Латентная переменная, измеренная подобным образом, называется обычно социологическим индексом.




При создании индекса возникают некоторые методические проблемы. Например:

1) поиск критериев отбора признаков, которые могут быть индикаторами изучаемого свойства;

2) определение размера вклада и оказываемого влияния каждого выбранного признака на конечный, единый (агрегированный) показатель-индекс.

Индекс, построенный для одного респондента, называется индивидуальным социологическим индексом, а индекс, построенный на основе совокупности различных данных, совокупным индексом.

Логические и аналитические индексы.

Логический индекс – это показатель, определяемый логическим путем, т.е. построенный по определенной логической схеме. В данном случае используется логический квадрат, логический прямоугольник, даже куб.

 

Техника логического квадрата.

В случае номинальных шкал для получения значений латентной переменной используется техника логического квадрата (куба и т.д.).

Например, необходимо выяснить удовлетворенность студентов учебой на конкретном факультете, по данной специальности. Можно использовать логический квадрат. Для его построения необходимо студентам разных вузов задать два вопроса:

Представьте себе, что у Вас есть возможность перейти на другой факультет. Перешли бы Вы?

– да, перешел бы

– нет, не перешел бы

– затрудняюсь ответить

 

Представьте себе, что Вы нигде не учитесь. Пришли бы Вы вновь учиться на Ваш факультет?

– да, пришел бы

– нет, не пришел бы

– затрудняюсь ответить

 

В результате мы можем получить 9 ситуаций, которые желательно свести в таблицу (логический квадрат). Каждая ситуация интерпретируется

 

«Пришел бы …» «Перешел бы …»
Нет З/о Да
Да a b f
З/о b c d
Нет f d e

 

По соотношению ответов на оба вопроса мы видим, что максимальная удовлетворенность есть в ситуации a, а минимальная – в ситуации e, средняя – в ситуации c, т.е. ситуации а и е – это крайние позиции, с – средняя.

Ситуации b – идентичны, степень удовлетворенности в этом случае меньше, чем максимальная, и выше, чем средняя.

Ситуации d близкие по своему значению, так как ответ "да" в одной ситуации равнозначен ответу "нет" в другой ситуации (при "затрудняюсь ответить"). В этом случае степень удовлетворенности меньшая, чем средняя, и большая, чем минимальная.

Ситуации f взаимоисключают друг друга.

Ситуации обозначаются произвольно, но с учетом логических связей между ними.

На входе имеем трехчленную шкалу, а на выходе шкалу порядков с пятью градациями.

Каждой ситуации можно присвоить коды, значения, показатели, на основании которых строится ряд предпочтений (по степени убывания).

 

А > В > С > D > Е

А = 5, В = 4, С = 3, D = 2, Е = 1

С помощью логического квадрата мы определяем удовлетворенность учебой только отдельно взятого студента.

Техника логического прямоугольника.

Наряду с логическим квадратом можно использовать логический прямоугольник. Например, попытаемся оценить преподавание какого-нибудь учебного курса. Используем 3 критерия:

· содержание (наличие нового знания),

· интересность (стиль, ораторские способности),

· понятность (доходчивость материала).

По этим показателям (С, И, П) оценим качество курса.

Зададим три вопроса:

1. Как вы считаете, содержательный ли или нет данный

курс лекций?

1. Да

2. Нет

3. З/о

2. Как Вы считаете, интересно читает лектор или нет?

1. Да

2. Нет

3. З/о

3. В основном Вы понимаете материал данного курса?

1. Да

2. Нет

3. З/о

 

Ответы затруднившихся (з/о) можно не интерпретировать.

Их можно включить на стадии обработки эмпирических данных.

Мы получаем восемь ситуаций, каждая из которых характеризует определенное "качество" курса.

Этим ситуациям соответствуют оценки А (отличное), В (хорошее), С (удовлетворительное), D (плохое).

При этом А > В > С > D. В итоге у нас получился инструмент для измерения качества лекций. Причем, в начале мы использовали номинальные шкалы, а в итоге получили порядковую шкалу с четырьмя градациями.

С помощью логического прямоугольника можно измерить оценки, даваемые респондентами различным объектам.

 

Номер ситуации С И П Качество Оценка Баллы
1. + + + отличное А  
2. + + хорошее В  
3. + + хорошее В  
4. + + хорошее В  
5. + удовлетворительное С  
6. + удовлетворительное С  
7. + удовлетворительное С  
8. плохое D  

 

Если нам нужно получить оценку качества лекций, полученную от группы респондентов, то в этом случае необходимо формировать аналитический индекс.

Аналитический индекс – это обобщенный (производный) показатель, сформированный из исходных данных посредством математических операций.

Он строится на основе эмпирических индикаторов и показателей, полученных в ходе исследования, либо от их производных.

Простые индексы

Пример:

Существует 2 группы респондентов, одна из которых, читает материалы на политические темы регулярно, другая – нерегулярно.

Чтобы сравнить эти группы между собой «по уровню обращаемости к материалам на политические темы», следует сконструировать индекс.

Обозначим условно буквой А тех респондентов, кто читает материалы на политические темы регулярно, и буквой Б тех, кто читает их редко.

Тогда искомый индекс может принять вид:

 

 

Разность читающих материалы на политическую тему часто и читающих их редко, деленное на число всех опрошенных.

 

Определим границы измерения значений индекса.

Для этого предположим, что все опрошенные читают сообщения на политические темы регулярно (Б =0).

Тогда значение индекса равно +1.

 

 

 

Если предположить, что все опрошенные читают эти материалы редко (А =0), то значение индекса равно -1.

 

 

 

Таким образом, индекс изменяется в диапазоне от +1 (все опрошенные читают сообщения на политические темы регулярно) до -1 (все опрошенные читают эти материалы редко).

 

Индекс принимает значение 0, при А=Б (при условии, что число читающих сообщения на политические темы регулярно равно числу читающих их редко).

 

Пример:

Расчет простого индекса может быть применен, например, для решения следующей задачи.

Пусть проведен опрос в 4-х группах, обобщены результаты и вычислены значения индекса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: