Результатом прохождения учебной и производственной практики (по профилю специальности) является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС, в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС по специальности 390201 Социальная работа:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска. |
ПК 3.2 | Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. |
ПК 3.3 | Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
ПК 3.4 | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска. |
ПК 3.5 | Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска. |
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
Объем учебной и производственной практики (по профилю специальности)
Вид практики | Объем часов |
учебная | |
производственная | |
Итого: | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план учебной практики ПМ03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС
Виды работ на учебную практику | Объем часов | Формируемое ПК и ОК |
Наблюдение, диагностирование и анализ за деятельностью специалиста по социальной работе в разных организациях и учреждениях с целью определения содержания, направлений; соблюдения социально-правовой и законодательных основ социальной работы с лицами из групп риска. | ПК 2.1 ОК 1-5, ОК 9-11 | |
Создание необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации. | ПК 2.1 ОК 1-5, ОК 9-11 | |
Определение прав из групп риска на социальное обеспечение, оказавшихся в ТЖС. | ПК.2.2. ОК 1-7, ОК 9-13 | |
Анализ нормативно – правовых актов, регулирующих соблюдение и защиту прав и интересов лиц из группы риска. Анализ региональной нормативно – правовой базы регламентирующей социальную работу с лицами из групп риска, оказавшихся в ТЖС. | ПК 2.3 ОК 1-9 | |
Выявление проблем и затруднений у лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС. | ||
Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС с лицами из групп риска. | ||
Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами из групп риска по определению объема конкретной помощи. |
Учебная практика
Содержание заданий по практике | Форма отчетности | Кол-во часов |
3.1 Знакомство с базой практики. Встреча и беседа с руководителем учреждения, специалистом по социальной работе с целью ознакомления с социальной деятельностью учреждения. 3.2 Знакомство с планом работы и спецификацией работы учреждений, с лицами из групп риска. 3.3 Изучение функциональных обязанностей специалиста по социальной работе | Индивидуальный план прохождения практики. Оформление в дневнике основных направлений работы данных учреждений, должностных обязанностей специалиста по социальной работе. | 6 час |
3.4. Индивидуальная работа. Знакомство с контингентом, личными делами и банком данных групп риска, определение проблемного поля работы. 3.5 Изучение системы социальной службы учреждения, технологий социальной работы. 3.6 Изучение документации специалиста по социальной работе с категориями групп риска. | Фиксация в дневнике результатов анализа и наблюдений. | 6 час |
3.7 Наблюдение и анализ деятельности специалиста по социальной работе по осуществлению диагностических мероприятий с целью изучения социальных проблем категорий групп риска. (анкетирование) 3.8 Определение видов необходимой помощи группам риска. Составление плана работы, определение цели и задач с учетом результатов диагностики. | Подготовка пакета диагностических методик для последующих социальных проблем категорий групп риска. Составить план работы. | 6 час |
3.9 Наблюдение, осуществление патроната категорий групп риска, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патроната). 3.10 Наблюдение и анализ индивидуальной работы с категориями групп риска (консультации, беседа) с целью оказания помощи в решении социальных проблем клиента. | В дневнике записи результатов анализа и наблюдений, консультации специалиста по социальной работе с клиентами групп риска. | 6 час. |
3.11 Наблюдение и анализ за координированием по преобразованию групп риска. 3.12 Проведение наблюдения профилактической работы по возникновению новых ТЖС с лицами групп риска. 3.13 Составить план профилактического мероприятия с волонтерами учебных заведений: «Путь к успеху» с различными категориями групп риска для решения конкретных проблем и объемов помощи. | Фиксация в дневнике результатов анализа и наблюдения профилактической работы. Сценарий профилактического мероприятия | 6 час. |
Подготовить презентацию отчетной документации по учебной практике с указанием статистических данных по работе с группами риска. Обобщение полученных на учебной практике результатов работы студентов. | Проверка содержания дневника по практике. Документы по презентации. | 6 час. |
3.3. Содержание учебной практики ПМ03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС
Дата | Виды работ на практику | Содержание заданий на учебную практику | Предмет оценивания | Кол-во баллов | Основные показатели оценки результата |
Выявление людей групп социального риска, находящихся в ТЖС | Задание 1 1.1.Познакомьтесь с базой практики. Побеседуйте с руководителем социального учреждения и его спецификой. 1.2 Составьте индивидуальный план прохождения практики, зафиксируйте дневнике по практике основные направления плана работы учреждения, направления работы социальной службы учреждения, должностные обязанности социального работника. Задание 2 2.1 Познакомьтесь с контингентом, с личными делами и банком данных лиц группы риска; определите проблемное поле работ Задание 3 3.1 Изучите систему работы социальной службы учреждения, направления, технологии социальной работы Задание 4 4.1 Изучите документацию социального работника по работе с лицами группы риска. | - Индивидуальный план прохождения практики. - Фиксация в дневнике по практике основных направлений плана работы учреждения, направлений работы социальной службы учреждения, должностных обязанностей социального работника. - Составление проблемного поля работ. - Подготовка пакета диагностических методик для исследования основных социальных проблем. - Составление плана работы Подготовка пакета диагностических методик для исследования основных социальных проблем лиц группы риска | 2б. 4б. 6б. | Задание выполнено поверхностно, отсутствуют должностные обязанности социального работника, поверхностно раскрыты основные направления плана работы учреждения, частично отражено знакомство с контингентом; частично раскрыта документация социального работника по работе с лицами, состоящими на учете, составлен краткий план работы, не выполнен анализ деятельности социального работника по осуществлению диагностических мероприятий с целью изучения социальных проблем лиц группы риска. Задание выполнено, но поверхностно раскрыты основные направления плана работы учреждения в краткой форме отражено знакомство с контингентом, с личными делами и банком данных; не указаны основные направления, технологии социальной работы. Раскрыта документация социального работника. Частично проведено наблюдение и выполнен частичный анализ деятельности социального работника по осуществлению диагностических мероприятий с целью изучения социальных проблем лиц группы риска. Частично подготовлен пакет диагностических методик для исследования основных социальных проблем лиц группы риска. Задание выполнено, но отсутствуют должностные обязанности социального работника. В краткой форме отражено знакомство с контингентом, с личными делами и банком данных. Схематично отражена система работы социальной службы учреждения. Раскрыта документация социального работника. Составлен план работы. | |
Определение объема помощи, необходимой лицам группы социального риска | Задание 5 5.1.Примите участие в реализации программ с различными категориями с целью преобразования ТЖС. 5.2 Проведите самостоятельно сбор и анализ информации для выявления проблем.. 5.3 Самостоятельно осуществите профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом». Задание 6 6.1 Окажите социальную помощь отдельным категориям лиц группы риска путем поддержки, консультирования, реабилитации, других видов адресной помощи и социальных услуг. Составьте анкету-акт результатов посещения социальным работником. 6.2.Самостоятельно скоординируйте работу по преобразованию ТЖС у лиц групп риска | - программа профилактики ТЖС. - Конспекты профилактических, реабилитационных мероприятий. - Фиксация в дневнике результатов проведенной работы. -Анкета-акт результатов работы социального работника. - Соглашение о встречах специалистов по социальной работе с клиентом. - Программа социальной реабилитации различных типов лиц групп риска. | 1б. 2б. 3б. 4б. | Задание выполнено частично. Принято участие в реализации программ с различными категориями с целью преобразования ТЖС. Не проведен частичный сбор и анализ информации для выявления проблем. Не осуществлена профессиональная деятельность с позиции «рядом с клиентом». Скоординирована работа по преобразованию ТЖС. Не предоставлено соглашение о встречах специалистов по социальной работе с клиентом. Задание выполнено частично. Принято участие в реализации программ с различными категориями лиц групп риска с целью преобразования ТЖС. Проведен частичный сбор и анализ информации для выявления проблем. Не осуществлена профессиональная деятельность с позиции «рядом с клиентом». Составлена анкета-акт результатов посещения социальным работником. Не скоординирована работа по преобразованию ТЖС с лицами групп риска. Задание выполнено не полностью: принято участие в реализации программ с различными категориями с целью преобразования ТЖС. Проведен частичный сбор и анализ информации для выявления проблем. Осуществлена профессиональная деятельность с позиции «рядом с клиентом». Задание выполнено полностью. Принято участие в реализации программ с различными категориями с целью преобразования ТЖС. Проведен сбор и анализ информации для выявления проблем. Осуществлена профессиональная деятельность с позиции «рядом с клиентом». Составлена анкета-акт результатов посещения социальным работником. Скоординирована работа по преобразованию ТЖС. Предоставлено соглашение о встречах специалистов по социальной работе с клиентом. | |
Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лиц групп риска | Задание 7 7.1 Разработка модели-схемы учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ТЖС. | Оформление в дневнике списка учреждений, работающих по социальным вопросам. | 1б. 2б. 3б. | Модель отсутствует. Модель соответствует, но не в полном объеме. Модель соответствует эталону. | |
Осуществление социального патроната к лицам групп социального риска | Задание 8 8.1 Проведите наблюдение за осуществлением патроната лиц групп риска, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | -Фиксация в дневнике результатов анализа и наблюдения консультации, беседы социального работника с лицами группы риска. | 1б. 2б. 3б. 4б. | Задание выполнено частично: Проведено поверхностное наблюдение за осуществлением патроната лиц группы риска, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж), отсутствуют подробные записи консультаций, бесед социального работника с клиентами. Задание выполнено частично: Проведено частичное наблюдение за осуществлением патроната лиц группы риска, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж), отсутствуют подробные записи консультаций, бесед социального работника с клиентами. Задание выполнено не полностью: Проведено наблюдение за осуществлением патроната лиц группы риска, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж), записи консультаций, бесед социального работника с клиентами осуществлены в краткой форме. Проведено подробное наблюдение за осуществлением патроната лиц группы риска, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж), записи консультаций, бесед социального работника с клиентами осуществлены в краткой форме. |
3.4. Тематический план производственной практики (по профилю специальности) практики
ПМ03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС
Виды работ на производственную практику | Объем часов | Формируемое ПК и ОК |
Анализ нормативно – правовых актов, реализующих соблюдение и защиты прав и интересов лиц из групп риска. | ПК 2.1 ОК 1-5, ОК 9-11 | |
Определение прав на социальное обеспечение лиц из групп риска. Анализ регионально – нормативной базы, регламентирующей моциальную работу с лицами из групп риска, оказавшихся в ТЖС. Осуществление социальной диагностики ТЖС для лиц групп риска. | ПК 2.5 ОК 4,5, ОК 8-13 | |
Выявление проблем и затруднений у лиц из групп риска. Применение различных социальных технологий и разрешений ТЖС лиц групп риска. Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами из групп риска и членов их семьи. | ПК 2.3 ОК 1-9 | |
Определение объемов помощи, необходимых людям групп социального риска. | ПК 2.2 К 1-7, ОК 9-13 | |
Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации. Осуществление социального патроната к лицам с группой социального риска. | ПК 2.4 ОК 4,5, ОК 8-13 |