Раннединастический период в Шумере 28 в – 2450




 

Возникновение 1х городов-государств Ур, Урук, Лагаш…

Арх-ра:

Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, (оборонительные стены, снабженные башнями, хорошо укрепленные ворота). Основным строительным материалом служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было применение искусственно возведенных платформ, для изоляции здания от сырости почвы. Другой характерной чертой, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. На юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием. Жилые дома иногда были и двухэтажными, с глухими стенами на улицу, как это часто бывает и поныне в восточных городах.

 

храм в Телль-Убайде - (богини Нин-Хурсаг, богиня плодородия и покровительница Убайда) Закрытого типа, на платформе с восходящей лестницей. Платформа членилась лопатками по вер-ли и цветом по гориз-ли (низ черный, верх белый). Стены святилища членились лопатками и фризами. Торжественно оформленный вход сохранился: круглые дерев опоры держат навесы. Опоры обложены блестящим металлом, похоже на рисунок пальмового ствола, по цоколю знак розетт – символ солнца.

Вдоль стены, в нишах между выступами стояли медные фигурки идущих быков. Выше поверхность стены украшали три фриза: горельефный с выполненными из меди изображениями лежащих бычков и два с плоским мозаичным рельефом: сцены хозяйственной жизни (доение священных коров) и шествующие вереницей священные птицы и животные, выложенным из белого перламутра на черных шиферных пластинках. У входа - 2 льва охранителя из дерева, обитого бронзой.. Бронзовая плита над входом в храм под навесом геральдическая композиция: божество Индугут - хищная птица с головой леопарда держит в когтях оленей. Рано применяются росписи, роспись по сухому, снаружи, образ пантеры, леопарда, быка – символ верховной земной и небесной власти

дворец в Кише - царский дворец + храм, открытого типа, на платформе

овальный храм в Хафадже - храм-крепость, 2уровневый: храм закрытого типа (нижний) и зиккурат со святилищем (верхний храм), стены белые

жилые постройки этажные, дома башенного типа еще с энеолита

 

Я династия Ура

царский некрополь в Уре похож на мастабы в Египте, богатейший. Ритуал захоронения царя вместе с царицей, жрицами, колесницей, конями («великие шахты смерти»). Первые образцы стекла – стеклянные бусины 1 пол 3 тыс.

храм правителя Мескаламдуга, царь Абарги, царь Шуб-ад:

ювелирные украшения

лиры с головами бога Наны в виде быка из золота и лазурита (1е муз инструменты!)

Штандарт из погребения в Уре 2 ската на древках со сценами Войны и Пира, мозаика, синий фон, перламутровые изо-я

Изо-е ослика на колеснице из электры (природный сплав золота и серебра)

Фигурка черного козлика на задних ногах

Золотой шлем Мескаламдуга строгость, ясность форм, проработка деталей – воспроизводит парик

Украшения царицы Шуб-Ад

Рельефы

Стела с коршунами (Эаннатума) - в честь победы Лагаша над Уммой. Изо-я разделены на регистры, фигура царя больше остальных, равноголовие, каноничное изо-е голова и ноги в профиль, глаза и плечи в фас. На лицевой стороне: бог войны и верховный бог Лагаша Нингирсу держит сеть с пленниками, на оборотной стороне строй во главе с Эаннатумом, Эаннатум на колеснице. Есть изо-я летающих коршунов на отдельном куске. Клинописная надпись-пояснение.

Стела Ур Нанше - правитель несет закладной камень, т.е. корзину с камнями к храму, условно

В рельефах нет канона, построчность, фигура правителя больше, этнические признаки шумеров, плоскостность, граф проработка бород, волос, одежды, силуэтность, выразительность, декоративность.

Скульптура

Адоранты – статуи реально существующих людей, которые приносили в храм вечно молиться за хозяина, 35-40 см, алебастр, песчаник, известняк, бронза, схематизм, укороч пропорции, фронтальность, статичность, нет индивид признаков, только этнические, на спине имя хозяина и имя бога. Нет канона

Юг: приземистые, укороченные пропорции, малорасчлененные, шарообразная голова, большие глаза, клювообразный нос молятся на коленях. Статуя Курлиля, молящаяся женщина из Лагаша

Север: более вытянутые пропорции фигур и голов, более натуралистично, элегантные фигуры, большие инруст глаза, большие носы: богиня из г Ашнуинака, сановник Эбих-иль из Мари, статуя бога Абу (боги с сосудами в руках, большими глазами)

Женская голова из Лагаша сросшиеся брови, волнистые волосы на прямой пробор собраны в пучок

женское божество - утиный нос

мужское божество Аб-У - огромный инкруст глаза, волнистые волосы

Эбих-Иль - жрец в юбке, глаза инкруст лазуритом

Печати-цилиндры:

н а округлой поверхности художники размещали многофигурные композиции. Выполненные из различных пород камней, более мягких для 1й пол. 3 тыс. до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца 3, а также 2 и 1 тыс. до н.э. чрезвычайно примитивными инструментами. Излюбленные сюжеты: мифологические, как эпос о Гильгамеше - герое непобедимой силы и непревзойденной смелости, темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Равноголовие, отчего животные часто представлены стоящими на задних лапах. Часто встречающийся на цилиндрах мотив борьбы Гильгамеша с хищными животными, наносившими вред домашнему скоту. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: