А) Государственный образовательный стандарт.




Государственный стандарт общего образования - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждения, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

В нашей стране система образования управляется, регулируется и контролируется государством, которое предъявляет требования к содержанию образования, руководствуясь целью формирования человека, способного к полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Осуществляя свои функции, государство создает и внедряет Государственный стандарт образования, регламентирующий устройство системы образования в целом. Именно государственный стандарт определяет уровень образованности выпускников всех видов учебных заведений, имеющихся в стране, независимо от их правовой основы. Основной целью государственного образовательного стандарта является поддержание и создание условий для повышения уровня образования..

В СТАТЬЕ 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" определено, что

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

2. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

4. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

5. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования

и науки РФ от 6.10.2009г. и реализуется с 2010года в РФ. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования,

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

ФГОС определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности в предметной области

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

С 1 сентября 2015 г. введен ФГОС основного общего образования в школах России.

Б) Учебный план. Учебный план включает: перечень учебных предметов, порядок изучения предметов, количество часов на каждый предмет, структуру и продолжительность учебного года.

Виды плана:

1) Базисный учебный план- это основной государственный нормативный документ, являющиеся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Традиционно средняя общеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная.

Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, соотнесенные с возрастными особенностями учащихся.

Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственно между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получи на последующих ступенях свое развитие и обогащение

2) Примерные учебные планы.

Они вырабатываются на основе федерального базисного учебного плана и утверждаются органами управления образования субъектов РФ и носят рекомендательный характер.

3) Рабочие учебные планы. Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана и с учетом примерных учебных планов.

Существует два типа учебных планов школы:

• собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);

• рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

 

Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предмете или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвой определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Предметы объединяются в циклы: естественно – математический, гуманитарный, художественный, производственно-трудовой, физкультурно-оздоровительный.

Учебные программы

Учебная программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Функции учебной программы:

  1. Описательная
  2. Идейно-мировоззренческая
  3. Организационно-методическая

Программы:

1) Типовые программы (имеют рекомендательный характер). Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.

2) Рабочие учебные программы. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

3) Авторские программы. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений процессов.

Структура программы:

1) Пояснительная записка.

2) Содержание программы.

3) Примерное тематическое планирование.

4) Методические указания о путях реализации программы.

5) Характеристика материальной базы и технических средств обучения.

 

Учебная литература.

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которым относятся учебники и учебные пособия. Школьный учебник по содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования и науки РФ для всех школ страны.

Дом. задание. Прочитать глава 10 «Содержание образования как основа базовой культуры личности» п. 4 и письменно ответить на вопросы:

  1. Какие функции выполнят школьный учебник?
  2. Какие компоненты включает структура учебника?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: