Общество - территориальная совокупность людей в рамках которой удовлетворяются их основные жизненные потребности.
Предпосылками существования общества являются:
- невозможность реализовать жизненно важные потребности индивидуально
- необходимость совместного действия людей
Первобытное общество (Пиголкин) - первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первобытных людей до возникновения государства и права.
Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, что соответствовало уровню развития самого человека.
Власть в первобытном обществе.
Род - организационная форма первобытного общества, основанная на кровнородственных отношениях его членов.
Несколько родов могли объединяться во фратрии, которые в свою очередь объединялись в племена и союзы племён. Власть в первобытном обществе носила общественный характер, исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах, носила личностный характер, распространялась только на членов рода, не носила территориальный характер. Социальные правила и их реализация поддерживались авторитетом вождя, либо старших по возрасту. Специального аппарата управления общественными делами в родовой организации не было. Высшим органом власти было родовое (народное) собрание всех взрослых членов рода. Народным собранием избирался вождь, решались вопросы изгнания членов рода, войны и мира. Подчинение и дисциплина базировались на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти
Таким образом, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь - совет старейшин - собрание членов рода. Характерными чертами власти были общественный характер, отсутствие привилегии, выборность, сменяемость.
Власть в первобытном обществе носила название потестарная власть.
Характеристика потестарной власти:
- совпадение субъекта и объекта власти
- власть основана на авторитете
- источником и базой власти был обычай
- особых органов, должностных лиц, занимающихся управлением не было
- высшей формой власти был наделён совет старейшин.
- управление родом и его делами осуществлял вождь, избираемый всеми членами рода, а в производственной деятельности вождь участвует наравне с другими членами рода
Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Предпосылками появления социальных норм считается развитие экономических и материальных отношений. Социально-значимые отношения регулировались обычаями, обрядами, ритуалами, мифами, моральными и религиозными нормами.
Признаки социальных норм в первобытном обществе:
- регулирование отношений между людьми
- регулирование типичных ситуации
- рассчитаны на неопределённый круг лиц
- многократное применение социальных норм
- сознательно-волевой характер норм
- нормы закреплены в сознании членов общества
- обеспечение применения к нарушителю мер принудительного воздействия со стороны соплеменников и убеждение в возможности наказания со стороны божеств, духов, предков
- носят недифференцированный характер, т.е. являются мононормами.
Мононорма - единые, недифференцированные правила поведения, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения.
Социальные нормы первобытного общества:
1. обычай - исторически сложившиеся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения. С помощью обычаев регулировались брачные отношения, товарообменные, производство, отношения с другими родами.
Характеристика обычая:
- сложились в результате многократного повторения;
- вошли в привычку (закрепились в сознании людей);
- передавались из поколения в поколение в устной форме;
- не имели письменной фиксации;
- соблюдались в силу жизненной необходимости;
- распространялись только на членов рода, т.е. носили локальный характер;
- обеспечиваются мерами общественного воздействия.
2. ритуал - правило поведения в котором акцентируется внешняя форма исполнения ритуала.
3. обряд - правило поведения, заключающееся в символических действиях, проникают в психику человека и имеют идеологические и воспитательные цели
4. мифология - совокупность приёмов должного или недопустимого поведения, способов поведения, которым должны следовать люди во взаимоотношении с природой и друг с другом.
Миф - сказание о богах, обожествлённых героях, духах, предках, возникающие в первобытном обществе.
5. религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлении
6. нормы морали - правило поведения, регулирующее отношение между людьми на основе представлении о добре, зле, справедливом, несправедливом
7. табу - запрет на осуществление каких-либо действии и на произношение определённых слов
Вопрос № 5