Особенно в тяжелых условиях находится в Америке рабочая молодежь. На одном заводе я увидел молодых рабочих, которые пять лет учатся, не получая никакого вознаграждения. А после учебы они вынуждены дать взятку, чтобы получить где-либо работу.
Зато на всех перекрестках можно видеть, как довольно взрослые ребята торгуют газетами. Тысячи юношей выполняют обязанности курьеров, лифтеров, уборщиков, мусорщиков. Незавидна судьба американских юношей и девушек. Капитализм лишает их перспектив в жизни, душит их стремления, надежды, обрекает на прозябание...
В нашей стране, с тех пор как развернулось социалистическое строительство, началось осуществление планов сталинских пятилеток, советские люди не знают, что такое безработица. На наших заводах царит атмосфера творческого труда, новаторства. Систематически внедряются новшества, содействующие росту производительности труда. На американских же заводах рабочие не стремятся к росту производительности труда, ибо каждый из них знает, что стоит ему внести рационализаторское предложение, поднять выработку, как это сразу же приведет к увольнению с завода определенной группы рабочих.
Хорошо запомнился мне такой эпизод. Одна американская фирма выполняла наш заказ на станки. Завод работал в две смены, дело шло полным ходом. Когда станки были готовы и мы уже заканчивали их приемку, я вдруг обнаружил, что завод почти опустел. В чем дело? Куда девались рабочие? Оказывается, три четверти всего состава рабочих было уволено, так как заводу после выполнения нашего заказа почти нечего было делать. В Америке, как в любой капиталистической стране, если какому-нибудь заводчику или фабриканту нужны рабочие, он их нанимает. Прошла в них нужда — выбрасывает на улицу. Такова суть «американского образа жизни», о котором так много трубят американские империалисты и их наемная печать.
Своими глазами я видел, как безработица и болезни душат американских рабочих. Жене одного рабочего надо было срочно сделать операцию. За это нужно было заплатить 250 долларов, да кроме того внести 275 долларов за питание. Рабочему пришлось очень туго. С трудом он собрал эту сумму.
Когда я столкнулся с мрачной американской действительностью, увидел, в каком тяжелом положении находятся трудящиеся в Соединенных Штатах Америки, чувство радости и гордости за свою великую социалистическую Родину еще больше наполнило мое сердце. Американским рабочим просто-напросто непонятно, как это у нас, в СССР, все население пользуется бесплатной медицинской помощью, как это трудящимся во время болезни выплачивается пособие, рабочие и служащие пользуются ежегодными оплачиваемыми отпусками.
Возвратились мы на родную землю полные решимости работать еще лучше, еще производительнее.
* * *
Все предвоенные годы для нашего заводского коллектива были полны большого напряжения. Марка «Красного пролетария» завоевывала все большую популярность.
В конце 1941 года наш завод был эвакуирован на восток. Но вскоре после того как гитлеровским бандам был нанесен сокрушительный удар под Москвой, многие работники завода, в том числе и я, с небольшим количеством специального и уникального оборудования вернулись в родную столицу.
На «Красном пролетарии», который в то время изготовлял сложную продукцию, началось восстановление производства токарных станков. Для всех было ясно, что хотя станки и не стреляют, тем неменее они очень нужны для оснащения предприятий. И «Красный пролетарий» в годы Великой Отечественной войны давал нашей промышленности станки высокого класса. Сама организация производства подверглась в те годы коренному изменению. Именно нашему заводу принадлежит инициатива перевода производства станков на поток, чего не знала и не знает ни одна капиталистическая фирма, занимающаяся изготовлением станков. Только в Советском Союзе впервые в истории мирового станкостроения выпуск станков переведен на поточный метод.
После Отечественной войны нам, станкостроителям, страна предъявила новые, более высокие требования. Наш завод в послевоенные годы освоил выпуск высокопроизводительных станков, свидетельствующих о дальнейшем развитии технической мысли советских станкостроителей.
В 1948 году перед нашим коллективом была поставлена задача значительно увеличить выпуск продукции при этом же оборудовании и прежнем числе рабочих.
Когда этот вопрос впервые обсуждался на заседании парткома, мне, как и другим членам партийного комитета, откровенно говоря, еще не было достаточно ясно, как и за счет чего мы будем выполнять новую, увеличенную программу. Но мы знали, что это задание партии и оно должно быть выполнено. Мы все понимали, что необходимо выявить внутренние, еще не использованные резервы, в наличии которых никто не сомневался. Пока что эти резервы не были полностью выявлены. Поэтому весь наш коллектив заботился о том, чтобы точно определить, где и какие имеются резервы, знать,
на чем сосредоточить свое внимание. Это было тем более важно, так как на нашем заводе были уже отдельные стахановцы, которые работали на скоростных режимах, но их опыт распространялся пока слабо.
В то время я учился на трехмесячных курсах повышения квалификации мастеров. Там я узнал о новом достижении ленинградского токаря Генриха Борткевича, снимавшего за минуту стальную нитку в 700 метров. Наши скоростники тт. Марков, Кузьмин, Угольков, Мурашов и другие снимали по 350—400 метров. А средние скорости резания на большинстве станков не превышали 35—50 метров в минуту. Разница колоссальная. Как работал Борткевич, как он достиг таких успехов, никто пока точно не знал.
Окончив курсы, я вернулся на свой участок. В тот же день ко мне подошел заместитель главного технолога завода А. И. Болотин и спросил:
— Ты слыхал, Иван Тимофеевич, про Борткевича?
— Слыхать-то слыхал, только не могу понять, как он снимает нитку в 700 метров.
Болотин вкратце рассказал мне существо дела. Борткевич работал на больших скоростях, применяя очень твердые сплавы. Оказывается, появилось много новых сплавов, о которых мы еще не знали, применение которых, как это показал опыт Борткевича, дало положительные результаты.
— Давай, Иван Тимофеевич, организуем на твоем участке скоростное резание, — сказал заместитель главного технолога.
Мне предложение понравилось. Этот вопрос, кстати, накануне обсуждался на специальном совещании в партийном комитете. Мы с Болотиным тут же решили, что надо начать с модернизации некоторых наших станков. Вскоре на трех лучших станках была увеличена мощность электродвигателей, заменены шкивы моторов. Это дало увеличение скорости оборотов шпинделя. Плоские шкивы на двигателях и передних бабках были заменены текстропными, так как практика показала, что плоские хлопчатобумажные ремни с металлическими сшивками при работе с полной нагрузкой буксуют, часто спадают и вызывают поломку резцов. Установка текстропных ремней взамен плоских позволила устранить этот существенный недостаток.
Работать начали новыми твердыми сплавами, но заточка резцов делалась пока по-старому. Так как скорость вращения шпинделя значительно возросла, появились большие неприятности со стружкой, которая разлеталась в разные стороны, засоряла участок, нарушала безопасность работы не только самого станочника, но и работающих по соседству с ним токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков.
Надо было срочно принимать меры для предотвращения неприятностей также и со сливной стружкой. Сливной она называется потому, что из-под резца с большой быстротой стекает, точно струя воды, ровная и острая, как бритва, стальная лента.
Все мы — рабочие, мастера, инженеры — стали искать новую геометрию резца, который ломал бы стружку, да так, чтобы она дробилась, сваливалась под резец или завивалась, но не разлеталась. С помощью инженера А. И. Болотина и начальника лаборатории резания металлов инженера П. В. Губаренко в результате многочисленных экспериментов была найдена наиболее рациональная геометрия твердосплавного резца со стружкозавивательной канавкой. Это сразу же облегчило положение и создало реальные условия для перевода новых станков на скоростные режимы. Вслед за первыми тремя станками на скоростные режимы были переведены еще пять станков, а затем и все остальные.
Таким образом, весь участок за небольшой отрезок времени был превращен в скоростной.
Но проблема превращения моего участка в скоростной решалась не только модернизацией станков, внедрением твердосплавных резцов со стружкозавивательной канавкой, укреплением стойкости оборудования на фундаментах, улучшением организации труда. Главное то, что надо было подготовить и приучить людей к работе на больших скоростях. Далось это, конечно, не сразу. Трудно было людям, привыкшим на протяжении многих лет работать на сравнительно спокойных режимах, сразу осваивать такие темпы, такие скорости, которые еще вчера не укладывались в их сознании. Но эта трудность была вскоре преодолена. Самое замечательное состояло в том, что коллектив участка очень благожелательно отнесся к идее перехода на скоростные режимы. У всех товарищей чувствовалось стремление перейти от старых к новым методам работы. Этим в значительной мере и определился успех нового дела.
Рабочие моего участка в большинстве своем пришли на завод в годы Великой Отечественной войны и в начале послевоенной пятилетки. Молодежь, которой вообще присуще чувство нового, с большим интересом, с большой охотой бралась за внедрение тех новшеств, которые начали осуществляться на участке. Станочницы Мария Старых и Анна Жулина одними из первых освоили скоростные режимы.
Вместе с ними старательно и настойчиво изучали новое дело Татьяна Ячменева и Любовь Прохорова. Исключительной старательностью отличалась также и токарь Анна Надина. Она никогда зря от станка не отходила и не давала покоя, если вовремя ей не дадут задания.
Особо мне хочется подчеркнуть положительную роль, которую при внедрении скоростного резания сыграли Татьяна Ячменева и Виктор Шумилин, вместе со мною получившие Сталинскую премию.
Татьяна Ячменева всегда выделялась одним очень ценным качеством — умением организовать и повести за собой людей. Когда нужно на какое-либо дело поднять народ, Ячменева всегда выступает запевалой среди своих подруг. Она пришла на «Красный пролетарий» в 1942 году и вскоре явилась одним из инициаторов создания на заводе фронтовой молодежной бригады. За отличную работу бригаде было присуждено первое место в нашем Ленинском районе. Помню, как в разгар войны Татьяна Ячменева, тогда еще совсем молодая девушка, на совещании стахановцев станкостроительной промышленности обещала работать по-фронтовому, трудиться вместе со всем коллективом так, чтобы удерживать на заводе почетное знамя. Вместе со всем нашим славным коллективом краснопролетарцев она выполнила свою клятву. Знамя Государственного Комитета Обороны присуждалось заводу тридцать три раза и оставлено у нас на вечное хранение.
Ячменева с каким-то особым энтузиазмом осваивала скоростное резание. В тот период, когда мы только начинали его внедрять, она была одной из тех работниц, на которых можно было вполне надеяться, которые от всей души радовались малейшему успеху и не унывали при временных неудачах.
Виктор Шумилин, так же как и Татьяна Ячменева, пришел на завод в 1942 году. Было ему тогда всего-навсего пятнадцать лет. Понравился мне этот исполнительный паренек. Всегда с охотой брался он за любое новое дело. Я заметил эту черту в характере Виктора, и когда нужно было заняться чем-нибудь новым, сразу же останавливал свой выбор на нем. Учил я его, как и всех других ребят, с большой охотой, а уж через три — четыре года этот парень, как говорят, вышел в люди. При внедрении скоростных режимов резания металла Виктор Шумилин показал замечательные результаты. Он стал снимать 756 метров стальной нитки в минуту. До недавнего времени мы и мечтать об этом не могли.
Когда на опыте первых трех станков мы убедились в преимуществах скоростного резания, все станочники сразу стали просить, чтобы и их станки модернизировали, чтобы и им дали возможность работать на больших скоростях. Помню, подошла ко мне Анна Жулина и говорит:
— Что ж это получается, Иван Тимофеевич? Одним созданы условия для скоростной работы, а другим нет.
Я успокоил Жулину, сказал, что нельзя всех сразу переводить на скоростные режимы; нужно предварительно все тщательно испробовать, испытать, а уж потом оправдавший себя опыт перенести на весь участок.
Когда наш участок целиком перешел на скоростные методы работы, производительность труда резко возросла, значительно увеличился выпуск продукции, поднялся заработок рабочих. Все это нас радовало, но вместе с тем обязывало и дальше повышать культуру в работе. Нельзя было, как это делалось раньше, вручную, по кустарному затачивать твердосплавные резцы. Во-первых, не каждому рабочему удавалось правильно их заточить и, во-вторых, такая заточка приводила к быстрому износу дорогостоящих твердых сплавов. Была организована специальная централизованная заточка. Каждый рабочий стал получать необходимое количество отличных резцов.
Скоростное резание показало, что на обработку деталей уходит меньше времени, чем на промеры, установку резцов и другие вспомогательные операции. В поисках путей сокращения расхода времени на вспомогательные операции инженеры Болотин и Петренко разработали конструкцию электромеханического лимба, при помощи которого автоматически, без ручного замера осуществляется продольное точение ступенчатых валиков. Если раньше рабочему приходилось замерять каждую ступень валика, останавливая для этой цели станок, то теперь при помощи лимба обточка многоступенчатых валиков происходит без остановки станка, без замеров. Все это делается автоматически. Применение лимба намного облегчило и ускорило работу, сократило время ручных операций от 30 до 50 процентов.
Мы обратили внимание на то, что можно сэкономить несколько секунд при протачивании канавок на ступенчатых валиках. Каждая из канавок протачивалась раньше отдельно. Было решено сконструировать и применить заднюю резцедержавку, при помощи которой можно было бы по твердо установленным размерам протачивать одновременно все канавки. Эта задача была успешно решена. Раньше на протачивание одной канавки рабочий затрачивал шесть секунд, двух канавок — восемь секунд. Кроме того, ему приходилось тратить пять — шесть секунд на то, чтобы точно выдержать расстояние между канавками. Теперь с помощью задней резцедержавки, на которой сразу устанавливаются канавочные и фасонные резцы, на протачивание канавок и снятие фасок уходит всего лишь три секунды.
* * *
В связи с переходом на новые режимы на нашем пути встречались серьезные трудности. Пришлось, например, затратить немало
времени на организацию технического обучения рабочих, на повышение их производственно-технической грамотности. Старых знаний было недостаточно для того, чтобы уверенно работать на больших скоростях.
Это я особенно почувствовал во время одного весьма курьезного случая. В связи с тем что мы стали применять скоростные режимы, к нам на участок начали приходить работники других заводов Москвы. Кто-то из гостей спросил одну из работниц, какая скорость резания на ее станке. Она ответила: «Восемьсот». Я случайно стоял рядом и, когда услышал этот ответ, чуть не ахнул. Работница по незнанию спутала скорость резания с количеством оборотов шпинделя. Для меня стало ясно, что надо как можно скорее налаживать техническое обучение.
Чувствовалась также большая необходимость в том, чтобы объяснить рабочим свойства всех видов твердосплавных резцов, рассказать, что, например, формула «Т15К6» означает состав резца, содержащий 15 процентов титана, дающего крепость, и 6 процентов кобальта, дающего вязкость. Об этом рабочие должны были знать, и мы им в этом помогли. С помощью инженерно-технических работников для рабочих нашего участка был прочитан курс лекций по скоростному резанию, металловедению, о чертежах, о резцах.
Многие трудности теперь остались позади. Скоростное резание завоевало у нас на участке прочное место. Люди даже не представляют себе, как они могут работать без скоростных методов, по-старому, на «тихом ходу», как было год — два назад.
Вполне понятно, что, узнав о присуждении нам звания лауреатов Сталинской премии, я испытал не только чувство радостного волнения, но вместе с тем и чувство огромного морального удовлетворения. Конечно, никто из нас — ни я, ни рабочие нашего цеха, в том числе Шумилин и Ячменева, — добиваясь внедрения скоростных режимов, не предполагали, что наш труд будет так высоко оценен. Мы делали свое дело, работали так, как учат нас большевистская партия, товарищ Сталин, и старались внести свой вклад в послевоенное развитие народного хозяйства.
В тот день, когда я прочитал решение правительства о присуждении мне и моим товарищам Сталинской премии, я был растроган до глубины души.
На цеховом митинге перед лицом своих товарищей я горячо поблагодарил большевистскую партию, советское правительство, нашего дорогого и любимого товарища Сталина за огромную заботу о людях труда, о простом советском человеке.
Вслед за мною выступил Виктор Шумилин, а после него на трибуну поднялась взволнованная Татьяна Ячменева. Все приготовились ее слушать. Татьяна стояла смущенная и растерянная. Вижу — на глазах появились слезы, не может сказать ни слова. Все присутствовавшие, которым и без слов было ясно, что хотела и что могла сказать молодая работница-комсомолка Татьяна Ячменева, дружно зааплодировали...
У меня же лично после всех приветствий, после речей и поздравлений было такое ощущение, будто передо мной уйма неоконченных дел.
Товарищ Сталин учит нас, советских людей, что нельзя довольствоваться достигнутым, что нужно постоянно двигаться вперед, что остановиться на месте — значит отстать.
Мы внедрили на участке скоростное резание, добились значительного увеличения выпуска продукции. Производительность труда поднялась, заработная плата рабочих выросла.
Наш участок теперь выпускает продукции значительно больше, чем до войны, а число рабочих уменьшилось на одну треть.
Скоростное резание значительно сократило время обработки изделий. Раньше, например, шлицевый валик обтачивался четыре минуты, а теперь всего пятьдесят семь секунд. С использованием машинного времени мы, несомненно, продвинулись вперед. Что же касается вспомогательных операций, то на них уходит больше времени, чем на механическую обработку. Вот здесь-то и заложен источник дальнейшего увеличения выпуска продукции.
Я ставлю перед собой задачу добиться того, чтобы 60 процентов рабочего времени уходило на машинную обработку, а 40 — на вспомогательные операции. В этом направлении в ближайшее время будет
работать коллектив участка, наши технологи и конструкторы. Мы обязаны до минимума свести вспомогательные операции и ручной труд.
Наше внимание, внимание инженерно-технических работников, направляется в сторону наибольшего применения пневматики, автоматики и телемеханики. Именно здесь заложены огромные резервы.
Мне хорошо запомнились слова наших вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина о том, что к коммунизму мы можем прийти только на базе высокой, большей, чем при капитализме, производительности труда. Приятно сознавать, что внедрением скоростных режимов резания мы способствуем новому подъему производительности труда и этим вносим свой вклад в строительство коммунизма.
ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛОВ
А. МЕДВЕДЕВ,
бригадир проходческой бригады треста Мосшахтострой, лауреат Сталинской премии
СВЕТ ПОД ЗЕМЛЕЙ
Приказ об увольнении в запас почему-то не обрадовал меня. Жаль было расставаться с друзьями и товарищами. Вместе с ними два года делил я будни армейской жизни. Беспокоило и другое: впереди лежало много дорог, широких и светлых, а по какой пойти — выбора еще не сделал.
Но не легкой жизни искал я, думая о будущем. Трудиться я привык с детских лет: перед уходом в Красную Армию работал грузчиком. Снова взяться за эту профессию? Конечно, каждый труд почетен в нашей стране, но годы, проведенные в армии, не прошли даром: я учился, рос. Хотелось лучше послужить своей Родине, вырастившей и воспитавшей меня.
Этими думами поделился я со своим закадычным другом Николаем Марычкиным. Потомственный шахтер, смелый, выносливый солдат, он всегда внушал мне глубокое уважение.
— Знаю, Аристарх, о чем мечтаешь, — сказал он. — Мой совет: поедем в Донбасс, будешь шахтером. Эта профессия как раз тебе по плечу.
О шахтах представление у меня было слабое. Знал, что партия и правительство уделяют шахтерам большое внимание, что направляют в шахты много механизмов. Знал, что донецкие горняки бы
ли зачинателями стахановского движения. Все это заставило меня задуматься над предложением товарища.
Николай Марычкин — опытный проходчик — горячо уговаривал меня. Чувствовалось, от души любит он шахтерское дело и гордится им. Мне это понравилось.
Николай подробно рассказал мне о труде советских шахтеров.
— Конечно, новичок, кроме черного угольного пласта, ничего в шахте не увидит, — начал Николай. — Однообразным покажется ему угольное производство. Между тем, сколько интересного, неожиданного встречает горняк, особенно проходчик. Вот, скажем, нарезаешь штрек — подземный тоннель. Сангиметр за сантиметром, метр за метром продвигаешься по неизведанным местам. А что ожидает впереди? Может, плывучие пески, подземные воды, опасные сдвиги пластов. Геологическая разведка еще не в силах точно определить поведение недр, не всегда угадывает, какие могут быть «сюрпризы». Мы, проходчики, уточняем эти сведения, боремся со скрытыми силами природы. Мы всегда настороже, подтянуты, бдительны... Вот тебе и подойдет эта специальность проходчика... Проходчики — это разведчики недр. Понимаешь?
Меня подкупали слова «разведчики недр».
— Так вот, поедем в Донбасс, — сказал Николай, — будем работать вместе. Только учти: стал шахтером — отдавай горняцкому делу всего себя.
И он протянул мне руку. Я крепко ее пожал.
Ни разу потом не пожалел я о принятом решении, хотя на первых порах трудностей встретилось немало.
Сама жизнь убедила меня в том, что все хорошее — результат больших усилий, суровой борьбы. Поэтому в армии я по своему желанию стал разведчиком-наблюдателем, неплохо справлялся со своими обязанностями. В запас ушел младшим командиром.
* * *
В ноябре 1938 года мы приехали в Донбасс. Но там пришлось расстаться со своим другом. Меня направили на шахту «Томашевка» треста «Лисичанскуголь», а Николая на другую шахту. Первые два месяца был учеником крепильщика. Моим учителем был потомственный шахтер Клим Иванович Филярский. Он погиб во время Отечественной войны. Это был шахтер-энтузиаст, до самозабвения любивший свою профессию.
— Выучишься крепить — настоящим горняком будешь! — частенько говорил он мне.
Советские горняки любят свою профессию, гордятся ею. Неутомимые труженики, они стремятся дать Родине как можно больше «черного золота».
Продажные американские и иные писаки по заданию своих хозяев скрывают от читателей правду о свободном творческом труде советских шахтеров. Лживые буржуазные газеты умалчивают, почему мы, труженики страны социализма, постоянно заботимся о повышении производительности своего труда. Простые советские люди стремятся обогнать время, ускорить движение машин. Они трудятся на самих себя, на свое родное государство. И чем наша страна крепче и богаче, тем счастливее наши люди! Зачем рабочему капиталистической фабрики повышать производительность труда? Сделай он это — завтра же тысячи его товарищей будут выброшены за ворота, пополнят многомиллионную армию безработных. От этого прибыль, только капиталисту, а рабочим становится еще тяжелее.
У нас же работы сколько угодно — выбирай любую по собственному желанию. Государство идет нам навстречу. Скажу о себе. Когда я впервые пришел на шахту, увидел, с какой любовью принимают у нас новичков, как внимательно обучают их мастерству.
С помощью товарищей я быстро освоил специальность крепильщика, перенял от них многие навыки, а главное — любовь к горняцкому делу.
Ответственны обязанности крепильщика — закреплять деревянными стойками обнаженную кровлю. Я весь ушел в эту работу. Но меня не покидала мысль стать разведчиком недр. В свободное время я шел в забой, присматривался, как проходчики нарезают штреки, на практике учился рубать уголь, извлекать породу.
Однажды водоносный песок — плывун прорвался у забоя и начал расползаться по выработанному пространству. Признаться, я немного
оробел. Не теряясь, проходчики и крепильщики поспешили к месту прорыва. Я последовал за ними. Участвуя в устранении этой аварии, я понял, что шахтер, и прежде всего проходчик, должен в совершенстве владеть смежными специальностями. Он-забойщик, крепильщик, путевой рабочий. Поэтому я и вникал во все «мелочи», старался стать, если так можно сказать, шахтером-универсалом. Впоследствии это мне очень пригодилось.
Более трех лет поработал я на шахте «Томашевка» — то крепильщиком, то забойщиком. Не переставая, учился. Учителем моим был весь коллектив. Все, что встречал нового, полезного, я перенимал и применял на практике. С каждым днем росла производительность труда. Уже тогда я оценил силу знаний, силу передового опыта. Следил за всем новым, возникавшим не только на нашей шахте, но и на соседних, лично знал многих стахановцев и не упускал случая побеседовать с ними. Мой бывший учитель Клим Иванович, с которым я часто встречался, как-то сказал:
— Ты, Аристарх, вроде губки. Вбираешь, вбираешь и никак не насытишься.
— Знать хочется побольше! — отвечаю ему.
— Это хорошо, — поддержал меня старый горняк, — желаю тебе удачи.
В те годы я выполнял ежемесячно по полторы—две нормы. Иногда давал и третью. Как и все стахановцы, чувствовал внимание и заботу коллектива.
У меня сложилось мнение, что только на проходке я смогу с наибольшей пользой применить свои силы. И я уже готовился стать разведчиком недр, но вот началась Великая Отечественная война.
Хотелось на фронт, но тыл нуждался в шахтерах. Из Донбасса нас направили в Кузнецкий бассейн. Уже в пути услышали радостную весть: враг под Москвой разбит, освобожден Подмосковный угольный бассейн. Эшелон был направлен в Мосбасс. Мы прибыли в Сталиногорск восстанавливать шахты.
* * *
Подмосковье... По склонам, на вершинах холмов, а то и просто в низине раскинулись шахты, вокруг — города и горняцкие поселки
с их белыми домиками. Лес копров, терриконики, груженные углем поезда, автомашины с оборудованием — таков сегодняшний Московский угольный бассейн. Живой, шумный, деятельный!
Не таким был Мосбасс в 1942 году. Гитлеровцы нанесли ему глубокие раны. Были разрушены и затоплены шахты, превращены в груды развалин жилые кварталы. Партия и правительство дали задание восстановить и построить новые шахты и жилища. Горняки горячо взялись за дело. Вот когда мне особенно пригодились знания, накопленные в Донбассе! Я руководил бригадой опытных шахтеров. В зависимости от того, какое задание было важнее, работал крепильщиком, забойщиком, навалоотбойщиком, пробивал дренаж, настилал пути.
В Мосбассе мы были в полном смысле слова разведчиками, расчищающими путь для бригад, добывающих уголь. И как разведчиков нас перебрасывали с шахты на шахту. Победы наших войск на фронте воодушевляли нас, и мы трудились не покладая рук. Страна с каждым месяцем получала все больше и больше угля.
В течение почти девяти военных и послевоенных лет я участвовал в восстановлении и строительстве многих шахт Донского и Сталиногорского районов. Вот и теперь, проезжая по дорогам Мосбасса, я с гордостью отмечаю: эту шахту восстанавливал, а эту строил.
Сроки восстановления и строительства шахт были сжатые. Прежние методы работы, особенно в строительстве, оказались устаревшими. Горняки на ходу придумывали новые, более совершенные. Кое- что новое внес и я.
В конце 1943 года меня направили на тридцать вторую шахту треста «Красноармейскуголь». Она была почти готова: пройден вентиляционный ствол, нарезаны штреки, настланы пути. Однако добывать уголь не могли. Главный ствол, предназначенный для подъема угля из шахты на поверхность, не был готов. Нужно было ждать еще три месяца. В то напряженное время это было невозможно. Инженеры, стахановцы дневали и ночевали на работе, волновались и спорили.-Перед нами стояла главная задача — ускорить сооружение ствола. При проходке его сверху вниз очень много ценного времени уходило на выгрузку породы. А если проходить ствол снизу вверх, то
породу можно было бы спускать в. штреки, которые к тому времени были готовы, а уж после выдавать ее на-гор&. Это я и предложил на производственном совещании.
Долго я вынашивал эту мысль, был убежден в ее правильности и все же чувствовал себя, как на иголках. Меня волновал вопрос: примут или отвергнут? Ведь проходка ствола снизу вверх — совершенно новое дело.
— Предложение Медведева — пустая фантазия, — сказал кто-то из присутствовавших. — Практика ничего подобного не знает, а работать на авось теперь не время.
— Мало ли что было раньше! — возразил я. — Когда-то обушком уголь рубили, а сейчас комбайн имеем.
— Нового бояться нечего. Зато сколько сэкономим суток для проходки!—сказал один из инженеров. -<
Мнения разделились. Но меня поддержал также начальник строительства Михаил Михайлович Хрущевский. Он приказал немедленно сделать точные технические расчеты. Вскоре инженеры при моем участии обосновали правильность моего предложения и разработали его технологию.