Ошибки, допускаемые при проведении инвентаризаций,




Тема 12. Инвентаризация

В самой системе формирования информации бухгалтерского учета заложена возможность отражения ошибочных сведений о фактах хозяйственной жизни организации. В целях обеспечения достоверности отражения таких фактов периодически должна проводиться проверка, то есть инвентаризация. Инвентаризация является одним из способов контроля за соответствием данных бухучета фактическому положению дел. Она заключается в периодической проверке наличия имущества, дебиторской и кредиторской задолженности (обязательств) и сопоставления полученных данных с учетными на определенную дату, определяемую заранее или по необходимости.

Необходимость периодического проведения инвентаризации имущества и обязательств вызывается следующими причинами:

1) остатки товарно-материальных ценностей по данным учета могут не совпадать с их фактическим наличием вследствие всякого рода изменений, происходящих с указанными ценностями. К ним относятся так называемые естественные потери (естественная убыль), возникающие под влиянием биологических, физических и химических воздействий внешней среды;

2) неправильное отражение в учете товарно-материальных ценностей из-за ошибок в самих документах, которые возникают в результате неисправности измерительных приборов, пересортицы взаимозаменяемых материалов или изделий, несоблюдения норм вложения сырья в изготовляемую продукцию. Кроме того, расхождения между данными учета и фактическими остатками товарно-материальных ценностей могут быть вызваны и прямыми злоупотреблениями материально ответственных лиц.

3) расхождения в расчетах организации с другими организациями могут быть следствием возникновения разногласий и споров по поводу отдельных требований и обязательств, а также непреднамеренных ошибок в записях.

Кроме количественного контрольного значения инвентаризация имеет и качественную составляющую контроля. Так, например, в ходе инвентаризации проверяется наличие материальных ценностей и денежных средств, находящихся на хранении у материально-ответственных лиц. Тем самым инвентаризация позволяет проверить их работу и повысить ответственность за вверенные ценности и правильное документальное оформление их движения. В ходе инвентаризации не только подсчитываются наличные запасы, но и проверяют условия их хранения. При этом обращается особое внимание на состояние складских помещений и устанавливается, соблюдаются ли условия, обеспечивающие сохранность товарно-материальных ценностей, а также санитарные нормы и правила их хранения. Такой аспект инвентаризации служит средством не только вскрытия и выявления недостач и злоупотреблений, но и предупреждения их в дальнейшем.

Число инвентаризаций в году, дата их проведения, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, устанавливаются самим предприятием, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации.

Проведение инвентаризации обязательно:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской финансовой отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации.

Для проведения инвентаризации руководитель организации назначает специальную инвентаризационную комиссию, в которую включаются разные специалисты: инженерно-технические работники, товароведы, экономисты, работники бухгалтерии и материально-ответственные лица.

Инвентаризация материальных ценностей проводится по их местонахождению и по материально-ответственным лицам. Перед проведением инвентаризации они должны рассортировать и разложить материальные ценности, оформить и сдать в бухгалтерию все приходные и расходные документы. Представитель инвентаризационной комиссии берет расписку у материально-ответственного лица о том, что все поступившие и выбывшие ценности учтены, и первичные документы по их движению сданы в бухгалтерию. После этого инвентаризационная комиссия в присутствии материально-ответственных лица проверяет наличие ценностей и составляет инвентаризационные описи.

В бухгалтерии производится сравнение данных бухгалтерского учета и данных инвентаризации путем составления сличительных ведомостей. Данные в таких ведомостях приводятся в стоимостных и натуральных показателях. При этом в них записываются не все ценности, а только те, по которым выявлены отклонения от учетных данных. Выявленные по данным сличительных ведомостей разницы сразу после окончания проверки должны быть оформлены актом инвентаризации и отражены в учете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

 

Этапы проведения инвентаризации:

Первый этап – подготовительные мероприятия.

Он включает в себя следующие операции:

- издание руководителем организации приказа «О проведении инвентаризации»;

- определение сроков проведения инвентаризации и видов проверяемого имущества и др.;

- формирование рабочих комиссий;

- разработка внутренних инструкций;

- выведение в учете остатков товарно-материальных ценностей и др.

 

Второй этап – собственно проведение инвентаризации.

Он включает в себя следующие операции:

- взвешивание, пересчет, обмер товарно-материальных ценностей и занесение данных в регистры;

- оформление инвентаризационных описей.

 

Третий этап – сравнительно-аналитические мероприятия.

Включает в себя:

- проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета;

- составление сличительных ведомостей и определение причин расхождений.

 

Четвертый этап – заключительные мероприятия.

Включает в себя:

- оформление ведомости учета результатов инвентаризации;

- внесение соответствующих записей в регистры бухгалтерского учета;

- издание приказа руководителя организации об утверждении результатов инвентаризации с выводами.

Ошибки, допускаемые при проведении инвентаризаций,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: