РАЗДЕЛ Философия науки и другие разделы




145. Установите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.
1. Принцип фальсификации 2. Смена парадигмы в научном познании
3. Принципа пролиферации
К. Поппер П. Фейерабенд Аристотель Т. Кун

146. Т. Кун вводит в научный оборот понятия:

      интроекция
      нормальная наука
      парадигма
      фаллибилизм
      научная революция

147. К общенаучным методам относятся …

      препарирование
      Анализ
      Индукция
      абстрагирование
      Тестирование
      Анкетирование

148. Основными методами эмпирического исследования являются …а) научное наблюдение б) эксперимент в) описание объекта г) аксиоматический метод в) формализация

149. Укажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями:
1. Конвенциализм
2. Эмпириокритицизм
3. «Венский кружок»
4. Эволюционная эпистемология

 

      Э. Мах
      А. Пуанкаре
      М. Шлик
      С. Тулмин
      З. Бжезинский

150. Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
1. А. Тойнби 2. Э. Тайлор 3. О. Шпенглер 4. Ф. Бродель

      Цивилизация – определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.
      «Культура» и «цивилизация» – синонимы.
      «Цивилизация» – умирающая культура.
      Цивилизация – база культуры.
      Понятия «культура» и «цивилизация» никак не связаны друг с другом.

151. Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.
1. К. Маркс 2. Ш. Монтескьё 3. М. Вебер 4. З. Фрейд

      материалистический детерминизм
      географический детерминизм
      теория факторов
      психологический детерминизм
      идеалистический детерминизм

152. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями.
1. Деление исторического процесса на формации
2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора
3. Мир разделен на центр и периферию.

      нелинейный подход
      линейный подход
      Мир-системный подход
      статичный подход

Решение:
Линейный подход к пониманию истории заключается в том, что внимание концентрируется только на «вертикальных» связях во времени, связи между стадиями развития внутри одних и тех же социоисторических организмов понимаются односторонне, при этом учитываются только причинно-следственные связи. К таким подходам можно отнести, прежде всего, формационный подход К. Маркса.
Под нелинейностью понимаются отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Для нелинейного процесса характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим, так как у людей есть свобода воли. Таким образом, в общественное развитие вмешивается субъективный фактор.
И. Валлерстайн – американский социолог, является автором Мир-системного подхода к периодизации истории. Его главный вклад состоит в координации большого числа исследований, которые включают в себя междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Данный подход рассматривает мир как целостность, которая связанна с международным разделением труда и не регулируется никакой политической структурой. Основной идеей Мир-системного подхода является тезис о том, что капиталистический мир разделен на центр и периферию. Во главе мировой торговли стоят США.

153. Установите соответствие между именами учёных и этапами развития науки.
1. Н. Коперник
2. Эвклид
3. А. Эйнштейн
4. Г. Лейбниц

 

      эпоха научных революций
      преднаука
      неклассическая наука
      классическая наука
      научно-техническая революция

Тема: Культура, цивилизация, формации
154. Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
2. Рабовладельческое общество
3. Мир-империя

 

      цивилизационный подход
      формационный подход
      миросистемный подход
      стадиальный подход

Тема: Картины мира
155. Установите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями.
1. Развитие – неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами
2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга
3. Развитие – волнообразный переход от хаоса к порядку

 

      диалектика
      метафизика
      синергетика
      эклектика

 

Решение:
Одним их важнейших для философии вопросов является вопрос о сущности движения и развития. Его можно сформулировать следующим образом: «Развивается мир или он остается неизменным?» Идея развития природы и общества в ее современном виде возникла только в XVIII XIX вв. В древности, например, у Гераклита – речь шла только о всеобщей изменчивости мира, его непостоянстве и об источнике всех изменений – противоречии. Гераклит стал создателем философского учения о всеобщей изменчивости природы – диалектики. В XIX веке Гегель создает философскую систему, в основе которой лежит объективный идеализм и диалектика. К. Маркс и Ф.Энгельс разрабатывают диалектику на основе материализма.
Диалектике противоположна метафизика, древние представители данного направления утверждали, что мир неизменчив (Парменид, Зенон). Позже метафизическая концепция природы и общества постепенно изменяется – метафизики признают существование изменения, а иногда и развития. Однако они понимают изменение и развитие упрощенно.
Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. ХХ века. Представители: И. Пригожин, Г. Хакен и т.д. В рамках синергетики формируется энергетическая стратегия в понимании природы, в которой подчеркивается нелинейность, неустойчивость, неравновесность и самоорганизация природных процессов, а природа предстает как открытая динамическая система нелинейных процессов становления или изменений, где «выбор» пути определяется точкой бифуркации и аттракторами. Синергетика раскрывает механизмы самоорганизации систем, или перехода из хаоса к порядку, к организации (внутренней упорядоченности).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: