Самостоятельная работа студентов (обязательные формы)




1. Прочитайте в учебниках разделы о лексических нормах. Выпишите определение понятия «лексическая норма» (1 балл)

2. Подготовьтесь на основе прочитанного к обсуждению перечисленных ниже вопросов и проблем (участие в обсуждении оценивается от 1 до 2 баллов).

Вопросы для обсуждения на занятии.

1. Понятие лексических норм.

2. Структура словарной статьи (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 4-е изд., доп. – М., 2007). Словарная статья с заглавным словом (доминантой) ПОЛЗТИ (1 и 4 лексические значения слова – ЛЗС).

3. Структура (семный состав) лексического значения слова (ЛЗС). Точность словоупотребления, обусловленная гармонией сем лексических значений сочетающихся слов.

4. Языковая асимметрия как фактор, препятствующий точному словоупотреблению (одна форма слова – несколько ЛЗС: полисемия, омонимы; одно ЛЗС – несколько форм: синонимы, антонимы).

5. Понятие об агнонимах: словах полностью или частично непонятных конкретной языковой личности, хотя и относящихся к активному пласту лексики (классик, любовь, интеллект, логические операции и т.п.).

Домашнее задание по итогам работы.

Оцените следующие сочетания, вошедшие в наш речевой обиход в последнее десятилетия. Нарушаются ли в них лексические нормы русского языка? Примеры взяты из книги филолога И.Б. Левонтиной «Шум словаря» (см. электронное приложение)

«Просто [Б.Н. Ельцин] был тем, кто неожиданно почувствовал этот великий ритм и дыхание времени, этот великий шанс и великий вызов. И — как мог постарался соответствовать этому вызову. (Е Трегубова)

Красивые зубы — пропуск в мир успешных людей.

Нужен еще один амбициозный и целеустремленный сотрудник

Экстремально комфортно!(реклама спортивной одежды)

Мудрость ведь предполагает жизненный опыт, философский взгляд на вещи и лояльное отношение к человеческим слабостям и недостаткам.

Лояльный покупатель.

Деликатно -розовый цвет <о лаке для ногтей >

«Подарок президента шокировал работников детской школы искусств. О новом рояле здесь мечтали 32 года. Преподаватели уже и не надеялись получить новый инструмент. Тем более от Владимира Путина». (из газеты)

Список литературы и источников:

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д. Черняк. – Спб:Сага; М.: Форум, 2007.- С.92-138.

2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов) А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, В.А. Ефремов и др.;Под ред В.Д. Черняк.- 2-е изд, испр. и доп.- М., Высшая школа, 2006. – С. 33 – 115.

3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учебное пособие для студ.фак.журналистики. – 2-е изд, испр. – М.: Издат.центр «Академия», 2004. – С. 67-119.


 

Практическое занятие № 6.

Нормы, функционирующие в устной и в письменной речи
(фразеологические)

Подготовка к занятию.

Самостоятельная работа студентов (обязательные формы)

1. Прочитайте в учебниках разделы о фразеологических нормах. (1 балл)

2. Подготовьтесь на основе прочитанного к обсуждению перечисленных ниже вопросов и проблем (участие в обсуждении оценивается от 1 до 2 баллов).

Самостоятельная работа студентов (формы по выбору студента)

Подготовьте аргументированное письменное рассуждение по одному из следующих вопросов (3 балла)

1. Как украшают и обогащают нашу речь фразеологизмы? Сколько фразеологических единиц должно быть в активном словарном запасе человека с литературным типом речевой культуры.

2. Фразеологизмы и «прецедентные тексты» - в чем сходства и различия?

Вопросы для обсуждения на занятии.

1. Понятие фразеологических норм.

2. Основные фразеологические нормы:

· воспроизведение фразеологического оборота точно в таком значении и в такой же форме, в какой она закрепилась в языке;

· недопустимость неоправданного (немотивированного) разрушения фразеологизма: играть значение (вместо: играть роль или иметь значение); отложить (вместо: положить) в долгий ящик; брать быков (вместо: быка) за рога; взяться за свой ум (вместо: за ум); знать, откуда дул ветер (вместо: ветер дует);

· недопустимость немотивированного расширения сочетаемости фразеологизмов с другими словами: как резаный хохочет (вместо: кричит); на кривой не обскачешь (вместо: объедешь).

Практическая часть.

Исправить ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

Я расскажу эту тему на следующем уроке как свои пять пальцев. Пете не узнать новую модель как своих ушей. Димкины дела летели как по маслу. Девочка боялась как осиновый лист. Соседка видела Мишу как облупленного. Деньги выпускаются в трубу. Слухом не слыхивал. Душа кровью обливается. Похоронить на корню. Он отдал девушке руку и сердце. Глас, вопиющий в пустыне. Гора отвалилась от сердца. Скрепя зубы.

 

Домашнее задание по итогам работы.

Установите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданное расширение или сокращение их состава; возникновение неправильного выражения путём объединения двух известных выражений; искажение смысла фразеологизма; проявление прямого необразного значения устойчивого оборота и т.д.).

1. Кончится тем, что Оля станет басней во языцех для всей улицы. 2. Оба они словно братья-близнецы, капля в каплю похожи друг на друга. 3. Один за одним вышли из прибрежных кустов друзья-товарищи. 4. А совсем недавно Семёнова хвалили и пели ему фимиамы. 5. Дело ещё осложняется тем, что здесь всех меряют под одну гребёнку. 6. А ведь тут и зарыт секрет самовоспитания в коллективе. 7. Изучение новых материалов даёт свои плоды. 8. На этот раз шахматисту не повезло, он получил фиаско. 9. Взяв на себя такие обязательства, мы должны теперь работать не покладая сил. 10. Ольга никогда не пряталась за чужую широкую силу. 11. Результат не замедлил себя ждать. 12. Женившись на крепостной крестьянке, граф низко пал в свете. 13. Будем бороться и проливать кровь, сражаться до последнего издыхания. 14. Львиную часть дня она занималась живописью. 15. Живое внимание слушателей вызвал рассказ полярника. 16. Правда, заключённая в стихах поэта, бьёт в лицо. 17. У Плюшкина крестьяне помирают, как мухи. 18. Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 19. Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения. 20. Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить ключом. 21. Фамусов не любит долго заниматься делами, у него заведён такой обычай: «Подписано, так с плеч долой».

Список литературы и источников:

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д. Черняк. – Спб:Сага; М.: Форум, 2007.- С.139-157.

2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов) А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, В.А. Ефремов и др.; Под ред В.Д. Черняк.- 2-е изд, испр. и доп.- М., Высшая школа, 2006. – С. 84-102.

3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учебное пособие для студ. фак. журналистики. – 2-е изд, испр. – М.: Издат.центр «Академия», 2004. – С. 119-124.


 

Практическое занятие № 7.

Нормы, функционирующие в устной и в письменной речи
(морфологические)

Подготовка к занятию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: