Общественное движение в России первой половины XIX в.




25. Внутренняя консервативно-охранительная политика Николая I. Главной целью его политики была предельная централизация власти, он хотел сосредоточить в своих руках главные рычаги управления государством. Для этого была создана личная Его Императорского Величества канцелярия, включающая шесть отделений: первое ведало личными бумагами императора; второе — законодательством Российской империи; третье — секретная служба, самое могущественное ведомство, обладающее большой властью и широкими полномочиями, начальник его был шефом жандармов; четвёртым отделением заведовала мать императора, в его компетенцию входили управление учебными и богоугодными заведениями, а так же благотворительность; пятое отделение занималось крестьянским вопросом; шестое — проблемами Кавказа. Николай не мог доверять дворянству, что было связано с восстанием декабристов, и с памятью о дворцовых переворотах; опорой престола монархия считала патриотическое чиновничество, купечество, крестьянство. При Николае проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян, были приняты некоторые решения и фактически во многом была подготовлена крестьянская реформа 1861; однако эти меры носили весьма осторожный характер и в реальные реформы при жизни императора так и не вылились.

26. Внешняя политика в годы царствования Николая I. Крымская война 1853–1856 гг. Особое место во внешней политике Николая занимал восточный вопрос. Восточный вопрос – это комплекс международных конфликтов конца 18 – начала 20 в., связанных с борьбой балканских народов против турецкого ига и с соперничеством великих держав за раздел слабеющей Османской Империи (Турции). В ходе русско-турецких войн 1806—1812 гг. и 1828—1829 гг. Россия сумела значительно ослабить Османскую империю. В начале 1850-х гг. Николай I готовился нанести Османской империи решительный удар. Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием П. С. Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. В 1854 году Англия и Франция вступили в войну на стороне Турции. Из-за технической отсталости Россия оказалась не в силах противостоять этим европейским державам. Кавказская война (1817-1864). Главной причиной этой войны, стали попытки царского правительства распространить свою власть на народы Дагестана, Чечни, Адыгеи, внедрить среди населения Кавказа российские законы и обычаи. Она закончилась включением Кавказа в состав России. Крымская война. Основные военные действия развернулись в Крыму. Россия стремилась обезопасить южные границы, обеспечить свое влияние на Балканах, и установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь. Поэтому, несмотря на героическую оборону города после 11-месячной осады, в августе 1856 года защитники Севастополя были вынуждены сдать город. В начале 1856 г. по итогам Крымской войны подписан Парижский мирный трактат, по условиям которого Россия лишалась права держать военный флот на Черном море, строить укрепления на побережье, теряла южную часть Бессарабии и устье Дуная.

27. «Великие реформы» 60–70-х гг. XIX в. и их роль в модернизации России. Судебная реформа: 1864 - обнародованы новые суд уставы. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор и адвокат. Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности

· для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб

· вся страна была разделена на 6 военных округов

· было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения

· была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинская повинность. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет.

· были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа начального образования: В 1863 вышел устав начальных народных училищ, он положил начало созданию системы государственного начального образования для всех категорий населения. Среднее образование: В 1864 вышел устав для гимназий.

· в гимназии был доступ для всех сословий. Гимназии были разделены на 2 вида: 1. Классические гимназии (для поступления в универ)

2. Реальные гимназии (для высших технических школ).

· программу обучения в гимназиях определяли университеты

· в этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии.

· женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей

Университетское образованиее: Александр 2 предоставил универам большую свободу. Это было обусловлено новым университетским уставом 1863 года. Свободы:

· студ-ты могли создавать студ орг-ции

· получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

· в универы допускались все вольножелающие

· студ-там предоставлялось право на выбор ректора

· было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та

· создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ Александра 2:

1. способствовали более быстрому развитию капиталисических отн-й в Р

2. способствовали началу формиров-я в Росс об-ве бурж свобод (свобода слова, личности, орг-ций и т.п.)

3. способствовали формиров-ю гр самосозн-я

4. способствовали быстрому развитию культуры и образов-я в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: