Неолиберальная экономическая концепция как результат исторического развития классического либерализма




Мировая современная экономика представляет собой сложное сочетание многих взаимозависимых рынков, различных денежных систем и экономик различных государств, в которых цены и курсы национальных валют могут устанавливаться и государственной властью, и рыночными механизмами. И в результате чего экономический анализ современной экономики оказывается достаточно сложным, как и теории современной экономики. Это не могло не отразиться и на либеральных экономиче­ских теориях. Классический либерализм, возникший несколько веков назад, постепенно модернизировался. И в результате появился неолиберализм, являющийся современной версией либерализма. Неолиберальная концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономиче­ской деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.

Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в 30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального экономического направления существовало несколько центров в Герма­нии, США, Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард; Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф. Хайек.

Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования экономики и единого мнения среди различных представителей различных направлений экономической мысли. Истоки не­олиберальной экономической концепции нужно искать в классическом либерализме, имеющем многовековую историю. С точки зрения традиционного либерализма 18-19 веков его идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым государственным участием. Либеральная экономическая политика второй половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности.

Либерализм – это, прежде всего экономическая свобода. Экономическая свобода означает свободу предпринимательства, освобождение от любых феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от государствен­ного дик­тата. Государственный диктат может осуществляться по-раз­ному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюд­жетного перераспределения для финансирования государственных обязательств) наиболее безобидная. Но есть формы государственного диктата гораздо более опасные для экономической свободы. Это различные формы государственной монополии (на внешнюю торговлю, валютные операции, собственность и др.). Также на лицензирование и регламентацию различных видов деятельности, искажение основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии эффективности и др.).

На ранней стадии развития либерализма считалось, что самым главным условием процветания государства является невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять го­сударство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени бла­госостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей». Но следует ли из этого, что Вьетнам – более либеральная страна, чем Норвегия, а в Туркмении и Азербайджане проводились более либеральные реформы, чем в Польше и Чехии? Важно обратить внимание на терпимость в управлении. То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса и иных форм частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять другую. В этом случае государство должно вмешиваться для обеспечения равенства правил игры для всех. Смит в своих

работах показал, что во главу угла надо поста­вить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление каж­дого человека к улучшению своего положения».

Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой (рыночная саморегуляция экономики). Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе та­кие взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникают новые концепции - неолиберализм и кейнсианство. Теоретически обосновал необходимость государственного регулирования ры­ночной экономики английский экономист Джон Кейнс. Он считает эко­номику и рынок несаморегулирующимися системами. Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, ко­торые ныне в основном представлены частной инициативе... Государ­ство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, час­тично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами». Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либе­ралы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия эконо­мической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безрабо­тицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и на­ступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне. Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это течение требует рационализации государственного социально-эко­номического регулирования, в частности объявляет целью прагматиче­ской социальной политики оптимальное воспроизводство «человеческого капитала», а не утверждение всеобщего благоденствия (это предполагает использование социальных расходов преимущественно для развития систем переподготовки рабочей силы, а не увеличение посо­бий бедным и безработным). Это новейшая тенденция в либерализме не отрицает того, что его главной функцией в новейшее время являлось поддержание баланса между экономической свободой и социально-экономическом равенством.

Разброс мнений по этим вопросам очень велик. Существует почти противоположное понимание либерализма в европейской и американской традиции. В Америке слово «либерал» – почти синоним слова «социалист». Либерализм в этой традиции – это поддержка государственных социальных программ и соответственно увеличение налогообложения, поддержка национальных, религиозных, и социальных меньшинств. Американский либерализм более политического толка, чем европейский. В Европе слово «либерал», наоборот, является антонимом слова «социалист». Европейский либерал выступает за маленькое правительство и ограничение его вмешательства в экономику. Европейский либерализм более экономического толка (хотя очень важна и его политическая составляющая – конституционный либерализм, верховенство закона и защита прав и свобод). Либерализм – это не только свобода предпринимательства, свободные цены и открытые рынки, это, прежде всего совокупность ин­теллектуальных, культурно-нравственных, политических и экономиче­ских установок, ориентированных на признание личности, ее свободы, выделение человека в качестве смыслового центра, подчеркивание ценности человека в противовес ценности коллектива.

Ранний либерализм защищал индивидуальные права и свободы исключительно как средство для максимальной пользы: «наибольшего благополучия для наибольшего количества людей», т.е. считалось, что права и свободы выгодны в конечном итоге для достижения экономического благополучия государства, но, начиная с Канта, они стали обретать самостоятельную ценность. Один из главных постулатов, сформулированных неолибералом Ф. Хайеком – забота о создании условий для свободного развития личности: «Преследуя эту цель, либералу следует относиться к обществу подобно садовнику, которому надо знать как можно больше о жизни растений, за которыми он ухаживает». В своей экономической политике неолибералы выдвигают требования уменьшить неравенство по богатству, используя программу соци­ального обеспечения и другие формы перераспределения. Один из основных принципов неолиберализма, предложенный общепринятым идеологом либерализма Дж. Ролзом формулируется так: «социальные и эконо­мические неравенства должны быть сглажены таким образом, чтобы они вели к наибольшей выгоде наименее преуспевающих».

Статистические данные показывают, что в промышленно развитых странах, реализующих либеральную концепцию, происходит постоянное уменьшение разницы между доходами самых обеспеченных и низкооплачиваемых граждан.

 

Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхард

Людвиг Эрхард (1897-1977) является одним из основных авторов концепции социального рыночного хозяйства. Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допустить заметной роли государ­ства в экономических процессах:

- во-первых, необходимо ограничение деятельности монополий;

- во-вторых, «безгосударственная» рыночная экономика порождает чрезмерный разрыв в доходах, необеспеченность положения отдельных социальных групп, что ведет к политической и социальной нестабильности.

Поэтому государство должно осуществлять частичное перераспределение доходов в пользу малоимущих и финансировать ряд социальных программ. В исключительных случаях государство может даже регулировать цены на критически важные товары и услуги (продовольствие, энергия, транспорт).

Эту концепцию Эрхард практически использовал для послевоенного экономического обновления Германии. В разрушенной войной Германии царила гиперинфляция. Деньги перестали выполнять свою функцию, а самой надежной «валютой» считались сигареты (в основном американские). В 1948 году была проведена денежная реформа (в том числе и банковская реформа). В результате объем номинальной денеж­ной массы (наличных денег и депозитов) сократился в четырнадцать раз. Структурные преобразования позволили эффективно использовать значительную по размерам иностранную помощь. У государства нашлись средства для инвестиционных налоговых льгот, для поддержания угольной и металлургической промышленности, а также электроэнергетики. В итоге рост цен быстро прекратился, а к началу 1950 года был превзойден довоенный уровень производства.

Последующий экономический рост и умеренное, но последовательное перераспределение части бюджетных средств в пользу менее обеспеченных социальных слоев создали условия для значительного роста жизненного уровня всех социальных групп в Германии.

 

Экономическая теория Л. Мизеса

Людвиг фон Мизес (1881—1973) – профессор Венского университета, в 1940 годуэмигрировал в США. Он отвергал теорию общего равновесия, его интересовали главным образом приспособительные процессы в экономике и конкуренция визменяющихся экономических условиях.В 1922 году Мизес выпустил книгу «Социализм», в которой утверждает, что централизованно устанавливаемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия в плановой экономике. Если цена не уравнивает спрос и предложение, то ее нельзя исполь­зовать для выбора эффективных комбинаций факторов производства. Поэтому централизованная экономика, не управляемаясвободно меняю­щимися ценами, управляется произволом чиновников, которые дажев случае их абсолютной честности и компетентности не имеют в своемраспоряжении инструментов эффективного планирования. Социалистическоеобщество никогда не сможет достичь рационального использования ресурсов,поскольку он оно не может иметь настоящей системы цен.

Свободные цены играют ключевую роль в эффективности функционированиярыночной экономики. Однако для этого они должны управ­ляться спросом, а не

обесцениванием денег. Отсюда интерес Мизеса к инфляции.

Он пришел к выводу, что в условиях инфляции в выигрыше оказы­ваются те

социальные группы, к которым раньше всего поступают де­нежные потоки, а все

остальные – в проигрыше. Результатом является перераспределение имущества и

доходов в пользу тех, кто «умеет опережать других повышением цен на товары и

труд. Рядом с наилучше организованными картелями выступают наилучше

организованные рабо­чие союзы. В проигрыше же окажутся трудно организуемые

классы».

Мизес выступал против контроля над ценами и заработной пла­той, против низких

темпов прироста денежной массы как основы анти­инфляционной политики. Все

дело в том, полагал он, что при инфля­ционном разогреве экономики

производители и инвесторы получают не­верные сигналы от банков в виде

заниженной процентной ставки. В результате происходит неоправданное

перераспределение ресурсов ме­жду отраслями. Вперед вырываются обрабатывающие

отрасли. Доходы их работников растут, но этот рост не подкрепляется

соответствующим ростом потребительских товаров. Это ведет к росту цен на них.

При­чина инфляции, таким образом, состоит в негибкости относительных цен, а

эффективная борьба с ней предполагает структурные изменения в экономике,

восстанавливающие чувствительность относительных цен к изменениям

экономической конъюнктуры. [2, с. 214]

 

2.3. Экономические взгляды Ф. Хайека

 

 

Фридрих фон Хайек (1899—1992). Он родился в Вене, переехал в Англию, а затем

в США. В 1974 году получил Нобелевскую премию по экономике. В своих трудах он

развил идею А. Смита о возможности возникновения и существования спонтанного

порядка в экономике. Смит считал, что спонтанный порядок создается невидимой

рукой кон­куренции, которая регулирует цены на рынке. По мнению Хайека

кон­куренция через механизм цен информирует участников рынка о тех

возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения

тех ресурсов, которыми обладает общество. В тоже время рынок способствует

концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут

быть использованы для производства то­варов. [6, с.46]

В своей последней книге Хаек характеризует рынок как сложную

высокоорганизованную систему, где происходит процесс “бессознательной

самоорганизации”. Хайек считал, что экономические проблемы должны решаться

через накопление и распространение информации (знаний). Если информация

распространяется беспрепятственно, то конкурентные цены приводят экономику в

оптимальное состояние. Отсюда, по его мнению, следует, что высшей

человеческой ценностью является своюода. Только она может гарантировать, что

человек может самостоятельно распорядиться своим знанием.в условиях

конкуренции это ведет к эффективному использованию знаний и тем самым к

высокому уровню экономического благосостояния. [8, с.20-21]

Экономическая свобода у Хайека – это прежде всего индивидуальная свобода

каждого отдельного человека с тем единственным ограничением, которое не

позволяет ему ограничивать индивидуальную свободу других людей. Основа

экономической свободы состоит не в более или менее равномерном распределении

материальных благ, осуществляемом государством и подчиняющим этим

распределением отдельных индивидов, а в праве каждого отдельного человека

свободно распоряжаться капиталом и своими способностями, что порождает риск и

ответственность распорядителя.

Система частной собственности – основная гарантия свободы. Пока контроль над

собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей,

никто не имеет над ними абсолютной власти. Напротив, в обществе, где все

планируется сверху, благосостояние каждого будет зависит не от него, а от

решения высшего органа.

Альтернативой государственному регулированию служит конструкция спонтанного

порядка. Хаек отказался от использования понятия экономического равновесия.

Вместо него он использует некоторое приближение к экономическому равновесию,

называемое порядком. Для поддержания порядка особенно важны два правила:

· отказ от присвоения чужой собственности;

· выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств.

Но при этом Хайек допускает значительно большую, чем традиционный либерализм,

роль государства в экономике, прежде всего в отношении доли государственных

расходов. Либерализм, по его мнению, состоит в обеспечении максимальной

информационной прозрачности действий государства в экономике и политике,

исключающей “приватизации” государства со стороны отдельных лиц или небольших

групп, обладающей политической властью или властью богатства. В числе таких

групп давления (лоббистов) могут быть профсоюзы, политические партии,

промышленные концерны и банки. Целью лоббистов является получение отдельных

льгот и привелегий для своей группы. Это могут быть налоговые льготы, дотации

из государственного бюджета и т.д. Во всех этих случях происходит

перераспределение денежных, информационных и материальных ресурсов в пользу

лоббистов. Хайек доказывал, что групповой эгоизм (лоббирование групповых

интересов) нарушает свободную конкуренцию и эффективность распределения

ресурсов в экономике снижается.

Одновременно он отрицательно относился к чрезмерному вмешательству

государства в экономику, прежде всего в процессы ценообразования.

Государство, по его мнению должно в основном разрабатывать законодательные

рамки функционирования конкурентного рынка.

Особенно резко он выступал против расширительного финанасирования растущего

бюджетного дифицита. Более того, в монографии “Частные деньги” (1976) Хайек

предложил отменить государственную монополию на выпуск денег. Деньги следует

считать обычным коммерческим товаром, и они должны выпускаться частными

эмитентами (коммерческими банками). Конкурирующими между собой. Такая

конкуренция “приведет к открытию еще неизвестных возможностей, заложенных в

феномене денег”. Однако для этого конкуренция должна быть информационно

прозрачной, и вся информация должна ежедневно публиковаться в финансовой

прессе. Главный вред от государственной монополии на эмиссию денег

заключается в том, что она, благодаря чрезмерному росту денежной массы,

искажается относительные цены и тем самым нарушает эффективность свободного

рынка. [2, с.221].

 

2.4. М. Фридман

 

 

Мильтон Фридман родился в 1912 году, стал профессором Чикаг­ского

университета, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1076 года, сотрудник

американского института Гувера. Фридман – привер­женец идеи свободы,

исходящей из существования внутренней связи между свободой

предпринимательства и свободой общества. Для умно­жения свободы нужно

уменьшить роль государства. Его нельзя допус­кать к созданию богатства,

регулированию объема производства, за­нятости и цен. Единственное, что оно

может и должно делать в эко­номике, - это регулирование количества денег в

обращении.

Фридман полагает, что изменения в кредитно-денежной сфере оказывают решающее

воздействие на экономическую коньюктуру. Уро­вень цен в экономике существенно

зависит от предложения денег (мо­нет, банкнот и чеков), и каждому

значительному повышению уровня цен предшествует значительное изменение в

темпе роста предложения денег. Поэтому правильным орудием экономического

анализа служит количественная теория денег.

Оппоненты Фридмана утверждали, что в действительности он при­держивается

тезиса: только деньги имеют значение. На самом деле, уточняя свою точку

зрения, Фридман утверждает, что деньги служат:

· главной причиной изменения реального дохода в короткий период времени;

· единственной причиной изменения номинального дохода в длительные

периоды времени.

Долгосрочный экономический рост, напротив, определяется ресурсами,

технологиями и предпочтениями потребителей.

По мнению Милтона Фридмана «Рынок является простым механиз­мом, который можно

применить для достижения любого количества це­лей. В зависимости от метода его

использования рынок может внести вклад в социальное и экономической развитие

или воспрепятствовать ему. Каждое сообщество – коммунистическое,

социалистическое или капиталистическое, – так или иначе, пользуется рынком.

Существен­ным является вопрос о частной собственности. Кто является

участни­ками рынка, и от чьего лица они действуют? Возможно, что это

пра­вительственные бюрократы, действующие от лица государства. Или это

индивидуумы, работающие сами на себя». [3]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: