Власть и нормы в первобытном обществе.




Общество - территориальная совокупность людей в рамках которой удовлетворяются их основные жизненные потребности.

Предпосылками существования общества являются:

- невозможность реализовать жизненно важные потребности индивидуально

- необходимость совместного действия людей

Первобытное общество (Пиголкин) - первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первобытных людей до возникновения государства и права.

Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, что соответствовало уровню развития самого человека.

Власть в первобытном обществе.

Род - организационная форма первобытного общества, основанная на кровнородственных отношениях его членов.

Несколько родов могли объединяться во фратрии, которые в свою очередь объединялись в племена и союзы племён. Власть в первобытном обществе носила общественный характер, исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах, носила личностный характер, распространялась только на членов рода, не носила территориальный характер. Социальные правила и их реализация поддерживались авторитетом вождя, либо старших по возрасту. Специального аппарата управления общественными делами в родовой организации не было. Высшим органом власти было родовое (народное) собрание всех взрослых членов рода. Народным собранием избирался вождь, решались вопросы изгнания членов рода, войны и мира. Подчинение и дисциплина базировались на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти

Таким образом, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь - совет старейшин - собрание членов рода. Характерными чертами власти были общественный характер, отсутствие привилегии, выборность, сменяемость.

Власть в первобытном обществе носила название потестарная власть.

Характеристика потестарной власти:

- совпадение субъекта и объекта власти

- власть основана на авторитете

- источником и базой власти был обычай

- особых органов, должностных лиц, занимающихся управлением не было

- высшей формой власти был наделён совет старейшин.

- управление родом и его делами осуществлял вождь, избираемый всеми членами рода, а в производственной деятельности вождь участвует наравне с другими членами рода

Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Предпосылками появления социальных норм считается развитие экономических и материальных отношений. Социально-значимые отношения регулировались обычаями, обрядами, ритуалами, мифами, моральными и религиозными нормами.

Признаки социальных норм в первобытном обществе:

- регулирование отношений между людьми

- регулирование типичных ситуации

- рассчитаны на неопределённый круг лиц

- многократное применение социальных норм

- сознательно-волевой характер норм

- нормы закреплены в сознании членов общества

- обеспечение применения к нарушителю мер принудительного воздействия со стороны соплеменников и убеждение в возможности наказания со стороны божеств, духов, предков

- носят недифференцированный характер, т.е. являются мононормами.

Мононорма - единые, недифференцированные правила поведения, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения.

Социальные нормы первобытного общества:

1. обычай - исторически сложившиеся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения. С помощью обычаев регулировались брачные отношения, товарообменные, производство, отношения с другими родами.

Характеристика обычая:

- сложились в результате многократного повторения;

- вошли в привычку (закрепились в сознании людей);

- передавались из поколения в поколение в устной форме;

- не имели письменной фиксации;

- соблюдались в силу жизненной необходимости;

- распространялись только на членов рода, т.е. носили локальный характер;

- обеспечиваются мерами общественного воздействия.

2. ритуал - правило поведения в котором акцентируется внешняя форма исполнения ритуала.

3. обряд - правило поведения, заключающееся в символических действиях, проникают в психику человека и имеют идеологические и воспитательные цели

4. мифология - совокупность приёмов должного или недопустимого поведения, способов поведения, которым должны следовать люди во взаимоотношении с природой и друг с другом.

Миф - сказание о богах, обожествлённых героях, духах, предках, возникающие в первобытном обществе.

5. религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлении

6. нормы морали - правило поведения, регулирующее отношение между людьми на основе представлении о добре, зле, справедливом, несправедливом

7. табу - запрет на осуществление каких-либо действии и на произношение определённых слов

 

 

Вопрос № 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: