Методика «Вивчення психологічного клімату дитячого колективу. Карта-схема А.М. Лутошкіна».




Схильність до конфліктної поведінки. К. Томас

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

 

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

 

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

 

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

 

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

 

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;

 

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

 

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

 

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

 

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

 

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

 

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

 

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

 

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

 

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

 

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

 

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

 

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

 

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

 

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

 

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

 

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

 

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

 

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

 

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

 

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

 

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

 

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Обработка.

Стиль
         
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
    А   Б  
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А   Б  
    А Б    
    Б     А
  Б   А    
    А   Б  
      Б   А
  А       Б
    Б А    
        А Б
  А Б      
      А Б  
    Б     А

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

Методика «Вивчення психологічного клімату дитячого колективу. Карта-схема А.М. Лутошкіна».

 

  +3 +2 +1   -1 -2 -3  
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               Преобладает подавленное, пессимистическое настроение
Преобладают доброжелательные взаимоотношения, взаимопонимание, взаимные симпатии.               Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность
Взаимопонимание между группами в классе               Группы конфликтуют между собой
Ученики класса хотят быть вместе в процессе обучения, вместе проводить свободное время               Ученики класса проявляют равнодушие к общению и негативное отношение к совместной деятельности.
Переживание за успех или неудачи отдельных учеников               Равнодушие к успеху или неудачам по отношению к своим товарищам
Преобладает поддержка: внимательно относятся к критике и замечаниям.               Крикующие замечания имеют как скрытый так и открытый характер
Ученики в классе с уважением относятся к мнению других                 В классе каждый считает, что его мнение главное и не прислушивается к мне- нию своих товарищей
  +3 +2 +1   -1 -2 -3  
                 
В тяжелые минуты в коллективе наблюдается эмоциональное объединение               В тяжелых случаях каждый думает только о себе, возникают споры
Достижения и неудачи класса всеми переживаются как свои собственные               Достижения и неудачи класса волнуют не всех
Класс доброжелательно относится к новым ученикам, старается им помочь и поддержать               Новые ученики чувствуют себя лишними, к ним иногда относятся негативно
Класс активный, энергичный               Класс пассивный, инертный
Класс быстро реагирует, если нужно сделать что-нибудь полезное               В классе каждый беспокоится только о своих интересах
В классе сложилось справедливое отношение ко всем ученикам, поддерживают слабых               В классе негативное отношение к слабым
Если классное руководство отмечает кого-то, у учеников появляется чувство гордости               К поощрению в классе относятся безразлично

 

· Оценки означают:

+3 особенность, заданая слева, в классе проявляется всегда.

+2 особенность проявляется в большинстве случав

+1 особеннсть проявляется достаточно часто

0 и позитивне (слева) и негативне (справа) особенности или не проявляються или проявляються одинаково.

-1 довольно часто проявляються особенности описанные слева

-2 в большинстве случаев встречаются особенности заданные слева

-3 качества, описанные слева, проявляються всегда..

Обработка: считается алгебраическая сумма баллов

Методика «Социометрия»

 

Детям задают вопросы:

- С кем ты хочешь делать уроки? Почему?

- С кем ты хочешь сидеть за одной партой? Почему?

- Кого из детей ты бы хотел пригласить к себе на день рождения? Почему?

Или другие по вібору психолога (до 4 вопросов, можно 2 позитивных, 2 негативных)

Дети отвечают на вопросы на листочках. В верхнем углу ребенок пишет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1, 2, 3.

Отвечая на каждый из вопросов, школьник должен выбрать трех партнеров из своего класса. Заполненные листочки собираются и обрабатываются.

Все листочки раскладываются в алфавитном порядке и нумеруются. Для обработки полученных данных следует использовать матрицы 1 и 2. Первую матрицу заполняют следующим образом: фамилии школьников (кто выбирает) в алфавитном порядке заносят в соответствующие графы матрицы (по вертикали). По горизонтали проставляют порядковые номера школьников (кого выбирают). Сведения из листочков переносят в матрицу: в соответствующих клетках знаком + отмечают выбор. Например, если школьник, который значится в матрице под номером 1, выбрал учащихся под номером 7 и 15, следует в строчке школьника 1 отыскать клетки, соответствующие этим номерам (использовать нумерацию по горизонтали). Если школьники выбрали друг друга (номер 1 выбрал номер 7 и номер 15, а они, в свою очередь, выбрали номер 1), то этот взаимный выбор отмечается знаком +. После переноса всех данных из карточек подсчитывают количество выборов и взаимных выборов, в том числе у каждого школьника. Итог фиксируют в клетках внизу (подсчет производят по вертикали). Количество выборов является показателем популярности школьника в классе. Для заполнения матрицы 2 используют матрицу 1. Из матрицы 1 выделяют школьника, имеющего наибольшее количество взаимных выборов. Его порядковый номер из матрицы переносят в первую строку матрицы 2. Этот же номер проставляют в первой верхней клетке. Фамилию заносят в первую строку. Во вторую строку заносят порядковый номер и фамилию этого школьника, с которым только что занесенный в первую строку ученик имеет взаимный выбор. Порядковый номер второго школьника из матрицы 1 проставляют во второй клетке сверху. В соответствующих клетках против этих фамилий ставится знак +. После этого из матрицы 1 выделяют других школьников, имеющих взаимный выбор с учеником, фамилия которого стоит в первой строке. Их порядковые номера из матрицы 1 заносят в третью и четвертую строку и третью и четвертую клетки сверху. Фамилии пишут в третью и четвертую строчки. Против этих учеников ставят в соответствующие клетки знак +. Этот знак заносят в клетки к первому ученику. Если школьник, фамилия стоит в первой строке, больше не имеет взаимного выбора, то следует посмотреть его у школьника, фамилия которого стоит во второй строке. Если имеется взаимный выбор, то номер и фамилию ученика заносят в последующую строку, как делали ранее. Знаки взаимного выбора будут располагаться по диагонали. Образовавшуюся микрогруппу обводят жирной чертой. При этом должен получиться квадрат. Другие микрогруппы определяют аналогичным способом. Полученные данные анализируются с точки зрения положения ребенка (детей), обследование которого подразумевает получение данной информации.

 

Составляется социограмма и социоматрица.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: