ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ В ИСЛАМЕ




На протяжении истории в исламе возникало множество сект и течений, многие из которых сохранились и доселе. Первые из них — сунниты, шииты и хариджиты. Поскольку сунниты составляют подавляющее большинство всех мусульман (около 90%), в настоящем пособии мы ориентировались именно на это течение, излагая его богословие, ритуальную практику и т.д. Несколько слов стоит посвятить и иным течениям.

Шииты (араб. шиа — приверженцы, партия). Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бекру. В борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику «пророка».

После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али, Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и др.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции.

Шииты верят, что Мухаммед, наделенный Божественной благодатью, передал ее своим потомкам. Для шиитов важна «святость» не только пророка, но и Али, авторитет которого базировался и на его личных качествах. Али в некоторых шиитских сектах почитается не менее, чем пророк.

В соответствии с этими принципами у шиитов сложилось представление о святых имамах. Имамом может быть только алид — потомок пророка из линии Али. Обычно шииты насчитывают двенадцать святых имамов. Благодать передавалась от Али через Хусейна и Хасана (сыновей Али от Фатимы), их детей и внуков, вплоть до некоего Мухаммеда, который в IX в. исчез (но не умер). Считается, что он явится вновь к людям в виде Махди (мессии) и создаст царство истины и справедливости.
Шииты создали свой кодекс священных текстов. В большинстве своем они признают канонический текст Корана. Однако они не удовлетворены тем, что в этой книге не отражена роль Али (существуют даже шиитские версии Корана с добавлением суры «Два светила», в которой Мухаммед и Али поставлены рядом).

Шииты верят, что истинный текст Корана явится вместе с Махди.

У шиитов особую роль играет культ сына Али — Хусейна, который также был убит. Верующие ежегодно вспоминают о мученической смерти внука пророка, выступившего против омейядов (он был растерзан солдатами-мусульманами на части, ибо никто не хотел брать на себя личную ответственность за это убийство). В ходе ритуала многие фанатики подвергают себя самоистязаниям, следуя за колесницей с изображением Хусейна. Так они приобщаются к святости пострадавшего за веру имама. Крайности этого ритуала иногда приводили к смерти верующих.

Будучи гонимыми, шииты все более сплачивались вокруг своих духовных вождей, слова которых они считали истиной в последней инстанции. В результате резко возросла роль шиитских имамов (по cpaвнению с суннитскими). Претендуя на право говорить голосом скрытого пророка, шиитские имамы играли едва ли не большую роль, чем государственная администрация.

Важную роль в организации шиитов играли алиды. Они воспринимались в качестве представителей особого сословия, наделенного высшей благодатью и поэтому имевшего особые привилегии. Представители этого сословия — сейиды имели даже особую одежду (зеленое платье — цвет пророка и черный тюрбан).

Основная часть шиитов — шииты — имамиты, — почитает двенадцать святых имамов, включая скрытого. Большинство приверженцев этого направления в исламе живет в Иране.

В середине VIII в. от них отделилась другая крупная шиитская секта — исмаилиты. Ее возникновение связано с расколом среди шиитов. Большинство шиитов признало седьмым имамом Мусу аль-Казима (сына Джафара ас-Садика). Однако часть шиитов считала наследником имамата старшего сына Джафара, Исмаила, а после смерти последнего в 762 г. — его сына Мухаммеда ибн Исмаила. Последователей этого направления в исламе и стали называть исмаилитами.

После смерти Мухаммеда ибн Исмаила произошел новый раскол. Одни считали его последним (седьмым) имамом и ожидали его возвращения. В конце IХ в. эта ветвь исмаилитов получила название карматы. Другая ветвь исмаилитов признала имамат одного из сыновей Мухаммеда ибн Исмаила. В начале Х в. их стали называть фатимидскими исмаилитами. Поскольку обе ветви хранили имя имама в тайне, долгое время не было особой разницы между ними.

Исмаилиты признают семь стадий эманации «высшего мира», которым соответствуют семь пророческих циклов «малого мира». Последний, седьмой цикл будет отличаться пришествием последнего великого пророка — Каима. Фатимидские исмаилиты разработали строгую систему иерархии религиозных чинов. По этой системе лишь трем высшим степеням доступно истолкование «внутренней» доктрины. Основная масса верующих редко поднимается выше третьей ступени.

Одной из крайних шиитских сект являются алавиты. Ее основателем считается Мухаммед ибн Hycaйp (умер в Басре около 883 г.). Будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама, аль-Хасана аль-Аскари (умершего в 873 г.), Мухаммед ибн Нусайр стал проповедовать учение о божественности этого имама, пророком и посланником которого он себя считал. Нусайриты называют его бабом (вратами) аль-Хасана аль-Аскари.
Учение алавитов представляет собой эклектическое смешение элементов шиитского вероучения, христианства и дохристианских астральных культов. Согласно учению алавитов, Бог является воплощением трех ипостасей (Смысл, Имя, Врата), которые периодически воплощаются в пророках.

Как и многие другие шиитские секты, алавиты признают переселение душ (танасух), отвергают некоторые обряды и моральные запреты ислама. Они обожествляют Иисуса, почитают христианских апостолов, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). Вместе с этим в учении секты сохраняются элементы астральных культов (почитание Солнца, Луны, звезд).

Алавиты делятся на две категории: непосвященных (амма) и посвященных (хаоса). Последние имеют свои священные книги, которые они толкуют аллегорически, не раскрывая их тайный смысл профанам. Алавитские имамы отправляют культ по ночам в часовнях (кубба), расположенных на возвышенных местах. В Сирии алавиты составляют значительную часть населения (около миллиона человек) и играют значительную роль в жизни страны. К этой секте принадлежали покойный президент Хафез аль-Ассад и многие другие члены сирийского руководства.

В горных районах Ливана и Сирии сосредоточена группа населения (около 500 тысяч человек), принадлежащая к шиитской секте друзов. Название секты проходит от имени Дарази (XI в.), находившегося на службе у исмаилитского халифа в Египте аль-Хакима. Дарази учил о божественности халифа аль-Хакима, и это стало одним из главных догматов друзов. Проповедь Дарази не нашла поддержки в Египте, но получила одобрение у сиро-ливанских горцев.

Учение друзов носит эзотерический характер: его знает лишь часть общины, которая называется уккаль (разумные); остальные называются джуххаль (неведающие). В число последних могут входить и люди, занимающие высокое общественное положение: крупные землевладельцы, чиновники, офицеры и т.п.
Только разумные собираются для совершения богослужения в ночь с четверга на пятницу, в специальных культовых сооружениях (хальва). В число разумных входят совершенные (аджавид), являющиеся высшими религиозными авторитетами друзов.
Религиозные догматы друзов близки к исмаилитским. Друзы верят в возможность воплощения Бога и Божественных эманаций (разум, душа, слово) в человеке. Они верят также в переселение душ.

Несмотря на значительные догматические расхождения, все шиитские секты сохранили в той или иной форме приверженность роду Али.
В настоящее время шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.
Хариджиты (от слова «хаваредж» — «вышедшие», «восставшие») были убеждены, что божественная воля проявляет себя через умму (мусульманскую общину). В VII в. они считали общину единоверцев воплощением правды и справедливости и готовы были признать власть того, кого изберет община. Они пытались провести в жизнь принцип выборности халифа, подчинить правителя воле народа, утвердить высокие моральные требования к поведению всех мусульман.

Будучи пуристами, хариджиты обвиняли верхушку уммы в лицемерии, обогащении засчет единоверцев, в нарушении социальной справедливости, которая виделась им в равенстве всех соплеменников, и всех мусульман.

Для крайних хариджитов, именовавших себя «людьми рая» (т.е. теми, кому заведомо уготована жизнь в раю), верующий — это человек, целиком отдавшийся Богу и делами оправдывающий свое избранничество. Не согласных с ними хариджиты вообще не признавали верующими. Более умеренные группировки хариджитов соглашались признать нехариджитов верующими в единого Бога, но все же отказывали им в праве именовать себя истинно верующими. Крайние хариджиты исключали грешников из числа верующих; умеренные хариджиты, прозванные «прощающими», готовы были считать грешника верующим, если он раскаивался и целиком посвящал себя благим делам.
Хариджиты вменяли в обязанность верующим строгое соблюдение религиозных предписаний, нестяжательство и ограждение от вероотступников и лицемеров. Они готовились к скорому концу света, очищению лика земли от «людей ада». Подобного рода настроения находили благодарный отклик у значительной части верующих.
В настоящее время из течения хариджитов сохранилась наиболее «умеренная» секта ибадитов, последователей Абдаллаха ибн Ибада, который в 684 г. он отказался принять участие в мятеже против Омейядов. Успешное ибадитское восстание в 40-х гг. VIII в. привело к возникновению независимой ибадитской общины в Омане, где до сих пор более половины населения составляют ибадиты. Также значительных успехов им удалось достичь в Ливии, где образовалось государство Рустамидов. Ибадиты считали возможным одновременное существование нескольких имамов (глав всех верующих) в разных частях земли ислама. В отличие от большинства хариджитов, ибадиты были фаталистами, отвергали убийство по политическим мотивам, не считали неверующими мусульман, не принадлежащим к их общине.

Среди течений, не сохранившихся до настоящего времени, заслуживают упоминания мутазилиты («отделившиеся»). Возникнув в конце VIII века, в законченном виде учение мутазилитов сложилось в IX-X вв. Мутазилиты выступали против антропоморфизма, проповедуя тождество атрибутов Аллаха его сущности. Были сторонниками учения о свободе воли человека, считая, что божественная справедливость предполагает способность человека самостоятельно совершать поступки, за которые он будет после смерти вознагражден в раю или наказан в аду. Отрицали предопределение и стояли за господство разума над слепой верой. Подчеркивали светский характер и происхождение власти халифа. Настаивали на тезисе о сотворенности Корана, доказывая, что противоположное суннитское учение противоречит чистым представлениям о единобожии. В IX в. при халифе ал-Мамуне мутазилизм на короткое время стал официальной идеологией халифата, была проведена михна, мусульманский аналог инквизиции, в результате которой несогласные с учением мутазилитов подвергались притеснениям. Однако при последующих халифах к власти пришли сунниты и гонениям подверглись уже сами мутазилиты, под гнетом которых они и исчезли к XI веку.
Среди мусульманских сект новейшего времени следует упомянуть секту ахмадийя, основанную в ХIX веке Мирзой Ахмадом Гулямом, проповедовавшего на территории современного Пакистана о том, что он является пророком и посланником Аллаха. Он учил, что его пророчество восстанавливает истинный ислам. Оно находится под пророчеством Мухаммеда, который воспринимается как наипрекраснейший среди Пророков, но не последний.

В отличие от учения Корана, Ахмад Мирза Гулям учил, что Христос был действительно распят на кресте, но не умер, а потерял сознание. Позднее Он якобы переехал в Кашмир, где жил и учил до 120 лет, пока не умер и не был похоронен в Шринагаре, где последователи ахмадийи доселе показывают место Его захоронения.
Большая часть приверженцев Ахмада Мирзы Гуляма проживает в Пакистане, однако они ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру. В 1974 г. верховный суд Пакистана признал это движение немусульманским, что явилось причиной гонений против них.

 

СМАРТИЗМ

Смарти́зм (или сма́рта-сампрада́я, тради́ция сма́рты) — одно из течений индуизма. Смартизм является реформированной древней брахманской традицией. Ведущей философской системой смартизма является адвайта-веданта, разработанная философом Шанкарой. Однако некоторые смартистские традиции являются сторонниками других философских школ.

Наиболее уважаемые из религиозных текстов в традиции смартизма — смрити. Именно от смрити смартизм получил свое название. Шанкара попытался примирить различные традиции последователей Вед, очистив эти традиции от имевшихся в них парадоксов и противоречий. Он утверждал, что любому из различных индуистских богов можно поклоняться, согласно предписаниям, данным в смрити. Он доказал что поклонение различным божествам, не противоречат Ведам, так как все божества — различные проявления Брахмана. Его философия была принята многими, поскольку он преуспел в убеждении брахманов своего времени в том что его толкование наиболее близко к изначальному смыслу заложенному в Ведах. Брахман рассматривается Шанкарой как ниргуна (не персонализированный Абсолют) и как саргуна (личностная форма Брахмана, такого каким его видит для себя каждый конкретный человек). Таким образом, с точки зрения традиции смартизма, Абсолют может обладать атрибутами (саргуна) и является объектом поклонения в любой из своих форм, которую индивидуум вообразит себе в уме.

Адвайта является наиболее известной из всех школ веданты и основной философской школой смартизма. Адвайта в буквальном переводе означает «недвойственность». Её основоположником принято считать Шанкару (788—820), который продолжил философскую линию некоторых учителей Упанишад, в частности, линию своего парама-гуру Гаудапады. Анализируя три стадии опыта, он установил единственную реальность Брахмана, в которой индивидуальная душа и Брахман едины и неотличимы. Личностный аспект Бога, Ишвара, выступает как манифестация Брахмана для материального ума индивида, ещё находящегося под влиянием иллюзорной потенции, называемой авидья.

Смартисты полагают, что человек свободен в выборе специфического аспекта Бога для поклонения. В отличие от них, вайшнавы считают, что единственный достойный поклонения бог — это Вишну (или Кришна), а иные формы недостойны поклонения как его подчиненные. Соответственно вишнуиты, например, полагают, что только через поклонение Вишну или Кришне человек может достичь мокши. Точно так же шиваиты разделяют подобные верования относительно Шивы. Многие шиваиты полагают, что Шакти поклоняются для достижения Шивы, для других же Шакти безличный Абсолют. В шактизме акцент сделан на женское начало, через которое понимается непроявленный мужчина, Шива.

Смартисты, как и многие шиваиты и вайшнавы, полагают, что Сурья — один из аспектов Бога. Однако шиваиты и вайшнавы, например, отличаются от смартистов, в том что они расценивают Сурью как аспект Шивы и Вишну, соответственно. Например, в богословии шиваиты солнце, является одной из восьми форм Шивы, Аштамурти. Также, Ганеша и Сканда, для большинства шиваитов, являются аспектами Шакти и Шивы, соответственно.

Большинство смартистов поклоняется по крайней мере одному из следующих богов: Шива, Вишну, Деви (например, Лакшми, Сарасвати, Дурга, Кали), Ганеша, Сурья, и/или Сканда.

 

ШАРИАТ

Шариат (араб. شريعة‎‎ [ʃariːʕa(tun)] — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Время и место появления — VII—XII века, Халифат.

Шариат опирается на Коран и фикх; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения.

В настоящее время существует четыре суннитских направления (школы) шариата: Малики, Ханбали, Ханафи, Шафии. Ранее существовало ещё одно направление (школа) шариата — Захири.

В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «Таклиф », а обязанных их исполнять называют «Мукаллаф ».

Предписания и запреты, исполняемые мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «Аф’ааль-уль-Мукаллафин ».

«Аф’ааль-уль-Мукаллафин » состоит из восьми разделов:

1 — Фард: обязательные, строго предписанные обязанности (за исполнение — награда, за неисполнение — наказание).

2 — Ваджиб: обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, намаз «Витр » и «Праздничный намаз».

3 — Сунна: желательные действия. Например: Сунны намазов и поста (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).

4 — Мустахаб: действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни (кроме закята) или дополнительный пост (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).

5 — Мубах: нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет как саваба (благости Аллаха), так за неисполнение нет и греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить.

6 — Макрух танзихи: нежелательные действия, «уменьшающие благость Аллаха». По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем и харамом (за исполнение — нет наказания, за неисполнение — награда).

7 — Муфсид: действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста.

8 — Харам: строго запрещённые действия. К примеру: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям.

Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни, и в жизни потусторонней (мучения в аду). Избегающие харама из-за страха наказания получат «благость Всевышнего Аллаха»; отрицающие недозволенное, с точки зрения шариата, автоматически переходят в разряд неверных.

Примечание: Совершеннолетие, согласно шариату, у подростков наступает в момент, когда «они начинают отличать добро ото зла», на практике это трактуется правосудием по-разному: в разное время, в зависимости от конституции организма. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, а девочки — от девяти до пятнадцати лет при появлении и формировании вторичных половых признаков. Если до пятнадцатилетнего возраста у мальчика или девочки не появятся первые признаки действий мужских и женских гормонов, то, по мнению некоторых шариатских специалистов, с пятнадцати лет они считаются совершеннолетними вне зависимости от каких-либо признаков, но другие не согласны и считают, что мальчик или девочка считаются совершеннолетними только после полового созревания.

Основанные наказания на тексте Корана:

· 80 ударов плетью за недоказанное обвинение другого в прелюбодеянии. (24:4)

· 100 ударов плетью за прелюбодеяние для женщины или мужчины (при обязательном присутствии верующих свидетелей) (24:2)[1]

· Возмездие за предумышленное причинение инвалидности или увечий в равной мере (по принципу «око за око») (но жертва или семья инвалида имеют право отказаться от своего права) (5:45)

· Вира (араб. دية ‎‎) — денежное возмещение за непредумышленное убийство (4:92)

Основанные наказания на Хадисах:

· Отсечение руки за воровство (в случае кражи на сумму в четверть динария и более) (книга 10 «виды наказания», глава 3 из сборника Хадисов «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» («Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право») Составитель: Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани)

· Побиение камнями (раджм) за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины (для этого обязательное наличие не менее четырёх свидетелей) (книга 10 «виды наказания», глава 1 из сборника Хадисов «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» («Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право») Составитель: Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани)

· 80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ. (книга 10 «виды наказания», глава 4 из сборника Хадисов «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» («Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право») Составитель: Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани)

· Смертная казнь за вероотступничество

 

ВИШНУИЗМ

Вишнуизм - принятое обозначение течения, объединяющего системы ритуально-мифологических воззрений, культов и сект, связанных с одним из центральных божеств индуизма - Вишну.

Вишнуизм как самостоятельное направление в индуизме оформилось примерно в 5 - 7 вв.

Его истоки восходят к Ведам, а иногда и к более архаичному протоиндийскому периоду.
В Ведах Вишну - незначительное божество, один из соратников Индры в его демоноборческих подвигах.

Его главное дияние - "три шага", которыми он охватил мироздание.
Начиная с брахманического периода роль Вишну возрастает. Он начинает отождествляться с жертвоприношением, как с одной из космогонических сил.
В Упанишадах (завершающая часть Вед) намечается связь Вишну с идеалом конечного освобождения от тягот бытия.

Наиболее подробно этот переход отображён в эпосе Махабхарата, где мифологический образ Вишну становится сложным и многоплановым, становясь божеством общеиндийского масштаба.

В сферу его культа втягиваются различные локальные божества и верования.
Они становятся "аватарами" (воплощениями) Вишну.

В Бхагават-пуране называются 24 аватары, из них наиболее популярны 10: в виде рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, Парашурамы (легендарный брахман-воитель), Рамы, Кришны, Будды, Калки.

Главный смысловой мотив всех аватар - освобождение земли от груза грешников и поддержание праведников. Основные концепции аватар отражены в Бхагавад-Гите - ключевом тексте индуизма.

На рубеже новой эры складывается религиозная доктрина бхагаватизма. На смену безличному Абсолюту - началу и основе вселенной приходит личностный бог, к которому адепт испытывает всепоглащающую эмоциональную привязанность.

Важной частью стало почитание аватар, особенно Рамы и Кришны.

Вишнуитские общины были открыты для всех и отменяли кастовые запреты. Но, как правило, отмена соблюдалась лишь во время некоторых ритуальных церемоний. В целом же разобщённость и замкнутость общин уподобляла их кастам.
Основная форма почитания божества у вишнуитов называется "пуджа". Пуджа обычно совершается перед освящённым изображением божества.

 

Она начинается с гимнов и жестов, приглашающих Вишну или его аватару. Затем изображению подносят воду и ароматические вещества, его украшают цветами, воскуривают благовония, раскачивают светильники...

В качестве жертвоприношения приносят еду и цветы. Угодными Вишну и всему кругу божеств с ним связанных считается деревце туласи.

Равнозначным пудже считается исполнение прославляющих божество гимнов.

Первостепенное значение придаётся "джапе" - повторению имени божества или соответствующей мантры (магического заклинания).
Священными для вишнуитов являются чёрные камни - "шалаграмы" (аммониты, речная галька, окаменевшие ракушки); они считаются воплощениями самого Вишну.
Бхакти
Эмоциональная преданность адепта (бхакти) Вишну и его основным аватарам получило культовое оформление и вылилось в самостоятьельное направление в вишнуизме.
Оно зародилось на дравидийском юге в 8-9 вв. и известно главным образом благодаря культовой поэзии 12 поэтов-альваров.

Созданный ими грандиозный поэтический комплекс "Налайира тиввияп пирабандхам" (Божественный гимн из 4 тысяч стихов) стал своеобразной "вишнуитской ведой". В их культовой поэзии содержится ряд теологических и философских идей.
Многие храмовые ритуалы и праздники в Южной Индии до сих пор сопровождаются пением гимнов альваров.

Северное бхакти, зародившееся позже южного (примерно 14-15 вв.), в своей основе имело почитание двух аватар - Рамы и Кришны.

Особенно значимым в последующей истории вишнуизма было влияние проповедника - гуру Рамануджи (12 в.)

Его последователями были Рамананда и Кабир (15 в.)
Поэт-мистик Кабир, как и все бхакты, отрицал значение внешней обрядности: общение с божеством целиком вовлекалось в сферу эмоциональных переживаний, мистических озарений.
Бог дарует освобождение от уз сансары, откликаясь не на ритуальный жест, а на зов любящего и преданного сердца бхакта.

Наиболее адекватной и угодной Богу формой проявления религиозного чувства считалась песня или гимн (киртаны и бхаджаны).

Из вишнуитских храмов наиболее известны два храма - "Вишну на змее Шеше" в Тамилнаде и Керале.

Большая часть вишнуитских храмов посвящена Кришне.
Общая численност сторонников Вишнуизма - около 70% всего индуистского населения Индии (примерно 500 млн. чел.).
Вишнуиты преобладают в большинстве индийских штатов: Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Андхра-Прадеш и др.

 

ПЯТЬ СТОЛПОВ ВЕРЫ

Пять столпо́в Исла́ма (араб. أركان الإسلام خمسة‎‎ аркя́н уль-исля́м ха́мса) — основные предписания шариата, образующие основу ислама, и обязательные для всех верующих мусульман.

Учение о пяти столпах основывается на известном хадисе, содержащемся в основных сборниках мусульманского Священного Предания:

"Посланник Бога, да благословит его Господь и приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, кроме Бога, и что Мухаммад — посланник Божий, совершении молитвы, выплате пожертвования, совершении поломничества и соблюдении поста в месяц Рамадан».

Пять основ религии располагают в следующем порядке по степени значимости:

1. Свидетельство веры (араб. الشهادة‎‎ ‎аш-шаха́да(т) — «свидетельство») — Свидетельство, о том, что «Нет божества, кроме Бога, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его».

2. Молитва (араб. الصلاة‎‎ ас-саля́(т) — «молитва») — Совершение ежедневной пятикратной молитвы.

3. Пожертвование (араб. الزكاة‎‎ аз-закя́(т) ‎ — «очищение») — выплата очистительного пожертвования.

4. Пост (араб. الصوم‎‎ ас-са́ум — «пост»‎) — пост в течение месяца Рамадан.

5. Паломничество (араб. الحج‎‎ аль-хадж — «паломничество») — паломничество к храму Каабы в Мекке.

6. В переводе с арабского языка шаха́да(т) означает «свидетельство».

7. Первая часть свидетельства, «А́шхаду ан ля иля́ха илль Алла́х», дословно переводится: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха» и означает, что человек, произносящий эти слова, обладает знанием и убеждением в том, что никто не достоин поклонения, кроме одного Бога, у которого нет сотоварищей (сотворцов).

8. Вторая часть, «ва а́шhаду а́нна Муха́ммадан ‘а́бдуху ва расу́люх», дословно переводится так: «и свидетельствую, что Мухаммад — раб его и посланник его». Этим произносящий подтверждает свое убеждение в том, что бог послал пророка своего Мухаммада ко всем людям с радостным известием о рае и призывом к Единобожию, поклонению одному богу и подчинению только ему — господу миров.

9. Человек, произнося это свидетельство искренне во имя Всевышнего, становится мусульманином.

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите». (Сура 29. Паук аят 45).

На постсоветском пространстве широкое распространение получило слово намаз, означающее молитву. Для каждого мусульманина, молитва (намаз) является обязательной, если он здоров и способен её совершить. Первое за что Аллах спросит своих рабов в день суда, будет молитва. Молитва в исламе подразделяется на:

· Обязательные (фард/ваджиб);

· Одобряемые (сунна);

· Дополнительные (нафиля).

Обязательных молитв пять. Фаджр, зугр, аср, магриб и иша. Все они совершаются в определенное время суток, и состоят из определенного количества ракятов (повторяющихся циклов). Мусульманин не соблюдающий этот вид молитв является большим грешником, а отрицающий обязательность их совершения — кяфиром (неверующим, не мусульманином).

Одобряемыми и дополнительными, называют те молитвы, за совершение которых, Аллах дарует вознаграждение, а за их оставление не подвергает наказанию

Один раз в году состоятельный мусульманин обязан выплатить очистительное пожертвование, размер которого определяется в зависимости от вида имущества и объёма его доходов. На различные виды имущества существует различная доля. Что касается денежных доходов, то с них выплачивается закят в размере 2,5 %.

«Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто был перед вами» (Сура 2 «Аль-Бакара», 183)

Каждый мусульманин обязан один раз в году в течение 30 дней месяца рамадан держать пост, который заключается в воздержании от еды, питья, половой близости и всего, что может нарушить благочестивое поведение человека. Время поста длится с восхода зари до захода солнца.

 

ШИВАИЗМ

Шиваи́зм или шайви́зм — одно из основных направлений индуизма, традиция поклонения Шиве. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке.

Термин происходит от санскритского слова шайва (Śaiva IAST), которое означает — «происходящий от Шивы» или «имеющий отношение к Шиве». Последователей традиции шиваизма на русском языке обычно называют шиваитами или шайвами.

Трудно определить раннюю историю шиваизма. По мнению учёных, «Шветашватара-упанишада» представляет собой самый древний текст, в котором была изложена философия шиваизма. Во время правления Гуптов (320—500 года н. э.) развилась пураническая религия и шиваизм быстро распространился по всему индийскому субконтиненту

Течения шиваизма

· Шайва-сиддханта. В монистическом теизме Риши Тирумулара (ок. 200 г.) Шива является материальной и действенной причиной мира, имманентным и трансцендентным Богом. Душе, сотворенной Шивой, предназначено слиться с Ним. В плюралистическом реализме Мейкандара (ок. 1200 г.) Бог, души и мир безначальны и вечно сосуществуют. Шива является действенной, но не материальной причиной.

· Пашупата-шиваизм. Эта школа, прослеживаемая со времен Лакулиши (ок. 200 г.), — бхеда-абхеда, то есть одновременно монистическая и теистическая. Она выделяет роль Шивы как высшей причины и личностного управителя души и мира. Освобожденная душа сохраняет индивидуальность в своем состоянии полного единения с Богом. Конечное слияние уподобляется исчезновению звезд на небе.

· Вирашиваизм. Ставший популярным при Басаванне (1105—1167), этот вариант ограниченного недуализма, шакти-вишишта-адвайта, принимает как отличие, так и неотличимость души от Бога, уподобляя первую лучам, а второго — солнцу. Шива и космическая сила — одно и то же, но все же Шива находится за пределами Своего творения, которое реально и не иллюзорно. Бог является действенной и ма-териальной причиной.

· Кашмирский шиваизм. Оформленная Васугуптой (ок. 800 r.), эта умеренно теистическая, крайне монистическая школа, известная также как пратьябхиджня-даршана, объясняет сотворение души и мира излучением Богом Шивой Своего динамического первоимпульса. Как «Я» всего сущего, Шива является имманентным и трансцендентным, реальным, но абстрактным Творцом-Хранителем-Разрушителем.

· Шива-адвайта. Этот монистический теизм, сформулированный Шрикантхой (ок. 1050 г.), называется также шива-вишишта-адвайтой. Душа в конце концов не становится совершенно единой с Брахманом, но разделяет с Всевышним все превосходные качества. Аппайя Дикшита (1554—1626) пытался предс-тавить этот союз как абсолютную идентичность — шуддха-адвайту.

· Сиддха-сиддханта. Явленный Риши Горакшанатхой (ок. 950 г.), этот монистический теизм известен как бхеда-абхеда, — охватывающий как трансцендентное бытие, так и имманентное становление Шивы. Шива является действенной и материальной причиной. Творение и конечное возвращение души и космоса к Шиве уподобляются пузырькам, рождающимся и лопающимся в воде.

Общие особенности школ шиваизма

Шиваитские школы в очень многом отличаются друг от друга. Но все они обязательно пользуются следующим:

· Пепел — бхасма или вибхути — повсеместно используется всеми шиваитскими школами. Это может быть пепел от яджни или иного ритуала с использованием огня. Но наиболее почитаем пепел с мест кремации — шмашанов. Пепел, нанесённый на тело, символизирует отрешённость от мира и указание на конечность существования в мире майи. Пепел наносят на лоб, грудь, шею и руки тремя горизонтальными полосами, или покрывают им всё тело. При его нанесении обычно читается мантра из Бхасма-джабала-упанишады

· Рудракша — «глаз Рудры» — вид вечнозелёных широколиственных деревьев семейства элеокарповых. Зёрна рудракши используются во всех шиваитских школах. Их используют как объект поклонения, делают из них четки и используют как украшения и обереги.

· Ганджа, чарас — гашиш. Его считают прасадом (даром) Шивы. Используется некоторой частью шиваитских школ как в ритуальной практике, так и в индивидуальной аскезе (в основном представителями школ Агхоры). Согласно одной из упа-пуран, Шива путешествует по миру в облике аскета и у него на боку висит сумка с ганджой, которую Шива непрерывно курит. Для курения ганджи используют специальную керамическую или деревянную трубку — чиллум.

Пепел и рудракшу, кроме того, используют в ритуале большинство направлений смартизма и шактизма.

 

СУННА

Су́нна (араб. سنة‎‎) в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Также существует Сунна праведных халифов.

Второе значение сунны — это дела, совершение которых желательно, но не обязательно. Обязанности, которые по преданию выполнял пророк Мухаммед (меиб). Сунна состоит из дву



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: