Политическая система общества. Ее основные элементы и функции.




Политическая система общества - сов-ть институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках к-й проходит полит. жизнь общ-ва и осуществляется политическая власть. Понятие «ПС» вкл. регулирование полит. процессов, формирование и функционирование полит.власти. Это механизм организации и реализации полит. дея-ти. Система в политологии – все действия и структуры, влияющие на процесс принятия и осуществления полит. решений. Структура ПС: полит. организация общ-ва; полит. партии и д-я, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.; полит. сознание; соц.-полит. и правовые нормы; полит. отношения; полит. практика. Ф-иПС: 1) обеспечение власти определенной соц. группы или большинства членов данного общ-ва; 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных соц. групп; 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач; 4) выявление и представительство интересов различных субъектов полит. отношений; 5) удовлетворение интересов различных субъектов полит. отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей; 6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры; 7) полит. социализация; 8) легитимация полит. власти (т. е. обоснование ее существования)

28. Понятие, сущность, функции политической идеологии. Начиная с конца XVIII в. начали формироваться не­религиозные политические течения, организации и доктрины. Основу каждого политического течения составляют идеологическая доктрина — набор взаимосвязан­ных представлений об идеале общества, его эконо­мической и политической системе — и политические организации, созданные сторонниками этих доктрин. Идеология —определенная система философ­ских, научных, художественных, нравственных, правовых и других знаний о мире и роли человека в нем. Идеологическая стр-ра явл. определяющей силой развития и функционирования всех общественных систем. Выделяют политическую, правовую и религиозную идеологию. Политические идеологии действуют в качестве рационально-ценностной формы мотивации полит. поведения и составляют мировоззренческую основу П, полит. концепций. Основные ф-и ПЛ: познавательная; оценочная (аксеологическая); про­граммно-целевая; прогностическая — моделирование будущего развития общества, получение представле­ния о лучшем устройстве общества, к к-му не­обходимо стремиться как к идеалу; интегрирующая; защитная — обеспечивает конкурентную борьбу фун­кционирующих в обществе идеологий; социально-организующая — определяет принципы организации и управления социумом. Виды политических идеологий – национализм, технократизм, коммунизм, социал-демократизм.

29. Избирательное право: принципы и виды.Выборы – способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление народа. Избирательное право – сов-ть юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. В основу современного ИП заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал. Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Принято различать активное –право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. и пассивное избирательное право –право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.

 

30. Избирательная система: понятия, типы. Избирательная система - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов, порядок формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления, распределение мест в них после определения результатов голосования. Виды:1.Мажоритарная (основывается на большинстве, одномандатная) - при ней избранным считается тот кандидат, к-й набрал большинство голосов; а) мажоритарная простого относительного большинства; б) абсолютного большинства (50% + 1); в) квалифицированного большинства (75%). Достоинства: прочные связи между избирателями и депутатом, устойчивая полит. ситуация, возможность полит. прогнозов. Недостатки: не дает представления о реальной расстановке сил в обществе. 2. Пропорциональная - при этой системе места распредел. строго пропорционально числу получ. голосов. Достоинства: даже маленькая партия может получить какое-то кол-во мест. Недостатки: голосуя за партию, а не за человека утрачивается связь между депутатами и избирателями, отсутствие доминирующей партии, трудность формирования правительства и полит. курса. 3. Смешенная - форма осущ. представительной демократии (косвенной). В зависимости от тер. представительства выделяют выборы: верховная, местная, региональная, международная. Также выделяют: локальные выборы и всеобщие. В зависимости от кол-ва мест: одномандатные и многомандатные. Электорат - круг лиц, обладающих избирательными правами в данном государстве. Ценз - ограничение права участия в выборах. Виды цензов: возростной, ценз оседлости, имущественный, образовательный, половой.

 

31. Главное действующее лицо избирательной кампании - кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа. Э тапы: «Нулевой» этап- ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Подготовительный этап или период «раскачки- выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации. Этап плановой работы -осущ-ся основная агитационная А, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. «Финишная прямая» -резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Для этапа хар-ны возросшая интенсивность А и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе. Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты.

32.Электоральноеповедение – это поведение населения в избирательном процессе. Факторы электорального поведения: личностные факторы; демографические факторы (пол, возраст); социально-экономические факторы (доход, благосостояние, образование); социально-политические (принадлежность к какой-то партии, общественной организации); территориальные факторы (город, село, центр, периферия); сезонные факторы (время года, календарные праздники); исторические факторы; влияние СМИ, социальных коммуникаций; региональные факторы; трансформация политических систем бывшего СССР. Абсентизм – (от лат.–отсутствующий) – отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

 

33. Политическая сфера не может функционировать без налаженной системы коммуникаций. СМИ (СМК) представляет собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений среди широких масс населения. Виды СМИ: выделяют 2 больших класса: печатные – газеты, журналы, книги, буклеты, листовки, афиши электронные – кино, радио, видео, мобильная связь, электронные инф. сети (интернет). СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реализации политического процесса. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Политические ф-и СМИ: информационная ( состоит в получение и распространении сведений о наиболее важных для организаций и граждан событий); образовательная; социализационная (усвоение, интернализацию человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Данная функция позволяет личности адаптироваться в той или иной пол); ф-я критики и контроля; артикуляция различных общественных интересов (возможность публично выражать мнение находить единомышленников сплачивать их общностью целей и убеждений четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы критика и контроль мобилизационная – выражается в побуждении людей к определенным «+» действиям или сознательному воздействию в их вовлечению в политику), конституирования и интеграции политических субъектов; мобилизационная; инновационная; оперативная (обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций); формирование общественности и общественного мнения.

34. Статья 90. Парламент – Национальное собрание РБ явл. представительным и законодательным органом РБ. Парламент состоит из 2 палат – Палаты представителей и Совета Республики. Статья 91. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осущ. в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Статья 92. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Статья 93. Срок полномочий Парламента – четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. ПРАВИТЕЛЬСТВО – СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 106. Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту РБ и ответственно перед Парламентом РБ. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РБ. Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом РБ с согласия

Статья 107. Правительство РБ: руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, нац. безопасности, борьбе с преступностью.

 

35. Президентская и парламентская республика: общее и особенное. Отличительными чертами парламентской респуб­лики явл. образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент формирует и поддерживает правительство; издает законы, к-е правительство принимает к исполнению; утверждает государственный бюджет; осуществляет контроль над дея-ю правительства и может выразить ему вотум недоверия; представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса. В парламентской республике глава правительства, т.е. премьер-министр, официально не являющийся главой государства, реально явл. первым лицом в государстве. Президента в парламентской республике выбирает не народ, а парламент, т.е. окончательное решение всегда остается за партией, имеющей наибольшее количество мест в парламенте. Президент в парламентской республике занимает в политической иерархии страны очень скромное место; ограничивается представительскими функциями. Отличительный признак президентской республики состоит в том, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является еще и верховным главнокомандующим вооружен­ными силами. Президент избирается непосредственно народом и сам назначает правительство. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через принятие бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Президентская республика – хар-ся значительной ролью президента в системе гос. органов в соединение полномочий главы государства и главы правительства. Достоинства ПР: стабильность и большая эффективность, т.к. президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства. Недостатки ПР: чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента. Отсюда возможность злоупотребления ею.

36.Консерватизм – политич. идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм гос, общественной жизни; приверженность полит. ценностям, выдержавшим испытание временем. Возник в 18в в Англии как р-я на революцию 1789 во Франции. Консерватизм сегодня выступает за ограниченную демократию: за сильную власть, способную принимать действенные решения; за самоутверждение нации посредством завоевания государством лидирующего места в международных отношениях. Основными ценностями консервативной полит. доктрины явл. порядок, стабильность и традиционализм. Полит. идеалом консерватизма явл.сильное государство, четкая полит. стратификация: властью обладает элита, а свобода есть подчинение власти и лояльность к ней. Во-первых, консерватизм заметно эволюционировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при большом ограничении экономических и социальных функций государства за счет приватизации государственной собственности и сокращения количества социальных программ. Во-вторых, консерватизм превратился в идеологию широких слоев среднего класса западного общества. Неоконсерватизм органично соединил в единое целое старые ценности доиндустриальной эпохи — семью, религию, мораль с ценностями постиндустриальной эры — творческим трудом, уникальностью каждой личности, ускоренным развитием культуры, образования, активным привлечением работников к управлению производством. Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом.В 1970-80 сложился неоконсерватизм. Черты: усиление гос. регулирования экон. жизни и соц. сферы.; индивидуальная свобода, поведение чела не могут «выходить» за рамки традиционных ценностей общ-ва; укрепление духовности, моральных основ общ-ва; стабильность общ-ва, опирающаяся на уважительное отношение граждан к закону.

37.Социал-демократическая доктрина – идеологическое и политическое течение, которое выступает за осуществление идей социализма во всех сферах жизни общества. Демократический социализма –"общественная модель, к-я на базе парламентской демократии и правового государства постепенно устраняет недостатки и классовую разобщенность, осуществляет демократию в гос-ве, экономике и обществе. Как политическое течение впервые возникает в конце XIX века, но современную форму принимает после II Мировой войны, с возникновение Социалистического Интернационала. Теоретическое обоснование социализма принадлежит Э. Бернштейну, практическое воплощение – В. Брандту, У. Пальме, Ф. Миттерану. Главная цель социал-демократии: свобода, социальная справедливость, равенство и солидарность. Черты С-Д доктрины: государственное регулирование экономикой; участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики; участие трудящихся в принятии решений на уровне компаний и предприятий;

переустройство общества исключительно при помощи реформ; признание и защита демократических свобод; государство рассматривается как надклассовый орган – стоящий над интересами классами и общественных групп и призванный регулировать интересы отдельных индивидов и групп, которые противостоят друг другу; превосходство гражданского общества над государством; справедливое распределение доходов и собственности (каждому по труду); создание для всех граждан равных социальных условий для свободного индивидуального развития, уважение достоинства всех людей; гибкая прогрессивная система налогов

38.Анархизм (от греч - безначалие, безвластие) -общественно-полит. и соц-экон. учение, отрицающее необходимость государственной власти и полит. организации общ-ва, провозглашающие своей целью освобождение чел. от всех видов полит, экон. и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой госуд-й власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты отвергают государство, выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком в рез-те «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840—1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были Штирнер, Бакунин, Кропоткин.. –Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм. Принципы: 1) Полный отказ от существующего общественного строя, основанного на политической власти; 2) Представление об идеальном строе общ-ва, отрицающем какое-либо принуждение (свобода от принуждения означает отказ от навязывания личных идей и воли одними людьми другим, даже если они действуют в интересах не отдельных людей, а ради всего общества). 3) Свободное формирование и функционирование общественных ассоциаций(свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, могут функционировать любого рода ассоциации с целью удовлетворения всех общественных потребностей. 4) Принцип взаимопомощи. Взаимопомощь - это синоним сотрудничества. 5) Принцип разнообразия - более экологичная форма организации, к-я подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению. 6) Принципы равенства и братства. Равенство означает отсутствие иерархической системы, предоставление всем людям одинаковых возм-й удовлетворения своих личных потребн-й в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равного доступа ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.

39. Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества. Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы. В политической истории Запада возникновение Л связано с развитием капитал-го общ-ва и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретики классического либерализма Локк, Адам Смит, Монтескье выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии. Центральное место среди идей Л занимает идея индивид-й свободы. Л отстаивал самоценность человеч. личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Кроме принципа управления с согласия граждан, Л обосновывал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический Л решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону – таков либеральный императив права. В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную ф-ю государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. В духовной сфере Л склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности

40. Марксистский подход основан на характеристике эконом. сис-мы как способа производства - единства двух составляющих: производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Производительные силы - отражают отношение человека к природе и являются комплексом основных факторов производства: вещественного и личного. Производительные силы вкл. в себя средства труда, предметы труда и рабочую силу. Производственные отношения - объективные отношения, возникающие между людьми по поводу материальных благ и услуг в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Согласно марксистской трактовке сов-ть производственных отношений образует базис обще-ва. Он обслуживается соответствующей надстройкой в виде политических, религиозных, юридических и т.п. отношений. Способ производства и соответствующая ему надстройка, находящиеся в тесном взаимодействии, образуют общественно-экономическую формацию. Марксизм произвел революционный переворот в политической экономии, превратил ее из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно научную политическую экономию, создав на ее месте собственности политической экономии труда. Марксизм - одно из крупных течений идейно-политической и социально-философской мысли, включающее в себя комплекс воззрений по широкому спектру общественно-исторических, экономических, социальных, политических, идеологических и множеству других проблем. Основные его положения были разработаны в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.

41. Политическая партия - добровольно организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных соц. слоев и стремится к реализации своей цели путем борьбы за власть и ее использование.Электорат -избиратели, голосующие за партию на выборах. Члены партии — лица, формально состоящие и участвующие в деятельности партии. Если не все члены партии являются единомышленниками, это может приводить к образованию внутри партии фракций — групп, выдвигающих программы, отличные от общей програм­мы партии. Ф-и: 1.борьба за завоевание и исполнение полит. власти в интересах поддерживающих партию групп населения.2. представительская: выражает соц. интересы 3.соц интеграция заключ. во включении различных соц. групп в политическую систему и примирение их конфликтных политических интересов.4.Отбор и рекрутирование (призыв) политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. 5.Полит социализация граждан, формирование у них качеств и навыков участия в отношении власти 6. Идеологическая – разработка теоретических концепций и ведение полит. агитации и пропаганды. По своей классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие. С точки зрения их идейно-политической ориентации: коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины. По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур). По месту в системе государственной власти:правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные. В соответствии с характером членства, принципами организации: на кадровые и массовые. Кадровые - отличаются немногочисленностью, свободным членством, и др. Кадровая партия ориентируется на участие и победу в выборах. Массовая - стремится вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, поскольку основным источником ее финансирования являются членские взносы.

42. Многопартийная система х-ся тем что в ней больше 2 партий имеют шансы для завоевания гос власти. Это накладывает след на проведение выборочных компаний, процедуру создания правительства и его функционирование, на характер взаимоотношений между самими партиями и т.д. Многопартийная с-ма позволяет довольно гибко реагировать на разного рода социальные конфликты. Что касается общественно - политического обличия партий и объединений нашей республики, то в Беларуси теперь действует 18 политических партий. Среди них Национально-демократическая партия Беларуси, Белорусский народный фронт, Объединённая гражданская партия, Белоруская социал-демократическая партия и др. Отметим, что рождение полит партий и их деятельность-вопрос времени они отображают интересы определённых классов, социальных слоёв и групп; многопартийность, плюрализм мыслей, гласность-свидетельство устойчивости общественных отношений; массовые партии являются основной реализацией политической активности граждан; практическая деятельность политических партий и движений может, с одной стороны, оказывать прогресивное воздействие на развитие общества, с другой-сдерживать, приводить к конфрантации, межнациональной розни.

В Республике Беларусь продолжается сложный процесс формирования многопартийной системы, начавшийся в условиях острого социально-экономического и политического кризиса конца 80-х – начала 90-х годов.

 

 

43. Общественные движения — тип коллективных д-й или объединений, внимание к-х сосредоточено на конкретных полит. или соц. проблемах. В зависимости от цели общественные д-я: экономические, экологические, антивоенные, правозащитные. Действующие в условиях современности общественные организации и общественные движения различаются также по месту действия, по типу деятельности, по стратегической ориентации Общественная организация - относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация к-й требует совместных и координированных д-й на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего и те, и другие являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В зависимости от степени и формы организации движения выделяют: стихийные (существующие, как правило, недолго); слабо организованные (массовые демократические движения); высокоорганизованные (выступают с общезначимыми идеями, отраженными в программах, юридически оформленных, имеют структуру и функции, регламентированные соответствующими документами). По способам организации общественные организации бывают формальными - объединения людей, в к-х их члены сознательно следуют определенным целям, зафиксированным в программах, уставах, выполняют строго определенные роли; и неформальными - возникают самопроизвольно для реализации каких-то появившихся в конкретной ситуации общих целей. Среди общественных организаций заметную роль выполняют профессиональные союзы, женские, молодежные организации. Функции: они занимаются дея-ю по объединению своих членов, их мобилизации для решения тех или иных полит. проблем; занимаются воспитанием своих членов; проводят работу, связанную с включением в существующие полит. структуры, с поиском новых форм социальных связей; занимаются распространением идеологий, с позиций, которых они выступают; участвуют в формировании полит. систем; предпринимают меры по формированию нужного общественного мнения.

44. Политический конфликт - противоборство полит. субъектов, обусловленное противоположностью их полит. интересов, ценностей и взглядов, противоречием между обществом как целостной сис-й и полит.неравенством (иерархией) включенных в нее индивидуумов и групп. Понятие ПК означает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе полит. отношений, полит. статус соц. групп, доступ к принятию общезначимых решений. В зависимости от уровня участников ПК: межгосударственным, региональным, местным. Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъектами позиционных конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Субъектами оппозиционных конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры, с другой - организации, представляющие подвластные массы. Политической практикой и теорией выработаны некоторые общие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус. Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные: первые навязываются сложившимися обстоятельствами; вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. Причины: несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения; вопросы власти - люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие – подчиняются; нехватка средств к существованию- недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги; следствие непродуманной политики-принятие властными структурами поспешного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта; несовпадение индивидуальных и общественных интересов; зависть; ненависть; расовая, национальная и религиозная неприязнь. Вертикальный конфликт между существующей в данной социальной системе властью и общественно-полит. силами, интересы к-х не только не представлены в структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются. Горизонтальный - внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты.

 

45. Конституционный строй – форма или способ организации государства, при к-м обеспечено подчинение государства праву. Признаки конституционного строя: верховенство закона (права над государством); разделение властей; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права; эффективные механизмы реализации и защиты прав человека. Принципы, включенные в раздел «Основы конституционного строя» составляют определенную систему и могут быть разделены на четыре основные группы: основные характеристики государства; социальные основы конституционного строя; экономические основы конституционного строя; политические основы конституционного строя. Статья 1. РБ - унитарное демократическое социальное правовое государство. РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации явл.высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ явл. народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Статья 4. Демократия в РБ осущ-ся на основе многообразия полит.институтов, идеологий и мнений. Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов РБ, содействуют выявлению и выражению полит.воли граждан, участвуют в выборах. Статья 6. Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 10. Гражданину РБ гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство. Статья 17. Государственными языками в РБ являются белорусский и русский языки. Статья 19. Символами РБ как суверенного государства явл. ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Статья 20. Столица Республики Беларусь - город Минск. Статус города Минска определяется законом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: