Как член Одесского горкома партии, я часто бываю на собраниях многих заводских партийных организаций и на городских совещаниях. Ознакомившись с положением на других заводах, я почувствовал неудовлетворенность. Все больше проникался сознанием того, что мало добиться успеха в своем цехе или на своем заводе — надо распространить методы работы наших скоростников на все предприятия нашего славного города-героя. Делиться опытом стало для меня насущной потребностью.
В свои выходные дни и свободные вечера я делился опытом с рабочими других заводов. Но одних только бесед, совещаний и выступлений было недостаточно. Все это необходимо было подкреплять
наглядным показом непосредственно у станка. Без этого многие рабочие, даже стахановцы, могут не поверить в возможность резания металла на таких скоростях.
Пришлось поэтому лично побывать на многих заводах. Живой показ скоростного резания на станке другого рабочего — вот самая убедительная агитация за новый метод, самая лучшая школа.
После рассказа о значении скоростного метода я обычно становлюсь за станок и обрабатываю различные детали. Такие практические занятия проведены на многих предприятиях Одессы.
Но этим практические занятия не ограничились. Многие товарищи по профессии выразили желание увидеть, как я работаю на своем станке, и на наш завод стали часто приезжать экскурсии рабочих.
Однажды после совещания стахановцев один из рабочих завода имени Марти сказал мне:
— Все это, конечно, очень хорошо, но насчет того, что ты на нарезке резьбы повысил производительность труда в десять раз, этому я что-то не верю.
Мы присели на скамью. Я начертил на листке бумаги нехитрый чертеж, дал к нему необходимые пояснения.
— Попробуйте применить у себя, — предложил я. — А если не будет ладиться, прошу, приходите к нам на завод, посмотрите, как это делается.
Прошло недели полторы—две. Я сам уже собирался на завод имени Марти посмотреть, применили ли они скоростную нарезку резьбы, вдруг вижу — в цех входят человек пятьдесят. Это были рабочие с завода имени Марти.
«Добре, — думаю, — значит, заинтересовались. Ну, а раз так, то обязательно добьются успеха».
Гости подошли к моему станку. Группу возглавлял технолог завода т. Блинов. Он попросил меня поделиться опытом скоростного резания.
— После стахановского совещания у нас намного увеличилась скорость нарезки резьбы, — сказал один из пришедших, — но такой скорости, как у вас, мы пока не можем развить. Пришли поучиться.
Они осмотрели инструментальный ящик. Пригляделись к тому, как установлен лимб. После этого я продемонстрировал им скоростную обработку деталей— точение муфт и нарезку резьбы. Пока я готовился к работе по обточке «стаканов», начальник цеха объяснял:
— До применения скоростного метода эту работу выполняли за семь—восемь минут, а теперь — за тридцать пять секунд.
— В пятнадцать раз быстрее! Это что-то многовато!..
— И у вас это будет, — говорю. — Вот, давайте посмотрим.
Включили мотор. Прошло тридцать пять секунд, и «стакан» готов. Мы детально обсудили, как производить эту операцию. Затем к станку стал один из гостей, потом другой. И у них результаты получились те же, что и у меня, — тридцать пять секунд на «стакан».
— Ну что ж, — сказал технолог, — «ДИПы» у нас такие же, в вашем «секрете» мы разобрались. Теперь и у нас дело должно пойти.
Мы тепло распрощались. И вскоре я с большой радостью узнал, что действительно дело на заводе имени Марти пошло.
Как-то мне пришлось побывать на заводе мельнично-элеваторного оборудования. Здесь выяснилось, что токарная обработка крупной детали — барабана транспортера — производится со скоростью всего 40—50 метров в минуту. Я попросил сменить на одном из станков мотор, установить более мощный и начал обрабатывать барабан со скоростью 450 метров в минуту.
Рабочие рассматривали детали и говорили: «Вот это качество!»
Оказывается, завод недавно получил рекламацию: выпускаемые им барабаны имеют шероховатую поверхность, из-за этого часто рвутся ленты транспортеров. При скоростной же обработке качество не только не снижалось, а, наоборот, поверхность получалась гладкая, точно шлифованная.
Вскоре и другие четыре токарных станка были переведены на повышенный режим. Это значительно улучшило качество продукции и высвободило три из пяти токарных станков. Их используют теперь для обработки других деталей.
Мне пришлось побывать и во многих ремесленных училищах города. Всюду молодежь жадно воспринимает и с увлечением изучает скоростные методы обработки деталей.
В ремесленном училище № 5, например, раньше ученики работали на малых скоростях. Скорость резания металла здесь не превышала 70 метров в минуту. Большие успехи, достигнутые нашими передовыми рабочими, требовали изменения и методов производственного обучения.
В мастерских этого училища я продемонстрировал скоростной метод работы, подробно отвечал на многочисленные вопросы. Через некоторое время решил снова заглянуть в это училище. Ко второму моему приходу здесь почти все выпускники стали скоростниками. Многие из них развивали скорость до 500 метров в минуту. Таким образом, заводы стали получать уже подготовленных в училище скоростников.
Так постепенно новое входило в жизнь, прочно внедрялось в производство. Передовые рабочие увлекли новыми методами всех остальных. И руководители многих заводов стали приходить к нам, чтобы ознакомиться с тем, что дает скоростное резание производству в целом и как его организовать не на одном станке, а в масштабе цеха. Большое впечатление на всех производило то, что у нас на заводе скоростниками стали почти все токари и что, по самым скромным подсчетам, это сократило машинное время на токарных станках в два раза.
* * *
В октябре 1949 года я был приглашен в Киев на юбилейную сессию Верховного Совета Украинской ССР. Там я встретился с бригадиром тракторной бригады первой в Советском Союзе машинно- тракторной станции имени Шевченко Героем Социалистического Труда т. Внученко. Мы разговорились о делах МТС, и я понял, что следует подумать о перенесении передовой производственной культуры промышленных предприятий города на машинно-тракторные станции.
Этот разговор заставил меня серьезно призадуматься. Было бы неплохо оказать помощь МТС в повышении производственной культуры и заняться внедрением скоростных методов резания металла.
Вернувшись в Одессу, я посоветовался со своими товарищами- скоростниками и поставил этот вопрос перед парторганизацией и дирекцией завода. Наша инициатива была одобрена. Коллектив завода обратился к рабочим и инженерно-техническим работникам всех предприятий города с предложением организовать помощь машинно- тракторным станциям. Нас поддержал городской комитет партии. Так в Одессе началось движение за внедрение передовых методов производства в МТС.
Мы твердо решили, что сейчас, когда исчезают былые грани между городом и деревней, машинно-тракторные станции и машинно- тракторные мастерские должны работать так же, как и передовые городские предприятия.
Мне поручили распространить методы скоростного резания металла среди токарей и ремонтников МТС. С этой целью я побывал в МТС имени Шевченко, Первой одесской МТС и других. То, что я там увидел, еще больше убедило меня, насколько важно начатое нами дело.
Мастерские по ремонту тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, которыми все больше снабжают МТС наши заводы, оборудованы неплохими станками. Они могли бы работать значительно производительнее, но зачастую в мастерских отсутствует необходимая культура.
В МТС имени Шевченко я рассказал рабочим о скоростном методе обработки металла и подчеркнул, что наличие хорошего станочного парка позволяет им применить наш скоростной метод.
Я обратил внимание на станок токаря Хохлова. У него на резцедержателе нехватало пяти болтов.
— Ведь вы от этого многое теряете.
— Да, я веду обработку только одним резцом.
— А чтобы укрепить другой, опять тратите время?
— Да, конечно.
А ведь болты эти очень легко изготовить на месте. И так же несложно установить не один, а четыре резца.
А вот ключ для зажима резцов. Он слишком велик и неудобен. Или, допустим, что Хохлову надо смазать станок; под руками у него нет масленки. Таких мелочей, тормозящих работу, очень много. А все это отражается на производительности труда.
После беседы я практически показал свой скоростной метод обработки металла. Рабочие задавали мне много вопросов. Они интересовались технологией обработки поршней; спрашивали, нельзя ли после обработки избежать запиливания поршней. Пришлось продемонстрировать это тут же на станке. Особенно заинтересовались моим методом работы токари тт. Михайлов, Козлов и Коржов. Впоследствии я узнал, что они перешли на скоростное резание металла и достигли неплохих показателей.
Такие встречи были у меня и в других МТС. Коллективы заводов имени Красной Гвардии, имени Кирова и других предприятий также откликнулись на наш призыв и стали посылать в МТС своих скоростников.
Я часто получаю из районов письма, в которых товарищи делятся со мной опытом или обращаются за советом. Вот, например, что написал мне токарь т. Осадчий из Котовского района:
«В 1949 году я дал три с половиной годовых нормы. На некоторых деталях применяю ваш метод, но полностью его не изучил и некоторых приемов не понимаю. Вот это и заставило меня обратиться к вам за помощью. Метод обработки я понял, а вот вопрос с нарезкой мне не совсем ясен».
Этот токарь поставил передо мной и другие практические вопросы. Конечно, я охотно поделился с ним своим опытом.
Такие письма очень радуют меня. Лишний раз убеждаешься в высокой сознательности советских людей, в их стремлении работать еще лучше.
Мне самому большую помощь в модернизации станка и в осуществлении скоростного резания оказал главный инженер завода т. Богаковский. Помогают и другие инженеры и механики завода, а также научные работники Одесского политехнического института, с которыми у нас установилось тесное содружество.
Мог ли мой отец, изнуренный тяжелым трудом на капиталистов* мечтать о такой жизни, какой живу я — советский рабочий, — о жизни, полной радости и высоких целей?
Я токарь и в то же время состою членом ученого совета механического факультета Политехнического института, часто читаю лекции. Меня слушают не только рабочие, но и студенты, научные работники, профессора. Они помогают мне повышать знания и вместе с тем сами консультируются у меня, обогащая теорию практическим опытом рабочих-новаторов.
Присуждение Сталинской премии — большое событие в моей жизни. Эту высокую награду я отношу за счет коллектива нашего завода, в котором я учился и который помог мне добиться производственных успехов.
За четыре года и четыре месяца послевоенной пятилетки я выполнил двадцать четыре годовые нормы. Теперь ввожу ряд новых усовершенствований на станке и вместе с другими скоростниками думаю практически освоить еще более высокие скорости резания металла. По моим подсчетам уже в ближайшее время я смогу довести скорости резания до 1 500—2 ООО метров в минуту.
Вместе с передовыми людьми нашего завода я буду стремиться к тому, чтобы как можно больше токарей нашего города стали скоростниками. Увеличивая скорости резания металла и передавая свой опыт другим, мы тем самым вносим свой вклад в пятилетку, еще более укрепляем любимую Родину, которая является могучим оплотом мира во всем мире.
ГРИГОРИЙ СЕМЕНОВИЧ НЕЖЕВЕНКО
В. ПОНОМАРЕВ,
зуборезчик Уральского машиностроительного завода имени С. Орджоникидзе, лауреат Сталинской премии
ВДОХНОВЕННЫЙ ТРУД
Вероятно, каждый человек родится с каким-то своим призванием. Один любит музыку, другой увлекается живописью... А меня с детства влекло к станкам. Если бы не это, может быть, я никогда и не стал бы зуборезом.
Как это было?
Я рано лишился матери, потом отца и девяти лет был принят на воспитание в детский дом завода «Красная звезда» в Кировограде. Кроме меня, здесь воспитывалось еще пятьдесят детей. Мы жили в общежитии, тут же была школа и мастерские или, как мы называли, цехи: слесарный, токарный, литейный, модельный. Каждый мог выбрать себе занятие по вкусу, учиться ремеслу, которое ему больше по душе.
Не знаю, с чего это началось, но, сколько помню, меня больше всего интересовали зубчатые колеса, шестеренные передачи. Кажется, не ахти какая штука — зубчатое колесо! А если вдуматься — гениальное изобретение. Ведь без зубчатого колеса не обходится ни одна машина. Возьмите обыкновенные часы —сколько там колесиков. И все должны быть точно размерены и пригнаны одно к другому, иначе часы не пойдут. В автомобиле, в металлорежущем станке, в червячной передаче любого механизма — всюду зубчатые колеса. Не будь этого изобретения, механика, наверное, долго топталась бы на месте, потому что без шестерен ни одна современная машина не будет работать.
Хорошо было в детском доме! Всегда с благодарностью буду вспоминать школу, в которой я там учился. И прежде всего потому, что она воспитала во мне любовь и уважение к труду. Еще на школьной скамье я крепко запомнил, что главное в жизни — труд, и с детства его полюбил.
По окончании школы воспитанников детского дома переводили на завод. В 1929 году и я поступил на завод «Красная звезда».
Меня назначили модельщиком —собирать деревянные модели для зубчатых колес, а мне хотелось самому нарезать зубья. Просился к станку, но мне говорили: «Молод ты еще и ростом мал. Подожди».
Пришлось примириться. Я делал то, что поручали, учился, а сам присматривался к станкам и мечтал: буду зуборезом.
Так и вышло, но до этого мне пришлось еще поработать на строительстве электростанций. Работал модельщиком в мастерских нескольких строек. Я вырезал из дерева модели зубчатых колес, по которым потом отливали детали, но не оставлял мечты о станке.
Я уже заканчивал срок своей службы в Красной Армии, когда однажды в читальне мне попалась в руки газета, в которой я увидел снимок блуминга. Замечательная, могучая машина! Ее построили на Уралмаше. Что это за завод? Я еще ничего не знал о нем. Зашел разговор, и тут один из товарищей, сам из Свердловска, с увлечением стал рассказывать об этом заводе. Он назвал Уралмаш «отцом заводов».
— Почему «отцом»?
— Так назвал его Горький.
Товарищ показал нам газетную вырезку. Это было письмо Максима Горького строителям Уралмаша.
«Вот пролетариат-диктатор, — писал Алексей Максимович, — создал еще одну могучую крепость, возвел еще одно сооружение, которое явится отцом многих заводов и фабрик.
С каждым месяцем, с каждым годом рабочая энергия все более мощно и грандиозно воплощается в жизнь, творя чудеса трудового героизма.
Еще два—три года жизни, и вы, товарищи, явитесь непобедимыми для всех врагов, которые и теперь боятся вас.
Прекрасную жизнь строите вы. Счастлив сказать вам это от всей души».
Я подумал и спросил:
— А зуборезные станки там есть?
— На Уралмаше-то? — удивился товарищ. — Вот чудак! Да там какие хочешь станки увидишь. Кончишь службу, поезжай на Уралмаш. От души советую...
Таким-то путем я оказался на Уралмаше. Ходил по цехам, и, сказать откровенно, «а первых порах оторопь взяла. И вправду «отец заводов»! Подойдешь к станку и растеряешься. Великан! Как работать на таком? А люди работают. Да еще как работают!
Нельзя было не восхищаться замечательной техникой, которую я увидел на заводе. Особенно понравились, конечно, зуборезные станки. Я залюбовался ими, блеском и отделкой металла, множеством приспособлений, механизмов и думал:
«Вот здесь мое место».
И стал проситься к станку.
Дали мне зуборезный станок. Так исполнилась, наконец, моя давняя мечта.
* * *
Как я учился работать, как осваивал станок, — долго рассказывать. Часто бывает, когда оглядываешься на прошлое, кажется — ничего особенного не было. Трудился, как все. Хочется только заметить, что никогда не надо бояться первых трудностей. Иногда слышишь от молодого рабочего: «Не выходит у меня, и не выйдет». Почему «не выйдет»? Выйдет! Надо лишь по-настоящему захотеть этого. Первые трудности, конечно, бывает нелегко перешагнуть. Но если преодолел, можно сказать, что и вся гора сдвинулась.
И еще одно. Случается, молодой рабочий сразу хочет перевыполнить норму, сделать побольше, торопится, спешит. Этим только испортишь себя. Скорость в работе приходит не сразу, но она должна прийти, если упорно овладевать своей машиной, станком, приучать себя к четкой, продуманной и ритмичной работе.
Очень по душе пришлись мне слова товарища Сталина о том, что труд в нашей стране стал делом чести, делом доблести и геройства. И еще о том, что, если человек у нас работает хорошо — он герой труда, своего рода общественный деятель. В этих немногих словах нашего великого вождя выражена главная сущность эпохи социализма, в которой мы живем. Трудись честно, а все остальное само придет к тебе.
Уже перед Великой Отечественной войной мне показалось мало одного станка, и я пытался работать на нескольких. Не сразу, конечно, удалось это, и по-настоящему многостаночником я стал уже в военные годы.
Наш завод, как и другие предприятия, во время войны перешел на выпуск продукции для фронта. Профиль производства резко изменился, пошли совсем другие детали, временно не стало зуборезной работы. «Что же получается?—думал я. — Другие станки работают с предельной нагрузкой, около них горы новеньких деталей, а зуборезные стоят без дела. В такое-то время!»
Особенно были перегружены фрезеровщики. Порой из-за них задерживалась даже сборка машин. Хорошо зная свой зуборезный станок, да и некоторые другие, я несколько вечеров просидел над «Справочником зубореза», сделал расчеты и убедился, что фрезеровать можно и на зуборезном станке. Взял кривошип и пошел к мастеру.
— Могу, — говорю, — выполнить эту операцию на зуборезном станке. Разрешите?
Мастер отнесся к моему предложению с недоверием, но разрешил.
Поставил я деталь на станок, стал настраивать его. Настраиваю, а у самого, чувствую, сердце забилось сильнее: до того рад.
Взял длинную фрезу — нехватает. А мастер стоит тут же и головой качает. «Подожди, — думаю. — Цыплят по осени считают!»
Я решил доказать, что не только можно эту операцию выполнить на зуборезном станке, но и производительность будет больше, чем на фрезерном. Задача, надо сказать, была трудная, но я все хорошо обдумал и был уверен в успехе. Вместо одной длинной фрезы я взял две, соединил их — хватило. Рассчитал, что за одну установку при помощи разворота стола, не снимая детали, можно обрабатывать сразу четыре плоскости. Стол у станка очень удобный, позволял это.
Так я и сделал. Конечно, нагрузка станку досталась очень большая. Кое-кто из товарищей, глядя на мою работу, говорил:
— Этому станку больше не работать!
Меня не смущали такие разговоры. Я изучил свой станок и отлично знал, что он может дать.
Вышло по-моему. На строгальных и фрезерных станках снимали за смену одну деталь, а я стал снимать самое меньшее по три. Приспособившись к работе по-новому, я попросил для обработки и другие детали.
* * *
Наше заводоуправление, партийный комитет и заводский комитет профсоюза всегда держат самую крепкую связь с рабочими, постоянно посвящают нас в производственные планы, вовлекают в общественную жизнь. На одном из совещаний с рабочими-стахановцами директор рассказал, как работает завод, и заговорил о будущем. Из его слов мы поняли, что завод получил задание начать подготовку к переходу на выпуск мирной продукции.
Какая нужна была прозорливость партии и правительства, уверенность в силах страны и народа, чтобы еще в ходе войны планировать послевоенное мирное строительство, смело готовить народное хозяйство к переходу на мирные рельсы!
Я ушел с этого совещания с чувством гордости за нашу страну, за наш народ и великую партию Ленина—Сталина.
Еще двигались по железным дорогам на запад эшелоны с танками, вооружением, боеприпасами, а мы уже знали, что будем делать
на своих заводах после того, когда враг будет окончательно разбит. Понятно, что мне, как всем советским людям, хотелось сделать свой подарок Родине к предстоящему празднику победы и началу мирной жизни. Думая об этом, я стал уплотнять свой рабочий день, перешел на обслуживание сначала двух станков, потом трех. В отдельные дни я выполнял на них за смену по пятисот процентов нормы.
В феврале 1946 года, выступая перед избирателями, товарищ Сталин начертал грандиозный план восстановления и дальнейшего развития всего народного хозяйства в послевоенный период. Прошло немного времени, и в марте того же года Верховный Совет СССР утвердил план первой послевоенной пятилетки. Все помнят, какой небывалый подъем вызвал этот величественный сталинский план. Вместе со всем народом и я почувствовал в себе необычайный прилив сил и взял обязательство выработать за пятилетку 60 тысяч нормо-часов, или 25 годовых норм.
Обязательство было серьезное. Чтобы выполнить его, я перешел на обслуживание пяти зуборезных станков, но при этом просил переставить их по-новому. Я разместил свои станки в строго продуманном порядке: станки, требующие много ручного времени, были поставлены в центре, подальше от меня поместились станки, у которых довольно большое машинное время, и дальше всех — автоматический станок, работающий без моего вмешательства пять—шесть часов. Между станками мне устроили специальные стеллажи для деталей и заготовок.
Тщательно пришлось продумать порядок обслуживания станков, чтобы ни один из них не простаивал без дела. Ошибки не было, все мои расчеты полностью подтвердились. В первый же год работы на пяти станках я выполнил семь годовых норм. Нефтяные установки, которые мы стали выпускать после войны, успешно работали на нефтяных промыслах Советского Союза. В каждой из них имелись зубчатые колеса, сделанные мною.
Немного времени прошло еще, и ваши конструкторы во главе с инженером Сатовским спроектировали мощный электрический экскаватор. На заводе был организован экскаваторный цех. Меня перевели туда и поручили обрабатывать шестерни первого экскаватора.
Наш экскаватор должен быть лучшим в мире. Весь коллектив Уралмаша стремился к тому, чтобы создать самую совершенную машину. Рабочие с нетерпением ждали, когда закончится сборка первого опытного экскаватора, спрашивали сборщиков:
— Скоро?
— Скоро, — отвечали сборщики.
Понятно, с каким волнением я нарезал шестерни для первого экскаватора, как старался оправдать оказанное мне доверие.
И вот наступил торжественный день. Стальной великан вышел из цеха. Все знали, что экскаваторы нужны в Донбассе, в Сибири, и на Сахалине, и на Крайнем Севере. Все видели, что наш экскаватор удался на славу.
Чудесная машина! В несколько секунд она выполняет дневную норму землекопа, двумя взмахами ковша может загрузить железнодорожную платформу.
После митинга по случаю выпуска первого экскаватора знакомый мастер сборки пригласил меня подняться в кабину экскаватора.
— Хороша машинка! — повторял он, любуясь на плавный ход и безотказную работу всех частей огромного механизма.
— А как мои шестерни? — вдруг вырвалось у меня. Я ждал, он засмеется — уж очень наивный вопрос! Но вместо этого мастер серьезно сказал:
— Хорошо работают шестерни. Смотри, как плавно идут, нигде не стучит. Зуборезы не подкачали.
К декабрю сорок седьмого года я выполнил уже четырнадцать годовых норм. Уралмашевские экскаваторы работали во всех концах страны, и в каждом из них была частица моего труда. Опытом моей работы все больше интересовались другие зуборезы, и я охотно делился с каждым.
В дни, когда по всей стране пронесся призыв передовых предприятий выполнить послевоенную пятилетку досрочно, я увеличил свои обязательства, которые и до того были достаточно серьезными, и взялся выполнить за пятилетку не двадцать пять годовых норм, а не менее тридцати. Я был уверен, что мои станки не подведут.
Смена у меня строится по своеобразной циклограмме. Цикл — это период времени, в течение которого я поочередно успеваю обслужить все <?танки. Главное в циклограмме — рассчитать так, чтобы ручное время у разных станков не совпадало, а равномерно распределялось между машинным временем. Вот как это выглядит «а практике.
Приступая к работе, я в первую очередь пускаю два станка, которые не требуют длительной настройки. Теперь они могут действовать без моего вмешательства сорок минут. Затем включаю станок «ЗФ-24», который может работать автоматически шесть часов; после него станок «ЗШ-40», работающий без моего участия около часа, и, наконец, последний — «ЗФ-12», способный работать автоматически пятнадцать—двадцать минут.
К этому моменту один из первых станков закончил операцию. Я подхожу к нему, меняю деталь. Тут заканчивает работу второй станок. Несколько минут на заправку — и он работает снова, а я перехожу к «ЗФ-12». Сменив на нем деталь, я получаю пятнадцать свободных минут, в течение которых обхожу весь участок, чтобы проверить, все ли идет как надо.
После этого наступает очередь сменить детали на станке «ЗШ-40». Цикл закончен, начинается новый цикл. Станок «ЗФ-24», работающий без остановки шесть часов, в цикл даже не входит, поскольку он может обойтись без перенастройки в течение такого длительного времени.
Конечно, в разные дни на станки поступают разные детали, и в зависимости от этого меняется и циклограмма. Но существо ее остается неизменным: распределить работу между станками таким образом, чтобы каждый из них был загружен все восемь часов, то есть, чтобы с каждого можно было снять не менее 100 процентов того, что он может дать. У меня так и получается. В среднем я выполняю сменное задание на 500—600 процентов.
Главное — точный расчет времени. Не суетиться, не торопиться и не терять попусту ни одной секунды, дорожить временем.
Не все еще знают цену минутам. Так, наблюдая за зуборезом, работавшим на одном из соседних станков, я скоро заметил, что он
безразлично относится к простоям. Задержат ему подачу деталей, а он и не беспокоится, ждет, вместо того чтобы сейчас же пойти к мастеру или начальнику участка и потребовать немедленно устранить задержку.
Я вызвал соседа на соревнование.
— Мне за тобой не угнаться!.. — смутился он.
— Почему? — говорю. — Разве я не такой же человек, как ты?
Стал я его исподволь учить, указывать на ошибки. Смотрю — не
обижается. Ну, раз не обижается, значит пойдет дело на лад. И, действительно, пошло.
Сосед не только научился бережливо расходовать рабочее время, но и перенял от меня многие приемы работы: научился быстро и хорошо настраивать станок, стал применять повышенные режимы резания, старался экономить время на каждой операции.
Все станочники нашего участка соревновались. Мы решили сделать свой участок высокопроизводительным и стать примером для всего цеха. Другие участки перенимали наш опыт. Прошло немного времени, и производительность нашего цеха возросла более чем вдвое. Весь цех стал высокопроизводительным.
По мере того как все выше поднималась в нашем цехе новая волна социалистического соревнования, усиливалась и тяга рабочих к учебе. Многие стали посещать лекции во Дворце культуры имени Сталина. Я сам так втянулся в это, что не пропускал ни одной интересной лекции.
* * *
Однажды меня вызвали в партком завода. Прихожу. В кабинете секретаря парткома поднимается с дивана какой-то человек. Отрекомендовался работником центральной печати.
— Хотим попросить вас, чтобы вы выступили на стахановском «вторнике» и прочитали лекцию.
Я не сразу понял.
— О какой лекции идет речь?
— Да о вашей. Лекция об опыте вашей работы, о вашем методе.
Вот те раз! Я даже растерялся. Никогда мне не приходилось читать никаких лекций. Писал в заводской газете-многотиражке об опыте своей работы, но чтобы прочитать целую лекцию...
Спрашиваю секретаря парткома, как быть.
— Надо, надо, товарищ Пономарев! Пускай народ послушает* как ты работаешь. Какую годовую норму уже выполняешь?
— Да пятнадцатую, — отвечаю.
— Вот видишь! Надо выступить с лекцией.
— А когда? — спрашиваю.
— Да чем скорее, тем лучше. Желательно в ближайший вторник.
Так и уговорились.
Стал я готовиться. Ко мне прикрепили в помощь инженера Аро- нова. Он должен был выступить с содокладом. Обложился я технической литературой, чертежи подготовил. Готовлюсь, и удивительно мне: рабочий я или техник? А товарищ Аронов мне разъясняет:
— Вот так, — говорит, — и происходит стирание граней между физическим трудом и умственным.
Наступил вторник. Вечером сажусь в автобус, чтобы ехать на лекцию, а сам каюсь: зачем согласился! Два заводских автобуса полным-полнехоньки. Конструкторы, технологи, стахановцы, начальники смен и цехов — все едут мою лекцию слушать. «Это отсюда столько едет, а там, думаю, еще больше будет!..»
И верно... Лекция была назначена в помещении Уральского политехнического института имени Кирова. Зал человек на тысячу и — ни одного свободного места. Приехали представители обкома и горкома партии, стахановцы почти со всех машиностроительных предприятий города.
Актовый зал — красавец. Мраморные колонны, сияют хрустальные люстры... Торжественно, как в большой праздник. Вышел я на трибуну — заволновался, с трудом произнес первые фразы, ну а потом постепенно успокоился, заговорил ровнее, толковее.