Раздел 2. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО




Темы семинарских занятий

Раздел 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ. ИСТОРИЯ

СОЦИОЛОГИИ

Тема 1: Социология как наука. Предмет, методы и функции социологии (семинар)

Вопросы к теме:

1. Предмет и объект социологии.

2. Место социологии среди других наук об обществе.

3. Структура социологического знания.

4. Методы и функции социологической науки.

 

Сообщения, доклады, рефераты

1. Исторические предпосылки возникновения социологии.

2. Социология как наука по статье П.А.Сорокина «Структурная социология» (Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992).

3. Современные проблемы развития общества и личности.

4. Сущность социального факта в работе Э.Дюркгейма «Метод социологии».

5. Проблема взаимодействия общетеоретической и эмпирической социологии.

6. Значение специальных социологических теорий.

7. Роль социологии в подготовке кадров экономического профиля.

Литература

1. Актуальные проблемы теории социологии // Социс. 2005. №9.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: Инфра-М, 2006.

3. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии // Социс. 1994. №3.

4. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения:учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

5. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. Пер. со швед. - М.: Весь мир, 1994.

6. Павленок П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии // Социс. 2003. № 4.

7. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

8. Романовский Н.В. Структура и уровни социологического знания // Социс. 2004. №2.

9. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии // Социс. 2005. № 3.

10. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

11. Сорокин П.А. Структурная социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.

12. Социология: Учебник для вузов / Под редакцией В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

13. Тощенко Ж.Т., Лапин Н.И. Структура и уровни социологического знания // Социс.2003. №9.

14. Судьбы и перспективы эмпирической социологии // Социс.2005. № 10.

 

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме №1

При подготовке к семинарскому занятию по теме № 1 студентам важно увидеть разницу между объектом и предметом социологии. Объект – это часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней, которая может быть предметом изучения разных наук. Для социологии – это человеческое общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Для понимания предмета социологии можно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных рамках.

Главное – определить систему связей между отдельными частями структуры. Можно рекомендовать студентам познакомиться с работой П.Сорокина «Структурная социология», статьей П.Д. Павленка, касающейся предмета социологии и понятийно-категориального аппарата этой науки.

Изучая вопрос о месте социологии среди других общественных наук, следует обратить внимание на общие ее черты с философией, историей, политологией, экономикой, психологией, а также на особенности, показать место этой науки в иерархии общественных дисциплин.

Исследуя структуру социологического знания, важно понять критерии ее выделения: 1) с точки зрения соотношения знания и средств его получения вычленяют теоретическую и эмпирическую социологию;

2) в соответствии со структурой теоретического знания применительно к объекту изучения сопоставляют общесоциологическую теорию с формационной и отраслевыми теориями (экономической, политической социологии управления и др.);

3) с позиции соотношения исследования крупных и мелких социальных объектов – анализируют макро- и микросоциологию;

4) с точки зрения сравнения глобальности и форм исследования социальной реальности применяют деление социологии на общетеоретическую, теории среднего уровня и теории методов социологического исследования. Статьи В.В.Ильина и Н.М.Романовского помогут студентам более глубоко разобраться в структуре и уровнях социологического знания.

Изучая методы социологических исследований, следует уяснить, с помощью каких приемов социологи изучают социальную реальность.

С учетом более подробного изучения вопроса в будущем можно ограничиться лишь общим описанием и характеристикой этих методов, а также функций социологии в обществе.

 

Тема 2: Классическая западная социология (семинар)

Вопросы к теме:

1. Основные социологические идеи О. Конта.

2. Система школ и направлений социологии (механическая, географическая, психологическая, экономическая и другие).

3. Учение об обществе в произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса.

 

Сообщения, доклады, рефераты

1. О.Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития отдельного индивида.

2. Г. Спенсер и органическая школа в социологии.

3. Э. Дюркгейм и его теория социальной солидарности и аномии.

4. М. Вебер и его «понимающая» социология.

5. Материалистическое понимание исторического процесса в произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса.

6. Марксистская социология и современность.

 

Литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1993.

2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Книжный дом «Университет», 2000.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер. с франц. - М.: Канон, 1996.

4. Вебер М.О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. С.495-545.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - М.: Политиздат, 1988.

6. Социология: Учебник для вузов / Под редакцией В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. Кравченко А.И. История социологии: учеб. - М.:ТК Велби, издательство «Проспект», 2006.

8. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

9. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

10. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме №2

На первом занятии по истории социологии необходимо показать предпосылки возникновения социологии как науки: открытия в области естественных наук, развитие материального производства, появление крупных ассоциаций людей, нуждающихся в управлении. Анализируя вклад О.Конта в становление социологии как науки, важно подчеркнуть сущность использованных им понятий «социология», «социальная статика и динамика», «позитивизм», «закона трех стадий» развития сознания.

Готовясь к раскрытию второго вопроса, студенты на основе учебников А.И.Кравченко «История социологии» и С.А. Кравченко «Социология: парадигмы через призму воображения» могут кратко охарактеризовать различные социологические школы: социал-дарвинистскую, психологическую, формальную, но более подробно следует остановиться на эволюционно-организмической концепции Г.Спенсера. Это поможет понять становление функционализма как направления в социологии

Особое внимание следует обратить на социологическую концепцию марксизма с учетом его влияния на человеческое сознание на протяжении более 150 лет. Предложенная тематика сообщений и рефератов поможет всей группе студентов более глубоко понять сущность этого учения. В качестве основных необходимо готовить и вопросы, касающиеся теории социальной солидарности и аномии Э.Дюркгейма и «понимающей социологии» М. Вебера. Студенты могут выступить с сообщениями по книге А.Б.Гофмана «Семь лекций по истории социологии» и Р.Арона «История социологической мысли» с привлечением биографических материалов, а также анализа первоисточников. Все это позволит не только увидеть становление классической западной социологии, но и понять противоположные подходы к анализу социальной реальности – функциональный и конфликтологический.

Тема 3. Социологическая мысль в России 2-й половины XIX - начала XX в. (семи-нар)

Вопросы к теме:

1. Исторические условия и теоретические предпосылки развития русской социологической науки.

2. Основные течения в русской социологической науке:

- «субъективная» социология народников;

- анархизм в русской социологии;

- социологические концепции легального марксизма.

- интегральная социология П.Сорокина;

3. Социологические идеи в трудах русских философов-идеалистов Н.А. Бердяева, В.С.Соловьева, А.А.Флоренского.

 

Сообщения, доклады, рефераты

1. Значение социологического наследия П. Кропоткина.

2. Социологические взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского.

3. Психологическое направление Е. Де-Роберти и Н. Кареева.

4. Легальный марксизм П. Струве и М. Туган-Барановского.

5. Плюралистическая концепция М. Ковалевского.

6. Социологический неопозитивизм П. Сорокина. Теория социальной и «культурной динамики»

Литература:

1. Антология русской классической социологии. Под ред. Д.С.Климентьева и Л.Н.Панковой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

2. Голосенко И.А. Евгений де Роберти: интеллектуальный профиль // Социс. 2001. № 2.

3. Кареев Н.И. Основы русской социологии // Социс. 1995. № 8.

4. Кравченко А.И. История социологии: учеб. - М.:ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

5. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

6. Развитие социологии в России. Учебное пособие / под ред. Е.Н. Кукушкиной. - М.: Высшая школа, 2004.

7. М.М. Ковалевский и российская общественная мысль. К 150-летию со дня рождения. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

8. Медушевский А.Н. История русской социологии. - М.: Высшая школа, 1993.

9. Новикова С.С. Особенности развития социологии в России // Социс.2002. № 10.

10. Осипов Г.В. Три встречи с Питиримом Сорокиным // Социс. 2004. № 5.

11. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

12. Сорокин П.А. Дальняя дорога: автобиография. - М.: Терра, 1992.

13. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992.

14. Социология: Учебник для вузов / Под редакцией В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме № 3

При подготовке ко второму занятию по истории социологии студенты должны увидеть исторические особенности развития российской социальной реальности, повлиявшие на формирование основных социологических теорий в России: отставание в развитии экономики, господство коллективистских принципов развития общества и авторитарных позиций государственной власти. Опираясь на рекомендованные источники (А.И.Кравченко, С.А.Кравченко, А.Н.Медушевский, Е.И.Кукушкина и др.), студенты могут составить общее представление о множестве основных направлений: анархизме, субъективной социологии народничества, психологизме, легальном марксизме, плюрализме, интегрализме. Для более глубокого изучения русской социологии студентам следует использовать первоисточники, содержащиеся в книге «Антология русской классической социологии», «Вехи», автобиографическом произведении П.Сорокина «Дальняя дорога». Для установления связи с современностью студенты могут подготовить рефераты по статьям российских социологов, опубликованным в журнале «Социс», посвященные Е.де Роберти, П.Сорокину, М.Ковалевскому.

 

Тема 4.Современная западная социология (семинар)

Вопросы к теме:

1. Школа структурного функционализма и теория конфликта – направления макросоциологии с доминантой общества над личностью.

2. Символический интеракционизм, этнометодология и феноменология как

школы с доминантой личности над обществом.

3. Теория обмена как объединительная между микро и макросоциологией.

4. Неомарксистская социология.

 

Сообщения, доклады, рефераты

1. Т. Парсонс и Р. Мертон – основоположники структурно- функционального метода в социологии.

2. Основные черты и противоречия структурного функционализма.

Л. Козер и Р. Дарендорф о конфликте и модернизации в общества.

3. Общие черты и различия классического и неопозитивизма.

4. Особенности современной социологической теории (по статье В.П. Култыгина «Тенденции в европейской социологической теории начала ХХI века // Социс.2001. №8).

Литература

1. Американская социологическая мысль.: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - Санкт-Петербург: Изд-во «Ольга», 1996.

3. Кравченко А.И. История социологии: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

4. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

5. Култыгин В.П. Тенденции в европейской социологической теории начала ХХI века // Социс.2001. №8.

6. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы: пер. со швед. - СПб. Изд-во «Нотабене»,1992.

7. Современная американская социология. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

Черныш М.Ф. От Конта до Гидденса // Социс.2001. № 9.

8. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

9. Тернер Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985.

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме 4.

Изучая тему «Современная западная социология», студентам следует обратить внимание на подход шведского социолога П.Монсона к анализу современной западной социологии (Монсон П. Современная западная социология. - СПб.,1992). Он выделяет четыре основных направления: первое – с доминантой общества над личностью; второе – с доминантой личности над обществом; третье - теория обмена как объединительная между первой и второй и четвертое – марксистское, близкое по типу к первому, но с активным вмешательством в преобразование окружающего мира. В рамках первого направления студентам важно обратить внимание на противоположные по сути структурный функционализм и теорию конфликта, которые в основном применяются как макросоциологические теории. В рамках второго подхода центр исследования смещается в сторону личности и, начиная с «понимающей социологии» М.Вебера, представители символического интеракционизма, этнометодологии, феноменологии анализируют взаимодействие конкретных индивидов в группах. Это следует отнести к микросоциологии. При анализе третьего подхода - теории обмена - важно увидеть в нем механизм соединения макро - и микросоциологии, то есть, взаимодействия общества и индивида. Студенты могут опираться на учебник под редакцией В.Н.Лавриненко, учебное пособие С.А.Кравченко, в то же время можно подготовить реферативные выступления по главам книги Дж. Тернера «Структура социологической теории», «Современная зарубежная социология (70 – 80-е годы»), «Американская социологическая мысль».

 

Раздел 2. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Тема 5. Культура и общество (семинар)

Вопросы к теме:

1. Понятие «культура» в социологии и роль культуры в функционировании общества.

2. Основные элементы культуры.

3. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

4. Социокультурный процесс.

 

Сообщения, доклады, рефераты

1. История развития понятия «культура».

2. Специфика социологического видения культуры.

3. Массовая культура и причины ее возникновения.

4. Молодежная субкультура в России.

5. Культура современной России.

6. Развитие культуры в истории человеческой цивилизации (по статье П.Сорокина «Социокультурная дигнамика»/Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. - М.:Политиздат, 1992).

 

Литература:

1. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социс. 2004. № 7.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие: Для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.

5. Коган Л.Н. Социология культуры. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992.

6. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Прогресс, 1992.

7. Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность // Социс. 2004. № 8.

8. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

9. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

10.Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- З-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

11.Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Гардарики, 2000.

 

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме №5.

При подготовке к семинару по теме «Культура» студентам на основе учебников Н.Смелзера и С.С.Фролова необходимо увидеть изменение понятия «культура» в истории общества, его социологическую трактовку по сравнению с исторической и философской. Важно понять функции культуры в обществе – приобщении людей к нормам и ценностям социума, регулирование поведения человека и контроль его деятельности¸ а также те факторы, которые ограничивают воздействие культуры. Студенты должны усвоить, что существует многообразие культурных форм и вместе с тем осознать универсальную сущность культуры. В связи с противоречием между этими двумя сторонами культуры необходимо раскрыть содержание двух понятий в социологии культуры: этноцентризм и культурный релятивизм.

На семинарском занятии студенты должны усвоить основные элементы культуры – понятия, отношения, ценности, правила и язык, но котором происходит их усвоение.

Важно уметь классифицировать явления культуры по различным критериям. Для усвоения типов культуры студенты могут подготовить сообщения по предложенным темам, касающиеся молодежной субкультуры, массовой культуры, истории развития культуры в истории человеческой цивилизации по статье П.А.Сорокина «Социокультурная динамика».

 

Тема 6,7. Социальная структура (семинар, дискуссия (См. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины)

Вопросы к теме:

1.Понятие социальной структуры, статуса и роли в социологии, их характеристика. Способы разрешения ролевых конфликтов.

2. Социальные институты: понятие, признаки и функции и изменения. Семья как социальный институт.

3. Понятие общества, его основные признаки и типология. Тенденции развития общества.

Сообщения, доклады, рефераты

1. Социальные позиции, роли и нормы в структуре социальных институтов.

2. Семья как социальный институт. Проблемы современной семьи.

3. Институт образования в меняющемся обществе.

4. Понятие «Общество» в трактовке различных социологических школ.

5. Анализ современного российского общества по статье М.К.Горшкова «Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ) // Социс.2001. № 1).

Литература

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

2. Социология семьи. Учебник / Под ред. А.И.Антонова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Блау П. Исследования формальных организаций // Американская социология. - М.: Изд-во «Прогресс», 1972.

4. Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

5. Воучел Э. Семья и родство//Американская социология. - М.: Изд-во «Прогресс», 1972.

6. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. 2003. № 10.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М., 2006.

8. Зиятдинова Ф.Г. Образование и наука в меняющемся обществе //Социс.1998.№ 11.

9. Итоговый документ первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» // Социс.2001. № 3.

10.Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М.: Наука, 1989.

11.Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс. 2004. № 5.

12.Осипов А.М., Тумалев В.В. Социология образования в России // Социс. 2004. №7.

13.Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

14.Парсонс Т. Система современных обществ: Пер. с англ. - М.:Аспект-Пресс,1997.

15.Проблемы семьи и детства в современной России. – М.: Изд-во МГУ,1992.

16.Семья на пороге третьего тысячелетия / РАН. Ин-т социологии; центр общечеловеческих ценностей. – М., 1995.

17.Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс,1994.

18.Социология организаций. Словарь-справочник. - М.: Союз, 1996.

19.Социология: Учебник для вузов Под ре6д.В.Н.Лавриненко. – 3-е изд, доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

20.Филатова О.Г. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002.

21.Франчук В.М. Основы современной теории организаций. - М., 1995.

22.Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2000.

23.Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – какая она? //Социс. 2005. №1.

24.Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социс. 2001. № 9.

 

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме № 6,7

При изучении данной темы студенты должны усвоить сущность понятия «социальная структура», которая в западной социологии в отличие от советской включает такие составные части, как социальный статус, социальная роль, социальные институты, образующие в своей совокупности общество как систему. Студенты могут опираться на учебные пособия В.И.Добренькова и А.И.Кравченко, Н.Смелзера, С.С.Фролова. Для более глубокого понимания сущности социальной структуры в целом и составляющих ее институтов желательно подготовить сообщения по функционированию институтов семьи и образования на основе рекомендованных зарубежных и российских изданий, а также рефераты научных статей, опубликованных в журнале «Социс».

Особенно важно усвоение понятия «общество», его признаков и типов. В завершение данного семинара студенты могут сделать доклады с анализом современного российского общества по материалам публикаций в журналах.

 

Тема 8,9 Личность и общество (семинар)

Вопросы к теме:

1. Понятие индивида и личности.

2. Сущность социализации личности. Теории, объясняющие социализацию.

3. Агенты, процесс и механизм социализации личности

4. Девиантное поведение и социальный контроль.

 

Сообщения, доклады, рефераты

1. Проблемы личности в социологии личности, философии и социальной психологии.

2. Ролевая и статусная концепция личности: общее и особенное.

3. Индивидуализм и коллективизм в социологии личности.

4. Социальные типы личности.

5. Проблемы социализации личности в переходных обществах.

6. Типология девиантного поведения.

7. Социальные корни девиантного поведения молодежи в современной России.

8. Личность и общество в системе социального контроля.

9. Социальные условия формирования гражданского общества и правового государства в России.

Литература

1. Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ,1994.

Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х – социокультурная динамика // Социс.2000. 2. № 12.

3. Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6.

4. Заиграев Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности // Социс.2001. № 11.

5. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоуправления // Социс. 2000. № 3.

6. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. 2004. №3.

7. Меренков А.В., Никитина М.Н. Социальный портрет современной проститутки // Социс.2000. № 5.

8. Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социс. 2000. № 4.

9. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. - М.,1994.

10. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

11. Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2000.

12. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности // Социс.2004 № 12.

13. Щербакова Е.М. Нарконашествие в России // Социс.2004.№ 1.

 

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме № 8,9

При подготовке к семинару по данной теме студенты должны научиться давать определения понятий «индивид», «личность», видеть общее и особенное в них. На основе учебников В.И.Добренькова и А.И.Кравченко, В.Н.Лавриненко, С.С.Фролова важно усвоить сущность понятия «социализация личности», понять этапы этого процесса, кризисные точки, первичную и вторичную фазы, агентов и факторы Студенты должны знать теории, объясняющие сущность социализации личности с точки зрения действия различных факторов.

На данном семинаре рассматриваются и вопросы отклоняющегося поведения и социального контроля, для усвоения которых надо не только овладеть категориями «девиация» и «социальный контроль», но и научиться проводить классификацию девиантности, особенно по Р.Мертону. На основе предложенного списка литературы студенты могут подготовить рефераты статей о формах девиантного поведения в российском обществе – пьянстве, проституции, наркомании, аномии в обществе.

 

Тема 10. Социальная стратификация и мобильность (семинар)

Вопросы к теме:

1. Понятие и исторические формы социальной стратификации.

2. Стратификационные модели различных типов общества.

3. Социальная стратификация современной России.

4. Понятие и формы социальной мобильности. Особенности социальной мобильности в современной России.

Сообщения, доклады, рефераты

1. Понятие социальной стратификации по работе П.Сорокина «Социальная стратификация и мобильность» // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992

2. Последствия социальной мобильности.

3. Индивидуальная восприимчивость к социальной мобильности.

4. Средний класс в российском обществе.

5. Маргинальность в советском обществе (по статье Е.Старикова «Маргиналы» // В человеческом измерении. - М.: Прогресс, 1991.

6.Общественное мнение о богатстве и бедности в современной России (по статье М.К.Горшкова, Н.Е.Тихоновой «Богатство и бедность» в представлениях россиян //Социс. 2004. № 3).

Литература

1. Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр // Социс. 2004. № 12.

2. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социс. 2004. № 3.

3. Давыдова Н.М., Седова Н.Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социс. 2004. № 3.

4. Ильин В.В. Социальная стратификация. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1991.

5. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ 1917-1996 гг. Опыт конструктивистско-структуралистского анализа. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1996.

6. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социс. 2005. № 2.

7. Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения // Социс. 2005. № 12.

8. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

9. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социс. 2004. № 4.

10. Россия – новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс (под редакцией М.К.Горшкова, Н.Е.Тихоновой). - М., 2004.

11. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социс. 2004. № 12.

12. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.

13. Социальная стратификация российского общества. - М., 2003.

14. Средний класс в современном российском обществе. - М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1999.

15. Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. - М., 2003.

 

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме № 10

Изучая материалы по данной теме, студенты должны опираться не только на учебные пособия В.В.Ильина, В.В. Радаева и О.И.Шкаратана, но и на классический труд П.А.Сорокина «Социальная стратификация и мобильность», опубликованный в его книге «Человек. Цивилизация. Общество». Важно усвоить сущность понятий «социальная стратификация», «одномерная стратификация», «многомерная стратификация», а также формы социального расслоения: экономическую, политическую, профессиональную. Студенты должны овладеть понятием «социальная мобильность», понять ее формы и каналы. Важно уметь охарактеризовать социальную стратификацию советского и постсоветского общества в сравнении в современным западным. В этом студентам помогут вышеуказанные издания. При анализе проблем стратификации российского общества необходимо обратить особое внимание на рост бедности, уменьшение размеров среднего класса, отраженные в ряде научных статей (Горшкова Н.К., Тихоновой Н.Е., Богомоловой Т.Ю., Римашевской Н.М. и др.). По этим статьям можно подготовить реферативные сообщения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: