РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ




Занятие 1.

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫЭКОНОМИКИ. МЕТОДЫПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АПТЕК

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ. Хозяйственная деятельность аптечных организаций постоянно подвергается большим изменениям вследствие колебания спроса на ЛП, действия объективных и субъективных факторов. Эти изменения необходимо предвидеть с максимальной точностью и наименьшими ошибками. Оптимальный прогноз можно сделать, овладев научно-обоснованными методами экономического анализа и прогнозирования. От точности прогноза зависит рентабельность аптеки, безотказное лекарственное обеспечение населения.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Закрепить у студентов знания по отдельным экономическим категориям: микроэкономика, качественные и количественные параметры субъектов микроэкономики, сущность и этапы стратегического планирования, виды тактического планирования. Научить использовать различные методические приемы при прогнозировании экономических показателей аптеки.

ЗАДАЧИ. Научить умению:

Решать задачи по прогнозированию экономических показателей методами:

· графическим

· балансовым

· технико-экономических расчетов

· корреляционно-регрессионным

· динамических показателей

· оптимизации плановых решений.

 

ВОПРОСЫДЛЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. Экономика, как наука – это:

а) совокупность знаний о деятельности людей, связанной с использованием разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества

б) совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни

в) отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг

 

2. Предметом экономической науки является:

а) проблемы эффективного использования неограниченных производственных ресурсов

б) проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов

в) анализ эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека

 

3. К экономическим ресурсам относятся:

а) Труд

б) Время

в) Товарные запасы

г) Природные ресурсы

д) Денежные средства

е) Средства производства

 

4. СОВОКУПНОСТЬ ИНСТИТУТОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНЯТЫХ ПРОИЗВОДСТВОМ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И ОБМЕНОМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, УСЛУГ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ – ЭТО:

а) реализация

б) конкуренция

в) производство

г) фармацевтический маркетинг

д) фармацевтическая экономика

 

5. ПРОБЛЕМЫЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГРАНИЧЕННЫХ РЕСУРСОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ЭТО:

а) реализация

б) фармацевтический рынок

в) фармацевтический маркетинг

г) фармацевтическая экономика

д) область исследования фармацевтической экономики

 

6. КАЧЕСТВЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ АПТЕКИ, КАК КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

а) Базовая форма собственности

б) Организационно-правовой статус

в) Численность работников

г) Конкурентоспособность

д) Годовой капитал

 

7. КОЛИЧЕСТВЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ АПТЕКИ, КАК КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

а) Базовая форма собственности

б) Организационно-правовой статус

в) Численность работников

г) Конкурентоспособность

д) Годовой капитал

 

8.ОСОБЕННОСТЯМИ деятельности АПТЕКИ, КАК ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ:

а) наличие обязательного ассортиментного минимума

б) фармацевтические услуги оказывают только дипломированные специалисты

в) аптеки могут существовать только в виде государственных унитарных предприятий

г) повышенные требования к составу и оборудованию торговых и производственных помещений

д) спрос на рецептурные ЛП формируется промежуточным потребителем

 

9. совокупность специальных методов и приемов, связанных с комплексным исследованием финансово-экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающихся в определенной системе экономической информации – это:

а) прогнозирование экономической деятельности

б) экономический анализ деятельности организации

в) управление деятельности организации

г) учет хозяйственно-финансовой деятельности организации

 

10. ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИЗНАКУ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗДЕЛЯЮТ НА:

а) последующий

б) перспективный

в) ретроспективный

г) предварительный

 

11. Управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия и его потенциальными возможностями называется

а) Текущим планированием

б) Стратегическим планированиемв) Целеполаганием

12. Укажите правильную последовательность этапов стратегического планирования:

1.Формулирование целей а. 1,2,3,4,5,6,7,8
2.Разработка программы (миссии) предприятия б. 2,3,4,1,5,7,6,8
3.Выбор стратегии в. 2,1,5,4,7,3,8,6
4.Внутренний анализ деятельности г. 2,1,3,4,5,6,8,7
5.Внешний анализ деятельности д. 6,8,3,4,1,2,5,7
6. Оценка эффективности  
7. Анализ стратегических альтернатив  
8. Реализация стратегии  

 

13. ДАННЫЕ, КОТОРЫЕ БЕРУТСЯ ИЗ ДОКУМЕНТОВ УЧЕТА ЗА ПРОШЕДШИЙ ПЕРИОД, НАЗЫВАЮТСЯ:

а) плановые

б) ожидаемые

в) фактические

 

14. ДАННЫЕ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ПЕРИОД, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ, НАЗЫВАЮТСЯ:

а) плановые

б) ожидаемые

в) фактические

 

15. ДАННЫЕ ГОДА, КОТОРЫЙ ПРЕДШЕСТВУЕТ ПЛАНИРУЕМОМУ, НАЗЫВАЮТСЯ:

а) плановые

б) ожидаемые

в) фактические

 

16. ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ И СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ – ЭТО:

а) тактическое планирование

б) стратегическое планирование

в) среднесрочное планирование

г) текущее планирование

 

17. МАКСИМАЛЬНАЯ КОНК­РЕТИЗАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ – ЭТО:

а) тактическое планирование

б) стратегическое планирование

в) среднесрочное планирование

г) текущее планирование

 

18. ФОРМАМИ КРАТКОСРОЧНОГО (ТЕКУЩЕГО) ПЛАНИРОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

а) план розничного товарооборота

б) план издержек обращения

в) стратегический план

г) финансовый план

д) тактический план

е) план маркетинга

ж) план прибыли

 

19. В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:

а) балансовый

б) нормативные

в) статистические

г) административные

д) оптимизации плановых решений

 

20. Укажите правильную последовательность этапов прогнозирования на основе метода динамических показателей:

1. Расчет реальных значений показателей а. 1,2,3,4,5
2. Расчет абсолютных и относительных показателей, темпов роста (прироста). Выявление тенденций относительных показателей или расчет среднегодового темпа роста (прироста) б. 2,3,4,1,5
3. Сбор данных в. 2,1,5,4,3
4. Систематизация данных. Построение динамических рядов показателей, графиков, диаграмм г. 2,1,3,4,5
5. Определение планового показателя (абсолютного и/или относительного) д. 3,4,1,2,5

 


РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

 

ЗАДАЧА 1.

В экономике широко используется графический анализ. На рис.1 представлена зависимость между доходом и потреблением товара. Эта зависимость изображена в виде прямой линии, уравнение которой имеет следующий вид: Y = a + bX, где Y - зависимая переменная (в нашем случае - потребление), X - независимая переменная (в нашем случае доход), a - свободный член уравнения, на графике показывает точку пересечения с осью ординат, b - регрессионный коэффициент, на графике показывает угол наклона прямой к оси абсцисс.

 

По данному уравнению прямой линии рассчитайте потребление товара при доходе 500 руб.

 

Рис. 1 Зависимость потребления от дохода.

Потребление, руб.            
400            
           
300     С    
           
200   В        
           
100            
           
0 100 200 300 400 500 Доход, руб.
                       

 

А=100

В= 0,5

У= 100+0,5х

Х=500,у=350

 

ЗАДАЧА 2.

Проанализируйте этапы стратегического планирования аптеки.

Подберите соответствие между этапами стратегического планирования и их содержанием и определите вид стратегии, который используется в данной аптеке.

Результаты занесите в таблицу:

 

Этап (название) Содержание этапа Вид стратегии
Теоретическое По задаче
I определение миссии Для чего нужна данная организация? 6 3  
II формулирование целей Конкретные направления в деятельности организации 3 4
III анализ внешней среды Анализ среды,где функц, анализ отрасли, анализ, анализ конкурентов 2 1
IV анализ внутренней среды Анализ хоз деят предприятия 1 6
Vанализ стратегической альтернативы Преобраз планир от анализа внут и вн среды в стратегич планы 7 5
VI выбор стратегии Контр над затратами, дифф, фокус 4 2
VII реализация стратегии Разраб проч деят. Ф-ий 5 7
VIII оценка эффективности Оценка достигн рез.  

 

ВАРИАНТ 1. Аптека «Витамин В». (1) В течение последних лет издержки обращения аптеки росли, аптека была убыточной. (2) В районе, где расположена аптека есть еще 5 аптечных организаций. (3) На последующие три года в аптеке предполагается строить экономическую политику на совершенствовании хозяйственной деятельности и повышении прибыльности. (4) Предполагается в течение трех лет снизить издержки обращения на основе контроля над затратами. (5) В ближайшие 3 года намечается жесткий контроль над затратами, что приведет к снижению собственных издержек в среднем на 15% и увеличению прибыли на 5% (прилагается бизнес-план). (6) Основная задача аптеки – удовлетворение потребностей населения в товарах аптечного ассортимента. (7) Для обеспечения безубыточности аптека может увеличить товарооборот, повысить производительность труда персонала или снизить издержки. (Контроль над затратами)

 

ВАРИАНТ 2. Аптека «Витамин С». (1) В районе, где расположена аптека, высокий удельный вес пожилых людей, предпочитающих фитотерапию (в аптеках района нет фитобаров). (2) В ближайшие три года предполагается поставить на рынок новые продукты - фитопрепараты и кислородные коктейли. (3) Основная задача аптеки – удовлетворение потребностей населения в товарах аптечного ассортимента. (4) Экономическая политика аптеки направлена на расширение рынка аптечных товаров и услуг. (5) Для обеспечения безубыточности аптека может расширить ассортимент за счет традиционных товарных групп, сократить запасы препаратов обязательного ассортиментного минимума и товаров, не пользующихся спросом, обновить ассортимент за счет внедрения новых товарных групп. (6) В течение последних лет аптека не имела прибыли, производство лекарств в аптеке было убыточным. (7) Расширение ассортимента фитопрепаратов на 30 наименований приведет к увеличению прибыли аптеки за три года на 20% (прилагается бизнес-план).

(дифференциация)

Задача 3.

РАССЧИТАЙТЕ БАЗИСНЫЕ И ЦЕПНЫЕ ТЕМПЫРОСТА ДЛЯ ПОКАЗАТЕЛЯ «РЕЦЕПТУРА» ЗА 5 ЛЕТ ПО СЛЕДУЮЩИМ ИСХОДНЫМ ДАННЫМ:

Показатель Годы
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Рецептура, ед.          
Базисный темп роста   1.31 1.24 1.33 1.39
Цепной темп роста   1.31 0.94 1.07 1.06

Какие выводы можно сделать из полученных результатов?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: