Оформление рефератов, курсовых и дипломных работ с использованием компьютерных технологий




А.Х. Хусаинова

 

 

 

Практическое пособие для студентов

 

 

 

Набережные Челны


ББК

….

 

Рецензент:

Габдуллина Л.Б., к.п.н., доцент каф.социальных и гуманитарных дисциплин ф.КГУ

 

 

Хусаинова А.Х.

Оформление рефератов, курсовых и дипломных работ с использованием компьютерных технологий: практическое пособие для студентов / А.Х. Хусаинова. – Набережные Челны: НГПИ. – 2009. – 62с.

 

 

Данное пособие предназначено для студентов, желающих научиться оформлять рефераты, курсовые и дипломные работы с использованием компьютерных технологий и в соответствии со стандартами. Любая качественно оформленная работа всегда претендует на более высокую оценку.


Содержание

Введение. 4

1. Научно-исследовательская работа студентов. 5

2. Системы стандартов. 7

3. Этапы работы. 10

3.1. Требования к стилистике работ. 10

3.2. Выбор темы курсовой (дипломной) работы.. 12

3.3. План работы.. 13

3.4. Сбор и обработка информации. 14

3.5. Защита курсовой (дипломной) работы.. 14

4. Структура работы. 15

4.1. Титульный лист. 16

4.2. Оглавление. 17

4.3. Введение. 22

4.4. Основная часть. 23

4.5. Заключение. 25

5. Рекомендации по оформлению работ. 26

5.1. Общие требования к оформлению работы.. 26

5.2. Оформление библиографических списков. 34

5.3. Оформление библиографических ссылок. 37

5.4. Оформление формул. 42

5.5. Оформление таблиц. 45

5.6. Оформление иллюстраций. 50

5.7. Оформление приложений. 52

Литература. 55

Приложения. 57


«Недостаточно учить человека по специальности, в противном случае он со своей специальной подготовкой будет походить на обученную собаку».

А.Эйнштейн

 

Введение

Каждому студенту за время учебы приходится готовить множество рефератов, докладов, курсовых и других научных работ, оценка которых напрямую зависит не только от содержательной ценности, но и от качественного оформления. Многие студенты испытывают трудности при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Одна из причин этого – в отсутствии единых требований. Каждый преподаватель предъявляет свои индивидуальные требования, что не способствует установлению порядка в данном вопросе.

Между тем Государственные стандарты (ГОСТ) предъявляют определенные требования к оформлению письменных работ, также конкретный вуз может устанавливать свои специальные требования, которые должны быть закреплены в Стандарте предприятия (СТП) «О правилах ведения документации». При наличии таковых, научный руководитель просто не имеет права принять работу, оформленную не по правилам.

В данной работе рассмотрены некоторые из основных требований к оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ, а также вопросы использования текстового редактора Word при оформлении письменных работ. Хочется верить, что данное пособие поможет студентам, желающим научиться оформлять рефераты, курсовые и дипломные работы в соответствии со стандартами, поскольку любая качественно оформленная работа всегда претендует на более высокую оценку.


1. Научно-исследовательская работа студентов

Во многом успешность молодого специалиста, карьерный рост определяются его умением самостоятельно работать, получать новые знания, овладевать необходимыми практическими навыками. И это умение должно сформироваться за время обучения в вузе. Одной из основных форм самостоятельной деятельности студента является написание рефератов, курсовых и дипломных работ.

Курсовая и дипломная работы – это предусмотренная учебным планом научно – исследовательская деятельность, обязательная для каждого студента. Цель данного вида деятельности – научить студентов применять полученные знания для решения конкретных практических и теоретических задач. Это самостоятельная работа, в ходе которой студент должен проанализировать существующие в науке и практике точки зрения на данный вопрос, показать свое понимание рассматриваемого вопроса.

Механическое переписывание текста источников является грубым нарушением и влечет за сбой неудовлетворительную оценку работы. Такие работы не должны быть допущены к защите, но на практике очень часто закрывают на это глаза. Именно поэтому большинство студенческих работ не имеют ничего общего с научной работой. Чаще всего они представляют собой простое заимствование чужих работ, а с развитием Интернета отпадает необходимость даже простого конспектирования научных источников. Одним из способов борьбы с такими работами, на наш взгляд, является строгое соблюдение требований к содержанию и оформлению студенческих работ.

При написании курсовых работ желательно стремиться к тому, чтобы материал и результаты этих работ могли быть использованы при подготовке дипломной работы.

Темы работ определяются вузом. Студенту предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей темы с обоснованием целесообразности ее разработки. Темы утверждаются на заседании кафедры. В целях оказания помощи для подготовки курсовой (дипломной) работы, а также для осуществления контроля к каждому студенту решением кафедры прикрепляется научный руководитель (с учетом пожеланий студента). Студент обязан регулярно отчитываться в проделанной работе перед руководителем, консультироваться с ним по поводу любых сложностей при изучении темы.

Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает знание определенных методологических норм научного познания, умение их применить, знакомство с логикой и методами исследования, овладение основными исследовательскими подходами и умениями [2,с.3].

Кроме этого все студенты, независимо от специальности, должны владеть компьютерными технологиями на уровне квалифицированного пользователя, в том числе (и в первую очередь) текстовым редактором MS Office Word.


2. Системы стандартов

Научное исследование проводится и ученым, и студентом по одним и тем же законам и правилам. Для большинства из нас подтверждением качества какой-либо продукции является его соответствие определенным ГОСТам. Курсовые и дипломные работы являются продуктом научно - исследовательской деятельности студентов. Поэтому логично было бы требовать их соответствия определенным стандартам. Но почти повсеместно происходит игнорирование этих требований. Возможно, это связано с непониманием значения стандартизации или же незнанием стандартов преподавателями.

В нашей стране действует многоступенчатая система стандартизации:

· межгосударственный стандарт (ГОСТ), который действует в масштабах СНГ;

· государственный стандарт (ГОСТ Р), действующий только в России;

· отраслевой стандарт (ОСТ);

· стандарт отдельных предприятий (СТП).

С 1987г. вводится штрих-кодирование – стандарт EAN, а с июля 1997г. для электронных публикаций – стандарт DOIS. Если рассматривать российское книжное дело, то все более широкое применение получают международные стандарты:

§ ISBN (книги)

§ ISSN (серии)

§ ISMN (музыкальные издания)

В 1946г. в Лондоне для облегчения международного товарообращения и расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технологической и экономической деятельности была организована ИСО (ISO, International Organization for Standardization). В настоящее время в ИСО входят более 90 стран (СССР с 1949г.). За Россией закреплены коды с 460 до 469, дальше код товара, код изготовителя и контрольная цифра.

Что касается курсовых, дипломных работ, то для их оформления также важны стандарты. ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», введенный с 01.07.2002, устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления научных отчетов. «Стандарт распространяется на отчеты о фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работ (НИР) по всем областям науки и техники, выполняемых … высшими учебными заведениями, … и другими организациями. Стандарт не распространяется на отчеты о НИР гуманитарного профиля» [11].

С июля 2004 года в соответствии с постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии №332-ст от 25 ноября 2003г. вводятся новые правила библиотечного описания для списка литературы – ГОСТ 7.1-2003 (прил.1). До этого времени действовал стандарт ГОСТ 7.1-84. Цель введения новой системы стандартов: соответствие современному стандарту ISBN, универсальность правил описания для всех видов документов, объединение обычных и электронных сред.

Ссылки должны соответствовать ГОСТу Р 7.0.5-2008. Сокращения должны соответствовать ГОСТу 7.11 и 7.12, например:

§ пробел ставится только после «.» и «,»;

§ «;», «…» могут отделяться пробелами до и после;

§ «и другие» можно сокращать [и др.];

§ без места - [б.м.];

§ без издателя - [б.и.].

Более подробно требования стандартов к курсовым и дипломным работам будут рассмотрены в главе «Рекомендации по оформлению работ».


3. Этапы работы

Весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

· ознакомление с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам; (практический совет: если преподаватель выдвинул ряд конкретных требований к оформлению работы, то целесообразно выполнить их пункт за пунктом, если же таковые не предъявлены, то воспользуйтесь рекомендациями из данной брошюры)

· выбор темы;

· определение структуры и составление плана курсовой (дипломной) работы;

· сбор и обработка информации;

· написание работы;

· оформление работы и представление на кафедру;

· защита курсовой (дипломной) работы.

Для успешного выполнения работы необходимо: научиться пользоваться библиографическими указателями; изучить и законспектировать определенный минимум литературы; изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе; выполнить экспериментальную работу, обработать полученный материал, проанализировать и сделать выводы; соблюдать требования стандартов к оформлению работ; использовать возможности новых информационных и компьютерных технологий [4,с.3-5].

3.1. Требования к стилистике работ

В курсовой (дипломной) работе студент должен показать наличие научных знаний по выбранной им теме в объеме, установленном программой учебной дисциплины, а также наличие элементарных навыков и умений научного исследования. Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы работы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

В работах В.В. Радаева [5], Р.М. Нуртдинова [4] и др. большое внимание уделено языку научного исследования. Отмечается, что он должен отличаться от разговорного языка, языка газетной заметки, популярной статьи или учебника. Текст работы должен демонстрировать:

· знакомство автора с основной литературой по теме;

· умение выделить проблему и определить методы ее решения;

· умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

· владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

· приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения;

· качественный и количественный анализ в единстве (слова + цифры, текст + таблицы, графики);

· использование метода полемики (анализ различных подходов к изучаемой проблеме, сильные стороны этих подходов и недостатки). Но не по мелочам!

· должна быть система аргументации (это предполагает знание основ формальной логики, умение опереться на литературу по данному вопросу, на практику, использование экскурсов в историю); избегать известных аргументов;

· однозначность трактовки;

· непротиворечивость;

· доказательность (формальная логика);

· ясность;

· отсутствие излишней усложненности;

· содержательность;

· краткость;

· не допускать повторов (проверить окончательный вариант);

· абзац – иногда 1-2 страницы, иногда 1-2 предложения; мерило абзаца – смысл определенной степени законченности (можно изложить 2-3 мысли; если больше, то на 1 страницу, но об одном предмете или его признаке);

· избегать примитивизма (не хватает материала, идей).

· принципы литературного изложения.

Вместо личного местоимения «Я» рекомендуется использование формы множественного числа «Мы» или существительного «автор». Примеры: «автор утверждает», «автор считает», «мы пришли к выводу», «нами доказано», «мы вносим следующее предложение», «практика подтверждает данный вывод, который получен нами самостоятельно».

3.2. Выбор темы курсовой (дипломной) работы

Выбор темы курсовой (дипломной) работы имеет исключительно большое значение. Правильно выбранная тема работы во многом обеспечивает успешное ее выполнение. Обязательные требования к теме работы:

· тема должна соответствовать специальности и специализации, по которой студент обучается в вузе, а также наименованию дисциплины, по которой выполняется данная работа;

· тема должна быть актуальной как в прикладном аспекте, так и научном;

· тема должна обеспечивать выход на круг вопросов, обладающих признаками новизны и оригинальности (в дипломной работе);

· тема должна содержать в себе возможности выдвигать положения, отличающиеся признаками полезности;

· темы курсовых (дипломных) работ определяются и утверждаются кафедрой;

· выбирает тему студент самостоятельно, учитывая возможность использования материалов курсовой работы в последующей дипломной работе, при этом

§ исходит из научных интересов руководителя, учитывает место прохождения производственной практики;

§ или выбирает тему, которая вызывает у него определенные затруднения;

· или в соответствии с собственными интересами, вкусами, наклонностями.

При этом нужно учитывать возможности по доступу к информации: Интернету, библиотеке. По одной теме могут выполняться работы несколькими студентами, если круг рассматриваемых вопросов различный. В процессе работы тема может быть скорректирована, но не позднее, чем за 1 месяц до защиты. Все изменения должны быть согласованы с руководителем и утверждены на заседании кафедры.

Название курсовой работы должно быть:

ü ясным –не должно содержать заумных фраз со словами, известными лишь автору и узкому кругу приближенных;

ü библиографически точным –название должно содержать ключевые слова;

ü содержательно определенным –название должно быть конкретным, без слов-паразитов;

ü проблемным –название должно нести хотя бы намек на проблему;

ü компактным –не должно быть слишком длинным;

ü литературным –не повторять несколько раз одно и тоже слово [5,с.63-65].

3.3. План работы

Следующий этап работы – планирование. В первую очередь, это составление календарного плана ведения исследовательской деятельности по теме курсовой (дипломной) работы. Также необходимо определить сроки оформления работы. Это поможет избежать авральной работы непосредственно перед сдачей курсовой работы руководителю. «Составить хорошо продуманный, структурированный и развернутый план – значит сделать половину работы» [5,с.66].

Необходимо составить и рабочий план курсовой (дипломной) работы, согласовав его с научным руководителем. Рабочий план как перечень вопросов, раскрывающих содержание темы, рекомендуется делать развернутым. План должен предусматривать, как правило, от 2 до 4 параграфов, названия и последовательность которых должны отражать логику исследования темы. При этом необходимо от общих вопросов переходить к более частным.

На практике ни один из тщательно продуманных планов никогда не соблюдается (по крайней мере, полностью). Тем не менее, подобный план, привязанный к реальному времени, необходим. И чем детальнее он будет, тем лучше. Такой документ будет подталкивать нас, упорядочивать наши действия. И любое смещение сроков станет предупредительным звонком, напоминанием об обязанностях.

3.4. Сбор и обработка информации

Курсовая (дипломная) работа создается на основе изучения достаточно большого объема материала по тематике изучаемого вопроса. Студенту для подбора материала рекомендуется изучить такие источники как:

· монографии;

· авторефераты диссертаций;

· словари и справочники;

· учебники и учебно-методические пособия;

· материалы научно-практических конференций;

· статьи из газет, научных журналов, в том числе и зарубежных;

· информационные издания (информационные листы, аналитические обзоры, выставочные и рекламные проспекты и др.);

· переводы научной литературы с иностранных языков;

· реферативные журналы;

· данные других наук.

Надо подробно описывать методы сбора данных, как отбиралась литература, научные источники.

3.5. Защита курсовой (дипломной) работы

На защите к работам предъявляются следующие требования:

· наличие научных результатов, выдвигаемых автором на защиту;

· наличие теоретической и практической глав;

· анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме;

· собственная точка зрения на излагаемую проблему;

· представление данных в виде таблиц, графиков с выявлением закономерностей;

· выводы должны быть четко аргументированы;

· последовательность, самостоятельность в подаче материала,

· использование научного стиля в работе;

· оформление материала с соблюдением требований ГОСТа;

· творческий подход к разработке темы.


4. Структура работы

Структура для разных типов работ может быть разной. Курсовая и дипломная работы должны включать следующие части:

1. титульный лист;

2. оглавление;

3. перечень условных обозначений (при необходимости);

4. введение;

5. основная часть;

6. заключение;

7. список использованных источников;

8. приложения (при необходимости).

Для реферата обычно достаточно разделов 1, 2, 4, 5, 6, 7. Объем работы предварительно оговаривается руководителем, чаще всего реферат не должен превышать объем от 10 до 20 страниц, для курсовых работ – 20-40, а дипломных работ – 40-60 страниц.

Наименования структурных элементов «Содержание», «Обозначения и сокращения», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов курсовой (дипломной) работы.

Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример: 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример: 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

 

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример: 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

4.1. Титульный лист

Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями кафедры, на которой пишется работа. Обычно титульный лист содержит следующие сведения:

· название учебного заведения;

· факультет;

· кафедра, на которой пишется работа;

· тема работы;

· фамилия и инициалы студента;

· ученое звание и ученый статус руководителя, Ф. И. О.;

· город;

· год написания (защиты).

Дополнительно может быть указано название предмета, по которому пишется работа. Примеры оформления титульного листа представлены в приложениях 3, 4.

4.2. Оглавление

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы

Содержание работы (оглавление) формируется автоматически. Перед оглавлением пишется слово «Содержание».

Оглавление, созданное автоматически, позволяет облегчить навигацию по документу, а также в оглавлении автоматически проставляются номера страниц, на которых начинаются разделы. Еще одно удобство состоит в том, что при внесении изменений в текст работы (добавление материала, изъятие какой-либо его части) можно легко обновить поле оглавления.

При создании оглавления очень важно придерживаться единого стиля. Наиболее часто встречается ошибка, когда при формировании оглавления смешивают различные стили. С точки зрения автора, наиболее приемлемым при оформлении рефератов, курсовых и дипломных работ является современный стиль.

Примером наиболее часто встречающейся ошибки можно считать следующую: когда в заголовках первого уровня пишут слово Глава 1 (или § 1), а подразделы обозначают 1.1, 1.2 и т. д. Более правильно будет опустить слово Глава, обозначив только ее номер:

 

 
 
1. название раздела 1.1. название подраздела 1.2. название подраздела 2. название раздела 2.1. название подраздела  

 


Такие структурные части, как Содержание, Введение, Заключение, Список литературы, не имеют порядкового номера.

Заголовки выделяются стилем «Заголовок 1» и «Заголовок 2» (стандартные для Word), т.е. шрифтом Arial размер 16 и 14 соответственно. Заголовки отделяют от текста на 2,5 интервала. Заголовок главы от названия параграфа – на 2,5 интервала. Подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке не допускаются.

В случае, если заголовок не удовлетворяет требуемому стилю, необходимо самостоятельно отформатировать заголовок, то есть задать выравнивание, размер, начертание и наименование шрифта, используя Панель инструментов.

Для того чтобы создать оглавление, необходимо:

1. Выделить первый заголовок, который необходимо поместить в оглавление (рис.1).

 

Рис. 1. Выделение заголовка

2. На панели инструментов «Форматирование» (рис.2), в раскрывающемся списке «Стиль» выбрать заголовок, который требуется сопоставить с выбранным абзацем.

 

 

Рис. 2. Форматирование стиля заголовка

3. Можно выбрать или изменить стиль через меню Формат/Стили и форматирование (рис.3).

 

Рис. 3. Меню Формат

Справа откроется область задач «Стили и форматирование» (рис.4).

 

 

Рис. 4. Область задач «Стили и форматирование»

4. Таким образом пометить все заголовки в тексте.

5. Щелкнуть в месте вставки оглавления.

6. По команде Вставка/Ссылка/Оглавление и указатели, вызвать диалоговое окно «Оглавление и указатели» (рис.5).

 

 

Рис. 5.Меню Вставка/Ссылка/Оглавление и указатели

 

7. Открыть вкладку «Оглавление» (рис.6).

 

 

Рис. 6. Окно «Оглавление и указатели», вкладка «Оглавление»

8. Чтобы воспользоваться одним из готовых решений, выбрать нужный вариант в поле «Форматы ». Выбрать другие Параметры оглавления. Нажать «ОК».

Для того чтобы удалить оглавление, необходимо выделить оглавление вручную и нажать клавишу DEL. В случае, когда вы вносите какие-то поправки в текст, можно просто обновить поле оглавления (целиком или только номера страниц) (рис.7).

 

 

Рис. 7. Меню Обновление оглавления

4.3. Введение

Введение – эта часть работы содержит обоснование актуальности проблемы, цели и задачи исследования. Далее выдвигаются гипотезы. Введение работы имеет следующую структуру:

1. Актуальность, значимость и разработанность темы (1-2 абзаца): почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Значимость проблемы и необходимость ее разрешения, недостатки, которые надо устранить, степень разработанности теории, указание малоизученных аспектов.

2. Объект исследования – это то, что мы намерены изучать. Рекомендуется ограничивать объект исследования: чем он конкретнее, тем лучше. «Определить объект – значит его «опредéлить», т.е. ограничить» [5,с.18].

3. Предмет исследования – это особая проблема, которую мы собираемся изучить, а по возможности и решить. «Проблема – это некое несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу. Это некий парадокс, загадка» [5,с.14]. Очень часто проблема подменяется указанием на недостаточность данных или неполное знание о каком-то явлении. Как сформулировать проблему? Нужен вопрос, который вызывает интерес к нашей работе со стороны других. Для этого мы должны показать, что предмет исследования интересен для нас самих, а затем убедить других людей в том, что он может иметь значение не только для автора.

4. Цель исследования – что хотел сделать в работе, чего добиться (выявить сущность, проанализировать, предложить, разработать). Как правило, «вместо формулирования цели воспроизводится заголовок». А надо «взять ту самую проблему … и изложить ее в одном коротком предложении» [5,с.63].

5. Задачи, решаемые в работе (что надо сделать в ходе работы, чтобы достичь заявленной цели; как правило, они соответствуют названиям разделов).

6. Применяемая литература (очень краткий обзор).

7. Методы, применяемые в работе, и краткий обзор всех глав (только в дипломных работах).

Объем введения должен быть не более 1 страницы для реферата, для курсовой – 1-2 страницы, для дипломной работы – не больше 3 страниц. И, по возможности, необходимо описать структуру работы, «в какой последовательности будет излагаться материал, и чем обусловлена именно такая логика»[5,с.67].

4.4. Основная часть

Обычно основная часть курсовой или дипломной работы состоит из двух разделов: теоретического и практического. В первом разделе раскрывается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показывается позиция автора, во втором разделе излагаются методы, организация и результаты самостоятельного исследования.

Перед составлением обзора надо определить основные понятия по теме исследования, чтобы их использование было однозначным. Далее начинается поиск их толкований в следующих источниках: энциклопедии, толковые словари, предметные указатели основных учебников и монографий.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках (анализируют, классифицируют и т.д.); описываются основные понятия и логические связи между ними (т.е. создается понятийный аппарат); толкование основных понятий разными авторами (обязательны сноски), но без анализа, одно их перечисление; анализируют, сравнивают различные толкования одного и того же понятия.

Классифицируют понятия по выбранному параметру. И определяют, какие толкования были приняты за основу в данной работе, или собственное толкование.

Студенты, не имеющие четкого представления о целях и задачах своего исследования, о методах исследования, собирают все, что попадется под руку. И начинают тонуть в куче накопленного материала, а отдельные проблемы курсовой работы оказываются необеспеченными нужным материалом.

Основные критерии отбора материала для курсовой (дипломной) работы[2,с.9]:

· ориентир на реализацию целей и задач, сформулированных во введении;

· опираться на авторские работы;

· свести к минимуму известный материал;

· информация подбирается так, чтобы теория имела продолжение в практике; а практические материалы имели теоретическое обоснование;

· использовать цифры и факты “из первых рук” (Цифры и факты, которые не работают, не нужны!);

· для обобщения выводов нужно иметь данные, которые раскрывали бы его тенденции и закономерности;

· все данные должны быть соизмеримы;

· используемые данные должны содержать новейшие показатели, типичные и удивительные. После обработки они для наглядности могут быть сведены в таблицы и графики.

Изучение источников сопровождается выписками и конспектированием. Для этого используют систему папок, карточек или иных технических приемов. Выписки из текста обычно делают дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые нужно процитировать в курсовой (дипломной) работе.

Излагать материал в курсовой (дипломной) работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников.

4.5. Заключение

За основной частью работы следует заключение. В заключении подводятся итоги работы в целом, формулируются выводы, отражающие степень достижения поставленных целей. Содержание заключения последовательно и логически стройно представляет результаты всей курсовой (дипломной) работы. Примерный объем заключения составляет для реферата 1–1,5 страницы, для курсовой – не больше 2, для дипломной работы – не больше 4 страниц.

Курсовая (дипломная) работа должна быть зарегистрирована в специальном журнале не позднее, чем за 30 дней до защиты. Курсовая (дипломная) работа с рецензией научного руководителя возвращается автору. Если научный руководитель не допускает работу к защите, то ее необходимо переделать с учетом указанных рекомендаций.


5. Рекомендации по оформлению работ

5.1. Общие требования к оформлению работы

«Отчет о НИР должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Вне зависимости от способа выполнения отчета качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

При выполнении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету. В отчете должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки отчета, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются» (см. ГОСТ 7.32-2001). Все листы должны быть аккуратно сброшюрованы в папку для курсовых работ, а дипломная работа – переплетена.

Поля страницы А4 следующие: справа – 10 мм, слева – 20 мм, сверху и снизу – 20 мм. Для установки требуемых значений полей страницы нужно по команде меню Файл/Параметры страницы (рис.8).

Рис. 8. Меню Файл/Параметры страницы

 

вызвать диалоговое окно «Параметры страницы» (рис.9).

 

Рис. 9. Диалоговое окно «Параметры страницы»

Параметры форматирования страницы могут устанавливаться как для всего документа целиком, так и для его отдельных частей. В нижнем левом углу диалогового окна, в поле Образец можно визуально оценить результаты применения установленных параметров форматирования.

Текст должен быть выровнен по ширине страницы. Для того чтобы задать выравнивание абзаца, необходимо выделить абзац(ы), по команде Формат/Абзац (рис.10) вызвать диалоговое окно «Абзац». В секторе «Общие» в списке «Выравнивание» указать необходимый способ выравнивания (рис.11).

 

 

Рис. 10. Меню Формат/Абзац

 

Рис. 11. Выравнивание абзаца

Первая строка абзаца начинается с отступа вправо по отношению к левой границе абзаца. Этот отступ называют абзацным отступом, а строку, содержащую абзацный отступ, называют красной строкой. Для того чтобы задать красную строку, необходимо выделить абзац, по команде Формат/Абзац (рис.8) вызвать диалоговое окно «Абзац». В секторе «Отступ» в списке «Первая строка», указать «отступ» и задать величину отступа 1,27 (рис.12).

 

 

Рис. 12. Задание отступа красной строки

 

В пункте 6.12 ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о НИР, структура и правила оформления» читаем: «…текст печатается через полтора интервала, цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1,8 мм (кегль не менее 12)». Основной шрифт для курсовых и дипломных работ Times new roman (обычно размер 14). В меню Формат/Абзац (рис.10) выбираем междустрочный интервал (рис.13).

Рис. 13. Выбор междустрочного интервала

В меню Формат выбираем вкладку Шрифт и устанавливаем размер и вид шрифта (рис.14).

Во время перехода на новую строку редактор может переносить слова одним из двух способов:

· слова переносятся на новую строку целиком;

· слова переносятся по слогам, в соответствии с правилами орфографии языка, на котором формируется документ.

Установка способа переноса производится в диалоговом окне «Расстановка переносов» (рис.15), которое вызывается командой Сервис/Язык/Расстановка переносов.

Рис. 14. Диалоговое окно Шрифт

Для установки автоматического переноса слов по слогам необходимо включить флажок «Автоматическая расстановка переносов».

 

Рис. 15. Диалоговое окно «Расстановка переносов»

 

В пункте 6.3.1. ГОСТ 7.32-2001 отмечено, что «страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту». Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Для вставки номеров страниц надо в меню Вставка (рис.16)

 

Рис. 16. Меню Вставка/номера страниц

вызвать диалоговое окно Номера страниц…(рис.17).

 

Рис. 17. Диалоговое окно Номера страниц

 

Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки» [7,с.220-243]. Таким образом, все страницы, включая иллюстрации и приложения,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: