Структура Иранской политической системы




 

Конституция 1979 года, с изменениями от 1989 года.

В преамбуле отражена история революции, причины, цели революции. Дана характеристика исламского самоуправления как религиозного народовластия. Официальная религия – ислам джафаритского толка, признающий существование 12 иммамов.

Конституция провозглашает принцип разделения властей, которые функционируют под контролем верховного лидера. Объявляются равноправными все этнические, лингвистические и расовые группы, признаётся право на оправление религиозных отрядов зороастрийцы, христиане и иудеи.

Высшее государственное лицо в Иране – верховный духовный лидер – Рахба, курирующий все ветви власти. Его полномочия:

1) Определение общей политики государства после консультаций с Советом по определению государственной целесообразности

2) Контроль за правильным исполнением общей политической линии государства

3) Объявление войны, мира, мобилизации

4) Назначение и отправление в отставку ряда высших должностных лиц (факихов совета по охране конституции, главы судебной власти, начальника объединённого штаба, главнокомандующих Корпуса Стражей исламской революции, вооружённых сил, внутренних войск)

5) Решение споров и упорядочение отношений между тремя ветвями власти

6) Подпись указа о назначении президента и отстранении его от власти с учётом интересов страны и согласно заключению, вынесенному верховным судом относительно нарушения своих законных полномочий, либо в соответствии с решением парламента о его несоответствии занимаемой должности.

7) Рахбара назначает, контролирует и в случае необходимости смещает Совет экспертов, избираемый народом на 8 лет из муджтахидов

Президент – второе лицо в стране:

1) Отвечает за выполнение конституции, руководит исполнительной властью

2) Формирует кабинет министров, при вотуме доверия парламента

3) Руководит кабинетом министров

4) Руководит Высшим Советом национальной безопасности (определяет национальную политику в области обороны и безопасности)

 

Законодательная власть – однопалатный парламент (Исламский Совет Шуры):

1) Избирается на 4 года (290 депутатов, 5 мест зарезервировано для религиозных меньшинств)

2) Ставит вопрос о доверии правительству и отдельным министрам, осуществляет контроль над работой правительства.

3) Парламент нераспускаем

4) Заключение по поводу соответствия законов нормам ислама выносится Наблюдательным Советом.

a. Состоит из 6 факифом, назначенных Рахбаром и 6 факифов, представляемых главой Судебной Власти.

b. Осуществляет контроль за выборами Совета Экспертов, за выборами президента, выборами Парламента, обращением к общественному мнению и референдумами.

В 1989 году был учреждён и закреплён ещё один политический институт – Совет по определению государственной целесообразности, задачей которого стало улаживание споров между парламентом, президентом и Наблюдательным Советом. Постоянные и временные члены Совета по определению государственной целесообразности назначаются Рахбаром.

Судебная власть – независимая власть, назначаемая народом. Её возглавляет муджтахид, назначаемый верховным лидером. Он несёт ответственность за формирование структуры системы юстиции, кадровые вопросы, подготовку судебных законопроектов. Наряду с ним действует министр юстиции, который курирует все проблемы, связанные с отношениями судебной власти с исполнительной и законодательной.

Конституция устанавливает существование верховного суда.

Верховый суд:

1) Осуществляет контроль над надлежащим исполнением законов в судах

2) Обеспечивает единство судебной системы

3) Контролирует Суд административной справедливости

4) Контроль над Генеральной Инспекцией и Генеральным Прокурором

Наряду с общими судами существуют военные суды. Председатель Верховного военного суда и Генеральный прокурор назначаются главой судебной власти после консультации с судьями Верховного Суда на пять лет из числа муджтахидов.

 

ИРИ – унитарное государство. Административно делиться на 30 останов (провинций). Губернаторы назначаются Министром внутренних дел с одобрения Парламента.

 

Тема 3. Афганистан – факторы дестабилизации общества.

Вопросы:

1) Попытки модернизации общества в 30-е – 60-е годы ХХ века

2) Экспорт революции

3) Советское вторжение и движение моджахедов

4) Постсоветская эра: дестабилизация и талибы

Концепция модернизации включает в себя:

1) Рыночная индустриальная экономика

2) Национальное государство

3) Демократический политический режим

Попытки модернизации в Афганистане – после урегулирования гражданского конфликта в 1928-1929. В 30-е годы к власти приходит новая династия, которая объединяет.

Особенности модернизации в Афганистане:

1) Отсутствие объективных причин для модернизации

2) Равная удалённость и доступность для основных центров силы

3) Национальный характер афганцев

4) Самая спорная граница – граница с Пакистаном

1973 год – НДПА (Народно-демократическая партия Афганистана. состоит из офицеров, прошедших обучение в СССР) – переворот.

 

По конституции 1977 года Афганистан – президентская республика с однопартийным режимом.

НДПА – создана в 1965 году и почти сразу раскололась на 2 части:

1) Хальк по главе с Нурмухамедом Тараки и Хафизулой Амином. Состояла эта часть в основном из представителей сельских жителей (пуштунов)

2) Парчам во главе с Бобраком Кармалем. Опиралась на городское население и пользовалась популярностью у таджиков и других непуштунских народов

В 1977 году лидеры обеих фракций посажены в тюрьму Мухамедом Даудом.

В 1977 году – переворот (Апрельская революция). Смещён Дауд. Власть получила Хальк. Бобрак был назначен послом. Тараки и Амин с 1978 года начинают радикальные реформы, что встречает сопротивление консерваторов. Бунты подавляются силовым путём.

В Апреле 1978 был создан Революционный Совет Демократической Республики Афганистан. В декабре был подписан договор с СССР. По договору СССР объявлялся политическим гарантом существования ДРА (Демократической республики Афганистан). Между Тараки и Амином начинается борьба за власть.

В сентябре 1979 побеждает Тараки. «Альфа» СССР убивает Амина и вводятся войска. Главой Революционного Совета назначен Тараки.

США расценила введение войск как акт агрессии

СССР считала, что дестабилизация ситуации в регионе может способствовать вторжению в СССР.

С 1982 года ООН ежегодно призывала к прекращению огня.

В 1986 – начало вывода с условием отказа от войны моджахедами

В 1987 году – отказ от условий и приказ о выводе войск в десятимесячный срок.

 

Режим НДПА просуществовал до 1992 года.

 

Исламская партия Афганистана – Мухамед Юнус Халез

24 апреля 1992 года – руководители моджахедов (7 человек) подписали соглашение в Пешаваре. Идея – установление переходного правительства на 2 месяца (Исламский Совет «Шура»). Состоял из 51 человека. Во главе Совета – Себготума Моджадиди. После чего должно было прийти правительство Раббани на 4 месяца. Потом Совет на 18 месяцев. Этот Совет должен был подготовить Афганистан к выборам.

Хигматияр не согласился с соглашением и нарушил его. Ему была определена позиция премьер-министра, но он хотел, чтобы он или его сторонник был президентом вместо Раббани. В сентябре 1992 года группа Хигматияра подвергла обстрелу Кабул. Кабул покинули дипломаты.

7 марта 1993 в Исламабаде было подписано соглашение, согласно которому Раббани оставался президентом, Хигматияр – премьер-министр. Был создан Совет Обороны, куда вошли лидеры группировок. Цель совета – наблюдение за министерством обороны. Должны были состоятся выборы президента, выборы в законодательную власть. Афганские группы должны были воздерживаться от применения оружия, но на следующий день недовольные группы вновь подвергли обстрелу Кабул.

Лето-осень 1993 года – столкновения между шиитскими и суннитскими группами. В январе 1994 года началась борьба между Хигматияром с одной стороны и Ахмадшадом Массудом (заместитель Раббани). Рашид Дусту стал на сторону Хигматияра. Их целью стала отставка Раббани. Усилия ООН не привели ни к чему. Параллельно в октябре 1994 года возникает Талибан. Группы молодых людей очень быстро продвигались по стране под руководством мулы Омара. Политическая программа:

1) Установить право и порядок

2) Восстановить медрессе(религиозные школы)

20 октября 1994 года они сумели разоружить бандформирование в окрестностях Кандагара и и таким образом спасли гуманитарный конвой в пакистан

25 ноября они фактически контролировали провинцию Хельмент. В результате в их руках оказались 9 из 32 провинций.

5 сентября 1995 года они взяли Герад. 26 сентября 1996 года Талибы взяли Кабул. Занятие столицы повлекло за собой большие жертвы и разрушения. 11 сентября 1996 года они заняли Джиллабад.

Главный противник талибов – Ахмадшад Массуд. К 1998 году талибы контролировали 90% территории Афганистана.

Талибы: «Чтобы создать исламское государство, необходимо очистить общество, которое они считали деморализованным».

С 1996 по 2001 год правительство талибов признали:

1) Пакистан

2) Саудовская Аравия

3) Объединённые Арабские Эмираты.

1998 год – Талибы принимают у себя Усаму Бен Ладена

В ответ на отказ от выдачи Бен Ладена США, США наносят первые бомбовые удары по Афганистану.

В 1998 году была принята Алма -атинская декларация, в которой было объявлено, что если армия талибов пересечёт границу, то в ответ будут приняты меры коллективного характера.

В 1997 году произошли серьёзные изменения в политике США, в частности госсекретарь США Мадлен О’Брайт стала осуждать отношение к женщинам.

Претензии международного сообщества к талибам:

1) Права хазарейцев

2) Права женщин

3) Переговоры с опозицией.

 

6 июня 1999 года США вводят экономические санкции против Афганистана:

1) Замораживание счетов Талибов

2) Закрытие транзакций или сделок между талибами и сша

16 октября 1999 года Совбез ООН принимает санкции против Афганистана.

 

4-5 октября 1996 года – первое чрезвычайное совещание посвящённое проблеме Афганистана.

Саудовская Аравия поддерживала талибов. Уже в 1993-1994 годах представители Саудовской Аравии встречались с талибами.

 

Тема 4. Миссия НАТО в Афганистане

Страны члены принимали участие в антитеррористической операции в Афганистане, но под руководством Администрации США. После 2003 года начинается непосредственно миссия НАТО в Афганистане.

5 июля 2003 года Генсек НАТО сделал заявление, где обозначил, почему НАТО будет выполнять эту миссию далеко за пределами зоны своей ответственности. НАТО возглавили ISAF (Международные силы содействия безопасности)в Кабуле.

Был создан индивидуальный план партнёрства.

С 2003-2005 год – первый этап деятельности НАТО в Афганистане.

В 2005 году начали происходить негативные изменения:

1) Тюльпановая революция в Кыргызстане

2) Попытка исламской революции в Узбекистане в мае 2005

3) Начиная с осени 2005 года НАТО столкнулось с многократным усилением сопротивлением талибов. Командование НАТО подняло вопрос об увеличении контингента в Афганистане.

4) Лето 2006 года – пик активности талибов

5) 2008 год – переброска американских войск в Афганистан.

Из-за мирового финансового кризиса ОЧЕНЬ остро стал вопрос об уменьшении затрат на военный сектор. В частности о выводе войск.

На Чикагском саммите НАТО весной 2012 года была озвучена доктрина SMART Power, и заявлено, что к 2014 году военная миссия НАТО должна быть завершена.

Переход контроля над Афганистаном от МССБ(международные силы содействия безопасности «ISAF») к АСБ (афганские силы безопасности) начался в 2012 и должна закончится к 31 декабря 2014 года. К этому времени необходимо передать 450 округов под контроль АСБ. Афганская армия должна быть 350 тыс. Военная миссия к этому моменту закончится.

Общая численность МССБ была 150 тыс. человек, из них 90-95 тыс. – Американские военнослужащие.

 

Тема 5. Афганистан в контексте региональной безопасности. Этнический фактор.

1979 – 1983 гг. – выборочная перепись населения в Афганистане.

 

На начало 1980-х годов – ориентировочно проживало 17-18 млн человек. Но все советские историки писали цифру – 15 млн. Прирост населения был 2,4% в год.

На сегодня в Афганистане проживает ориентировочно 35-37 млн человек.

 

Потери во время войны составили примерно 2 млн человек. Кроме того война вызвала миграции, как внутренние так и внешние. Известно, что самое большое кол-во беженцев было зарегистрировано в Пакистане (около 3 млн человек), из них 85% - пуштуны и белуджи.

Доля пуштунов в населении – 47-49%. Поселения сосредоточены в долинах рек Кабул, Гельмент, Таркнак, Аргандаб, а также земледельческие оазисы Газьми-Кандагарского плато.

 

В сельской местности афганцы сохраняют существенные элементы родоплеменной структуры.

В соответствии с родоплеменной структурой, все пуштуны делятся на 380 племён, которые собираются в 4 группы.

Наиболее крупные племена – дуррани(1,5 млн чел) и гильзаи(1,5 млн чел)

Таджики считаются вторым по численности народом Афганистана (22-24%, 5-7млн чел). Они проживают Герардский оазис. В долинах рек Панджшир, Гельмент и Саланд. У них нет родоплеменной структуры.

Хазарийцы – 10% населения (шииты). Сохраняется родоплеменное деление.

Узбеки – 9% неселения

 

Тема 6. Афганистан: текущая ситуация. Социально-экономические показатели современного Афганистана

Детская смертность – 119 на 1000 новорождённых.

Средняя продолжительность жизни – 50 лет (48 для мужчин, 51 для женщин)

Дети на одну женщину в фертильном возрасте – 5,5 детей на одну женщину.

Грамотность – 28,1% грамотных. Среди мужчин – 43%, среди женщин 12,6%.

Исламская Республика Афганистан – 34 провинции. 19 августа – 1919 года – Независимость.

26 января 2004 года – Конституция.

Основные правовые источники – Шариат, обычное право и прецедентное право.

Политическая система – президентская республика. Президент – Хамид Карзай с 7 декабря 2004 года. Президент избирается дважды на пятилетний срок. У президента есть 2 вице-президента. 1-й – Мохаммед Фахим Хам(с 19 ноября 2009 года), 2-й – Абдул Карим Халили (с 7 декабря 2004 года).

Национальная Ассамблея состоит из 2-х палат. Верхняя, Совет Старейшин, состоит из 102 человек, Две трети избирается от провинциальных советов на 4 года. 1/3 – назначается президентом на 5 лет. Нижняя палата, народная палата, - 250 лет (путём выбором).

Главные вопросы решаются путём Лоиджирга(большой совет). Он решает вопрос независимости, суверенитета, национальной целостности, отстранения президента. Входят туда обе палаты Национальной ассамблеи, а также главы городских и провинциальных советов.

Судебная система – Высший суд (9 человек, назначаются президентом с одобрения совета старейшин на 10 лет).

Доходы экономики – 20% сельское хозяйство, промышленность 25,6%, 54,4% - сфера услуг.

 

 

Существуют 2 конференции по Афганистану:

1) Конференция представителей афганской общественности, которая проводилась с 25 ноября по 5 декабря 2001 года в Бонне(Бонская конференция) под эгидой ООН. Была сформирована временная администрация Афганистана со сроком полномочий 6 месяцев. 22 декабря 2001 года президент Афганистана Раббани официально передал власть главе временной администрации Афганистана Хамиду Карзаеву. 11 июля 2002 года начала работу Лоиджирга. Её организаторы предлагали на пост главы государства экс-короля Захершаха, а заместителем Хамида Карзаева. Последователи Раббани воспротивились этому и Захершах отступил.

2) Конференция стран-доноров Афганистана (ежегодная) - впервые в 2001 году в Токио

 

Тема 7. Региональная подсистема Международных отношений в Южной Азии в 1947 – начале 2000-х гг.

Вопросы:

1) Международные отношения в Южной Азии в 1947 – 1971 гг.

2) Международное региональное сотрудничество в рамках СААРК в 1985 – 2003.

 

Вопрос 1.

Главным было отношения Британской Индии, Индийского союза и Пакистана

1) Первая пакистанская война 1947-1948 гг.

2) Индо-пакистанский и Индо-китайский конфликты 1965 года. 2 столкновения по поводу принадлежности Качского Рана и Кашмира

3) 1971 год – 3-й военный конфликт.

 

 

Стороны заключали договоры:

1) О разделе финансовых и материальных ресурсов

2) уточнении границ и разрешении спорных пограничных вопросов

3) о собственности беженцев и судьбе покинутой ими недвижимости

4) Возвращении и реабилитации насильственно удерживаемых

5) Распределении воды для орошения

 

В период с 1948 по 1964 год выделяются 2 договора:

1) Пакт Неру-Лиакат. Подписан в апреле 1950 года в Дели. Решение проблемы религиозных меньшинств

2) Сентябрь 1960 года – договор о разделе вод бассейна реки Инд.

 

Ташкентское соглашение 1965 года.

Симлское соглашение 1972 года

 

Первый договор между Индией и Непалом – 1950 г.

Индия и Бутан – 1949 г.

Соглашение Индии с Княжеством Сикким о присоединении в 1975 году.

Индия – Шри-Ланка – проблема пребывания индийцев на острове, пресечения нелегальной миграции. В 1954 и 1964 гг. главы правительств подписали соглашения, которые бы определили процесс натурализации.

 

Вопрос 2.

С образованием Бангладеша в 1971 году усложнилась геополитическая структура региона. В 1985 году была создана Ассоциация Регионального сотрудничества (СААРК). В СААРК вошло 7 государств:

1) Индия

2) Бангладеш

3) Пакистан

4) Шри-Ланка

5) Непал

6) Бутан

7) Мальдивская республика

Индия поставила условие, что никаких политических вопросов ставиться в организации не будет. Только экономические и гуманитарные.

Первая конференция СААРК прошла в городе Дака (столица Бангладеша) в 1985 году на которой было провозглашено создание ассоциации и приняты её хартия и декларация.

Семь областей сотрудничества:

1) Обмен информацией для осуществления проектов в сельскохозяйственной сфере

2) Обмен опытом для осуществления проектов в сельскохозяйственной сфере

3) Образование

4) Здравоохранение

5) Наука и техника

6) Принятие конкретных мер по установлению гуманитарных контактов

7) Развитие почтовой и телекоммуникационной связи

Структура СААРК:

1) Совет глав государств и правительст

2) Секретариат СААРК (штаб-квартира в Катманду_

Периодичность встреч:

· На высшем уровне – раз в год4

· Министров – 2 раза в год

 

Этапы деятельности

1) 1985-1988 – удавалось выполнить программу действий, соблюдать регламент встреч и консультаций

2) 1989-1992 – осложнён обострением проблем в индо-пакистанских отношениях, кроме этого серьёзной проблемой стало противоречие между Индией и Шри-Ланкой по вопросу вывода Индийских войск с территории Шри-Ланки. Войска были введены в 1984 году для урегулирования Сенгайского конфликта. Кроме того в Индии обострились межобщинные столкновения, в частности в конце 1992-начале 1993 года – массовые беспорядки между мусульманами и индусами.

3) 1993-1999 – более благоприятный климат для многостороннего сотрудничества, но перебои со встречами не давали ассоциации развиваться в полной мере. В 1996-1997 гг. удалось решить ряд проблем между Индией и Бангладеш, в частности в декабре 1996 года правительства этих государств подписали соглашение о решении водной проблемы, возникшей в связи со строительством Индией плотины на одном из главных рукавов в дельте Ганга.

4) 1999-начало 2003

 

 

Бангкогское соглашение – «Первое соглашение о торговых переговорах между развивающимися странами-членами Экономической и социальной комиссии по Азии и Тихому Океану» (ЭСКАТО) Подписали:

1) Индия

2) Бангладеш

3) Шри-Ланка

4) Лаос

5) Республика Корея

 

В конце 1998 года в Даке было объявлено о создании организации по экономическому сотрудничеству, состоящей из 5 стран (БИМСТЕК):

1) Индия

2) Бангладеш

3) Мьянма

4) Шри-Ланка

5) Тайланд

 

В Феврале 1997 года к власти в Пакистане пришло правительство Мусульманской лиги во главе с Навазом Шарифом. Состоялись встречи глав правительств Индии и Пакистана и возобновились комиссии по вопросам.

Май 1998 года – испытания ядерного оружия в Индии и в Пакистане – резкое ухудшение отношений.

Следующая встреча глав правительств прошла в июне 1998 года.

После испытаний ядерного оружия произошёл военный конфликт («Каргильский конфликт») между Индией и Пакистаном.

В Пакистане произошёл военный переворот, в результате которого к власти пришёл Первез Мушараф.

………………………………………пропуск……………………………………

 

В 2007 году 8-м членом СААРК стал Афганистан. 18 встреча глав государств СААРК состоится осенью 2015 года

 

 

Иранская ядерная программа

Бушерская АЭС.

 

 

Тема 9. Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии

Монография «Южная Азия в мировой политике» В.Я. Белокревинский, Москаленко, Т.Л. Шаумян. Москва, 2003 г.

 

Вопросы:

1) Факторы возникновения проблемы ядерного оружия в Южной Азии

2) Развитие программ ядерного оружия в Индии и Пакистане

3) Обретение «ядерного статуса» Индией и Пакистаном: последствия для региональной и международной безопасности.

После 1971 – постепенное утрачивание Пакистаном потенциала:

1) Сокращение более чем вдвое населения

2) Разрыв от Индии в военно-техническом плане

3) Замораживание отношений с США

Это лишило Пакистан статуса основного противника Индии в Южной Азии.

 

С 1960-х для Индии нарастает опасность от Китая:

1) Наличие спорных территориальных проблем

2) Вступление Китая в клуб ядерных держав

3) В 1962 г. – поражение в войне с Китаем.

Поэтому Индия начинает ядерную программу.

Пакистан свою ядерную программу начинает как ответ индийской ядерной программе.

 

В 1990-е – начале 2000-х Китай провозглашает принцип неприменения первым ядерного оружия. Китай присоединяется к конвенции о запрещении и уничтожении химического оружия, а также подписали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

ДНЯО – договор о нераспространении ядерного оружии.

ДНЯО был подписан в 1968 году и вступил в силу в 1970, приобрёл универсальный характер и носит бессрочный характер.

С 1987 года – Режим контроля над экспортом ракетных технологий (РКЭРТ). Он замедлил процесс распространения баллистических ракет.

 

Позиция Индии по отношению к ДНЯО сильно менялась:

· В 1954 году Джавахарлау Неру (премьер-министр) впервые в истории внёс в повестку дня ООН вопрос о необходимости запрещения ядерных испытаний

· Из-за того, что Индию не приняли в клуб ядерных держав, индия отказывается от подписания ДНЯО

· В 1993 году Индия выступает в качестве ко-спонсора предложения ДВЗЯИ

· ДВЗЯИ был подписан не в той форме, которую предлагала Индия, поэтому Индия отказывается от его подписания.

Позиция Пакистана по отношению к ДНЯО:

· Мусульманский мир поддерживал ядерную программу Пакистана, поскольку это единственное мусульманское государство, имеющее ЯО

· Ядерная программа в ответ на индийскую

Начало ядерных программ

Изначально нацеливались на мирные ядерные программы.

Индия и Пакистан не все свои ядерные объекты под контроль МАГАТЭ.

Индия осуществляла переход с мирной программы на военную за счёт внутренних возможностей.

Пакистану была необходима внешняя поддержка, что приводило к международным санкциям.

В 1948 году в Индии была создана первая комиссия по ядерной энергии

В 1954 году в индии создан департамент по атомной энергии

В 1955 году в Индии создан центр по организации работ в области ядерной энергетики. Переименован в Центр ядерной энергии имени Бхабха.

В 1956 году при содействии Англии начал работать первый ядерный реактор в Индии.

В 1960 году построен исследовательский реактор при содействии Канады. Тяжёлая вода закупалась в США.

В 1971 году недалеко от Мадраса в городе Калпаккан был создан Исследовательский центр ядерных реакторов, который был переименован в Центр атомных исследований имени Индиры Ганди.

 

 

В Пакистане программа развивалась с отставанием.

В 1955 году – создана Комиссия по ядерной жнергии

В 1965 1-й ядерный исследовательский реактор. Работа на высокообогащёном уране из США и работал под контролем МАГАТЭ

В 1972 – реактор в Карачи, где эксперты МАГАТЭ постепенно утрачивали возможность наблюдения.

 

 

В Индии более 60 ядерных объектов, рассредоточенных по стране. В Пакистане всё сосредоточено в округе Исламабада.

После неудачной войны с Китаем в 1962 году и испытанием Китаем ядерной бомбы в 1964, в Индии начинается военная ядерная программа. В 1965 году правительство одобряет проведение подземного ядерного испытания. В 1974 году Индия провела первый подземный ядерный взрыв. В целом экспертами считалось, что в середине 90-х Индия могла иметь от 30 до 100 единиц ядерного оружия. После испытания в 1998 году эта цифра была увеличена в 4 раза. Переход Индии на самообеспечение привёл к самостоятельному производству тяжёлой воды. Дефицит в уране привёл к разработке нейтронной технологии и, соответственно, приблизил к производству нейтронной бомбы.

Параллельно в Индии работали над ракетными технологиями. Индия располагает большим числом самолётов, которые могут нести ЯО. Индия и Пакистан не являются членами РКЭРТ. Первое испытание ракетной технологии Индией – 1980-й год, вывод спутника на орбиту.

1983 – программа интегрированного ракетостроения. Предусматривала создание ракет различного назначения, в том числе ракет меньшей дальности(РМД) и ракет средней дальности(РСД).

РМД «Притхви» - 150-250 км. Находились на вооружении в 90-х.

РСД «Агни» - 1500-2000 км

Разрабатывается межконтинентальная ракета «Сурья» - от 8000 до 20000 км.\

 

В Пакистане с китайской помощью было построено 2 реактора, находящиеся под контролем МАГАТЭ.

Пакистанская ядерная программа нацелена на уран. В Кахуте построен завод по обогащению урана, где производится оружейный уран, неподконтрольный МАГАТЭ. Также 2 предприятия по обогащению урана в городах Горла и Сехала.

Производство плутония – Пакистанский институт ядерной науки и технологии в Исламабаде, 3 завода в столичном округе – ВСЕ они находятся под контролем МАГАТЭ. Всего в Пакистане более 20 ядерных объектов. Из них лишь единицы находятся под контролем МАГАТЭ. Переход к военной программе – середина 70-х после проигрыша в войне 1971 года и после испытания Индией в 1974 ядерного устройства.

В 1985 году всё было готово для собственного испытания ЯО, но политического решения о взрыве не было.

Параллельно Пакистан работал над созданием ракетостроением. Комплекс Кахуты (КХ) строит ракеты на твёрдом топливе. Конкурирует КПНО (Комплекс предприятий национальной обороны) – на жидком топливе.

 

Гхори – ракета средней дальности – 1500 км – КХ

КПНО – Шахин – 750-2500 км.

После испытаний в 1998 году – оценивают, что у Пакистана до 100 бомб.

Лучше у Пакистана с ракетами, чем у Индии. Хуже с самолётами.

РМД поставлял Китай. Северная Корея помогла создать собственное производства РМД.

 

6 апреля 1998 года – успешное испытание РМД «Гхори». Индия обеспокоилась и испытала ЯО в мае 1998 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: