Методы инновационного обучения “один-одному”.




Педагогические методы "один - одному", т.е. методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или с другим обучаемым, развиваются в современном образовании не только на основе непосредственного контакта, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.

Особенно важным является развитие теленаставничества, опосредованного компьютерными сетями.

Преподавание "один - многим"

Преподавание "один - многим", в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала перед обучаемыми, не играющими активной роли в коммуникации, свойственно традиционной образовательной системе, но оно получает новое развитие на базе инновационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видео-кассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в инновационном образовательном процессе так называемыми "элекциями" (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям. Элекция может представлять собой не традиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям.

Педагогические методы на основе коммуникаций "многие - многим".

Это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы номинальной группы, форумы, проектные группы и другие.

Для промежуточного и итогового контроля можно предложить несколько вариантов: 1. Мультитесты, состоящие из нескольких блоков заданий, каждый из которых содержит задания определенного типа – закрытые тесты, тесты на сопоставление и установление последовательности, открытые, а также задания с развернутым ответом. Такие тесты позволят получить более объективную оценку понимания обучаемым учебного материала и его способности применять полученные знания. Применение мульти тестов имеет один недостаток – возможна только частичная автоматизация их обработки. 2. Общение с преподавателем в режиме реального времени (видео- и телеконференции, IP-телефония, чат) – наиболее эффективный метод, так как обучаемый и преподаватель взаимодействуют непосредственно в диалоговом режиме, что максимально приближает дистанционные экзамены к очным. Кроме того, видеоконференция позволяет видеть, кто сдает экзамен, тем самым уменьшается риск фальсификации результатов. Но использование этого метода невыгодно с финансовой точки зрения: проведение таких конференций требует дорогостоящего оборудования и высокоскоростных линий связи. 3. Выполнение индивидуальных проектов. Каждому студенту предлагаются описание не- которой задачи и исходные данные. Для про- хождения аттестации обучающимся необходимо представить выполненный проект и его описание – работающий программный модуль, проект создания вычислительной сети, дизайн-макет сайта. Такой подход дает прекрасные возможности учащимся проявить себя и позволяет преподавателю оценить уровень мышления и творческие возможности студента, но, к сожалению, он имеет один недостаток – не все считают себя готовыми к выполнению подобных проектов, что вызывает психологические затруднения при их выполнении. На выбор той или иной формы проведения контроля знаний влияют такие факторы, как техническое оснащение вуза, финансовые возможности, а также специфика отдельных дисциплин. По нашему мнению, для дисциплин, имеющих целью формирование у обучаемых теоретических знаний в некоторой области, лучшей формой итогового контроля является выполнение мульти тестов, в то время как для дисциплин, направленных больше на выработку определенных практических навыков, – выполнение индивидуальных проектов. Кроме того, для выбора формы контроля знаний имеет значение этап обучения учащихся. Для младших курсов целесообразней использовать мульти тесты и общение в режиме реального времени, для старших – выполнение проектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: