Особенности содержания художественного образования.




Тема: Содержание образования.

План.

  1. Понятие содержание образования.
  2. Принципы и критерии отбора содержания образования.
  3. Особенности содержания художественного образования.
  4. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
  1. Содержание образования- это педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми овладевают учащиеся (традиционная точка зрения). При таком подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества.

Современная точка зрения исходит из идеи гуманизации образования и личностного ориентированного подхода.

  1. Принципы и критерии отбора содержания образования:

Принципы отбора содержания образования (разработаны В.В. Краевским):

1) Принцип соответствия содержания образования, требования развития общества, науки, культуры и личности.

2) Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения (технология обучения)

3) Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. (согласованность теоретических представлений, учебного предмета, учебный материала, педагогической деятельности и личности учащегося).

4) Принцип гуманитаризации содержания общего образования (освоение общечеловеческой культуры: культура жизненного самоопределения, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура, культура общения и семейных отношений).

5) Принцип фундаментализации содержания (интеграция гуманитарного и естественно-научного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей, освоение методов добывания знаний).

6) Принцип соответствия основных компонентов содержания образования структуре базовой культуры личности.

Критерии отбора содержания образования:

1) Целостное отражение в содержании образования задач гармоничного развития личности и формирования его базовой культуры.

2) Научная и практическая значимость материала.

3) Соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся определенного возраста.

4) Соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение.

5) Учёт международного опыта построения содержания образования.

6) Соответствие содержания образования учебно-методической и материальной базе современной школы.

Особенности содержания художественного образования.

Художественное образование - процесс освоения знаний, умений, навыков в области искусства и художественного, в том числе, самостоятельного творчества.

Художественнее образование в школе ориентировано, прежде всего, на воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Разные взгляды на содержание предметов искусства в школе находят отражение различных концепциях художественного образования и программных материалах.

1. В.С. Кузин и Н.Н. Ростовцев (Программа «Изобразительное искусство») главное внимание акцентируют на изобразительной грамоте и художественно-профессиональных навыках.

2. Основная идея второй, разработанной Б.П. Юсовым «Концепции целостного подхода к художественному воспитанию через категорию «художественный образ», заключается в понимании, переживании и посильном создании художественного образа. Изобразительной грамоте, являющейся целью традиционной программы, здесь отводится роль средства создания художественного образа.

3. В третьей концепции приобщения к мировой художественной культуре, разработанной коллективом авторов под руководством Б.М. Неменского (программа «Изобразительное искусство и художественный труд») главной идеей стало формирование художественной культуры учащихся, как части культуры духовной. Эта концепция предполагает органичное сочетание в содержании предмета познания самих произведений искусства, элементов искусствознания и теории изобразительной деятельности, освоения навыков практического изображения и творческого самовыражения учащихся. В качестве основного элемента содержания предмета искусства здесь выдвигается само искусство: его суть, его содержание. Изобразительная грамота и художественный образ занимают здесь место средств формирования художественной культуры учащихся.

Б.М. Неменский акцентирует внимание на том, что учить надо «не искусству, а искусством», не знаниям, навыкам и творчеству (они лишь «средства овладения языком искусства»), а «опыту веков» в формировании человеческой сущности и отношения человека к миру. Исследуя проблемы отбора содержания общего среднего образования в области искусства, Б.Т. Лихачев так же подчеркивает, что в задачу школы не входит подготовка профессиональных художников, музыкантов, поэтов и писателей. А потому в качестве основного результата педагогической деятельности нельзя рассматривать освоение учащимися узкого, специального, художественно-профессионального опыта искусства вне постижения глубинных связей искусства с проблемами человеческой жизни. Прежде всего, искусство должно открывать растущему человеку пути формирования собственного внутреннего мира

4. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации",
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • Учебные планы
  • Учебные программы
  • Учебники

Государственный образовательный стандарт. ФГОС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: