БУДДИЗМ: УЧЕНИЕ «НЕ-ДУШИ», УЧЕНИЕ О МГНОВЕННОСТИ




 

Буддизм отрицает единую простую душу, но он все-таки признает некие субстанции, некие «кирпичики», их которых сложена личность. дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние. буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний — дхарм.

С теорией дхарм тесно связана еще одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения, а именно учение о мгновенности (кшаникавада). Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны следующие характеристики:

  1. все непостоянно (анитья);
  2. все есть страдание (духкха);
  3. все бессущностно, или все лишено самости (анатма);
  4. все нечисто (ашубха).

Учение о мгновенности непосредственно вытекает из первого тезиса о всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что каждая дхарма (и, соответственно и весь комплекс дхарм, то есть живое существо) существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей.

 

ТЕЧЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ

а долгие века своего существования религия претерпела множество трансформаций и видоизменений. В результате её представители разделились на два лагеря: ортодоксальных евреев и реформистов. Первые свято придерживаются традиций предков и не вводят новшеств в верования и его каноны. Вторые, наоборот, приветствуют либеральные веяния. Реформисты признают браки между евреями и представителями других религий, однополую любовь и работу женщин на должности раввина. Ортодоксы в основном живут на большей части современного Израиля. Реформисты – в США и Европе. Попыткой компромисса между двумя враждующими лагерями стал консервативный иудаизм. Религия, вылившаяся в два течения, нашла золотую середину именно в этом синтезе новаторства и традиций. Консерваторы ограничились введением органной музыки и проповедям на языке страны проживания. Вместо этого, такие важные обряды, как обрезание, соблюдение Субботы и каш-рут, они не трогали. Где бы ни исповедовался иудаизм, в России, США или в европейских державах, все евреи соблюдают чёткую иерархию, подчиняясь старшим по духовной должности.

БУДДИЙСКАЯ КОСМОЛОГИЯ

Буддийская космология — представление о мироздании, перерождениях и местопребываниях, развитии вселенной согласно классическим буддийским сочинениям — в частности канону Трипитака и энциклопедии Абхидхармакоша, а также по многочисленным комментариям.

Буддийскую космологию можно условно разделить на следующие части:

  • пространственная космология (теория местопребываний), описывающая сферы, миры, уровни пребывания существ в результате перерождений (а также состояния сознания),
  • и представления о времени, периодах возникновения и разрушения миров, измеряемых в кальпах. Эти представления связаны с буддийской теорией появления, развития и гибели миров.

Следует отметить, что буддийская космология рассматривает в первую очередь духовные миры (состояния психики), которые не всегда имеют материальный эквивалент.

ТАЛМУД

Иудейский канон составляют Танах, ветхозаветная часть Библии, которая была написана и составлена до появления христианства, и Талмуд. Поскольку подробная характеристика книги Танах дается в статье "Библия", здесь основное внимание уделяется Талмуду.

Талмуд (от древнееврейского ла-мейд — учение) представляет собой многотомный сборник еврейской религиозной литературы, сложившейся в течение многих веков — с IV в. до н. э. по IV в. н. э Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению изустно Поэтому в отличие от Ветхого завета, который назывался писаным законом, Талмуд назывался устным законом

В основе талмудического творчества был Танах, в особенности первая его часть - Пятикнижие, или Тора. Приспосабливая Библию к историческим обстоятельствам, талмудисты разработали множество правил, постановлений и запретов, рассчитанных на усиление национальной замкнутости и религиозной обособленности еврейских народных масс.

Талмудическая литература - это нагромождение искусственно соединенных дискуссий иудейского духовенства о культе, богословских рассуждений о догматике, поучений по вопросам морали, религиозных предписаний, законов, касающихся судопроизводства уголовных и гражданских дел, элементарных сведений по медицине, математике, географии, притч и пословиц, сказок, легенд, мифов, басен и т. п.

Расширенное устное толкование библейских законоположений, возникшее в разгар борьбы между религиозно-политическими группировками древних евреев, впервые было собрано и отредактировано в 210 г. н. э. Иегудой-га-наси и получило название Мишны (повторение закона).

Мишна разделена на 63 трактата, сгруппированных в шесть отделов.

I отдел - Зераим (посевы) включает в себя 11 трактатов (Берахот — славословия, Пеа - край, Киллаим — разнородное и др.), рассматривающих постановления, молитвы и законы, имеющие отношение главным образом к земледелию.

II отдел - Моэд (праздники) содержит 12 трактатов (Шаббат - суббота, Песахим - пасха, Рош-гашана - Новый год и др.) и регламентирует поведение иудеев в дни религиозных праздников.

III отдел - Нашим (жены) содержит 7 трактатов (Кетубот - брачные договоры, Гиттин - разводное письмо и др.), излагающих законы, посвященные браку и семье.

IV отдел - Незикин (повреждения) содержит 10 трактатов (Баба Кама — первые ворота, Баба Медиа - средние ворота, Баба Батра — последние ворота, Маккот — удары и др.), посвященных вопросам гражданского и уголовного права.

V отдел — Кодашим (святыни) посвящен вопросу о жертвоприношениях и содержит 11 трактатов (Мидот - меры, Зебахим — жертвы и др.).

VI отдел — Тогорот (очищения) занимается вопросами об очищениях и содержит 12 трактатов (Микваот — очистительные купальни, Нидда — месячное очищение и др.).

В научной литературе Мишна цитируется по трактатам, главам и параграфам, например Берахот, IV, 5, что означает трактат Берахот, глава четвертая, параграф пятый.

Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилоне, где ко II в. н. э. было уже много евреев. Собрание толкований Мишны называется Гемарой.

Мишна и Гемара и составляют Талмуд. Так как толкование Мишны происходило в Палестине и Вавилонии, то различают два Талмуда - палестинский (Талмуд Иерушалми) и вавилонский (Талмуд Бавли).

В научной литературе иерусалимский Талмуд цитируется как Мишна, вавилонский — по трактатам и листам, например, Берахот, 10а, что означает трактат Берахот, лист десятый, страница первая.

Установился обычай печатать все издания Талмуда с одинаковым числом страниц и давать на каждой странице постоянно точный определенный текст. Поэтому в любом издании Талмуда имеется 2947 листов, или 5894 страницы.

К талмудической литературе относятся так называемые Мидраши, составленные в средние века. Они, как и Талмуд, являются религиозными сборниками, комментирующими стихи ветхозаветных книг. Проповедуя антинаучные взгляды на природу и жизнь человека, Мидраши уснащают свои вымыслы мифами и легендами.

В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха — это закон, касающийся жизни религиозной, семейной, гражданской и т, п. Агада - это миф, рассказ, легенда, сказка. Галаха и агада стояли на страже интересов господствующих классов — светской и духовной аристократии. Богатство и бедность объясняются в Талмуде незыблемым и вечным божественным установлением; при помощи притч, пословиц и сказок Талмуд внедряет в сознание народных масс религиозную идею о полной зависимости человека от бога. Авторы Талмуда внушают верующим покорность и терпение, мешая угнетенным массам подняться на борьбу против гнета и эксплуатации.

Талмуд и Мидраши изображают бога и всех небожителей в виде феодалов со сложной системой взаимоподчинения и взаимопочитания.

ХИНАЯНА

Хинаяна - более ранняя форма буддизма. Здесь нет яркого выражения идеи Бога. Место Бога занимает в ней всеобщий нравственный закон кармы или дхармы. Согласно этому закону всё в мире происходит таким образом, что ни один результат действия не происходит бесследно и каждая личность получает такой ум, тело и место в жизни, которые она заслужила своими прошлыми деяниями. Учение Будды показывает личности возможность достижения освобождения. Поэтому следует жить по указанному Буддой пути и надеяться получить освобождение в этой или какой-нибудь другой, будущей жизни. Хинаяна - это учение о помощи самому себе. Каждый может и должен сам для себя достигнуть высокой цели.

Одним из непременных условий достижения просветления в хинаяне является выполнение обетов и медитация. Медитация - это особое состояние сосредоточенного размышления. Цель медитирования заключается в изменении психического состояния человека, так как на уровне обычного состояния человека, его обыденного сознания невозможно обрести "высшую мудрость" и, следовательно, выйти из круга перерождений. В хинаяне выделяется семь типов медитации, наиболее эффективным из которых считается "чистое сосредоточение", или сосредоточение на "неволнении": объектом медитирования является здесь "успокоенность" дхарм, т.е. нирвана.

В результате религиозной практики, которую буддист должен осуществлять в течение многих перерождений, он, наконец, становится "архатом", святым, полностью освободившимся от всех без исключения "заблуждений" и, следовательно, от каких-либо "привязанностей" к этому миру. Во время жизни "архат" находится в "нирване с остатком", поскольку еще обладает физическим телом (оно как раз и является "остатком"). После смерти, т.е. распада физического тела, он обретает "нирвану без остатка" и ни в каком облике больше не возродится, поскольку дхармы, "волнение" которых обусловливало его бесчисленные перерождения, полностью "успокоены". Сфера предельной цели на пути Малой Колесницы меньше сферы, достигаемой на пути Великой Колесницы. Хинаяна - это путь, на котором человек стремится к освобождению только ради себя самого.

РИТУАЛ ИУДАИЗМА

Молитва. Является наиболее распространенным обрядом в иудаизме. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) верующему предписывается надевать на лоб и левую руку тефиллин (филактерии) — два маленьких кожаных ящичка кубической формы с ремнями. В ящички вложены написанные на пергаменте цитаты из Торы. Верующий также обязан трижды в день молиться «бецибур», т.е. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т.п.) сопровождать славословием в адрес Яхве. Верующему предписано ежедневно благодарить Всевышего за то, что Бог не сотворил его язычником, женщиной и амхаарцем.

Мезуза и цицит. Иудаизм предписывает верующему в обязательном порядке развешивать мезузу и носить цицит. Мезуза — кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония; свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Цицит — кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арбаканфота, т.е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду.

Капорес. Магический обряд капорес совершается в ночь накануне судного дня и состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина — курицу), произнося три раза специальную молитву. Затем птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе судного дня.

Лулав. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой — эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Ташлих. В день иудейского Нового года (рош-гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым освобождаются от грехов. Кошер н треф. Согласно иудейскому вероучению, нища делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам ше-хиты (ритуального убоя). Запрещено одновременно употреблять мясную и молочную пищу. К табуированной пище относится свинина.

Обрезание. Исполнению этого обряда в иудаизме придается особое значение: исполнение этого великого завета Яхве считается залогом религиозной исключительности еврейского народа. Омовение. Верующему предписано накануне субботы и других религиозных праздников совершать омовение в микве — специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук.

МАХАЯНА

Основателем учения махаяны считается видный буддийский богослов Нагарджуна, живший в 1 веке н.э. в Южной Индии. Последователи этой школы буддизма считали, что основная идея вероучения - каждый человек может достигнуть нирваны только личными усилиями - налагает на человека непомерный груз. Этот узкий путь доступен только немногим, массе же народа нужен более легкий путь, более широкий. Религия без Бога или Богов народной массе недоступна: верующим нужен Бог или Боги. И вот сам основатель вероучения Гаутама превратился для последователей махаяны из учителя мудрости в Бога. Постепенно развился культ Будды. Возникло представление, что Будда Шакьямуни Гаутама - это лишь один из множества Будд. Постепенно количество Будд дошло до 1000. Кроме Будд предметом почитания в махаяне стали бодхисатвы - существа, достигшие совершенства, но живущие среди людей, чтобы спасать их. Затем возникли представления об аде и рае. В махаянистском учении осталось очень мало от первоначального буддизма как философско-этической и религиозной системы. Зато в этой, более гибкой по своей форме разновидности, буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в разные страны. Подавляющее большинство буддийских школ, возникших в регионе распространения буддизма, в основу своих учений положили доктрины махаяны. Представители некоторых из них - китайские, японские и тибетские разработали свои сложнейшие религиозно-философские системы: например, дзен-буддизм, ламаизм и прочее. "В иерархическом плане махаяна выделяет в учении Будды шесть уровней, или парамит (духовных совершенств):

1)"дана" (бескорыстная помощь),

2)"шила" (высоконравственный образ жизни),

3)"кшанти" (терпимость),

4)"вирья" (решимость),

5)"дхьяна" (видение),

6)"шуньята", или "праджня" (исчезновение дхарм бытия, или мудрость). Это ступени, которые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы."

ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы. История иудейства охватывает более трех тысяч лет, эта религия считается самой древней из тех, что сохранилась до наших дней. Иудаизм относится к монотеистическим религиям, это значит, что приверженцы его верят в одного Бога.

Согласно науке, изучающей религию, философию, культуру и социальное развитие иудейского народа, иудаике, за всю историю развития иудейской веры насчитывается четыре больших этапа:

1) Библейский период (с 20 по 6 век до нашей эры).

В это время еще не было письменности и летоисчисления, поэтому все знания и религиозные понятия передавались из уст в уста и носили скорее мифологический характер. Даже когда появилась священная книга, ее еще не называли Библией. Это было иудейство священников и пророков.

2) Иудаизм Второго Храма или эллинистический. (с 6 века до нашей эры по 2 век нашей эры).

Этот этап начался после того, как еврейский народ вернулся в Палестину из Вавилонии (куда насильно была переселена большая его часть). В Вавилонском плену они находились с 598 по 539 года до нашей эры.

Среди современных религиоведов широко распространено представление о том, что иудейская вера основана на принципе союза Бога с израильским народом, который им был заключен на горе Синай в эпоху Моисея. Второй этап иудаизма считается книжным в отличие от первого. Тогда еще распространены были жертвоприношения и другие древние обряды.

Первосвященника, записывающего священные писания звали Ездра (в исламе его называют Узайр). Он воссоздал еврейскую государственность на основе закона Торы (закона Моисея), написал священную книгу Ездры.

Во времена Второго Храма широкое распространение получил так называемый мессианский иудаизм. Его постулаты основаны на вере еврейского народа в Мессию. Когда появился Йешуа (Иисуса из Назарета) его вере последовали десятки сотен евреев. После смерти Йешуа на кресте и его воскрешения, это течение завладело и другими народами, со временем постепенно преобразовавшись в христианство, имевшее мало чего общего с мессианским иудаизмом.

3) Талмудический (раввинисткий или раввинизм) иудаизм (со 2 до 8 века нашей эры).

После того, как был разрушен Второй Храм, настал талмудический этап развития иудейства. Обряды жертвоприношения изжили себя и прекратились.

В основе этого периода лежала вера в то, что главный священный текст иудаизма — Письменная Тора (Пятикнижье Моисея и его Десять заповедей) содержит еще и устные пояснения и законы, которые не были записаны, и передавались между поколениями из уст в уста. Они назывались еврейским народом Устной Торой (или Талмудом). Устная Тора является своего рода дополнением к Письменной Торе (главному священному писанию иудаизма).

4) Современный иудаизм (с 1750 года до нашего времени).

ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ

До недавнего времени тибетский буддизм был превалирующей духовной традицией тибетской цивилизации. Буддизм появился в Тибете приблизительно в VII веке н.э., и с тех пор развивался, постепенно превращаясь в главную духовную школу народов Тибета. Тибетский буддизм был и остается одним из наиболее разнообразных, жизнеспособных и разнообразных религиозных течений.
Тибетская культура и тибетский буддизм отличаются чрезвычайным разнообразием, которое очень сложно привести к единому стандарту. Сами тибетцы утверждают, что Дхарма (Dharma) повсюду в Тибете имеет «один-единственный вкус», однако не существует одного, «правильного», эталона тибетского буддизма, на который следует ориентироваться всем остальным. Главенствующая в данное время школа Гелуг, склонная к аналитическим методам практики, является не более характерной для тибетского буддизма, чем ориентированные преимущественно на медитацию традиции Кагью и Ньингма. Монахи, жившие в богатых монастырях Центрального Тибета, не считали себя лучше, чем одинокие медитаторы в маленьких деревнях или уединенные отшельники, проводившие всю жизнь в отдаленных пещерах. Могущество и жизненная сила тибетского буддизма коренятся, возможно, в его способности вобрать и совместить друг с другом невероятное количество всевозможных учений, практик и течений. Буддисты Тибета не всегда соглашаются друг с другом относительно того, какая точка зрения глубже или какой подход — эффективней, но все единогласно заявляют, что разнообразие тибетского буддизма пошло непосредственно от Будды. И это, несомненно, было одним из его самых драгоценных даров своим последователям.

 

ДЗЕН-БУДДИЗМ

Дзен – буддизм одно из самых сложных для понимания ответвлений буддийского учения. Зародившись в Китае в тринадцатом веке, дзен – буддизм особенно широко распространился в Японии и стал доктриной самураев, в чьих железных руках была сосредоточена вся политическая власть.

Поэтому во времена расцвета ордена самураев, в 14-16 веках, дзен-буддизм в странах Юго-востока стал главным направлением среди приверженцев исповедующих учения Будды.

Учение дзен-буддизма является, пожалуй, самым уникальным и непонятным для европейского человека. Мы с нашим конкретным и не привыкшим трудится сознанием, не можем сразу воспринять простые и ясные для восточного человека вещи. Ведь учение дзен, основывается на передаче самой сущности божества (в данном случае Будды) без всяких священных книг, писаний, всяких мистических обрядов и прочих таинственных манипуляций.

Дзен – буддизм не является религией, в узком аспекте, но это и не философия, хотя он воплощает в себе все философии восточных учений. Он не приемлет логического анализа, не учит, как действовать, а лишь указывает путь, по которому следует идти для приобретения внутреннего созерцательного опыта.

Целью дзен-буддизма, или как его еще называют в Китае – Чань – буддизма, является просветление ума и приобретение внутреннего опыта для достижения свободы от всех внешних помех и условностей.

Согласно концепции дзен – буддизма, психический потенциал человека наиболее полно раскрывается, когда его мышление становиться неосознанным, спонтанным, не связанным никакими нормами и правилами. Правильное ощущение сознания приходит, когда человек не концентрирует свои мысли на проблеме, а доверяет свои мысли, краешку подсознания, смотря на все происходящее внутри себя как бы боковым зрением.

Эти качества достигаются в результате систематических занятий медитацией - «Дхьяна-дзен» что зачастую толкуется как «размышление», но это в корне неправильно. «Дхьяна-дзен» - медитация, которая не имеет объекта сосредоточения, она приводит к освобождению разума, без мыслительного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: