В обучении особую роль играет принцип наглядности.




Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

Самодельные пособия, созданные руками самих учащихся, не теряют своего значения в учебной и воспитательной работе. Изготавливая то или иное пособие – прибор, модель, гербарий и т. п., дети глубже изучают особенности объекта или явления, что способствует расширению их кругозора и развитию наблюдательности. Изготовление наглядных пособий – это своеобразный способ проверки знаний, умений и эстетических вкусов учеников. Особое значение данная работа имеет сегодня, когда школы не имеют полной возможности пополнять кабинет биологии пособиями, изготовленными промышленным способом.

 

Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах потипам пособий, разделам и темам программы с учетом объема,массы, габаритов, частоты использования и требований к хранению.

Для удобства поиска оборудования каждому шкафу присваиваетсялитер (А, Б и т.д.), полки нумеруются цифрами, а отделенияна полках — прописной буквой. Шифр, обозначающий местохранения того или иного наглядного пособия, заносится в каталожнуюкарточку. Например, А—4—б означает: шкаф А, полка4, отделение б. На внутренней стороне створок шкафа помещаетсяперечень оборудования.

Чучела, коллекции насекомых и гербарии хранят упакованнымив коробки с нафталином или мешочками с инсектицидами.Скелеты животных помещают в застекленную часть шкафа, скелетчеловека — в полиэтиленовый чехол. Микропрепараты хранятв специальных коробках, каждый препарат в своем отделении. Микроскопыи штативные лупы кладут в футляры.

Таблицы наклеивают на картон и хранят в вертикальном положении.Бумажные таблицы раскладывают на широких полках вгоризонтальном положении. Диапозитивы размещают по темамуроков, диафильмы — в коробках с разделенными гнездами длярулончиков лент.

Дидактические карточки, фотографии, рисунки, схемы, открытки,раздаточный материал с частями растений хранят в конвертах,каталожных ящиках или папках. Кинофильмы помещаютв фильмостаты. Проекционную аппаратуру в кабинете расставляютс учетом фокусного расстояния, величины объектов и форматаносителя информации, лучше на передвижных подставках.

Экспозиционные стенды закрепляют в так называемом экспозиционномпоясе, который начинается на уровне 80 см от пола —это горизонтальная полоса шириной 150 — 170 см. Биологическиегазеты, бюллетени, стенды с материалами сменных выставок можноразмещать в коридорах, прилегающих к кабинету биологии.

Справочная функция кабинета. Для быстрого получения информациио наличии в кабинете биологии того или иного учебногооборудования, месте его хранения должна быть справочная картотекапо основным разделам: литература, приборы, техническиеи аудиовизуальные средства, таблицы, препараты, коллекции,гербарии и пр. Кроме того, кабинет должен иметь каталоги учебныхкинофильмов, видеофильмов и видеокассет, дискет с программнымобеспечением для компьютера и пр.

Функция учета и планирования кабинета. Учитель как заведующийкабинетом обязан вести книгу учета, в которую в алфавитномпорядке по разделам надо записывать материальные ценности(лабораторную посуду, реактивы, наглядные пособия и пр.).

Раз в год в кабинете проводят их инвентаризацию, отчет сдаютруководителю школы. В книгу учета регулярно записывают вновьприобретенное оборудование и отмечают факт списания устаревшегооборудования.

К числу документов учета относится также паспорт кабинета,в нем должны быть записаны основные сведения о кабинете.Совершенствование материальной базы кабинета биологии иего работа осуществляются на основе перспективного и годовогопланов. В планы помимо внеклассной и самостоятельной работыучащихся включают изготовление самодельных наглядных пособий,ремонт и замену оборудования, проведение выставок, методическойработы и консультаций, наблюдений, опытов и пр. суказанием сроков проведения работ, исполнителей и отметкой обих выполнении.

Всю основную организационную работу кабинета биологии,хранение оборудования выполняет заведующий кабинетом биологии.Эта функция, как правило, принадлежит учителю биологии.__

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: