Тренинги активного отрицания




В последнее время появилось множество описаний тренингов: «Навы­ки жизни», «Основы коммуникации», «Нарконон», «Программа моей неза­висимости» и т. д. Все они направлены на формирование личностной ус­тойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана

с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализа­ции и межличностного общения, умением критически оценивать информа­цию и действовать в соответствии со своими убеждениями.

Методы реализации программы могут быть различны. Наиболее целесообразны деловые игры, анализ проблемных ситуаций, про­игрывание ролей, создание сообществ противодействия наркотикам.'

При этом важно помнить: «наркотики всегда заполняют вакуум занято­сти». Детский дом, в котором не думают о свободном времени и свободном

самоопределении ребенка, -это учреждение, толкающее его на путь нарко-зависимости.

5. Убежденность в доступности помощи

Одним из самых страшных заблуждений может стать уверенность, что беда наркомании непреодолима. Важно, чтобы в учреждении были специа­листы, которые обладают всей полнотой информации о соответствующих наркологических службах и центрах помощи наркоманам. Дети и воспита­тели должны знать и верить, что своевременная диагностика проблемы по­может ее разрешению, что даже на стадии развитой болезни еще не все потеряно. В этом отношении очень полезными могут оказаться беседы с теми, кто смог избавиться от наркотической зависимости сам или помог справиться с недугом своим близким. При этом специалистам служб сопро­вождения не стоит переоценивать свои силы и браться за решение пробле­мы в тех случаях, когда они профессионально некомпетентны.

6. Целевая работа с «группой риска»

Когда мы говорим о «группе риска», то прежде всего имеем в виду риск для ребенка оказаться жертвой наркотиков. Содержание работы с этой груп­пой состоит в ее выявлении и создании индивидуальной программы помо­щи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркоти­кам.

Кто должен оказывать эту помощь? Специалис­ты ППМС-центра или специальной группы вместе с воспитателями долж­ны определить «группу риска» и разработать программу работы с детьми. Ее реализация может быть осуществлена уже самими воспитателями. В

сложных случаях может понадобиться квалифицированная помощь специ­алиста.

И вновь совет администратору: вы должны сделать все для укрепления

авторитета лиц, ответственных за реализацию программы «Детский дом без наркотиков».

Повышению их общественного признания будут способствовать ваша способность прислушаться к их советам, материальная и моральная под­держка, рост их профессиональной компетентности, развитие взаимодей­ствия этой группы с организациями и структурами, проводящими анало­гичную работу.

7. Адресная помощь попавшим в беду

Изначально мы определили цель данной программы как профилактику и предупреждение наркомании. Но, очевидно, рано или поздно педагогам придется столкнуться и с более тяжелыми проблемами: с самим заболева­нием, со случаями распространения наркотиков, с социально опасными

группировками. Еще раз подчеркнем: это сфера действия профессиональ-98

но компетентных лиц. В каждом городе, в каждом районе имеются государ­ственные и общественный структуры, ответственные за осуществление та­кой работы. Информацию о них можно получить в соответствующих мини­стерствах и комитетах образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи.

Педагогическая позиция может быть связана с помощью в обращении. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны сделать воспитатели или друзья.

3.7. Резюме

Предлагая разработанные программы и модели психолого-педагогичес­кого сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, мы не ставили своей задачей осветить все аспекты этой проблемы, а рассмотрели лишь те, которые являются наиболее актуальными и сложны­ми для решения. Каждая из программ и моделей требует серьезного анали­за полученных в практической работе интернатных учреждений результа­тов. Чтобы успешно решать вопросы социализации и интеграции детей-сирот, обеспечивать коррекцию социально-эмоциональных проблем их личностного развития, необходимо комплексно подходить к использова­нию различных психолого-педагогических средств, обоснованно выстраи­вать и включать их в развивающую и воспитательную среду. В противном случае трудно рассчитывать на успех.

Проблем, связанных с комплексным сопровождением развития лично­сти воспитанников интернатных учреждений, множество. Они могут быть решены только совместными усилиями всех заинтересованных сторон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сирота... Невозможно привыкнуть к этому слову. У нас в стране возни­кает ситуация, когда само общество порождает целое поколение детей-си­рот. Если посмотреть на ситуацию в Санкт-Петербурге, то в 40 детских до­мах воспитывается 3200 детей-сирот, не считая так называемых «приходящих» детей из неблагополучных семей, и только 18% из них - круг­лые сироты, остальные 82% — «социальные» сироты, т. е. сироты при жи­вых родителях. Учитывая статистические данные, сейчас в Санкт-Петер­бурге более 10000 брошенных детей.

Многие из них имеют живых родителей: алкоголиков, наркоманов, во­ров, проституток. Это разложившиеся, аморальные, беспринципные типы, готовые торговать и торгующие своими детьми. Совсем недавно в телеви­зионной передаче «Телевизионная Служба Безопасности» прошел сюжет о том, как бабушка продала свою 7-летнюю внучку на ночь пьяницам за бу­тылку водки. Вот другой пример. На глазах Маши Я., которой всего было 3,7 года, отец в течении часа убивал и убил мать, выпившую без очереди стакан водки. Младшей сестренке в это время было 9 месяцев. Только че­рез полгода после этого Маша начала говорить.

Дети поступают в детские дома из домов ребенка, когда их в родильных домах оставляют матери из детских домов, из семей алкоголиков и нарко­манов, лишенных родительских прав. Сироты не знают ни семейного теп­ла, ни материнской ласки. Самым печальным является то, что все эти дети больны. У них травмирована психика, они страдают различными заболева­ниями и почти все имеют задержку в развитии. Попадая в детский дом, они получают крышу над головой, питание, одежду, обучение, комплексную медицинскую и психолого-педагогическую помощь. Положение большин­ства детских домов и его воспитанников просто бедственное. Существую­щее финансирование дает возможность лишь поддержать существование. В бюджете имеется только 2 защищенные статьи - питание детей и зара­ботная плата воспитателей. Не хватает всего: средств на текущий ремонт, на медикаменты, на одежду, на покупку развивающих игр, игрушек, мате­риалов для мастерских и лабораторий, книг, спортивного инвентаря. Не хватает и материальных средств для оплаты специалистов, которые просто необходимы: логопеды, психиатры, невропатологи, валеологи, специальные педагоги и психологи. 100

После окончания учебы детям бывает просто некуда уйти. Лучший вариант - город предоставляет выпускникам жилье, но в этом случае воз­никает множество проблем. Выпускники детских домов не готовы жить в коммунальных квартирах, они не умеют готовить, стирать, правильно рас­ходовать деньги, не знают своих прав, не умеют жить вне привычного для них коллектива. Обманным путем их заставляют продать жилье, или с ними не уживаются соседи. Худший вариант - они возвращаются к себе домой, где они прописаны, т. е. в тот же пьяный или наркотический ад, из которого они были вырваны, пока жили в детском доме. В том случае, если они попа­дают на учебу в ПТУ, жизнь в общежитии для них становится началом по­знания всех темных сторон нашей жизни, которые могут привести их в кри­минальные структуры. Согласно статистике каждый пятый выпускник попадает в криминальную среду, каждая седьмая становится проституткой, около 6% выпускников заканчивают жизнь самоубийством.

К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники детских домов оказываются не подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам интернатных учреждений трудно адаптироваться.

Воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого ранне­го возраста нуждаются в специально-организованной психолого-педагоги­ческой помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответ­ствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Сегодня все это может быть осуществлено при наличии в таких учреж­дениях психолого-педагогической медико-социальной службы сопровож­дения, которая вместе с воспитателями и учителями разрабатывает и осу­ществляет развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы. Эти программы компенсируют неблагополучный опыт и об­стоятельства жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов, что способствует прогрессивному формированию их личности и успешной со­циальной интеграции.

1. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Е.М.Рыбинского. М.: НИИ детства РДФ, 1994.

2. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современ­ного образования // Новые ценности образования. Выпуск № 6. М.: Инно-ватор, 1996.

3. Бардышевская М. К. Дети с недостатком эмоциональных привязан­ностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попече­ния. М.: ТОО «Симе», 1995.

4. БатуевА. С. Психофизиологические основы доминанты мастерства // Психофизиология матери и ребенка. Сб.статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

5. Брутман В. И., Северный А. А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального си­ротства //Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, по­мощь, возвращение в жизнь. М., 1998.

6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Мир, 1991.

7. Власова Т. А., Певзнер М С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.

8. Воспитание и развита детей в детском доме. Хрестоматия / Ред-сост. Н. П. Иванова. М.: АПО, 1996.

9. Вострокнутов Н. В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопато­логические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведе­ния у детей и подростков. М.: Грааль, 1996.

10. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр.соч. Т. 5 М.: Педагогика, 1983.

11. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивили­зацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск № 6. М.: Иннова-тор, 1996.

12. Горъковая И. А. Проявления агрессивного поведения у делинквент-ных подростков //Дети и насилие- Екатеринбург: Средне-Уральское книж­ное издательство, 1996.

13. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998.

^.Долъто Ф. На стороне ребенка. СПб.: «Санкт-Петербург-ХХ! век»,

15. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического разви­тия детей. М., 1982.

16. Дубровина И. Я, Рузская А. П Психическое развитие воспитанни­ков детского дома. М.: Просвещение, 1990.

17. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Россий­ской Федерации. 1997 // Под ред. Г. Н. Кареловой. М., 1998.

18. Золотухин О., Берменский В., Новгородова Л. Дом детства - центр попечительского округа в Читинской области // Сб. материалов. Из опыта работы по реализации федеральной целевой программы «Дети-сироты». М.: ТОО «Симе», 1997.

19. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике //Психолого-педагогическое медико-социальное со­провождение развития ребенка. Мат. Всерос. науч-практ. конф. СПб., 1998.

20. Казакова Е. И., ТряпицынаА. П. Диалог на лестнице успеха. (Шко­ла на пороге нового века). СПб.: «Санкт-Петербург-ХХ! век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.

21. Кон Я. С. Социология личности. М., 1967.

22. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

23. Красницкая Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства). М., 1997.

24. Куган Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы социаль­ного риска. Курган-Челябинск, 1995.

25. Курбатова Т. Я., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». СПб.: Иматон, 1995.

26. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз­расте. Прага: Авиценум, 1984.

27. Лебединская К С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Просвещение, 1998.

28. ЛихановА. А. Дети без родителей. М., 1987.

29. Минкова Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского по­печения. М.: ТОО «Симе», 1995.

30. Мухамедрахимов R Ж. Мать и младенец: психологическое взаимо­действие. СПб.: изд-во СПбГУ, 1999.

31. Мухина В. С. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (рет­роспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее) // Лишен­ные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. сост. В.С.Мухина. М.: Просвещение, 1991.

32. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России. (История и современ­ность). М.: Дом, 1994.

33. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 1997.

34. Прихожан А. М., Толстых Н. Я Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.

35. Прихожан А. М, Толстых Н. Н. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабо­чая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.

36. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологичес­кого мониторинга) / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1996.

37. Ремшмидт X, Подростковый и юношеский возраст. Проблемы ста­новления личности. Пер. с нем. М.: Мир, 1994.

38. Сидорова Л. К. Роль ППМС-центров в предупреждении социально­го сиротства и безнадзорности. // Комплексное обеспечение индивидуаль­но-личностного развития воспитанников детского дома. Мат. науч-практ. конф. СПб., 1999.

39. Ульянов А. В. Трудовое воспитание в системе ППМС - сопровожде­ния в детском доме // Комплексное обеспечение индивидуально-личностно­го развития воспитанников детского дома. Мат. науч-практ. конф. СПб., 1999.

40. Шипш^ынаЛ. М., Иванов Е. С. Нарушение поведения учеников вспо­могательной школы. Великобритания: Колег Элидир, 1992.

41. Шипицына Л. М, Иванов Е. С, Виноградова А. Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб.: ЛОГУ, 1997.

42. Ярулов А. Коррекция негативной психической напряженности де­тей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома // Сб. материалов. Из опыта работы по реализации федеральной програм­мы «Дети-сироты». М.: ТОО «Симе», 1997.

43. Social withdrawal, inhibition and shyness in childhood // Rubin K.H., AsendorpfJ. B. (eds). Hillsdale N. J.: Zawrens ErIbaumAss., 1993.

44. Vanderhoeven J. Counselling and prevention work in schools / Leuven-Aapeldoom, Garant, 1998. 104

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3

1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ........................................................................................... 6

1.1. Причины нарушения социализации.................................................. 6

1.2. Причины школьной дез адаптации................................................... 11

1.3. Причины социально-эмоциональных нарушений......................... 13

1.4. Причины нарушения межличностных отношений........................ 16

1.5. Причины нарушения нравственного развития............................... 18

1.6. Социально-эмоциональные нарушения детей-сирот

с сенсорными отклонениями........................................................... 24

1.7. Социально-эмоциональные нарушения детей-сирот

с задержкой психического развития............................................... 26

1.8. Социально-эмоциональные нарушения детей-сирот

с интеллектуальной недостаточностью.......................................... 28

1.9. Формирование агрессивности у детей-сирот................................. 32

1.10. Формирование аддиктивного поведения...................................... 34

1.11. Резюме............................................................................................. 38

2. СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ: КОНЦЕПЦИЯ

СЛУЖБЫ, МЕТОДЫ........................................................._.._......5..... 40

2.1. Краткий исторический экскурс развития

служб сопровождения...................................................................... 40

2.2. Теоретические основы сопровождения.......................................... 42

2.3. Процесс сопровождения развития ребенка......^^^^^^^^^^ 49

2.4. Основные подходы к организации деятельности служб

и центров сопровождения........................................... 52

2.5. Качественная диагностика как фундамент сопровождения ^^. 56

2.6. Использование информации и документации

в службах и центрах сопровождения.............................................. 59

2.7. Проектирование и реализация целевых программ

в деятельности службы сопровождения..................... 62

2.8. Резюме....................................................... ^^^^^^^^^^^^^^ 65

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫКОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ... 66

3.1. Основные цели и задачи................................................................... 66

3.2. Программа ранней социализации детей-сирот дошкольного

возраста.............................................................................................. 67

3.3. Программа самореализации ребенка в детском доме.................... 70

3.4. Модель системы сопровождения детей-сирот

с задержкой психического развития............................................... 74

3.5. Модель системы сопровождения детей-сирот

с интеллектуальными нарушениями............................................... 85

3.6. Программа «Детский дом без наркотиков».................................... 94

3.7. Резюме................................................................................................ 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 100

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 102



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: