Родственных племен поддерживалась его использованием на собраниях советов племен, в дни общих празднеств и в устной поэзии.




9. Понятие о литературном языке. Пути формирования литературных языков. Функции литературного языка в различные исторические эпохи

Литературным языком называется исторически сложившаяся обработанная форма существования языка народности или национального языка. Литературный язык как высшая форма языка характеризуется богатством словарного состава, упорядоченностью грамматического строя, развитой системой стилей, строгим соблюдением орфографических и пунктуационных правил. вариантностью, не привязанной к стилям и коммуникативным участкам. Литературный язык н о р м и р о ван и к о д и ф и ц и р о в а н, т. е. закреплен в словарях и грамматиках современного языка.

Норма литературного языка устойчива и консервативна. “Суть всякого литературного языка,— писал Л. В. Щерба,— в его стабильности, в его традиционности”. Норма литературного языка

объединяет в единое целое все разновидности данного языка, его стилистические богатства, его исторические варианты и диалектные и профессиональные отклонения. В этом смысле лите-

ратурная норма представляет о б щ е н а р о д н ы й язык. Поэтому укрепление и распространение нормы литературного языка является предметом особой заботы общества. В укреплении л и т е р а т у р н о й нормы велика роль школы. Норма литературного языка опирается на языковой узус (т. е.

на массовое и регулярное словоупотребление) и одобрение данного словоупотребления со стороны образованной'части общества. Будучи конкретно-историческим явлением, норма литературного языка изменяется, движется от старого к новому качеству. Л и т е р а т у р н ы й язык буквально означает письменный язык. Языки народностей, как было уже сказано, могут иметь литературно-письменную форму. Развитие единой государственности и

культуры требует письменного языка. Так возникают литературно-письменные языки в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и социалистическом обществахВ утверждении и распространении литературной нормы большая роль принадлежит писателям. Так, история русского литературного языка воплотилась в произведениях Ломоносова и Фонвизина, Карамзина. Большая роль писателей в утверждении и распространении литературной нормы, а литературы — в общественной жизни приводит иногда к мысли о том, что литературный язык — это язык художественной литературы, что, конечно, неправильно. Язык художественного произведения, во-первых, содержит не только литературно-нормированную речь, но и индивидуальный стиль автора и речь персонажей, которые создаются автором. Стилизованные художественные тексты и речь персонажей предполагают отступление от нормы, создание индивидуального слога и выразительного текста. Второе отличие языка художественной литературы и литературного языка состоит в том, что последний является не только средством художественного отражения действительности и эмоционального воздействия; литературный язык выступает орудием

общения также в сфере общественно-политической жизни и науки. Литературный язык полифункционален, и это создает стили литературного языка, предназначенные для разных сфер общения и выражения разных типов сообщения.. Примером литературно-письменного языка, возникшего в рабовладельческом обществе, могут служить древнегреческий и латинский языки. Латинская народность и ее язык возникают в ходе завоевания (начиная с середины VII в. до н. э.) Римской республикой Италии. Средневековая латынь значительно отличалась от латинского языка античной эпохи. Как мертвый язык латынь используется до сих пор в католическом богослужении, медицине и некоторых других естественных науках.

10. Историческая изменчивость языка. Синхрония и диахрония.

Синхрония – это как бы горизонтальный срез, т. е. состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью (valeur де Соссюра), независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого – системы. Диахрония – это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории. Таким образом, по де Соссюру, синхрония связана с системой, но изъята из отношений времени, диахрония же связана с временем, но изъята из отношений системы. Иными словами: «...диахрония рассматривается как область единичных явлений, а язык как система изучается лишь в сфере синхронии. Иначе говоря, развитие языка изображается как изменение лишь отдельных единичных явлений, а не как изменение системы, тогда как система изучается лишь в ее данности в определенный момент...» следует изучать и понимать язык как систему не только в его настоящем, но и в его прошлом, т. е. изучать его явления и в связи друг с другом, и в развитии одновременно, отмечая в каждом состоянии языка явления, уходящие в прошлое, и явления, нарождающиеся на фоне стабилизовавшихся, нормальных для данного состояния языка явлений.

11. Индивидуалистические гипотезы происхождения языка.

Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с эволюцией человеческого организма, и факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому

великое множество высказываний о происхождении языка можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические, 2)теории социальные.

Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма — органов чувств, речевого аппарата и мозга. Положительным в этих теориях является то, что они рассматривают возникновение языка как результат длительного развития природы, отвергая тем самым разовое (божественное) происхождение языка. Среди биологических теорий наиболее известны две — звукоподражательная и междометная.

Звукоподражательная и междометная теории. Звукоподражательная теория объясняет происхождение языка эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных (особенно домашних). Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржанию коней, блеянию овец) или как выражение впечатления о называемом предмете. Звукоподражательные слова имеют звуки и формы, уже существующие в языке. Вот почему утка для русского кричит кря-кря

(крякает), для англичанина квак-квак (quack), для француза кан-кан (сапсапег), а для датчанина pan-pan (rapper). Различны иподзывные слова, с которыми обращается человек к домашнему

животному, например свинье, утке, гусю. М е ж д о м е т н а я (или р е ф л е к с н-а я) теория объясняет происхождение языка теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории,— непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. Если в звукоподражательной теории толчком был внешний мир (звуки животных), то междометная теория стимулом для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции. Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который выражал более рациональные понятия. Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения м е х а н и з м а г о в о р е н и я,в основном в психофизиологическом плане. Игнорирование социального фактора в этих теориях привело к скептическому отношению к ним: звукоподражательную теорию стали в шутку называть “теорией гав-гав”, а междометную — “теорией тфу-тфу”. И действительно, в этих теориях биологическая сторона вопроса преувеличивается, происхождение языка рассматривается исключительно в плане происхождения речи. Не учитывается с должным вниманием тот факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно отличные от животного и его стада.

12. Социальные идеалистические гипотезы происхождения языка.

Социальные теории происхождения языка объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека.

Так, уже Диодор Сицилийский писал: “Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был еще бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное Для них самих изъяснение относительно всего”. В данном отрывке изложена теория с о ц и а л ь н о г о дог о в о р а: язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. У Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода — природного и цивилизованного.

В конце 70-х годов прошлого столетия немецкий философ Л. Ну а р е выдвинул р а б о ч у ю теорию происхождения языка, или теорию т р у д о в ы х в ы к р и к о в. Эту теорию поддержал К-

Б ю х е р. Л. Н у а р е справедливо подчеркнул, что “мышление и действие были первоначально неразрывны”, так как прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение

продолжительного времени испробовали на разных объектах действие различных естественных предметов. При совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, они “любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами”. Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначальный язык был набором глагольных корней. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом

междометной теории. Трудовое действие рассматривается как параллельное звуковому языку — выкрикам, причем язык может и не сопровождать трудовое действие. При таком подходе работа,

музыка и поэзия признаются равнозначными.

13. Сущность трудовой теории (гипотезы) Ф. Энгельса о происхождении языка.

Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признается производственная деятельность, которая может быть только в обществе. Люди, создавая необходимые средства к жизни, воспроизводят не только самих себя, но самую материальную жизнь, определяющую образ жизни. Изготовление орудий труда и использование их — два обязательных компонента трудовой деятельности человека. Причем и первое, и второе требовали не только физических, но и умственных действий; прежде чем начать изготовление орудия, прачеловек должен был его представить мысленно: его назначение

(рубить, колоть, бить), его форму (рубило, наконечник, дубина),последовательность операций изготовления. Поскольку набор орудий труда первобытного охотника был ограничен, владение орудиями труда требовало развитых умений им пользоваться, координации и последовательности движений при работе. Групповая охота (загон крупного зверя в ловушку)

предполагает наличие воображения (плана охоты) и коллективных действий. Необходимость и риск при освоении новых мест охоты и собирательства давал новые знания, новый опыт.

Используя, например, палку и камень для борьбы с окружающей природой, первобытные люди научились употреблять их постоянно, отличая от других предметов. Осознанный в общей

деятельности инстинкт превращается в человеческое сознание, “и, подобно сознанию, язык,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,—возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми”. Следовательно, коммуникативная сущность языка (потребность что-то сказать друг другу) обусловлена именно тем, что язык возникает в обществе, в процессе производственной деятельности. Совместная деятельность приводит к тому, что люди начинают совместно овладевать предметами природы и созданными орудиями труда, которые получают наименования.

14. Взаимовлияние языков как главный фактор языковой эволюции. Понятие о субстрате, суперстрате, адстрате, языковом союзе.

Ранние формы современного человека (homo sapiens) сложились в благоприятных климатических районах Земли — в Средиземноморье, охватывающем Переднюю Азию, Юго-

Восточную Европу и Северную Африку. Обширные незаселенные пространства Евразии и низкая производительность труда заставляли первобытных людей расселяться по Земле, образуя обособленные коллективы, отличающиеся хозяйственным укладом и языком. Переход из жаркого климата в холодные страны создал новые потребности в жилище и одежде, в домашних животных, новые отрасли труда. Сам труд становится от поколения к поколению все более разнообразным и совершенным. В результате длительного развития возникшей человеческой речи образуются разные языки и диалекты. Германская, романская.и славянская (последняя выделилась и северной зоны) ветви образуют группы близкородственных языков. Рассмотрим образование трех групп славянских языков —западнославянских, южнославянских и восточнославянских. О б щ е с л а в я н с к и й (п р а с л а в я н с к и й) язык состоялиз близкородственных диалектов и диалектных зон, расположенных южнее реки Припять, между рекой Западный Буг и средним течением Днепра. Западнее и севернее славян обитали

балтийцы, восточнее и севернее — финно-угорские племена, на юге — иранские. Общеславянский язык существовал много столетий: со второй половины I тысячелетия до н. э. до VI—VII вв. н. э. Индоевропейское наследство не только сохранялось, но и видоизменялось. Непрекращающееся общение поддерживало общие черты. Но вот в VI—VII вв. славянские племена расселились на огромных пространствах от Ильменя на севере до Греции на юге, от Оки на

востоке до Эльбы на западе. Расселение славян по огромной территории привело к образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением общеславянских звуковых законов и правил словоизменения, а также появлением новых слов и корней, фонетических и грамматических закономерностей. Расселение славян на Балканах привело в итоге к образованию

южнославянских языков (болгарского, македонского, сербско-хорватского, словенского) и балканского языкового союза. Родственные языки сохраняют исконные общие особенности.

Общие особенности языкового союза возникают вследствие длительного контакта языков.

Балканский я з ы к о в о й с о ю з охватывает индоевропейские языки, относящиеся к разным ветвям этой семьи,— албанский, болгарский, македонский, новогреческий, румынский.

Субстрат – влияние языка коренного населения на чужой язык.

Суперстрат – влияние языка пришлого населения на язык коренного в результате завоевания, культурного господства некого этнического меньшинства.

Адстрат – совокупность черт языковой системы, объясняемых как результат влияния одного языка на другой в условиях длительного сосуществования и контактов народов, говорящих на этих языках.

Языковой союз – особый тип общности языков, возникшей как результат контактного и конвергентного развития.

15. Основные закономерности развития языков. Процессы интеграции и дифференциации, конвергенции и дивергенции языков.

Деление языков (диалектов) и объединение языков и диалектов— два основных процесса развития языка. Эти процессы обозначаются специальными терминами — д и ф ф е р е н -

ц и а ц и я (дивергенция, расхождение) и и н т е г р а ц и я (конвергенция, схождение). Эти процессы противоположны друг другу. При дифференциации происходит территориальное и

социальное распределение носителей языка, в результате которого возникают родственные языки и диалекты. Интеграция, напротив, такой исторический процесс, в ходе которого происходит объединение языков и диалектов. Дифференциация увеличивает число языков, интеграция сокращает их число. Частным случаем интеграции являются контакты языков, приводящие к заимствованию лексики и образованию межъязыковых

лексических (в основном терминологических) зон. Дифференциация и интеграция — социальные языковые процессы, так как расхождение и схождение языков объясняется

экономическими, военными, политическими, культурными и научными причинами. Именно они, эти факторы, порождают конкретное своеобразие отдельных языков.

Конвергенция – сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие имеет два аспекта: 1) глоттогонический 2) структурно-диахронический

Дивергенция – фонологизация вариантов фонемы в связи с устранением позиционных условий, первоначально обусловивших данное варьирование; позиционное изменение звуков, аллофоническое расхождение в пределах одной фонемы.

16. Соотношение этапов развития человека и языка.

каждый язык складывался и изменялся стихийно, на протяжении тысячелетий. Поэтому в каждом языке немало «нелогичного», «нерационального» или, как говорят, между планом содержания и планом выражения нет симметрии.

Проблема происхождения человеческого языка является частью более общей проблемы антропогенеза, решаться она должна согласованными усилиями ряда наук, изучающих человека и человеческое общество. Ф. Энгельс: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речьявилась 2-мя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.

При своем формировании родовые языки были изночально сходными, но всё же имели отличия, но в меру расширения брачных и др. контактов между родами, а затем и хозяйственных связей, между племенами началось взаимодействие между их языками. В последовательном развитии языков прослеживаются процессы 2-х противоположных типов: процессы дивергенции и конвергенции.

17. Историческое развитие языка в связи с развитием устойчивых объединений людей. Языковые процессы на ранних этапахъ развития человеческого общества (первобытнообщинная общность, эпроха зарождения классового общества, рабовладельческое общество)

Важным положением учения о происхождении языка является признание того факта, что первоначальный язык человека был примитивен и беден, что только в ходе дальнейшей эволюции и истории языка он превратился в тонкое и богатое орудие общения, передачи и закрепления сообщений. Первоначальная человеческая речь состояла из диффузных

(расплывчатых) звукопредложений, слитых с интонацией и жестом. Она походила на обезьяньи выкрики4 или те односложные обращения к животным, которые можно наблюдать и сейчас: тпру понукание лошади, хых. Каким же был этот первобытный язык? По-видимому, он выступал в первую очередь как средство регулирования совместной трудовой деятельности в складывавшемся человеческом коллективе, т. е. главным образом в апеллятивной и контактоустанавливающей, а также, конечно, и в экспрессивной функции.. В эпоху разложения первобытнообщинного строя, с возникновением частнособственнических отношений и появлением классов на смену племенам приходят народности. Соответственно, складываются языки народностей. Взамен племенной организации формируется чисто территориальная. Поэтому диалектное членение языка народности обычно бывает лишь отчасти связано со старыми различиями племенных языков или диалектов; в большей степени оно отражает складывающиеся территориальные объединения и их границы. Свой письменный язык вырабатывается далеко не у всех народностей. В силу тех или иных причин у многих народностей функции языка литературы и деловой переписки выполняет в течение определенного времени чужой язык — язык завоевателей, авторитетной чужой культуры, религии, получившей международное распространение и т. д. Так, в большинстве стран средневековой Европы языком науки, религии и в значительной мере языком деловой переписки и литературы была «средневековая латынь» — язык, по-своему продолжавший традиции классической латыни. С развитием капитализма и ликвидацией феодальной раздробленности народности развиваются в нации. Соответственно языки народностей перерастают в национальные языки. Но это процесс не механический, не прямолинейный. В некоторых случаях язык народности не становится национальным, а низводится на положение диалекта того или иного национального языка. В других случаях, напротив, из языка одной народности формируется два-три разных, хотя и близкородственных, национальных языка.

18. Образование языков народностей. Языки и диалекты в рамках языка народностей. Важным этапом в развитии форм существования языка является образование языков н а р о д н о с т е й, а затем и н а ц и й. В Европе этот процесс начался с IX—X вв. и продолжается до сих пор. В этот период происходит как образование новых родственных языков (например, французского, английского русского, украинского и белорусского), так и использование уже существующего языка как языка новой народности или нации.

19. Образование народностей и их языков в прошлом. Народности, их языки, наречия и диалекты возникают на развалинах рабовладельческих империй и раннефеодальных государств. Люди объединяются не по родственным связям, а по проживанию на одной территории, когда, по словам Ф. Энгельса, “не народ подвергался делению, а территория” и на месте племенных союзов“ создано было новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях”. Народностями рабовладельческого общества были древнеегипетская и древнеэллинская. В эпоху феодализма в Европе образуются французская, польская, древнерусская и другие народности, говорящие в основном на индоевропейских языках. Н а р о д н о с т ь как историческая общность людей предполагает общность территории, культуры и языка. Общая территория создавала условия совместной жизни людей разных племен.Вырабатываются общая культура и общий язык. Однако наряду с общим государством и общим языком для феодализма характерно развитие феодальных земель и территориальных диалектов — местных говоров. Они продолжают старые племенные различия, заменяя их местными. Так, в русских летописях вместо словене пишется новгородцы, вместо вятичи пишется рязанцы и т. п. Вместе с тем возникают новые местные отличия в языке. Однако местные диалекты и местные говоры не тождественны друг другу ни по своим языковым характеристикам, ни по общественной функции. Судьба местных диалектов и наречий, возникших в феодальный и раннекапиталистический период, была различной. С одной стороны, они, видоизменяясь, сохранились как диалекты данного языка, что было уже отмечено на примере немецкого и русского языков. Койне' экономического и политического центра, диалект окружающих его окрестностей выступает как база языка народности. В основе латинского языка лежит диалект Рима, а итальянского — флорентийский диалект, в основе грузинского языка —картлийский диалект восточной Грузии, в основе татарского —казанский диалект и т. п. С другой стороны, местные диалекты, обслуживая народные массы, легли в основу разных языков. Так произошло, например, с некоторыми диалектами древне-русского языка. Современные восточнославянские языки, конечно, не являются прямым и непосредственным продолжением языков племен и феодальных земель; однако несомненно, что древнейшие обшие и диалектные черты, как и особенности, возникшие и получившие распространение в XIV—XV вв., были сохранены в разной степени в трех восточнославянских языках. Образование народностей и их языков происходило в XIX в., происходит и в XX в. Наряду с народностями периода феодализма возникают народности капиталистической и социалистической формации. Современными народностями, возникшими на базе феодальных и даже родо-племенных формаций, являются народности Азии и Африки. После победы Великой Октябрьской социалистической революции в Советском Союзе образовалось около 40 новых народностей, например казахи и киргизы, развившиеся сейчас в нации. Это и малые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока — эвенки, ненцы, ханты, манси и др.

20. Возникновение и развитие национальных языков. Языки и диалекты в рамках национального языка. Язык межнационального и международного общения.

Народности и языки народностей образуются и в настоящее время, тогда как в более развитых странах формируются н а ц и о н а л ь н ы е я з ы к и. Неравномерность развития языков в современном мире является следствием экономического и политического развития разных континентов и стран, что еще раз подчеркивает неразрывную связь языка и народа, языка и

общества. Образование наций происходит различно при капитализме и при социализме. При этом имеются и общие закономерности, присущие образованию любой нации и любого нацио-

нального языка. Рассмотрим последовательно все особенности образования национальных языков.

Три пути образования национальных языков. Общая закономерность в образовании и развитии языка народности и нации находит выражение и в общих особенностях их сложения. Как и образование языков народностей, образование национальных языков проходило тремя путями: путем развития уже готового материала, путем концентрации диалектов и путем скрещивания диалектов и языков. Естественно, что удельный вес каждого пути в разные исторические эпохи различен, и нет такого языка, где бы было отмечено лишь совершенствование, или только концентрация, или только скрещивание. отличие национального языка от языка народности состоит в том, что национальный язык предполагает обязательное наличие литературно-письменной формы, сближенной с общей народно-разговорной речью и потому получившей повсеместное распространение. литературу на мировую арену.

На базе общественной собственности на средства производства, единства экономической, социально-политической и культурной жизни, на базе марксистско-ленинской идеологии, общих интересов и коммунистических идеалов рабочего класса в СССР возникла н о в а я с о ц и а л ь н а я и и н т е р н а ц и о н а л ь н а я о б щ н о с т ь л ю д е й — с о в е т с к и й н а р о д, представляющий собой е д и н с т в о н а ц и о н а л ь н о г о и м е ж н а ц и о н а л ь н о г о.

В условиях общесоюзной и республиканской общности появилась необходимость в я з ы к а х м е ж н а ц и о н а л ь н о г о о б щ е н и я. Русский язык стал в нашей многоязычной стране не

только вторым языком для многих наций и народностей, но он д о б р о в о л ь н о избран всеми народами как о б щ и й язык м е ж н а ц и о н а л ь н о г о о б щ е н и я, поскольку почти населения Советского Союза свободно владеет русским языком.(кроме 130 млн. русских, еще 55 млн. человек считают русский язык родным или свободно говорят на нем). Использование русского языка как общего языка межнационального общения содействует взаимному обмену опытом и приобщению каждойнации и народности к культурным достижениям всех других народов СССР и к мировой культуре, процессу сближения наций. Распространение русского языка как языка межнациональногообщения в нашей стране не дает ему правовых привилегий и предполагает дальнейшее свободное развитие языков социалистических народностей и наций, так как стирание национальных различий, в особенности языковых различий,— значительно более длительный процесс, чем стирание классовых граней. В условиях совершенствования социализма расширяется общественная функция литературных языков, изменяется соотношение литературного языка и диалектов, а также стилевая структура языка. С одной стороны, в литературную норму про-

никает в большей степени разговорная речь, смещается грань между литературной нормой и просторечием. С другой стороны, и в литературную речь, и в разговорный язык проникают об-

щественно-политическая и научно-техническая лексика, элементы книжного языка. Особенно интенсивно развивается лексика всех литературных языков. Исчезают из общего употребления слова, обозначающие ушедшие в прошлое явления и понятия. Однако более заметен

процесс обогащения словарного состава — появление новых слов и выражений, переосмысление значений слов, стилистическаяпереориентация не только отдельных слов, но и групп слов, создание общего терминологического фонда. Изменение словарного состава языка оказывает влияние на фонетический и грамматический строй языка, вызывая некоторые сдвиги в орфоэпии, синтаксисе и даже в морфологии. Опыт национально-языкового строительства в Советском Союзе был использован в странах социалистического содружества.

 

II. Основные понятия фонетики и фонологии.

1. Фонетика как наука. Звук и аспекты его изучения.

Ф о н е т и к а 1 изучает з в у к о в о й с т р о й я з ы к а, т. е. звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме звуков речи, фонетика изучает слог, ударение и интонацию. Звуки речи как природное явление имеют а к у с т и ч е с к у ю и а р т и к у л я ц и о н н у ю стороны. Для обучения говорению важнее артикуляционная сторона — производство человеком з в у к о в речи. Еще важнее ф у н к ц и о н а л ь н а я сторона звуков речи. Звук речи — это звук, акустическое явление (в том числе издаваемый человеком, когда он говорит); звук речи — это артикуляционный комплекс, необходимый для произнесения данного звука, его акустическая характеристика, звук речи — это единица звуковой системы языка. Термин “фонема” обозначает также и звуки речи, но чаще звуковую единицу языка, т. е. звук речи в системе фонем данного языка. Звуки, становясь звуками языка, предстают уже как очеловеченная природа, очеловеченная высшей нервной деятельностью и речевым аппаратом, артикуляционной базой языка, его звуковым инвентарем и фонетическими законами.

2. Акустический аспект изучения звуков.

Акустика звуков речи. Звуки речи по своей физической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи). Однако звуки речи

ограничены возможностями органов слуха, при помощи которого они воспринимаются, и речевого аппарата, который их производит. Голосовые связки могут производить приблизительно от 40 до

1700 колебаний в секунду; на практике диапазон человеческого голоса еще уже: от 80 (самый низкий тон баса) до 1300 гц (самый высокий тон сопрано); в речи средний диапазон равен 85— 200 гц у мужчин и 160—340 гц у женщин. Следовательно, человек использует далеко не все звуковые возможности, даже те звуки, которые он может производить и тем более воспринимать.

Акустика речи складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, а также о высоте, интенсивности и продолжительности звука; классификации звуков речи на основе

акустических признаков. В зависимости от характера колебательных движений звуки

делятся на м у з ы к а л ь н ы е (их называют т о н а м и) и н е м у з ы к а л ь н ы е (их называют ш у м а м и). Тон возникает в результате периодических (ритмических) колебаний звучащего

тела, например голосовых связок. Шум возникает в результате непериодических колебаний звучащего тела, например губ. Из шума и голоса состоят гласные и звонкие согласные, только из

одних шумов — глухие согласные. Звуки речи отличаются друг от друга в ы с о т о й, с и л о й и

д л и т е л ь н о с т ь ю, а также т е м б р о м. В ы с о т а з в у к а определяется числом колебаний в единицу времени. Для гласныхСила з в у к а определяется размахом (амплитудой) колебания.

С точки зрения восприятия слуховым аппаратом сила звука называется г р о м к о с т ь ю, которая определяется не только напряжением волны, но и высотой: звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Сила звука имеет большое значение для ясности в передаче и восприятии речи, при определении типа ударения. Звук речи акустически сложен, так как содержит не тблько основные тоны, но и тоны резонаторные. Это зависит от того, что колебаться может тело целиком и отдельной частью. Р е-з о н а н с состоит в том, что тело, способное к звучанию (его называютр е з о н а т о р о м), начинает звучать, когда воспринимает

звуковую волну, особенно одной же определенной для данного резонатора частоты. Резонаторы с мягкими и влажными стенками (к ним относится речевой аппарат) легко резонируют на частоты,

не строго совпадающие с их собственными тонами, причем собственные колебания затухают медленно. Эти акустико-физиологические свойства имеют огромное значение в акустике

речи, в частности при определении основного понятия —т е м б р а.

3. Артикуляционный аспект изучения звуков. Устройство и работа речевого аппарата.

Специальных органов производства и восприятия звуков речи нет. Это органы человеческого организма, которые выполняли и выполняют другие, чисто биологические

функции, такие, какие имеют органы дыхания, питания и т. п. Однако в ходе истории человеческого общества произошла эволюция этих органов в сторону приспособления их для производства и восприятия речи. Р е ч е в о й а п п а р а т — это органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат охватывает центральную нервную систему, органы слуха (и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции звукообразования, и

органы речи, необходимые для производства звуков речи. С физиологической точки зрения речь предстает как одна из функций центральной нервной системы человека. С одной стороны, нервная система является причиной возникновения звуков речи, а с другой стороны, она участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их. О р г а н ы речи (или речевой аппарат в узком смысле) состоят из дыхательных органов, гортани и надгортанных полостей. Речевой аппарат напоминает собой духовой инструмент: легкие — мехи, дыхательное горло — труба, а ротовая полость —клапаны. Д ы х а т е л ь н ы е о р г а н ы — это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи — источник и проводник воздушной струи, которая и вызывает колебания органов произносительного аппарата, порождающего звук речи. Дыхание само по

себе непроизвольно. Речевое дыхание, которое, в отличие от физиологического, происходит через рот, имеет ту особенность, что вдох у него больше, чем выдох, так что в легких остается достаточное количество воздуха, чтобы продлить выдох и создать давление воздуха, необходимое для приведения в колебание голосовых связок. При правильном речевом дыхании начало фонации, т. е. образования звучащей речи, совпадает с началом выдоха.

Г о р т а н ь (л а р и н к с) — верхняя расширенная часть ттрахеи. В гортани расположен г о л о с о в о й а п п а р а т. Он состоит из хрящей, мускулов и мышц. Остов гортани образуют два

хряща—перстневидный и щитовидный (верхняя часть его выдается у мужчин в виде кадыка). На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных (или пирамидальных) хряща; они имеют вид треугольников, которые могут раздвигаться и сдвигаться к центру. Между черпаловидными и щитовидным хрящами натянуты две упругие складки — голосовые связки; они расположены на боковых стенках гортани, покрыты слизистой оболочкой и могут при помощи черпаловидных хрящей сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы.

 

4. Принципы классификации звуков. Классификация гласных. голосовыми) и щелевыми, поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не могут быть основанием деления гласных. Основанием классификации служат ряд и подъем языка, а также работа губ; дополнительно учитываются назализация, напряжение

и долгота. Ряд определяется по части языка, которая приподнимается при образовании данного гласного; различаются три ряда, а соответственно три типа гласных, которые бывают п е р е д н и м и, с р е д н и м и и з а д н и м и. Например, в русском языке (и) является передним, а <ы> средним гласным. П о д ъ е м определяет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: