Оптовые и розничные предприятия и их место в системе товародвижения и сбыта.




Оптовая торговля включает все виды деятельности по перепродаже товара или использования в бизнесе.

Оптовый торговец (оптовик) – это физическое или юридическое лицо, которые приобретают значительное количество товаров у производителей и организуют либо их движение в розничную торговлю, либо непосредственный сбыт потребителю, т.е основным видом деятельности является оптовая торговля. Оптовые торговцы предоставляют услуги как производителям, так и организациям розничной торговли и подразделяются на 3 главные группы: сбытовые конторы производителей, брокеры и агенты, коммерческие оптовые организации.

Коммерческая оптовая организация является независимой коммерческой организацией, имеющей право собственности на продаваемые товары. Различают два типа таких организаций: коммерческие оптовые организации с полным обслуживанием и и коммерческие оптовые организации с ограниченным обслуживанием.

Коммерческие оптовые организации с полным обслуживанием предоставляют полный набор услуг по хранению и поставке товара. Такая компания может предоставить кредит, предоставить торговый персонал, услуги по продвижению и сбыту товаров

Коммерческая оптовая организация с ограниченным обслуживанием предоставляет своим поставщикам и потребителям ограниченный набор услуг. Среди таких организаций можно выделить: оптовиков, продающих за наличность розничным торговцам товары ограниченного ассортимента, последние сами грузят и транспортируют продукцию; сбытовиков, которые продают за наличность и поставляют товары сбытовиков, которые после получения заказа на продукцию находят производителя, непосредственно отгружающего товар потребителю; сбытовиков, поставляющих товары известных марок ограниченной номенклатуры небольшими партиями и взимающих с розничной торговцев оплату только за проданные товары; кооперативы производителей, образующиеся, как правило, фермерами для продажи своей продукции на местных рынках; оптовиков, рассылающих каталоги на продукцию ограниченного ассортимента и отгружающих ее после получения заказа по почте.

Рассмотрим некоторые виды посредников, принимающих участие в оптовой торговле.

Брокер – выполняет функцию «информационного поля», подыскивает необходимого продавца и покупателя для совершения сделки, и получает процент от совершения этой сделки.

Комиссионер - это физическое или юридическое лицо, имеющее склад с товарами, которые он продает от своего имени, но за счет фирмы, производящей эти товары.

Оптовый агент – физическое лицо, работающий по договору с поризводителем и ведущий деятельность за его счет, не являющийся собственником товара. Может быть предоставлено исключительное право сбыта товара в определенном регионе.

Торговый агент – физическое лицо, самостоятельно продающий товары покупателям. Может иметь разный статус - работать на условиях консигнации, обслуживать определенную фирму или только определенных потребителей.

Консигнатор – физическое лицо, имеющее свой склад и товары, которые передаются ему производителем на ответственное хранение по условиях консигнации. Условия консигнации могут быть самыми разнообразными, вплоть до обязательства консигнатора выкупить нераспроданную часть товара.

У брокера, комиссионера, оптового и торгового агента, а также консигнатора отсутствуют права собственности на продаваемый ими товар. Реализуя товар от имени производителя, получают определенный процент от прибыли.

Дилер – это независимый мелкий предприниматель, специализирующийся обычно на продаже товаров длительного пользования, чаще всего различной крупногабаритной техники, требующей значительного сервиса. Является собственником товара, закупает товар у производителя и затем продает сам или через розничных продавцов, обеспечивает продаваемую технику всем необходимым обслуживанием и поддерживает в постоянной эксплуатационной готовности.

Дистрибьютор – относительно крупная независимая посредническая фирма, осуществляещая сбыт на основе оптовых закупок у фирм – производителей продукции. Дистрибьюторы могут предоставлять своим клиентам такие услуги, как хранение продукции, ее доставка, предоставление кредитов. Стараются установить длительные контакты с потребителями и производителями. Источник дохода различные скидки, предоставляемые производителем.

Товарная биржа – это постоянный и организованный оптовый рынок, на котором осуществляется торговля большими массами однородных товаров, поддающихся стандартизации.

Тоговый дом – крупная оптово-розничная фирма, действующая также в сфере производства и финансов, где осуществляется торговля большими массами товаров, не поддающихся стандартизации.

Завершающим уровнем канала распределения потребительских товаров является звено розничной торговли. Розничная торговля — это все виды предпринимательской деятельности по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления.

Многие производственные предприятия, оптовые торговцы, предприятия сервиса и т.д. занимаются розничной торговлей. Однако основной объем розничной торговли приходится на розничных торговцев.

Розничный торговец – это физическое или юридическое лицо, которое служит посредником для продажи товара от производителя или оптового торговца к потребителям.

Основной объем розничной торговли осуществляется через розничные магазины и путем внемагазинной розничной торговли, включающей прямой маркетинг, прямую продажу и продажу с помощью торговых автоматов.

Многовековая практика организации розничной торговли привела к образованию магазинов розничной торговли самого разного вида. Ниже кратко охарактеризованы типы розничных магазинов, нашедшие наиболее широкое распространение в мировой практике торговли.

Розничные магазины бывают различных типов и размеров и классифицируются по разным признакам. По уровню предоставляемых услуг они подразделяются на магазины самообслуживания, на магазины с ограниченным обслуживанием, на магазины с полным обслуживанием.

В магазинах самообслуживания покупатели самостоятельно, не пользуясь услугами продавцов, на основе сравнения товаров различных производителей осуществляют их отбор. Это дает им возможность покупать товары по более низким ценам.

Магазин с ограниченным обслуживанием — это магазин, в котором покупателю при покупке оказывается определенная помощь, например, предоставляется информация о товарах. Возможно оказание дополнительных услуг, например, предоставление кредита.

Магазин с полным обслуживанием характеризуется тем, что покупателю оказывается помощь на каждом этапе процесса покупки товара, включая возможный возврат товара, предоставление кредита, бесплатную доставку товара, услуги на дому и др. Все это выливается в более высокие цены.

В зависимости от предлагаемого ассортимента розничные магазины классифицируются на специализированные магазины, универмаги, суперкемакеты, дежурные магазины, супермагазины, комбинированные магазины, гипермаркеты.

Специализированный магазин характеризуется небольшим разнообразием представленных товарных групп, но с богатым ассортиментом внутри каждой товарной группы.

Универмаг характеризуется большим разнообразием представленных товарных групп, каждая из которых продается в специализированном отделе, который ведет специалист по закупкам товаров и их продаже.

Супермаркет — это большой магазин самообслуживания, характеризующийся большим объемом продаж, низкими издержками и ценами, невысокой удельной доходностью.

Дежурный магазин — небольшой магазин с ограниченным ассортиментом товаров повышенного спроса, с продленным временем работы без вьходных; характеризуется сравнительно высокими ценами, находится в непосредственной близости от жилых районов.

Супермагазин — это магазин в два раза по размерам превышающий обычный супермаркет с большим набором повседневных продовольственных и продовольственных товаров и предоставляющий также такие услуги как химчистка, почтовые и банковские услуги, изготовление фотографий, обслуживание автомобилей, еду и т.п.

Комбинированный магазин — это комбинация продовольственного магазина с аптекой, по своим размерам он превышает супермагазины в два раза (срений размер — полтора футбольных поля).

Гипермаркет достигает размеров шести футбольных полей, он обьединяет супермаркет, магазин сниженных цен, различные промтоварные магазины, розничный склад-магазин; практикуются цены со скидками для тех покупателей, которые сами грузят и транспортируют купленные товары, например мебель. Однако большой размер магазина для определенных клиентов становится помехой.

В зависимости от уровня цен розничные магазины подразделяются на магазины сниженных цен, магазины со значительно сниженными ценами, и магазины продажи по каталогам.

Магазин сниженных цен продает обычные товары по относительно высоким ценам, что достигается невысокой нормой прибыли и большим объемом продаж.

Магазин со значительно сниженными ценами закупает нестандартные, вышедшие из моды товары по ценам ниже обычных оптовых цен. Среди магазинов данного типа следует выделить заводские магазины и оптовые клубы.

Заводской магазин является собственностью производителя и им же управляется. Магазин реализует главным образом нестандартные товары и излишки производства.

Оптовый клуб продает товары только членам клуба, уплатившим членские взносы (25—50 долларов в год). Такой магазин расположен в складских помещениях с минимальным комфортом, он не имеет службы доставки товаров, не отпускает товары по кредитным карточкам. Цены на 20-40% ниже цены супермаркетов и магазинов со сниженными ценами.

Магазин продажи по каталогам предлагает высококачественные продукты быстро сменяемого ассортимента, обладающие известными торговыми марками, по сниженным ценам. Покупатели выбирают товары по каталогу, обычно сами заполняют бланки заказов и совершают покупки в местах расположения складов. Товары, как правило, хранятся в служебных помещениях, и их показ весьма ограничен. Такие магазины стараются максимально сократить свои издержки, довольствуются невысокой нормой прибыли, что способствует большому объему продаж.

С точки зрения форм собственности и контроля можно выделить следующие типы розничной торговли: магазины корпоративной цепи, кооперативы розничных торговцев, кооперативы потребителей, франшизы, торговые конгломераты. Кроме того, выделяют связки магазинов.

Магазины корпоративной сети — это несколько магазинов, имеющих общего владельца и проводящих общую политику по закупкам и продажам одинаковых групп товаров. Главные преимущества таких магазинов по сравнению с независимыми магазинами заключаются в объемных закупках товаров по низким ценам, в реализации ряда функций (ценообразование, продвижение, закупки, контроль запасов, прогнозирование сбыта) на уровне общих корпоративных служб.

Кооператив розничных торговцев представляет из себя группу независимых розничных торговцев или магазинов розничной торговли, объединившихся для централизованных совместных закупок, ведения общего складского хозяйства и проведения общей политики в области закупок и продвижения продукта. Члены кооператива закупают большинство их товаров через кооператив, планируют совместную рекламную кампанию. Прибыль каждого члена пропорциональна объему сделанных им закупок. Через кооператив могут проводить закупки также и розничные торговцы, не входящие в его состав, однако они не имеют своей доли в прибыли кооператива.

Кооператив потребителей — это розничная фирма, владельцами которой являются потребители. Члены кооператива вносят деньги для открытия своего собственного магазина, определяют его политику и выбирают менеджеров. Члены кооператива получают дивиденды.

Торговый конгломерат является корпорацией, которая объединяет несколько организаций разнородных направлений и форм розничной торговли под единой центральной собственностью. На центральном уровне осуществляются некоторые распределительные и управленческие функции. Преимущества такой формы организации торговли обусловлены разнообразием форм ведения розничной торговли, координацией работы отдельных организаций розничной торговли, масштабами экономической деятельности.

Связка магазинов — это объединение магазинов в целях усиления их притягательной силы для потребителей и создания возможностей для потребителей купить все необходимое в одном месте. Связки магазинов подразделяются на центральные деловые районы и на торговые центры.

Центральный деловой район включает в свой состав универсальные и специализированные магазины, банки, кинотеатры. Являлся основной формой группирования магазинов в США до начала 50-х годов. Отток населения в пригороды обусловил упадок центральных деловых районов и их трансформацию в другие типы магазинов.

Торговый центр — это группа розничных торговых точек, имеющих единого владельца, планируемые и управляемые как единое целое. Часто включает в свой состав медицинские учреждения, центры здоровья, библиотеки. Может обслуживать население большого района, тогда он включает 40—100 магазинов, или население ближайшей округи, тогда он состоит из 5—15 магазинов. В последнем случае он включает в свой состав ряд сервисных предприятий: химчистку, парикмахерскую, прачечную самообслуживания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: