ТЕМА 1. ЭТАПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА




Возрастной период Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Основные новообразования Противоречия возраста Дозревание нервной системы
Младенческий период 0 – 1 год  
0 – 2,5 мес. (фаза новорожден- ности) Ребенок психологически «слит» с материнским организмом.   Единство: «Взрослый –Ребенок» Эмоциональное общение Развивается акт восприятия, появляется подражание и акт познания, зрительное и слуховое сосредоточение, активный интерес к окружающим. «Комплекс оживления» (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери) Ребенок психологически «слит» с материнским организмом, но нет средств для общения со взрослым Нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой
2,5 мес. – 1 год (собственно младенческий период) Жизнь ребенка зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанным с предметным миром. «Взрослый " Ребенок». Отношение к предмету и человеку еще не разделено, зависимость отношения к предмету от совместного переживания ситуации с другим человеком. Эмоциональное общение Эмоционально окрашенное самоощущение, автономная речь, первичное осознание психологического единства, осознание «мы», развивается представление о собственном теле, физическая «эмансипация». Потребность в познании предметного мира и отсутствие средств познания. Эмоционального общения для этого недостаточно Легко формируется динамический стереотип, масса мозга увеличивается в два раза
1 – 3 года (раннее детство) Ребенок психологически начинает осознавать себя. Ребенок познает предмет с помощью взрослого. «Ребенок – предмет–взрослый» К окончанию периода возникает потребность в общении со сверстниками. «Ребенок – Ребенок» Предметная игра Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс «Я сам» (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство). Противоречие между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и отсутствием физических и психических возможностей быть самостоятельным Масса мозга – 1100 г
3 – 6-7 лет (дошкольник) - младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; - средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; - старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. «Ребенок – Взрослый как пример для подражания»,   Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре. «Ребенок – Ребенок» Сюжетно – ролевая игра формирование наглядно-образного мышления; возможность произвольного запоминания; соподчинение мотивов, децентрация мышления, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические установки; возникает осознание и обобщение своих переживаний; появление самооценки, способности к анализу. Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры Масса мозга – 1250-1300 г

ТЕМА 2. ОсновнЫЕ понятИя вОЗРАСТНОЙ (дЕТСКОЙ) психологИИ

· Возрастная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе.

 

· Возрастная психология - это методологическая основа для теории и практики обучения и воспитания, которая способствует оптимизации учебно-воспитательного воздействия на детскую личность.

 

· Возраст - это определенный период жизни, который имеет хронологические рамки (календарные, биологические, психологические).

 

· Возраст - это степень психического развития, который характеризуется совокупностью закономерных физических, физиологических и психологических изменений.

 

· Онтогенез - это процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики индивида в течение жизни.

 

· Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, которое определяется в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

 

· Социальная ситуация развития - особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичным для каждого возрастного периода и определяют динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода.

 

· Ведущая деятельность - такая деятельность, которая обусловливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на конкретном возрастном этапе.

 

· Возрастные новообразования - качественные психические и социальные изменения, которые впервые возникают в данный возрастной период.

 

· Возрастные новообразования - это изменения в структуре психики, которые не проявлялись на предыдущих стадиях психического развития, которые возникают в возрастных кризисах, а формируются в стабильных периодах.

 

· Возрастные новообразования - это психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе развития и в главном определяют сознание ребенка, его отношение к окружающей среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход ее развития в данный период (Л. С. Выготский).

 

· Движущие силы развития - противоречия, которые возникают и преодолеваются в учебно-воспитательном процессе (между желаемым и возможным, между требованиями к ребенку и привычными нормами поведения и т.д.)

 

· Стабильные периоды развития - периоды, которые характеризуются процессами равновесия, формированием начатых в кризисных периодах новообразований.

 

· Кризисные (переходные) периоды - периоды, которые характеризуются обострением негативных особенностей, которые являются показателями благоприятного становления личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: