Тест «АНИМА». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев женщины




Теоретическое обоснование

Антропологически женское начало соответствует пассивному принципу природы. В «Символах трансформации» К.Г. Юнг утверждает, что древние видели в женщине либо Еву, либо Елену, Софию или Марию (соответствуют импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и добродетели). Одним из чистейших и наиболее всеобъемлющих представлений архетипа женщины как Анимы является Беатриче в «Божественной комедии» Данте. Все аллегории, построенные на персонификации Анимы, неизменно сохраняют в себе все четыре вышеупомянутые импликации.

Для справедливости следует отметить, что юнговское понимание однозначности архетипов Анимы является недостаточно подробным и точным. Именно по этой причине нами разработан данный тест (Козлов, Вызова, 2009).

Общепризнанно, что Анима представляет собой архетипиче-ский образ высокой степени сложности, где решающим фактором могут оказаться наложенные друг на друга символические аспекты — например, высшие аспекты женщины в качестве Софии или Марии определяют ее функцию персонификации знания или высшей добродетели; а когда женщина предстает как образ души, она оказывается высшей по отношению к мужчине, поскольку является отражением самых возвышенных и чистых его качеств.

В своих низших формах, как Ева или Елена — инстинктивный и эмоциональный аспекты, — женщина стоит на уровне более низком, нежели мужчина. Она выступает в своей наиболее характерной роли — как соблазнительницы, «вечной женственности», влекущей все вниз за собой, непоследовательной, ветреной, неверной, лицемерной, в то же время таинственной, очаровывающей. Именно здесь проявляются аспект сирены, очаровывающей, отвлекающей, уводящей мужчин в сторону от пути прогресса, эволюции, и аспект воды — непроявленности, тайны, бездны, бессознательного.

На наш взгляд, каждая архетипическая реализация Анимы имеет три аспекта, три качества энергии, три способа манифестации, которые мы можем обозначить как сатьва, раджас и тамас женской души:

• сатьва — уравновешенное, духовное, возвышенное, гармоничное, благое начало;

• раджас — подвижное, чувственное, эмоциональное, вовлеченное, деятельное, стремящееся начало;

• тамас — косное, инертное, темное, деструктивное, разрушительное начало.

Таким образом, мы можем вычленить 12 возможных манифестаций Анимы (рис. 3). Анима Мария

 
 


Мария-сатьва. Мария-сатьва является самым духовным, благородным, чистым и Божественным аспектом Анимы. Мифологическими персонификациями Марии-сатьва можно считать Майядеву, мать Будды Шакьямуни и Деву Марию, мать Иисуса Христа, Тару, рождающей просветленных мужей.

Классическим образцом для европейской традиции этого архе-типического аспекта является Богоматерь-Богородица, Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа. Хотя ее имя лишь несколько раз упоминается в Священном Писании (Матф. 1, 16, 18-25, XIII, 55; Марка III, 31-32; Луки I, 26-56, II, 1-40, 48; Иоан. XIX, 25-27; Деян. 1,12-14), этот недостаток восполняется мифами и преданиями о ее жизни в христианском каноне.

Родители ее Иоакима из Назарета, от колена Иудина, племени царского, и Анна из Вифлеема, колена Левиина, племени Аронова, до старости прожили в бездетности. Господь услышал их усердные молитвы, и предвозвещением архангельским у них родилась девочка, которая была названа Марией и которую они уже в четыре года отдали в храм на воспитание, как посвященную Богу. В тринадцать лет она уже была обручена со старцем Иосифом из Назарета. В соответствии с преданием, Архангел Гавриил сообщил Марии о рождении от нее Спасителя мира, как изложено евангелистом Лукою (I. 26-38), после чего Она три месяца пробыла у родственницы своей Елизаветы. К мужу Иосифу также пришел ангел и рассказал о тайне воплощения, что рассеяло его сомнения относительно Марии (Матф. I, 18-25).

Дальнейшие упоминания не менее скудны (при Рождестве Христа, при обрезании, бегстве в Египет и возвращении в Назарет, беседе отрока Иисуса с мудрецами в храме, в Кане Галилейской при превращении воды в вино, в Капернауме, во время сильного спора Христа с фарисеями в синагоге, при кресте, когда Христос поручил ее попечению своего любимого ученика).

Несмотря на фрагментарность, этого оказалось вполне достаточно, чтобы ясно очертить идеальный нравственный образ Пречистой и Пресвятой Девы, смиренной в величии, и во всем покорной воле Всевышнего. Она дожила до 48 лет и почила при многих чудесных событиях, была погребена в веси Гефсиманской. В соответствии с преданием, затем она была чудесно взята на небо. Православная церковь в согласии со всею древнею Вселенскою церковью чтит Богородицу святою и пренепорочноюприснодевою, как скорую помощницу и заступницу.

Высшие чувства Марии-сатьвы доступны любой женщине — это духовный, Божественный, материнский аспект, выражение безусловной любви к ребенку (даже к идее ребенка).

Это самая чистая форма человеческой любви. Она является любовью не за что-то (ум, красота, сила, богатство, слава...), а просто за то, что есть. Есть люди, которые называют материнскую любовь слепой. На самом деле она самая зрячая, ибо не нуждается в глазах — она идет из глубины души.

Проявление Марии-сатьвы присуще женщине с рождения.

Эта всеобъемлющая, безусловная, бессамостная и безграничная любовь является высшим достижением в развитии любой духовной традиции (метта в буддизме — драгоценное благородное состояние сознания просветленности, любовь в христианстве как способ обожествления человека, любовь сердца как способ выплавления внутренней пилюли бессмертия в даосизме и т. д.).

Мария-раджас. В этом аспекте Анимы мы видим реализацию женского духовного поиска. Это жрицы храма Изиды, пустынницы-матери, православные женщины-святые, женщины, достигшие ар-хатства в буддизме. Они известны своими духовными подвигами в русле какой-либо традиции (христианской, буддийской, мусульманской и т. д.) и затем бескорыстным служением. Следует отметить, что Анима Мария-раджас не обладает демиурговым качеством, но манифестирует консервативные тенденции: анима выступает как хранительница традиции и ее высших ценностей, причем это служение бесконечно искренне и честно. Именно полная эмоциональная вовлеченность вне критики, скепсиса, преданность служению, бескорыстная отдача идее и идеалу, моральному принципу вне всякой логической, ментальной аргументации является отличительным качеством Марии-раджасы. Их нет среди апостолов, но много среди последователей и ярких служителей традиции.

Удивительной красоты мифом является римская история о весталках, жрицах храма Весты, жрицах огня. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. Они поступали в обучение к старшим весталкам на следующие десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую Одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия.

Самой тяжкой провинностью было «осквернение огня Весты» — нарушение данного ею обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью — ее зарывали живой в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную особу ее жрицы.

Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей.

За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена. Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек.

Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась (Нейхард).

В христианском мистицизме в качестве Марии-раджас мы можем вспомнить трех известных женщин. Во-первых, ХильдегардуБинген-скую — жившую в XII в. аббатису женского монастыря, расположенного примерно в 25 милях к югу от Майнца (Германия). Это была исключительная женщина, автор прекрасных мелодий для песнопений, поэтесса, визионерка, исполненная страстной любви к природе. Она оставила множество сочинений, как на религиозные темы, так и по естественной истории и медицине. Она называла себя перышком, которое несомо дыханием Бога: «Слушайте: некогда восседал на своем троне один король. Его окружали огромные колонны изумительной красоты, изукрашенные слоновой костью. На них гордо красовались королевские знамена. Вдруг королю вздумалось поднять с пола маленькое перышко и пустить его в полет. Перышко полетело, но не само по себе, а благодаря воздуху, который его нес. Такова и я...»

Во-вторых, леди Юлиану Норвичскую, которую посетил ряд «showings» (видений, в которых, как она полагала, Христос явил ей духовные истины). В одном из них она узрела мир как некую целостность, опекаемую Богом, «...он показал мне маленькую вещицу не больше лесного ореха, которая оказалась у меня на ладони; она была круглой, как шарик. Я взглянула на нее своими духовными очами и подумала: „Что бы это могло быть?" Мне был дан ответ обычным путем: „Это все, что было сотворено". Я спросила, как долго еще суждено пребывать творению; потому что вещица эта была так мала, что, казалось, вот-вот обратится в ничто. И мне был дан ответ в разуме моем: „Оно пребывает, и пребудет вовеки; потому что Бог возлюбил его. Именно так пребывает все существующее — благодаря любви Божией"».

В-третьих, в рамках христианской традиции можно обратиться к святой Тересе де Авила (1512-1582), которая, уйдя в 20-летнем возрасте в монастырь кармелитов в Авиле, слыла образцом затворничества, молитвенное™. В своей автобиографии она описывала свой религиозный экстаз как растворение в Боге, когда заканчивается любое различение индвидуальной души и Духа, а происходит слияние в духовной любви.

Мария-тамас. Деструктивная духовность женщины - архети-пический образ чрезвычайной сложности, и в нем отражается вся глубина и неоднозначность характера Анимы Марии.

С одной стороны, это наиболее грозная и могущественная фигура, отражающая и глубинные страхи человека, и самые сокровенные чаяния. Баба Яга, злая богиня, ведьма, колдунья, черная волшебница, шаманка — вот мифологические персонификации, которых всегда боялись не только во всех архаических культурах, но которые и в современных урбанизированных, технологизированных сообществах навевают ужас.

Мария-тамас — деструктивная женская духовность, часто предстает перед нами как захваченная темным чувством, гибельным для мужчины. В мифе об Аттисе, родственном Адонису божестве, рассказывается, что мать богов, Цибела, любила его и из ревности обрекла на безумие, после чего он оскопил себя и был убит.

Отношение к ним амбивалентно: во всех культурах они вызывали стремление к уничтожению (вспомним костры инквизиции), одновременно предельное уважение, обращение к ним в самые экстремальные ситуации жизни и по самым важным человеческим проблемам. Но и здесь следует отметить, что они притягивают не благородного героя, мага, воина или возлюбленного, но их тени, связанные с «грязным чудом», черной магией, темным волшебством, где сам чудодейственный ритуал связан оскверненными желаниями и потребностями: злобством, местью, коварством, вероломством, насильной любовью.

Анима София

Как мы уже указывали выше, София тоже реализовывается в трех энергетических аспектах.

София-сатьва. Персонификацией Анимы Софии-сатьва является выражение женской земной, материнской мудрости. Это открытость, служение, передача конструктивного опыта, это благородная и безупречная, защищающая жизнь и любую манифестацию жизненности мудрость. Символом мудрости в римской мифологии, богиней, покровительствовавшей городам и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. Даже этот ритуал показывает, что в древности существовала глубокая искренняя благодарность мудрости женской.

Это аспект Деметры и Софии. Деметра - дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, проявляет, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, самые важные качества Анимы как хранительницы порядка и жизни.

Ее действенный аспект как благородной матери проявляется в мифе о ее дочери Персефоне.

Аид с согласия Зевса похищает Персефону. Деметра после тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп; земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Деметру, посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида.

Деметра делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских правителей культуре земледелия.

В культе Деметры также существует Божественная духовная мудрость женского плодородия, рождения и воспитания детей. Здесь она выступает как богиня брака и семейной жизни.

В славянской мифологии это Елена Премудрая и другие сказочные персонажи, выражающие женскую мудрость, мудрость земли. Следует отметить, что в славянских сказках все формы манифестации женской мудрости часто являются более выигрышными. Варвара краса - длинная коса, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марфа-царевна, все они в волшебных сказках выглядят носителями хоть и консервативной, обыденной, земной, но прозорливости и мудрости яркой и понятной.

Во многом они еще и являются эталоном мудрого, соответствующего глубокому интуитивному знанию земной жизни, моральному поведению, которое не нуждается ни в анализе, ни в оценке: очевидность правильности.

Они не открывают новый космос, но им открыта мудрость земная как базовое состояние души. Именно они сохраняют добродетель, правду продолжения традиции, передачи соли земли подрастающим поколениям, преумножая устойчивость, порядок и неизменную моральную сообразность жизни людей на Земле.

София-раджас. Второй аспект Софии — раджас — аспект манифестации, проявленности женской мудрости в жизнь людей. София-раджас — это наиболее частый типаж в реализации женщины в социальном пространстве. Это воспитательницы в детских садах, учителя в школах, преподавательницы в техникумах, ПТУ, колледжах и вузах, врачи, воспитательницы и учительницы в детских домах и других образовательных и воспитательных учреждениях. В основном непонятно, почему они работают. Профессии не являются престижными, не оплачиваются высоко, а иногда совсем не оплачиваются.

Именно в этом священном служении другим, бескорыстном сохранении и неизменной передаче традиции, знаний, умений, навыков, способов приспособления к жизни на Земле, среди людей, проявляется София-раджас через миллионы и миллионы женщин.

В славянской волшебной сказке есть персонификация Макошьи, женщины, которая плетет нить судьбы. Это точная метафора факта, что мужчина во многом предопределен женской мудростью, женским знанием и представлением. И нить судьбы прерывается, если входить в оппозицию с Макошью. Жизнь на Земле и вправду прервется, если не будет Великой и мудрой матери, не только продолжательницы рода, но и носительницы человеческой культуры и традиции.

В римской мифологии Диана (греческая Артемида), богиня — покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, которая одновременно почиталась как богиня Луны, подательница света и жизни, является ярким выражением Софии-раджас. Она не только дает жизнь, но и сохраняет ее. Возле храма Дианы в Ари-ции, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни. Была даже устроена специальная лечебница, куда стекались в поисках исцеления поклонники Дианы, верившие в ее врачевательную силу в Тавриде.

Софии-раджас сохраняют тепло человеческого сосуществования и не дают нам лишаться знака человечности. Они своей консервативностью и странным бессознательным стремлением к архаическому матриархальному порядку сохраняют давнюю мирскую традицию, традицию мира, общины. И, укрепляя непонятной верою теплоту взаимного человеческого обогрева, способствуют продолжению дальше в бесконечность общечеловеческой жизни, не строя футуро-логических прогнозов, но реально питая и претворяя ее.

София-тамас. Персонификации косной, темной, деструктивной, разрушительной энергии Софии многообразны, но имеют объединяющую черту — место знания используется в корыстных целях и ее активность ограничивает личность, умаляет ее возможности, тормозит развитие, лишает позитивного будущего, искажает качества и свойства, лишает силы. Для этого она не занимается колдовством — достаточно места, которое она занимает в социальном организме. Если коснуться волшебной сказки, это, как правило, мачеха по отношению к падчерице. Ее вредительство заключается не только в том, что она психологически репрессирует и выгоняет девушку из дому, обрекая на смерть, но еще и в том, что гнобит своего мужа, лжет другим, и это является основным конфликтом сказки. В других сказках аналогом мачехи может быть более взрослая состоявшаяся женщина или сестры героини, которые и являются в данном случае манифестациями Софии-тамас.

Анима Елена

Несмотря на то что архетип Елены как в мифологии, так и в юн-гианской психологии достаточно однозначен — красота, ветреность, непостоянство, ее анализ мы предпримем также в трех протосце-нариях.

Но чтобы быть точнее в изложении, вспомним сам миф о дочери Зевса и Леды, жены древнейшего лаконского царя Тиндарея, сестры Клитемнестры, знаменитой в греческом эпосе своею красотою.

Божественна и совершенна не только ее красота изначально, Елена, первоначально, несомненно, богиня (самое имя от sel — светлая). Но уже в гомеровских поэмах является смертной женщиной, женой Менелая, царя Спарты.

Из-за похищения ее Парисом возгорается Троянская война. Во время войны она живет в Трое, как жена Париса, раскаиваясь в своем проступке, презирая Париса и желая всей душою возвратиться к первому супругу и покинутой дочери Гермионе.

После взятия Трои Елена снова достается Менелаю, с которым и возвращается в Спарту. В послегомеровских Елена выглядит еше более ветреной и непостоянной с девичества (чего стоит сюжет, в котором после смерти Париса она стала женою брата его Деифоба, которого и выдала по взятии Трои Менелаю).

К красоте Елены в сочетании с ее непостоянством мужской мир проявляет крайнюю амбивалентость: от обожествления и признания (в гомеровской версии Приам и знатные старейшины троянские отдавали должное ее красоте) до полного презрения, ненависти и уничтожения. В послегомеровский период существовал рассказ, что побочные сыновья Менелая после его смерти изгнали Елену из Спарты. Она бежала в Родос, где и умерла, повесившись на дереве. Почему-то вспоминается христианский герой, который также закончил свою карьеру на дереве - Иуда Искариота.

Таким образом, мы видим трансформацию архетипического качества Елены - синтеза красоты и непостоянства — от божественного вознесения до унижающего самоубийства.

Елена-сатьва. В мифологии трудно найти чистое выражение этого архетипического качества. Многоформность и многоаспектность, предельную гибкость и искренность Анимы отражает Елена-сатьва.

Она может сопереживать любому живому существу и проявить искреннее соучастие и поддержку: собаке, кошке, улитке, ползающей по стенке аквариума, любому человеку независимо от статуса и возраста, расы и культурной идентичности.

Анима в мифах об Афродите и Елене прекрасна не только и не столько потому, что Божественны их лики и совершенны их тела.

Совершенна ее способность понимать и поддерживать Анимуса в любом обличий. Не зря в составных композициях и группах, античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами — Пайдиой (весельем), Пейфо (убеждением), Эвномией (гармоничностью) и Харитами.

Елена-раджас. Анима Елена-раджас- проявление ветрености, непостоянства,-текучести женского характера. На уровне персонификаций это Елена или вечно молодая и вечно влюбленная Афродита. Афродита — греческое имя Венеры, богини любви, называется иногда также Афрогенеей, родившейся из пены морской. Венера (лат. Venus) — одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций.

По Гомеру, Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота». По первоначальному представлению, Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харита-ми и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа.

Елена-раджас — дитя красоты, ветрености, многоформности, гибкости. Она может быть любой. Не зря уж Илиада знает еще Афродиту-победительницу, воинственную и царственную, покровительницу троянцев. И вне сомнения, в ней раджас и желание обладать мужчиной как энергией жизни. Рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее.

Елена-раджас проявляет тотальную эмоциональность, но ее вовлеченность в любые отношения честна и естественна.

Аспект выражается в чувственности, вожделении и одновременно неустойчивости и быстрой смене желаний, интересов, влечений. Елена-раджас — это яркое выражение иррациональности Анимы, ее бессознательности. Елена-раджас отличается тем, что спокойно принимает любую форму. При этом же на сущностном уровне она не является ни одной из этих форм. Душа Елены-раджас как сосуд, в который можно налить и нектар, и простую воду. Меняется содержание, но не меняется сосуд. Он всегда пуст и желает наполниться.

Елена-тамас. Наиболее точной мифологемой является история о Гарпиях — богинях вихря, которым в Одиссее приписывается похищение людей, пропавших без вести, и они представлялись крылатыми чудовищами, птицами с девичьим лицом. Таковы они в сказании аргонавтов, где мучают слепого фракийского царя Финея, похищая и оскверняя у него пищу.

Елена-тамас является Пандорой и выполняет все ее функции. В соответствии с древнегреческим мифом это первая женщина, созданная Гефестом по повелению Зевса в наказание людям за грех Прометея. Гефест создал ее из воды и земли в образе чудной красоты, сообщил ей человеческий голос, силу и прелесть. Афродита, Пейто и хариты украсили ее дарами своей божественности; горы увенчали ее гирляндами из весенних цветов, а Гермес внушил ей льстивость, хитрость и лживость и также дал ей способность красиво говорить. Одаренная всеми этими дарами, она получила еще от Зевса сосуд, в котором были заперты все человеческие несчастья. Искушенная любопытством, она открыла крышку сосуда и выпустила на свет все человеческие несчастия, прихлопнув только одну Надежду, которая осталась в сосуде, как замена счастья.

Анима Елена-тамас проявляет всю чудовищную подлость и лживость женской души.

Измена, порок, злословие, гадливость, клевета, интриги, вся темная ночь женской души в сумерках богов, вся ее змеиная ядовитая суть — укусить сильнее и украдкой...

Ничего нет хуже во Вселенной, чем энергия и реализация Елены-тамас. Сколько невинных душ она погубила, сколько слез пролито, скольким она открыла двери в смертоубийство.

Бессилен мужской космос перед ликом великой и ужасной Гарпии, соединяющей полет человеческой фантазии со змеином ядом, хаосом женской души вне всяких моральных ограничений.

Анима Ева

Мы рассмотрим ее тоже в трех аспектах: сатьва, раджас и тамас, хотя в глубинной психологии отношение к ней однозначное и достаточно негативное.

Ева-сатьва. Аспект Евы является наиболее выраженным естественным природным аспектом Анимы. Ева — праматерь человеческого рода, жена Адама. Еврейское название ее СпаууаЬ, что значит «жизнь», так как она именно послужила источником жизни для всего человечества. Она была сотворена из ребра Адама, это означает ее органическую духовную близость к мужу, для которого она служит соответствием и дополнением, являясь его «помощницей». Подтверждение этого повествования можно найти в арабской поговорке: «Ты мое ребро», означающей теснейшую дружбу и сообщество.

Чистым образцом этого архетипического качества является греческая «Небесная» Афродита, Афродита-Урания, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Еврипида, низводит на землю любовь и плодородие. Затем она становится богиней любви, покровительницей браков и в ней олицетворяется женская производительная сила.

Как известно, в соответствии с ветхозаветным мифом, поддавшись искушению змия, Ева первая вкусила запрещенного плода. В дальнейшей библейской истории о Еве совсем не упоминается. В Новом Завете о ней говорится только как о виновнице грехопадения человечества (2 Кор. XI, 3; 1 Тим. II, 13).

Именно поэтому, наверно, само обозначение Евы в европейском мышлении стало нарицательным и ассоциировалось с косной животной энергией женщины, увлекающей мужчину со столбовой дороги прогресса, духовного пути и творчества.

Одновременно только она и является продолжательницей человеческого рода несмотря на политические, экономические, экологические, промышленные или военные катаклизмы, которые всегда сотрясали социальный мир.

Именно женская производительная сила Евы-сатьва является сущностной нитью жизни человечества, и именно она рожает детей несмотря ни на что. То ли воюет мужчина, то ли осваивает космос, то ли занимается философией. Сатьва Еве глубоко индифферентно, чем он таким странным занимается. Возможно, и в этом еще одно доказательство ее мудрости.

Ева-раджас. В мифологии чистым выражением Евы-раджас является Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности.

Чувственность и телесность Евы прагматичны — она овладевает мужчиной, его вниманием для того, чтобы получить его энергию (в деньгах, материальных ценностях, в статусном продвижении, интеллектуальном удовольствии, духовных прозрениях и переживаниях, популярности, карьере, славе, защищенности или еде — не важно).

Привлекательность Евы в ее сексуальности и чувственности. Вне сомнения, она продажна, но ее продажность искусно закамуфлирована в социальные формы и инструментирована в сложные ритуалы, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие алгоритмы. Если Еве-сатьва важно родить, то Еве-раджас важно родить для кого-то с получением за это чего-то. Ева-раджас не живет без умысла. Ее умысел примитивен, но точен и безупречен.

Ева-тамас. Как известно, на последней стадии эволюции, трансформации качества и энергии, Афродита была низведена в Афродиту Гетеру (Е1ана), а в Коринфе и Эфесе даже имела эпитет рогпЬ, то есть была представительницей грубой и разнузданной чувственности. Таким образом, Анима от Урании, богини судьбы и предназначения, с Олимпа была сокрушена до животной естественности, безудержной, разнузданной, изощренной сексуальности.

Тест «Анима»

Определение типов идентичности основано на идеях, используемых в глубинной психологии. К.-Г. Юнг считал, что все формы поведения обусловлены архетипами, представляющими собой элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых структур психики, обеспечивающих основу поведения и структурирование личности. Под воздействием образа родителей на начальных стадиях сознания происходит формирование Анимы и Анимуса. Дальнейшая социализация требует от каждого индивида исполнения отведенной ему социальной роли, исполнение которой зависит от другого архетипа — Персоны, сложной системы отношений между индивидуальным сознанием и социальной представленностью. Построение социально привлекательной Персоны зависит от установок и традиций, принятых в данном обществе.

В бессознательном мужчины существует унаследованный коллективный образ женщины, с помощью которого он понимает природу женщины, а в бессознательном женщины присутствует коллективный образ мужчины. Но в культуре мужчине необходима максимальная степень вытеснения женственных черт, для женщины же допустимо в современном обществе быть сильной, мужественной.

В процессе формирования тендерной идентичности мужчины, по мнению К.-Г. Юнга, сила, с которой человек идентифицируется с маской, равна силе воздействия на него изнутри, где бессознательное подавляет «Я». Поэтому идеальный образ мужчины должен компенсироваться внутренней женской слабостью — Анимой.

Механизмы формирования тендерной идентичности женщины иные, они связаны с тем, что компенсаторные отношения существуют между Персоной и Анимусом. Благодаря Анимусу формируются мнения, основанные на бессознательных, априорных предпосылках. Мнения Анимуса часто имеют характер солидных убеждений или принципов, которые нелегко поколебать, так как они идут из бессознательного и дают возможность принимать их без сомнений. Именно поэтому Анимус не противостоит Персоне, а является множеством Персон, которые представлены истинами, принципами морали, разумностями, усвоенными бессознательно с детства, и которые выступают у женщины тогда, когда отсутствует сознательное и компетентное решение. Анимус обладает еще одной особенностью, которая заключается в том, что его мнения всегда социальные и стоят над индивидуальными суждениями. Кроме того, Анимус женщины стремится к экстраверсии, вместо того чтобы осознанно, критически формировать мнения о происходящих ситуациях.

Благодаря данному опроснику представляется возможным определить в контексте интегративной психологии бессознательные установки, характеризующие типы женщин с различной тендерной идентичностью, описанные в теории В. В. Козлова.

Инструкция. Вам предстоит ответить на 72 вопроса. Отвечайте «да» или «нет», не задумываясь. Помните, что нет плохих и хороших ответов. На бланках ответов отметьте, пожалуйста, свой возраст, семейное положение, число и пол ваших детей, образование и профессию. Спасибо!

Текст опросника

1. Можете ли вы утверждать, что смирение и покорность являются чертами вашего характера?

2. Раздражают ли вас дети своим поведением?

3. Считаете ли вы, что аборт недопустим?

4. Приходилось ли вам наказывать маленьких детей?

5. Можете ли вы сказать, что материнская любовь должна быть слепа?

6. Как вы считаете, в настоящее время один-два ребенка являются оптимальным числом детей в семье?

7. Правильным ли утверждением, на ваш взгляд, является то, что основой семейных традиций служат традиции, пришедшие из семьи мужа?

8. Можете ли вы сказать про себя, что у вас есть принципы, которые вы соблюдаете несмотря ни на что?

9. Согласны ли вы с тем, что следить за исполнением традиций надлежит мужчине?

10. Можете ли вы сказать, что основными учителями в вашей жизни являются мужчины?

11. Часто ли подвергаете критике указания мужчины (мужа)?

12. Способны ли вы преданно, без критики служить какой-либо идее?

13. Верите ли вы в предсказания?

14. Вы считаете, что образ Бабы Яги скорее положительный, чем отрицательный?

15. Как вы думаете, за причиненное зло необходимо отомстить?

16. Смогли бы вы обратиться к гадалке за приворотом или отворотом любимого мужчины?

17. Вы считаете, что насильно можно быть милым?

18. Способны ли отстаивать свои права любым способом?

19. Можете ли вы утверждать, что вы открытый человек?

20. Являетесь ли вы рукодельницей?

21. Любите ли вы «копаться» в земле?

22. Считаете ли вы, что воспитание детей — это главное предназначение женщины?

23. Можете ли вы утверждать, что нравственное поведение и соблюдение морали являются главными добродетелями женщины?

24. Вы считаете возможным отказаться от своих принципов в определенных ситуациях?

25. Вы смогли бы работать воспитателем в детском саду или учителем начальных классов?

26. Считаете ли вы, что для нормализации жизни в обществе необходим матриархальный порядок?

27. Вы считаете, что работать воспитателем подростков в колледжах, профессиональных училищах должна женщина?

28. Считаете ли вы, что бескорыстное служение другим и есть задача женщины?

29. Склонны ли вы передавать знания и умения подрастающему поколению всю свою жизнь?

30. Если бы вам позволяли средства, то вы пригласили бы няню своему ребенку?

31. Часто ли вы «читаете мораль» детям, коллегам, друзьям, членам семьи?

32. Бывает, что вы публично критикуете поведение или высказывания мужа, брата, отца — близкого вам мужчины?

33. Обсуждаете ли вы с подругами или сослуживцами проблемы ваших детей, мужа или других членов вашей семьи?

34. В вашей семье вы являетесь «главой семьи»?

35. Доверяете ли полностью вы своему мужу, ребенку или другим членам семьи?

36. Существуют ли такие вещи, которые вы запрещаете делать своим близким?

37. Склонны ли вы проявлять сочувствие кошкам, собакам?

38. Можете ли утверждать, что вашей чертой личности является гибкость?

39. Проявляете ли искреннее соучастие любому человеку, независимо от его положения в обществе?

40. Испытываете ли вы неприязнь к лицам иной национальности или иного вероисповедания?

41. Вы считаете, что в семье женщина должна поддерживать своего мужа или взрослого ребенка буквально во всех начинаниях?

42. Считаете ли вы себя красивой, с совершенными формами?

43. Часто ли вы влюбляетесь?

44. Считаете ли вы себя ветреной?

45. В любви вас интересует игра?

46. Замечали ли вы у себя достаточно быструю смену желаний, интересов, влечений?

47. Можете ли утверждать, что ваше поведение в целом можно назвать рациональным?

48. Часто ли вы замечаете на себе мужские взгляды?

49. Бывает ли, что вы лжете так, что вам верят безоговорочно?

50. Нравится ли вам «мучить» мужчин?

51. Часто ли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: