Пример выполнения кейс-задания: Ситуация 3.




Задание:

1.Определить дисперсию Ϭ для среднего значения изучаемого признака,

2. построить гистограмму распределения изучаемого признака (в %),

3. рассчитать коэффициент корреляции между рядами данных.

Алгоритм выполнения задания № 1

1.1. Оценить среднее арифметическое значение «x» формуле

 

Средняя арифметическая простая рассчитывается для не сгруппированных данным по формуле:
или ,
где x j – отдельные значения признака,
j – порядковый номер единицы наблюдения, которая характеризуется значением x j,
N – число единиц наблюдения (объем совокупности).

_

1.2. Рассчитать отклонения по формуле (x j – x)

1.3. Рассчитать дисперсию по формуле

_

где x j – значение признака в j – ом наблюдении, x – среднее значение признака, n –число наблюдений.

 

Оценить дисперсию личного потребления картофеля по данным с 1990 по 1998 гг. Заполнить таблицу, подобрав из алгоритма соответствующие действия и произведя необходимые расчеты.

Годы Значения показателя Отклонения от среднего Квадрат отклонения Дисперсия
  15,7 -2,14 4,6  
  16,7 -1,14 1,31  
  17,5 -0,34 09,12  
  18.8 0,96 0,91  
  18,0 0,16 0,02  
  18,3 0,46 0,21  
  18,5 0.66 0,43  
  19,1 1,26 1,58  
  18,0 0,16 0,02  
Среднее значение 17,84     1,02

 

Алгоритм выполнения задания № 2

В исследования уровня доверия населения полиции в регионах Российской Федерации были получены результаты, приведенные в таблице ниже.

 

Уровень доверия * Частота наблюдений (доля регионов РФ в %)
высокий (более 65%) 8,0
выше среднего(55%-65%) 27,0
средний (45%-55%) 29,0
ниже среднего (35%-45%) 20,0
низкий (25%-35%) 13,0
очень низкий (до 25%) 3,0

 

Для проведения статистического анализа данных методом построения гистограммы необходимо:

2.1 обозначить и упорядочить значения группировочного признака (уровень доверия полиции),

2.2. определить частоту наблюдений (доли регионов) по каждому значению признака,

2.3. воспользовавшись специальной компьютерной программой (Excel, Word) построить гистограмму распределения значений изучаемого признака.

 

Группировка регионов Российской Федерации по уровню доверия населения полиции

(по результатам опросов общественного мнения)

Доля регионов РФ,%

Уровень доверия

Алгоритм выполнения задания № 3

3.1. Определить значения ряда «х» и «у», число наблюдений «n».

3.2. Определить средние значения признаков «х» и «у».

3.3. Рассчитать ковариацию по формуле

 

_ _

где «x» и «у» – средние значения признаков.

3.4. Определить дисперсии для рядов «х» и «у».

3.5. Рассчитать коэффициент корреляции по формуле

.

где r xy – коэффициент корреляции, cov(X,Y) – ковариация «х» и «у»,

 

Для двух рядов наблюдений изучаемых признаков, следуя обозначенному выше алгоритму, рассчитана дисперсия ряда «х» (7,24), ряда «у» (2,64) и ковариация (-4,32). Подставляя полученные значения в формулу расчета коэффициента корреляции получим:

Rx,y = = -0,989

Методы интерпретации социологических данных

В научной практике широкое использование получили генетический, структурный, функциональный, комплексный и систем­ный подходы.

Генетический метод.

Генетический метод является неотъемлемым иссле­довательским инструментом для выявления временной динамики социальных явлений. Использование данного метода при объяснении предполагает установление условий возникновения, главных этапов и основных тенденций развития явления. В результате выявляются связи изучаемых явлений во времени.

Генетический метод выступает формой реализации принципа развития.

Структурный метод.

Суть метода углубленное внимание к описанию текущего состояния объек­тов, выяснение внутренне присущих им свойств, отношениймежду структурными элементами. Анализ позволяет построить систему взаимосвязей между элементами на различ­ных уровнях организации объекта. Важным достоинством метода является представление ре­зультатов в виде различных моделей: описаний, перечней элементов, графических схем, классификаций.

Примерами структурного анализа выступает пред­ставление структуры и типов личности, ее ценностных ориентаций, типы социальных структур. Структурный подход — метод интерпретации в исследованиях, посвященных изучению организации и строения социального объекта.

Функциональный метод.

Функциональный подход главным образом фокусирует внимание на связях изучаемого объекта со средой.

В связи с многоуровневостью функций социальных субъектов, действующих одновременно, в исследованиях функцио­нальный метод сочетается с компонентами структурного анализа.

Комплексный метод.

Комплексный подход предназначен для изучения сложного объекта методами комплекса наук. Он пред­полагает втой или иной мере использование всех предыдущих интер­претационных методов.

Яркий пример реализации комплексного подхода в науке — кон­цепция культуры, в рамках которой феномен культуры подлежит согласованному исследованию большого комплекса наук.

Системный метод.

Системный анализ реализуется с помощью системного анализа и синтеза. Анализпредполагаетвыделение системы из среды, определения состава ее элементов, структуры, функций, свойств и характеристик, системообразующих факторов, вза­имосвязей со средой. В процессе синтеза, на основе обобщения и абстракции описания создается модель реальной системы,

Описание объектов как системвыпол­няет объясни­тельную, прогнозирующую и интегративную функции знаний об объектах.

Системный подход в социологии вскрывает общность социальных явлений. Это дает возможность обогащения социологии идеями, фактами, методами дру­гих наук и, наоборот, проникновения социологических данных в дру­гие области знания.

Он позволяет собирать и систематизировать знания, увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, одновременно устраняя избыточность ин­формации, повышать наглядность описаний, умень­шать субъективизм в интерпретации социальной реальности. Помогает сформулировать задачи будущих исследований, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся данных пред­сказать свойства неизученных объектов.

Все рассмотренные ранее интерпретационные подходы являются органичными компо­нентами системного подхода.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: