы японских мастеров.

Интерес к нэцкэ возник во второй половине XIX века,когда любители искусства на Западе получили возможностьшироко ознакомиться с искусствоми культурой Японии. В 1868 году произошла незавершенная буржуазная революция Мэйдзи. Японияперестала быть страной, закрытой для иностранцев,мощный поток информации о жизни японцев хлынул в Европу.Среди произведений искусства, которые в то времяобратили на себя внимание европейцев, были и нэцкэ. Зналио них тогда мало. Привлекала экзотичностьнезнакомых образов. Затем началось серьезное изучениенэцкэ. Обрабатывались коллекции, идентифицировалисьмастера, выявлялись школы резьбы. В результате, нэцкэ пересталибыть «восточными безделушками» и вошли как обязательныйсоставной элемент в общую картину мировогоискусства.

Эти произведения очаровываютвиртуозностью исполнения. В скульптуре высотой втри-четыре сантиметра не пропущено ни одной важной детали. Все передано точно и выразительно.Еще больше привлекают в нэцкэ неподражаемая живость,непосредственность в трактовке натуры, юмор и богатейшаяфантазия в композиционном, пластическом и эмоциональномрешении каждого произведения.

При более внимательном изучении нэцкэ раскрываются и сдругой стороны. С художественной точки зрения нэцкэ —это искусство, которое на базе всего предшествующего развитияяпонской скульптуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения историикультуры сюжеты нэцкэ выступают как источникдля изучения нравов, обычаев, религиозных и моральныхпредставлений — словом, жизни японцев XVII—XIX веков.

Являясь по своему назначению утилитарными предметами,нэцкэ со временем превратились в Японии в подлинное искусство,которое, так же как и станковая скульптура, можетбыть объектом самостоятельного и полноценного эстетическоговосприятия; искусство, в котором не менее ярко,чем в других видах творчества японских мастеров, проявляетсясо всем присущим ему своеобразием художественныйгений народа.

Цель исследования: изучить основные сюжеты миниатюрной скульптуры нэцкэ.

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство Японии.

Предмет исследования: развитие миниатюрной скульптуры нэцкэ.

Задачи исследования:

- выявить особенности культуры Японии;

-выявить эстетическую ценность традиционных художественных образов миниатюрной скульптуры нэцкэ;

-выявить особенности нравов, обычаев, религиозных и моральныхпредставлений Японии.

Методы исследования:

-анализ научной и специализированной литературы;

-анализ предметов декоративно-прикладного искусства.

 

 

Глава I. Происхождение и назначение нэцкэ.

Утилитарное назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово «нэцкэ» (собственно «нэ-цукэ») пишется двумя иероглифами: первый означает «корень», второй — «прикреплять». Нэцкэ — это брелок или противовес, с помощью которого у пояса носят кисет с табаком, связку ключей или инро — коробочку для парфюмерии и лекарств. Нэцкэ имеет сквозное отверстие — химотоси, через которое пропускается шнур со связкой ключей, кисетом и т. д. Концы шнура завязывают, причем узел, как правило, скрывается в одном (большем) из выходов отверстия. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном свисающем конце находится кисет или инро, а на другом — в качестве противовеса — нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме.

Вопрос о происхождении нэцкэ может быть решен двояко: либо они являются японским изобретением, либо заимствованы японцами. Казалось бы, о заимствовании не может быть и речи: слишком «по-японски» нэцкэ выглядят. Однако это не так. Рассматривая данную проблему, необходимо учитывать то, что нэцкэ — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определенном стиле. Каждый из этих «аспектов» может дать свой ответ на вопрос о происхождении нэцкэ.

Брелоки-противовесы типа нэцкэ использовались на обширной территории: в Японии и в Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому всегда рискованно искать корни подобного обычая у какого-либо народа за рубежом: этот обычай может оказаться и местным.

Если же брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость — это веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях. В Японии, если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления, несомненно, не местного, но китайского происхождения. Уже в период Мин (1368—1644) в Китае носили так называемые чжуй-цзы, или пэй-чуй — предметы, аналогичные нэцкэ и по функциям и по оформлению (Рис.1). К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования японцами различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Однако возникновение обычая ношения поясных брелоков в Китае, вероятно, относится к еще более раннему времени.

Когда начали носить художественно оформленные брелоки-противовесы, точно не известно (Рис.2,3). Предположительно, возникновение этого обычая относится к династии Юань (1280—1368) и считается возможно заимствованным китайцами от монголов. Однако некоторые археологические находки, относящиеся к периоду Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и периоду Шести династий (375—583), свидетельствует о более древнем происхождении такой пластики в Китае. В раскопках могильников в районе Чанша провинции Хунань рядом с буддийским храмом Бао Лунь-юань, в районе Чжао хуа провинции Сычуань и в могильниках Пянь-ба провинции Гуй-чжоу найдены небольшие (3—4 см) изображения животных, выполненные из камня или кости. Каждое из них имеет сквозное отверстие, которое можно использовать так же, как и в более поздних чжуй-цзы. Художественные характеристики этих произведений в значительной степени совпадают с таковыми у чжуй-цзы. Вполне вероятно, что здесь идёт речь о прототипе чжуй-цзы XIII—XIX веков. Более того, если фигурки из погребений действительно использовались как поясные брелоки, то приспособления такого типа, скорее всего, появились в Китае без постороннего влияния.

Поэтому сомнительной оказывается и самая смелая «сибирская» версия происхождения нэцкэ, принадлежащая советскому археологу Э. В. Шавкунову. Миниатюрные скульптуры из различных пород камня, которые он называет нэцкэ, выполнены в XII веке, то есть в период существования чжурчжэньского государства Цзинь (1115—1234). Исходя из этой даты, советский исследователь считает, что найденные им «нэцкэ» из раскопок Шайгинского городища — древнейшие в мире. На это предположение следует ответить отрицательно.

С одной стороны, находки в ханьских могильниках по существу не отличаются от брелоков Шайгинского городища, с другой — чжуй-цзы XIII—XIX веков и ранние нэцкэ обнаруживают несомненную стилистическую близость. Скорее, сами чжурчжэни, так же как и японцы, находившиеся в сфере культурного влияния Китая, заимствовали оттуда и обычай ношения предметов типа нэцкэ и общий характер их художественного оформления. На связь нэцкэ и чжуй-цзы указывают также и японские названия поясных брелоков. «Нэцкэ» — не единственное их обозначение в Японии. Встречаются и такие, как «кэнсуй», «хайсуй», «хайси» и некоторые другие. Но именно эти названия — по-китайски соответственно «сюань-чуй», «пэй-чуй» и «пэй-цзы» — использовались в Китае наравне с самым распространенным термином «чжуй-цзы». Некоторые ранние нэцкэ назывались «карамоно» («китайская вещь») и «тобори» («китайская резьба»).

Связь нэцкэ с их китайским прототипом очевидна. Но роль чжуй-цзы в истории нэцкэ не следует преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы и приемы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии нэцкэ превратились в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.

До конца XVI века сведений об использовании японцами нэцкэ нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили в Японии с помощью приспособления, сходного с нэцкэ — это мешочек для кремня и огнива, крепившийся к эфесу меча.

Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это оби-хасами, которые, были предшественниками нэцкэ (Рис.4). Оби-хасами — фигурно оформленный крючок. Верхний загиб крючка зацеплялся за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы. Особенно часто выполнялись они из нефрита — материала, постоянно используемого в прямом прототипе нэцкэ — чжуй-цзы. Форма оби-хасами не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и сосуществовавшей с нэцкэ, является обигурува — поясное кольцо, к которому крепились кошелек, ключи. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай. В XVII веке обигурува были в моде и изготовлялись из дорогих материалов: нефрита и других ценных камней, слоновой кости.

Таковы основные приспособления для ношения предметов у пояса, которые существовали у японцев до появления нэцкэ и в конечном итоге все без исключения были нэцкэ вытеснены.

Нэцкэ появляются в Японии во второй половине XVI — начале XVII века. Самое раннее письменное свидетельство о ношении нэцкэ относится к началу XVII века.

Не менее ценными являются для нас свидетельства художественной литературы XVII века, описывающие нравы и обычаи Японии того времени. Благодаря им мы знаем о материале и формах ранних нэцкэ. Известно, например, что большое распространение имели такие модели, как карасиси — «китайский лев» и лошадь. Уже тогда нэцкэ делались из различных материалов: дерева, причем иногда привезенного из Китая, слоновой кости, оленьего рога.

Интересно также упоминание о том, что небогатые люди вместо художественно оформленных нэцкэ использовали маленькие тыквы-горлянки, корни. Таким образом, простонародье, в отличие от состоятельных людей, удовлетворялось брелоками, «изготовленными» самой природой.

В XVIII веке количество упоминаний о нэцкэ в письменных источниках значительно возрастает, но, как правило, они представляют собой отрывочные замечания о материалах, формах, реже — о резчиках нэцкэ.

Итак, нэцкэ вошли в обиход японцев в начале XVII столетия. Но XVII век — это «предыстория» нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшие до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века, К этому времени сложение художественного языка миниатюрной скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII до середины XIX столетия мы можем считать «золотым веком» нэцкэ. Таким образом, история нэцкэ охватывает около трех столетий. Повсеместное распространение нэцкэ, превращение их в самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного искусства, их расцвет и упадок всецело связаны с последним периодом средневековой истории — периодом Току-гава (1603—1868).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: