Обзор наиболее востребованных профессий




В 2012 году самыми востребованными снова окажутся технические профессии

В начале февраля вузы стали вывешивать перечни специальностей для будущего набора абитуриентов. От их изобилия разбегаются глаза. Однако специалисты предупреждают: в выигрыше останутся технари. И, что характерно, еще до окончания вуза.

Самыми «нужными» специальностями 2011 года, по мнению экспертов, были: инженер, айтишник, логист,маркетолог и химик. Программисты стали и самой высокооплачиваемой категорией трудящихся, обойдя в этом плане даже юристов. Их средний оклад жалованья к началу 2012 года составлял порядка 50–60 тыс. рублей в месяц, в то время как крючкотвор, хоть и заколачивает на проблемах физических и юридических лиц до 100 тыс. рублей в месяц, но начинает в среднем с 35 тыс. И ценится в рублях исключительно в зависимости от опыта работы.

Та же тенденция продолжится и в 2012 году. Причем станет еще более ощутимой, предупреждают хед-хантеры. Уже сейчас, рассказал «МК» руководитель пресс-службы одноименной рекрутинговой компании Иван Тютюнджи, «работодатель буквально охотится за программистами, руководителями групп разработчиков и инженерами. А их дефицит так велик, что компании переманивают их друг у друга, завлекая более высокими зарплатами или суперзначимыми социальными пакетами».

Момент, по словам экспертов, сложился уникальный. Нынешний дефицит специалистов, связанных практически с любым производством, сохранится довольно долго: по некоторым оценкам, в ближайшие 5–10 лет. Порукой тому, разъяснил Тютюнжди «МК», — «крайне низкий показатель соотношения количества резюме и вакансий в технической сфере: всего два кандидата на одну вакансию. Это очень мало! Средний показатель по рынку — четыре соискателя на одно место. Для сравнения: у юристов конкурс составляет 6, а у экономистов — 7 человек на место. И это с опытом работы. Без опыта конкурс для гуманитарных и экономических специальностей на уровне 9 человек на каждую вакансию».

Особенно востребованными, по словам Тютюнджи, «будут представители профессий, связанных с любым высокотехнологичным и наукоемким производством. Например, биоинженеры или программисты». А уж если вдобавок специалист владеет иностранным языком (желательно английским), весь мир, считай, у него в кармане. Так что, абитуриент-2012, не теряйся! За те 5–10 лет, что у тебя есть, ты спокойно успеваешь поступить в вуз, выучиться и в срок явиться на праздник жизни технарей!

Другое крайне перспективное направление 2012 года — специальности «Медицина» и «Фармакология». (Особенно последняя — дают понять эксперты). Спрос на этих специалистов, по данным хед-хантеров, не упал даже в худшие годы кризиса, хотя в других сферах количество вакансий схлопнулось на 30–40%. А сейчас их популярность только растет. Растет и популярность еще одной крайне привлекательной профессии — логистов. Правда, не так быстро, как инженеров. Но на будущее процветание могут рассчитывать и они.

Кстати, о процветании. У будущих технарей есть своя фишка и тут.

Обычная российская студенческая стипендия — величина чисто номинальная. В столице на 1,3 тыс. рублей при самом экономном образе существования здоровому, растущему организму можно прожить в лучшем случае дня четыре. В провинции — чуть больше, но до следующей стипендии однозначно не дотянуть и там. Значит, надо как-то решать проблему выживания. Но как?

Всеобщего радикального подъема стипендий до прожиточного минимума или хотя бы до минимального размера оплаты труда (МРОТ) не предвидится. Власти разных уровней неоднократно и публично клялись этого не делать, и не сомневайтесь: данное обещание они, безусловно, выполнят. Остаются разве что «специальные» стипендии. А как раз они-то и сориентированы преимущественно на технарей.

Возьмем хотя бы самые престижные (и крупные) президентские стипендии. Величина студенческой составляет 7 тыс. рублей, аспирантской — 14 тыс. рублей. Понятно, что в Москве только на эти деньги все равно не прожить: помимо еды студенту нужны также проездные на метро или автобус, мыло, зубные щетки, тетрадки-ручки и много чего еще. А вот в провинции — это уже сумма. Но чтобы претендовать на нее, быть глубоким ботаником-отличником мало.

Направления подготовки (специальности) стипендиатов должны четко «соответствовать приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», подчеркивается в недавно подписанном указе президента. В список общих приоритетных направлений, как известно, входят: энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации. Так что гуманитариев просят не беспокоиться. А вот технари с медиками — вперед!

Есть у них и другие возможности. В последнее время конкурсы на получение своих стипендий стали объявлять и крупные отечественные компании. К примеру, как раз сейчас одной из них объявлена программа поощрения студентов «Лифт в будущее» сроком на 1 семестр и с размером стипендии в 5 тыс. рублей.

К участию в конкурсе, отмечается в учредительных документах, «допускаются студенты государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории Российской Федерации, являющиеся призерами или победителями за последние семь лет хотя бы одной из олимпиад всех уровней, включенных в перечень олимпиад школьников, а также всероссийской олимпиады школьников; сдавшие все сессии на «хорошо» и «отлично». При этом подавляющее большинство научных направлений (номинаций) конкурса вновь естественно-технические: «Науки о Земле», «Химия и науки о материалах», «Экология и рациональное природопользование», «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии», «Биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем», «Физика и астрономия», «Медицина и медицинские технологии», «Технические науки». Лишь одно из них — «Общественные и гуманитарные науки».

Источник: www.mk.ru

Обзор наиболее востребованных профессий

Биотехнолог

Портрет. Основная задача биотехнологов — производство и синтез биологически активных веществ и лекарственных препаратов. Используя методы генной инженерии, они выводят устойчивые к неблагоприятным климатическим условиям, вредителям и болезням сельскохозяйственные культуры и породы животных. Они же занимаются популярным, перспективным, но неоднозначным, с точки зрения морали, клонированием.

«Пока в нашей стране подобные разработки финансируются плохо, и золотые головы по окончании вуза в основном уезжают в Европу, США или Израиль, — сетует Наталья Абдуллина, коммерческий директор международного кадрового центра «Фаворит». — Реально берут на работу биотехнологов лишь крупные фармацевтические компании».

Прогноз. «Инженеры-химики, биологи, биофизики, а в особенности биотехнологи в ближайшую пятилетку будут нарасхват», — убеждена Наталья Абдуллина.

Подготовка. Специальность «Биомедицинская инженерия» есть в Российском государственном техническом университете им. К.Э. Циолковского (МАТИ) и в Московском государственном университете приборостроения и информатики (МГУ ПИ). Схожий факультет имеется и в МГТУ им. Баумана, но там больше изучают воздействие различного рода лучей на живые ткани.

Нанотехнолог

Нанотехнология — огромная сфера, которую весьма условно можно разделить на три составляющие: производство микросхем, создание нанороботов и инженерия на атомном уровне. Это микромир, наблюдать и исследовать который можно лишь с помощью мощнейших микроскопов. В основном нанотехнологов ждут в компаниях, специализирующихся на изготовлении контрольно-измерительного оборудования для наноисследований или фирмах, производящих наноматериалы и изделия из них. И тех и других в России пока немного. Наиболее известны и успешны предприятие «Нанотехнологии МДТ» и гигант «Роснано».

Прогноз. Если программы господдержки и впредь сохранят свою приоритетность, то отрасли, которая уже сегодня доказывает перспективность своих разработок и демонстрирует возможности с претензией на их безграничность, светит большое будущее. И чем раньше вы займете в ней свое место, тем больших высот сможете достигнуть.

Где учиться. Сегодня существуют две специальности «Нанотехнология в электронике» и «Наноматериалы». Первую можно получить в Московском институте радиоэлектроники и автоматики (МИРЭА) и Московском институте электронного машиностроения (МИЭМ). Вторую — в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева (РХТУ), Московском институте стали и сплавов (МИСиС) и Московском энергетическом институте (МЭИ). «Чтобы стать специалистом в данной сфере необходимо иметь очень основательную, фундаментальную подготовку по многим областям знаний, — говорит Евгений Юртов, заведующий кафедрой промышленной экологии РХТУ им. Д.И. Менделеева. — Наши студенты наряду с химией изучают математику, физику, причем на уровне Физтеха, со сложнейшими лабораторными работами».

IT-специалист

Интернет — локомотив в сфере информационных технологий. На рынке в избытке вакансий для специалистов, связанных с разработкой и продвижением интернет-сайтов (веб-разработчики, контент-менеджеры, интернет-маркетологи и т.п.). Можно смело утверждать, что сегодня это заманчивые предложения для универсалов, готовых работать по принципу «три в одном» — например, программистом, верстальщиком и маркетологом одновременно. «Одна из наиболее высокооплачиваемых компьютерных профессий — web-дизайнер, — говорит Маргарита Хруцкая, консультант по подбору персонала IT и телекоммуникаций кадрового центра АНКОР. — Многие компании в условиях жесточайшей конкуренции готовы платить немалые деньги, лишь бы пользователи Интернета обратили внимание именно на них». Если тот же веб-разработчик готов выполнять обязанности дизайнера, редактора и системного администратора его ставки значительно повышаются.

Прогноз. «В ближайшие пять лет ожидается серьезное повышение спроса на персонал, специализирующийся на развитии облачных вычислений и мобильных приложений», — уверена Маргарита Хруцкая. Также будет расти спрос на SEO-оптимизаторов, имеющих не только опыт продвижения сайтов в топовые позиции, но и совмещающих частично функции дизайнера и маркетолога. Проблема защиты информации, организация хранения данных и хакерские атаки способствуют росту востребованности специалистов по IT-безопасности.

Где учиться. В среде IT-профессионалов ценится не столько престижный диплом, сколько умение быстро и оптимально решать конкретные задачи. Однако без фундаментального образования обойтись сложно. Больше всего на рынке ценятся выпускники факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ, факультета кибернетики МИФИ и МГТУ им. Баумана, кафедр «Программное обеспечение ЭВМ и информационных технологий», «Информационная безопасность» и «Высокопроизводительные компьютерные системы».

Инженер

В стране ощущается дефицит профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена. Связь и телеком, строительство, машиностроение, электроника и электротехника, пищевая и другие отрасли производства испытывают острую нехватку технарей с высшим образованием. «Очень нужны инженеры-проектировщики, — говорит Андрей Дементьев, заместитель министра торговли и промышленности РФ. — Это штучные специалисты, их серьезные компании высматривают для себя практически на первом курсе. Предприятие ведет определенного студента, привлекает к своим проектам, заинтересовывает в работе на себя, и в конце концов приглашает в штат. Необходимо, чтобы компании выращивали кадры лично для себя и тратили на это деньги. Кстати, не слишком уж и большие. Нужны инженеры-технологи — специалисты, которых следует готовить массово, по несколько тысяч в год. В идеале у каждого комбината должен быть свой подшефный вуз, регулярно поставляющий ему крепкие инженерные кадры».

Прогноз. Инженер завтрашнего дня — это специалист обладающий высокой культурой, прекрасно знающий передовую технику, экономику, организацию производства, и обязательно человек творческий, имеющий навыки изобретательства. Эксперты рынка труда прогнозируют, что лет через пять-шесть на лидерские позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Будет цениться сочетание технического и экономического образования, а также знание иностранных языков.

Уже сегодня будущие инженеры изучают биофизику, биохимию, экономику, моделирование биопроцессов и систем, квантовую электронику, радиоавтоматику, организацию научных исследований.

Где учиться. Традиционно лучшие инженерные кадры готовят Московский авиационный институт (МАИ),Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана(МГТУ), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт (Физтех) и Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ).

Маркетолог

Чтобы продукт был востребован рынком, необходимо сконструировать его правильную бизнес-модель, максимально учитывающую предпочтения потребителей. А еще товар должен быть оригинальным, выделяющимся из огромного количества себе подобных, привлекающим внимание уже на прилавке. И если его продажи приносят стабильную прибыль, значит, хорошо работает отдел маркетинга.

Маркетологи регулярно исследуют рынок, планируют ассортимент, определяют объем продукции и цены на нее, стимулируют сбыт, разрабатывают бизнес-планы и предлагают наиболее выгодные варианты вложения денег. От них во многом зависит успех сражения за кошелек потребителя. Поэтому специалистов, знающих рынок и умеющих обращать его законы на пользу бизнесу, ждут в любой отрасли экономики. Введите в поисковик сайта по трудоустройству вакансию маркетолог, и получите более 500 различных предложений.

Прогноз. «Безусловно, в ближайшие 5—7 лет будут в моде профессии коммуникационного направления, вроде маркетологов и пиарщиков, — говорит Наталья Абдуллина. — Они и сейчас востребованы. Кадры, разбирающиеся в продажах, предоставлении услуг, а тем более профессионалы в области связей с общественностью в современном обществе не могут не быть в цене».

Где учиться. Стать дипломированным маркетологом можно поступив в Государственный институт управления (ГУУ), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (РЭУ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) и многие другие вузы. Придется изучать экономику, социологию, психологию и математику, учиться собирать, обрабатывать и анализировать огромное количество информации, а также быстро принимать стратегически верные решения.

Источник: www.uceba.ru

Автор: Елена Кошкина


«ЗАЧЕМ, КУДА И НА КОГО ИДТИ УЧИТЬСЯ? МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ И РОДИТЕЛЕЙ»

Без профессиональной подготовки не достичь успеха в жизни, считают и сами учащиеся, и их родители. Возможность сделать карьеру - ключевой фактор выбора учебного заведения.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, посвященного восприятию и отношению к современной системе профессионального образования в России. Опрос проводился в четырех целевых аудиториях: ученики 9-х и 11-х классов школ, их родители, студенты НПО и СПО (учебных заведений начального и среднего профессионального образования), студенты ВУЗов.

Ключевым звеном в построении карьеры и достижении успеха участники исследования признают высокую квалификацию и профессиональную подготовку. Это мнение особенно характерно для учеников (78%) и их родителей (79%), а также студентов ВУЗов (68%), НПО (учебное заведение начального профессионального образования) и СПО (учебное заведение среднего профессионального образования) (54%). Вторым по значимости фактором ученики считают наличие таланта (50%), остальные респонденты - нужные связи и знакомства (43-59%). Студенты, кроме того, склонны думать, что важно быть просто везучим человеком (40%).

Возможность сделать карьеру - основной фактор при выборе учебного заведения (именно им мотивировали свой выбор 86% учеников). На втором месте - престижность учебного заведения и возможность хорошо зарабатывать (по 75%), на третьем - легкое трудоустройство с дипломом данного учебного заведения (74%). К наиболее значимым аргументам также относятся совет родителей (55%), а также желание поступить именно в это учебное заведение (58%).

Важнейший критерий оценки профессионального образования для всех участников исследования - его востребованность на рынке труда (62-73%). На втором месте для учеников и студентов ВУЗов - его социальная значимость (63 и 67% соответственно), для учащихся НПО и СПО - престижность (63%), для родителей - доходность (59%).

С точки зрения респондентов, высшее образование - это возможность хорошо зарабатывать (так считают 75% учеников и 65% родителей). Ученики на второе место ставят возможность занять высокое положение в обществе (63%), родители - возможность стать квалифицированным специалистом (59%). По 51% опрошенных в обеих группах также считают, что высшее образование следует получить для того, чтобы в дальнейшем заниматься интересной работой. Получение необходимых знаний также входит в число наиболее значимых аргументов «за» поступление в ВУЗ (42 и 36% соответственно).

Что касается начального и среднего профессионального образования, то здесь ключевыми мотивами является именно получение необходимых знаний (57% учеников и 49% родителей). 47% учеников и 37% родителей также полагают, что начальное и среднее профессиональное образование следует получать для общего развития.

Наиболее востребованными как в стране в целом, так и в регионе, ученикам представляются профессии банковской и инвестиционной сферы (40 и 36% соответственно). На второе место в рейтинге самых популярных профессиональных отраслей в масштабах России респонденты ставят медицину (34%), на третье - строительство и архитектуру (31%). Эти же сферы занятости признаются наиболее востребованными и в своем регионе (30 и 33% соответственно). Российские родители чаще всего хотят видеть своих детей работающими в банковской и экономической сфере (32 и 31% соответственно). Самыми неудачными вариантами занятости признаются охрана и безопасность (28%), делопроизводство (25%).

По прогнозу учеников, самыми перспективными профессиональными сферами в будущем станут здравоохранение и экономика (по 32%). Студенты СПО и НПО также полагают, что именно специалисты в области медицины будут наиболее востребованными (29%). Что касается студентов ВУЗов, то они, как и опрошенные родители, признают будущее за сферой информационных технологий (36 и 34% соответственно).

При этом, самой перспективной сферой профессионального образования студенты ВУЗов признают энергетику (36%), студенты НПО и СПО, ученики и родители - здравоохранение (29-33%).

И студенты ВУЗов, и учащиеся СПО и НПО высоко оценивают собственные шансы на удачное трудоустройство после окончания учебного заведения, однако последние демонстрируют большую уверенность в своем будущем (59% против 53% соответственно). Что касается зарплатных ожиданий, то молодые люди с начальным и средним профессиональным образованием выглядят менее оптимистичными на фоне студентов вузов: зарплату в 10000-19999 руб. ожидают 36% против 24%. От 20 000 до 29 000 руб. - практически поровну: 28% и 29%, от 30 000 до 39 000 руб. ожидают 18% студентов вузов и 20% студентов НПО и СПО. А дальше ситуация меняется: для 19% студентов ВУЗов зарплата в 40 000-49 000 руб. считается вполне достижимой, в то время как только 4% из другой группы с ними солидарны.

Всероссийское исследование ВЦИОМ проведено в ноябре 2011 г. Опрошено по 400 человек в 4 целевых аудиториях: ученики 9-х и 11-х классов школ, их родители, студенты НПО и СПО (учебных заведений начального и среднего профессионального образования), студенты ВУЗов. Статистическая погрешность не превышает 4,9%.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: