Культура Московского государства (1480 – 1703)




1480 – 1703 гг. – этовремя развития единого русского государства во главе с Москвой – «московского царства». После падения Византии и завоевания Константинополя турками (1453), Москва берет на себя роль преемника империи, государства-хранителя православия. Иван III после «стояния на Угре» прекращает платить дань Орде, присоединяет непокорные Новгород и Псков, а в 1472 году женится на приехавшей из Рима племяннице последнего императора Византии – Зое (Софии) Палеолог; с этого времени Русь перенимает византийский герб – двуглавого орла, а великий князь московский начинает именовать себя «господарем», что уже очень близко к титулу царя – «государя». В конце XV – начале XVII века в посланиях инока Филофея была сформулирована идея исключительности Русского государства, связанная с представлением о Москве как «третьем Риме» («два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не быти…»). Важной частью идеологии «московского царства» стало «Сказание о князьях владимирских», возводящее родословную московских князей к римскому императору Прусу, и содержащее легенду о передаче регалий – знаков высшей власти (в том числе царского венца – «шапки Мономаха») – византийским императором князю Владимиру Мономаху.

Для духовной жизни этого времени характерно противостояние «нестяжателей» (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев) и «иосифлян» (последователей Иосифа Волоцкого). На нескольких церковных соборах обличается «ересь жидовствующих», получившая особенно вескую поддержку в Новгороде (одна из центральных идей еретиков – отрицание троичности божества). Московский кружок еретиков во главе с Федором Курицыным (автором таинственного, до сих пор не разгаданного «Лаодикийского послания») какое-то время пользовался покровительством Ивана III.

В 1518 году для перевода и исправления богослужебных книг в Россию приехал Максим Грек, афонский монах с итальянским образованием.

Важнейшим событием культуры этого времени стало приглашение итальянских мастеров для строительства новой, более пышной резиденции великого князя в Кремле. Первым в череде масштабного строительства, задуманного Иваном III, стала перестройка Успенского собора. Неудачно начатая, она была продолжена болонским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Алевиз (Старый), Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари возводят новые (сохранившиеся до наших дней) стены Кремля, они же строят дворец великого князя, от которого сохранилась знаменитая Грановитая палата и два нижних этажа Теремного дворца. Затем для строительства второго по значению кремлевского собора – усыпальницы московских князей – был приглашен венецианский архитектор Алевиз Новый; кремлевская колокольня, похожая на итальянские кампанилы (Иван Великий), была возведена зодчим из рода Бон.

Работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневекового искусства; фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры, заложенных в постройках времени Ивана III. Однако «прививка ренессанса» не могла инспирировать собственного Возрождения; русское искусство, насытившись формальными новшествами европейцев,– есть основания предполагать, что даже шатровые церкви (долгое время бывшие символом русской «самобытности») появились благодаря итальянцам – доказано, что знаменитую церковь Вознесения в Коломенском строил итальянец Петрок Малой, присланный папой римским Климентом VII Медичи.

Центр XVI столетия занимает противоречивая эпоха Ивана IV (Грозного), начавшаяся венчанием шестнадцатилетнего Иоанна на царство и победой над Казанским ханством, отмеченной строительством собора Покрова на Рву (позднее получившего народное имя «Храма Василия Блаженного») – красивого и причудливого, состоящего из девяти церквей на едином основании.

Канонизации на макарьевских соборах 1547 – 1549 гг. фактически создали новый пантеон русских святых. В 1551 году проходит Стоглавый собор, утвердивший кодекс правил церковной жизни, касавшиеся, в частности, и иконописания (образцом была объявлена «Троица» Андрея Рублева).

В 1547 году членом приближенного к царю совета – «Избранной рады», и исповедником Иоанна, попом Сильвестром, был составлен «Домострой» – исключительный по своему значению памятник средневековой культуры.

В середине XVI века был составлен крупнейший летописный свод – «Летописец начала царства».

Одновременно при московском дворе возникает новая школа иконописания, не боящаяся изображать богословские понятия в зримых образах; появляются иконы с развитой иконографической программой и сложным сюжетом. В честь взятия Казани была написана икона «Благословенно воинство небесного царя»; одна из наиболее интересных икон этого круга – «Четырехчастная» из кремлевского Благовещенского собора. Некоторые из ее сюжетов находят аналогии в западноевропейской иконографии. Развитие иконографии, усложнение понятийного аппарата искусства, стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей (что можно проследить как в иконах придворного круга, так и в архитектуре, где теперь, вместо одного храма в честь победы строится девять – в честь каждой из побед) – все это указывает на наступление нового периода в истории русской культуры – позднего средневековья.

Вторая часть правления Грозного – темная, опричная, разорившая и ослабившая страну, начинается с 1564 года. Царь «отрекается» от престола и возводит на трон крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, в ведение которого передается часть русских земель – Земщина, другую, не меньшую, часть, Иван Грозный забирает в опричнину, и управляет ей из новой резиденции в Александровой слободе. Уезжая из Москвы, он оставляет две грамоты – одна, к народу, уверяет его в любви царя, другая – к митрополиту, обвиняет бояр и духовенство в измене.

Тогда же последний из советников начала царствования Иоанна, князь А.М. Курбский, бежит в Литву. Начинается долгая переписка между царем и мятежным князем, по праву вошедшая в сокровищницу русской литературы.

На 1560-е годы приходится начальный этап развития русского книгопечатания – в 1563 была открыта типография Ивана Федорова.

Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. царя занявшего русский трон и мечтавшего об основании новой династии. «Годуновский» период отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей «итальянизирующие» приемы кремлевских соборовначала века, и созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском дворе.

Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость с Смоленске – она была сдана без боя польским войскам под предводительством Димитрия – человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее «междуцарствие» привели к невиданному ранее разорению страны.

Это время, однако, стало периодом бурного развития публицистической литературы (известнейшие авторы того времени – Иван Хворостинин, Иван Тимофеев, Авраамий Палицын и др.).

Смута заканчивается с избранием и венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие.

Для столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие т.н. «строгановской школы», берущей начало в годуновских придворных мастерских – изящная, тонкая живопись, внимательная отделка деталей делают ее одной из жемчужин поздней русской иконописи. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей «годуновские» традиции и ориентированной на сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века.

С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название «узорочья» (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией) – его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и североевропейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер, построивший церковь Екатерины в Кремле). К 1635-36 гг. относится строительство Теремного дворца в Кремле на основании старого дворца Ивана III. Одним из важнейших образцов для многочисленных «узорочных» церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.

В XVII веке было построено больше церквей, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры. Возникает феномен провинциального зодчества, по-своему с запозданием интерпретирующего столичные моды.

Своеобразное направление зодчества XVII века сложилось в Ярославле, где распространились большие богато украшенные и расписанные храмы, заказчиками которых, как правило, были купцы, торговавшие по Волге. Типология ярославских, видимо, была определена первой каменной посадской церковью Николы Надеина. Затем по соседству возникают церковь Рождества на Волге, роскошный, окруженный многочисленными пристройками, храм Ильи Пророка. Вторая половина XVII века представлена в Ярославле двумя крупнейшими архитектурно-живописными ансамблями – в Коровниках и Толчкове.

XVII век представляет совершенно новый этап развития русской литературы, это время возникновения литературы в современном смысле этого слова. Появились первые записи былин, исторических песен. Появляются повести светского содержания (в чем-то аналогичные новеллам европейского Возрождения) – «Повесть о горе-злосчастии», «Повесть об Улиании Осорьиной», «Повесть о Ерше-Ершовиче».

Середина XVII столетия отмечена сложнейшей коллизией русской церковной и политической истории – расколом и деятельностью патриарха Никона, пафос которой заключался, с одной стороны, в возвышении церковной власти над светской, а с другой – в исправлении обрядов православной церкви по образцу греческих (что и привело к расколу). При молодом Алексее Михайловиче (как и при юном Иване IV в прошлом веке) образуется кружок близких советников – «ревнителей благочестия», чья деятельность сосредоточивается на обсуждении проблем «исправления» обрядов и церковных книг. Затем кружок распадется, и часть из его членов станет вождями раскола (как протопоп Аввакум, автор «Исповеди» – одного из интереснейших произведений древнерусской литературы), а патриарх Никон, продолжая «исправление» обрядов и книг, после конфликта с царем удалится с патриаршества и впоследствии будет осужден вселенским собором патриархов в 1666.

С деятельностью Никона связаны исключительные по своеобразию архитектурные замыслы – строительство Иверского Валдайского и Воскресенского Новоиерусалимского монастырей (в «Новом Иерусалиме» была воспроизведена главная святыня христианства – храм Воскресения и Гроба Господня, а также часть иерусалимской топографии – например, под Москвой появилась река Иордань, и др.). Подражая патриарху, в Ростове митрополит Иона также развернул обширную строительную программу. Если при Михаиле Федоровиче наблюдалась определенная замкнутость по отношению к западноевропейским влияниям (что однако не мешало активному использованию иностранных мастеров). Настороженное отношение к католическим странам, обострившееся из-за Смуты, предопределило ориентацию на сотрудничество с североевропейскими странами (Англией, Голландией и др.), характерное для всего XVII века, а также и для петровского времени.

С середины XVII века влияния барочной культуры Западной Европы (которая была уже культурой Нового времени) становятся все более очевидными.

С присоединением Украины (1654) и части белорусских земель становятся более активными культурные связи с этими землями, испытавшими сильное влияние католической барочной культуры. Белорусские мастера были авторами резных иконостасов и изразцового декора второй половины века.

Во фресковой росписи храмовых интерьеров, которая в XVII веке сочетается с темперной прорисовкой, активно используются барочные композиционные схемы, заимствуемые из европейских гравюр (особенно популярна была «Библия Пискатора»)

Возникают новые тенденции в живописи, представленные творчеством кремлевских мастеров Оружейной палаты Симона Ушакова, Федора Зубова, Иосифа Владимирова. Для их живописи характерно использование приемов, близких к нехарактерной для иконописи светотеневой моделировке. Новым явлением стало написание трактатов о живописи (С. Ушаков, И. Владимиров).

Для времени Алексея Михайловича характерно активное развитие образования – Ф.М. Ртищев был инициатором создания школы при Андреевском монастыре, позднее, в 1687 г. было открыто высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (академия). Издаются буквари, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

Учителем детей Алексея Михайловича стал Симеон Полоцкий, основоположник русского силлабического стихосложения (барочного в своей основе) и основатель школы при Заиконоспасском монастыре. Известны два сборника стихов С. Полоцкого – «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный».

Последняя четверть XVII века характеризуется все большим усвоением европейской культуры Нового времени, определившим успех «европеизации» страны при Петре I.

В архитектуре этот период получил название «нарышкинского» – по имени рода матери Петра I. В усадьбах приближенных ко двору бояр появляются церкви нового типа – центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. В вотчине Л.К. Нарышкина была построена церковь Покрова в Филях.

В вотчине П.В. Шереметева-Меньшого Уборах Яков Бухвостов возвел церковь Спаса. Необычна церковь Знамения в Дубровицах, интерьер которой украшен скульптурой (что несвойственно русской православной традиции, но характерно для европейского барокко).

XVII век – период, завершающий русское средневековье. Многое в этом столетии можно назвать переломным: Россия, через влияния, созвучные внутренним культурным процессам, приобщается к культуре Нового времени, выбирая европейский путь развития – несомненно, что этот путь был во многом предопределен всей русской историей, также как и все бесконечные споры о своеобразии русского пути, начатые при Иване III, с созданием «московского царства».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: