Погашение задолженности перед поставщиком (подрядчиком)




Задолженность перед поставщиком (подрядчиком)

Для расчетов с поставщиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Он используется для расчетов за:

· полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

· товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

· излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

· полученные услуги по перевозкам, услуги связи и др.

Под кредиторской задолженностью организации понимается ее задолженность другим лицам: организациям, индивидуальным предпринимателям, работникам. Как правило, она образуется при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги сторонних организаций.

Задолженность перед поставщиком материальных ценностей отражается:

Дебет 08 (10, 41,...) Кредит 60

Эта проводка делается, когда право собственности на эти ценности перешло к организации.

Если организация приняла выполненную работу (оказанную услугу), задолженность перед подрядчиком отразите так:

Дебет 20 (26, 44,...) Кредит 60

Если поставщик (подрядчик) является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС), то необходимо отразить и сумму этого налога:

Дебет 19 Кредит 60

Эту запись делается на основании полученного от поставщика (подрядчика) счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС.

Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства, в том числе зачетом, а также списана как невостребованная.

Погашение задолженности перед поставщиком (подрядчиком)

Погашение задолженности перед поставщиком (подрядчиком) отражается по дебету счета 60 путем перечисления денежных средств или взаимозачетом.

Перечислены поставщику (подрядчику) денежных средств отражается:

Дебет 60 Кредит 50 (51, 52,...)

К неденежным способам погашения задолженности относятся: взаимозачет задолженностей в виде мены или зачета встречных однородных требований, перевод долга.

Если поставщик является одновременно и покупателем товаров (работ, услуг) организации, можно произвести взаимозачет задолженностей.

Дебет 60 Кредит 62 (76)

Бывают случаи, в которых проведение взаимозачета не допускается, например, если проведение зачета запрещено договором (ст.411 ГК РФ). Взаимозачеты могут быть в виде мены и зачета встречных однородных требований.

Договор мены

В Гражданском кодексе РФ бартеру или договору мены посвящена гл. 31 "Мена". Согласно ст. 567 "Договор мены" ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Товары, которыми фирмы предполагают обменяться, нужно считать равноценными, если другие условия не предусмотрены договором. Кроме того, обмен может быть и неравным. В этом случае одна из сторон обязана доплатить партнеру разницу в стоимости. А право собственности на товары переходит к сторонам договора одновременно, после исполнения обязательств обоими контрагентами.

Поэтому фирма, которая отпускает свою продукцию до того, как получит ценности взамен, вынуждена будет использовать в учете счет 45 "Товары отгруженные". а ее партнер, получив имущество, должен показать его на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Поставить товары на баланс он сможет, только когда рассчитается с контрагентом.

Бухгалтер избежит этих сложностей, если в договоре будет прописано, что право собственности на имущество переходит в момент их отгрузки.

Зачет встречных однородных требований

Такой вариант оформления взаимозачетов предлагает статья 410 Гражданского кодекса. Она же предусматривает и условия, которые должны соблюсти стороны договора, чтобы "обнулить" имеющиеся задолженности:

· требования фирм должны быть встречными

· взаимные притязания должны быть однородными. Как правило, с обеих сторон это денежные обязательства.

· зачет возможен только по обязательствам, срок которых уже наступил, либо не определен компаниями к моменту востребования.

Для оформления взаимозачета достаточно заявления одного из партнеров, если между ними нет разногласий. Кроме того, контрагентам будет необходимо оформить акт сверки расчетов, в котором они должны указать номера документов, по которым возникли задолженности, и их суммы. В случае если размеры требований не равны, а значит, одно из обязательств будет погашено частично, партнерам нужно оформить двухстороннее соглашение о взаимозачете. В этом документе им необходимо оговорить способ погашения остатка задолженности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: